25. Причинно-следственные связи социальных объектов и процессов: Человек и общество
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)
3) Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)
1) В информационном обществе знания и технологии стремительно обновляются, что требует от человека постоянного обновления своих компетенций. Образование на протяжении всей жизни становится необходимостью, так как оно позволяет адаптироваться к изменениям на рынке труда, сохранять конкурентоспособность и развивать профессиональные навыки. Кроме того, непрерывное образование способствует личностному росту, расширению кругозора и формированию критического мышления, что особенно важно в условиях избытка информации и распространения фейковых новостей. Таким образом, образование на протяжении всей жизни является ключевым фактором успешной социализации и самореализации в современном мире.
2) Виды образовательных организаций (учреждений), помогающих получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации:
А) Университеты (включая программы дополнительного профессионального образования).
Б) Колледжи и техникумы (программы переподготовки и повышения квалификации).
В) Онлайн-платформы и образовательные центры (например, Skillbox, Яндекс.Практикум).
3) Примеры новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования
А) Университеты (программы дополнительного профессионального образования): после прохождения курсов повышения квалификации в университете человек может освоить новые профессиональные навыки, например, в области цифровых технологий или управления проектами. Это позволяет ему претендовать на более высокооплачиваемые должности или сменить сферу деятельности, оставаясь востребованным специалистом в условиях быстро меняющегося рынка труда.
Б) Колледжи и техникумы (программы переподготовки): после обучения в колледже по программе переподготовки человек может получить новую профессию, например, стать специалистом в области IT или дизайна. Это открывает перед ним возможность сменить профессию, если предыдущая перестала быть востребованной, или начать собственный бизнес в новой сфере.
В) Онлайн-платформы (например, Skillbox или Яндекс.Практикум): после прохождения онлайн-курсов человек может освоить современные навыки, такие как программирование, маркетинг или анализ данных. Это позволяет ему работать удалённо, заниматься фрилансом или развивать собственные проекты, что особенно актуально в условиях цифровой экономики и растущего спроса на IT-специалистов.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте неизбежность социальных конфликтов в жизни общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Как стороны могут вести себя в социальных конфликтах? (Укажите любые три стратегии поведения.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую из указанных в пункте 2) стратегий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию.)
1) Социальные конфликты неизбежны в жизни общества, так как они возникают из-за различий в интересах, ценностях, ресурсах и статусах между социальными группами. В условиях ограниченности ресурсов (материальных, властных, культурных) конкуренция за их распределение становится естественной. Кроме того, социальные изменения, такие как технологический прогресс или экономические кризисы, часто приводят к перераспределению ролей и статусов, что вызывает напряжённость. Конфликты также выполняют функцию выявления проблем и стимулирования развития общества, так как их разрешение может привести к более справедливому распределению ресурсов и улучшению социальных отношений.
2) Стратегии поведения сторон в социальных конфликтах:
А) Конфронтация (стремление добиться своих целей любой ценой).
Б) Компромисс (поиск взаимовыгодного решения через уступки).
В) Избегание (уход от конфликта, игнорирование проблемы).
3) Примеры, иллюстрирующие стратегии поведения в социальных конфликтах
А) Конфронтация: примером конфронтации может служить забастовка работников завода, требующих повышения заработной платы. Работники организуют митинги, прекращают работу и выдвигают жёсткие требования к руководству, не соглашаясь на частичные уступки. В результате конфликт может привести к серьёзным экономическим потерям для предприятия, но также может вынудить руководство пойти навстречу требованиям работников.
Б) Компромисс: примером компромисса может быть ситуация в местном сообществе, где жители и застройщик спорят о строительстве нового торгового центра. В результате переговоров стороны приходят к соглашению: застройщик уменьшает высоту здания и обязуется благоустроить прилегающую территорию, а жители соглашаются на строительство. Это позволяет избежать длительного конфликта и найти решение, удовлетворяющее обе стороны.
В) Избегание: примером избегания может служить ситуация в коллективе, где сотрудник, недовольный действиями начальства, предпочитает не высказывать свои претензии, чтобы избежать конфликта. Он продолжает работать, но его недовольство накапливается, что может привести к снижению мотивации и эффективности труда. В данном случае избегание не решает проблему, а лишь откладывает её.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие науки относят к социально-гуманитарным? (Назовите любые три науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) социально-гуманитарных наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки для человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции науки.)
1) Интеграция наук в современном мире закономерна, так как сложные проблемы, стоящие перед человечеством, требуют комплексного подхода. Например, экологические проблемы невозможно решить только с помощью биологии или химии — необходимо привлекать экономику, социологию и политологию для разработки эффективных стратегий. Кроме того, развитие технологий, таких как искусственный интеллект или генная инженерия, требует взаимодействия естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Интеграция позволяет объединить знания из разных областей, что способствует более глубокому пониманию явлений и созданию инновационных решений. Это особенно важно в условиях глобализации, когда проблемы становятся транснациональными и требуют междисциплинарного подхода.
2) Социально-гуманитарные науки:
А) Социология (изучение общества и социальных отношений).
Б) Психология (изучение психики и поведения человека).
В) История (изучение прошлого человечества).
3) Примеры реализации функций социально-гуманитарных наук
А) Социология (функция — объяснение социальных процессов): социологические исследования помогают понять причины социального неравенства и разработать меры для его сокращения. Например, изучение уровня доходов и доступности образования в разных регионах России позволяет выявить проблемные зоны и предложить государству программы поддержки для малообеспеченных слоёв населения. Это способствует снижению социальной напряжённости и улучшению качества жизни.
Б) Психология (функция — улучшение качества жизни человека): психологические исследования в области стресса и эмоционального выгорания помогают разработать методы профилактики и лечения. Например, программы психологической поддержки для сотрудников компаний, основанные на данных исследований, позволяют снизить уровень стресса и повысить производительность труда. Это улучшает не только индивидуальное благополучие, но и эффективность работы организаций.
В) История (функция — сохранение культурного наследия и формирование идентичности): исторические исследования и музеи, такие как Музей Победы в Москве, играют важную роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Они помогают формировать национальную идентичность, воспитывать патриотизм и передавать знания о прошлом новым поколениям. Это способствует укреплению единства общества и сохранению исторической правды.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие религии относятся к традиционным религиям России? (Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии).
3) Для каждой из указанных в пункте 2) религий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)
1) Религия играет важную роль в жизни современного российского общества, так как она способствует сохранению культурных традиций, формированию моральных норм и укреплению социальной сплочённости. В условиях многонационального и многоконфессионального государства религия помогает поддерживать мир и взаимопонимание между различными группами населения. Кроме того, религия предоставляет людям духовную опору, помогая справляться с жизненными трудностями и находить смысл в сложных ситуациях. Религиозные организации также активно участвуют в благотворительной деятельности, что способствует решению социальных проблем. Таким образом, религия выполняет важные функции в обществе, способствуя его стабильности и развитию.
2) Традиционные религии России:
А) Православие (христианство).
Б) Ислам (включая суннизм и шиизм).
В) Буддизм (традиционно распространён в регионах, таких как Калмыкия, Бурятия и др.).
3) Примеры реализации функций религии в жизни человека и общества
А) Православие (функция — мировоззренческая): формирует у верующих систему ценностей, основанную на любви к ближнему, милосердии и справедливости. Например, во время Великого поста верующие отказываются от излишеств, уделяют больше времени молитве и помогают нуждающимся. Это способствует духовному росту человека и укреплению моральных норм в обществе.
Б) Ислам (функция — интеграционная): объединяет мусульманские общины, способствуя сохранению их культурной и религиозной идентичности. Например, праздник Ураза-байрам, который отмечается после окончания месяца Рамадан, становится поводом для совместных молитв, семейных встреч и помощи бедным. Это укрепляет связи внутри мусульманской общины и способствует социальной сплочённости.
В) Буддизм (функция — психологическая): помогает людям находить внутреннюю гармонию и справляться со стрессом через медитацию и практики осознанности. Например, в буддийских храмах Калмыкии проводятся медитационные занятия, которые помогают людям обрести душевное равновесие и научиться справляться с жизненными трудностями. Это способствует улучшению психологического состояния человека и снижению уровня стресса в обществе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)
1) Эмпирический и теоретический уровни научного познания тесно связаны, так как эмпирический уровень предоставляет факты и данные, необходимые для построения теорий, а теоретический уровень объясняет эти факты и формирует общие законы. Эмпирическое познание включает наблюдение, эксперимент и сбор данных, что позволяет учёным получать информацию о реальных явлениях. Теоретическое познание, в свою очередь, систематизирует эти данные, выдвигает гипотезы и создаёт модели, которые объясняют наблюдаемые процессы. Например, в физике эксперименты с частицами на Большом адронном коллайдере (эмпирический уровень) позволили подтвердить существование бозона Хиггса, что стало основой для развития теоретических моделей в квантовой физике. Таким образом, эмпирический и теоретический уровни взаимно дополняют друг друга, обеспечивая прогресс науки.
2) Методы, используемые в научных исследованиях:
А) Наблюдение (систематическое изучение явлений без вмешательства).
Б) Эксперимент (проведение контролируемых опытов для проверки гипотез).
В) Моделирование (создание моделей для изучения сложных систем).
3) Примеры применения методов в научных исследованиях:
А) Наблюдение (в биологии): используется для изучения поведения животных в их естественной среде обитания. Например, учёные наблюдают за миграцией птиц, чтобы понять, как они ориентируются в пространстве и какие факторы влияют на их маршруты. Это позволяет получить данные о поведенческих особенностях видов и их адаптации к окружающей среде.
Б) Эксперимент (в химии): является основным методом исследования. Например, для изучения свойств новых материалов учёные проводят эксперименты, изменяя условия реакции (температуру, давление, концентрацию веществ). Это позволяет определить оптимальные параметры для синтеза материалов с заданными свойствами, таких как сверхпроводники или катализаторы.
В) Моделирование (в экономике): используется для прогнозирования развития экономических процессов. Например, экономисты создают математические модели, чтобы изучить, как изменение процентных ставок влияет на инфляцию и уровень безработицы. Это помогает правительствам и центральным банкам разрабатывать эффективную экономическую политику.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте важность высокого уровня культуры общения для эффективности общения с людьми. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) На каких нравственных качествах/принципах должно строиться общение? (Назовите любые три принципа/качества).
3) Для каждого из указанных в пункте 2) нравственных качествах, приведите по одному примеру его реализации (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных качества/принципа).
1) Высокий уровень культуры общения играет ключевую роль в эффективности взаимодействия между людьми, так как он способствует взаимопониманию, снижению конфликтов и созданию доверительной атмосферы. Культура общения включает в себя умение слушать, уважение к собеседнику, корректность в выражениях и эмоциональную сдержанность. Когда люди общаются культурно, они лучше понимают друг друга, что позволяет быстрее находить компромиссы и решать проблемы. Напротив, низкий уровень культуры общения может привести к недопониманию, обидам и конфликтам, что затрудняет достижение общих целей. Таким образом, культура общения является важным условием успешной коммуникации в любой сфере — от личных отношений до профессиональной деятельности.
2) Нравственные качества/принципы, на которых должно строиться общение:
А) Уважение к собеседнику.
Б) Доброжелательность.
В) Искренность.
3) Примеры реализации нравственных качеств/принципов:
А) Уважение к собеседнику: в рабочем коллективе сотрудник, даже если он не согласен с мнением коллеги, выслушивает его до конца, не перебивает и не допускает пренебрежительных комментариев. Например, на совещании один из сотрудников предлагает новый подход к решению задачи, который кажется другим неэффективным. Вместо того, чтобы критиковать, коллеги задают уточняющие вопросы и благодарят за предложение. Это демонстрирует уважение к мнению другого человека и способствует конструктивному диалогу.
Б) Доброжелательность: учитель в школе, общаясь с учениками, всегда старается поддерживать их, даже если они допускают ошибки. Например, когда ученик неправильно отвечает на вопрос, учитель не критикует его, а мягко указывает на ошибку и предлагает подумать ещё раз. Такое поведение создаёт комфортную атмосферу для обучения и помогает ученикам чувствовать себя увереннее.
В) Искренность: в дружеских отношениях искренность проявляется в том, что человек честно выражает свои чувства и мысли, не скрывая их за маской вежливости. Например, если друг спрашивает совета, человек не боится сказать правду, даже если она может быть неприятной, но делает это тактично и с заботой. Это укрепляет доверие в отношениях и показывает, что человек ценит дружбу.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость участия каждого в сохранении природы. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Каковы основные правила экологически ответственного поведения гражданина? (Сформулируйте любые три правила.)
3) Приведите пример, иллюстрирующий важность соблюдения каждого из указанных в пункте 2) правил для решения экологических проблем. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Участие каждого человека в сохранении природы необходимо, так как экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха, воды и почвы, изменение климата и исчезновение видов животных, затрагивают всё человечество. Природа обеспечивает нас ресурсами, необходимыми для жизни: чистым воздухом, водой, пищей и сырьём для производства. Если каждый человек будет безответственно относиться к окружающей среде, это приведёт к ухудшению экологической ситуации, что негативно скажется на здоровье людей, экономике и будущих поколениях. Коллективные усилия по сохранению природы, включая сокращение отходов, экономию ресурсов и защиту экосистем, помогают снизить антропогенное воздействие на окружающую среду и обеспечить устойчивое развитие.
2) Основные правила экологически ответственного поведения гражданина:
А) Сортировка и переработка отходов.
Б) Экономия воды и электроэнергии.
В) Использование экологически чистых видов транспорта.
3) Примеры важности соблюдения правил экологически ответственного поведения:
А) Сортировка и переработка отходов: если каждый человек будет сортировать мусор и сдавать его на переработку, это значительно сократит количество отходов, попадающих на свалки. Например, переработка пластика позволяет уменьшить загрязнение океанов, где пластиковые отходы наносят вред морским обитателям. В результате снижается нагрузка на экосистемы и уменьшается количество токсичных веществ, выделяемых при разложении мусора.
Б) Экономия воды и электроэнергии: если люди будут выключать свет, когда он не нужен, и использовать энергосберегающие лампы, это уменьшит потребление электроэнергии, что, в свою очередь, снизит выбросы углекислого газа от электростанций. Экономия воды, например, за счёт установки счётчиков и использования водосберегающих устройств, помогает сохранить пресноводные ресурсы, которые становятся всё более дефицитными.
В) Использование экологически чистых видов транспорта: использование общественного транспорта, велосипедов или электромобилей вместо личных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания помогает снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Например, если больше людей будут ездить на велосипедах, это уменьшит уровень загрязнения воздуха в городах, что положительно скажется на здоровье горожан и снизит уровень парниковых газов, способствующих изменению климата.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость непрерывного образования в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие способы получения дополнительного образования есть у граждан Российской Федерации? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему правило рационального выбора организации дополнительного образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности должны быть проиллюстрированы три различных правила.)
1) Непрерывное образование играет ключевую роль в современном обществе, так как оно позволяет людям адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и труда. В условиях глобализации, технологического прогресса и цифровизации многие профессии устаревают, а на их место приходят новые, требующие актуальных знаний и навыков. Непрерывное образование помогает оставаться конкурентоспособными на рынке труда, повышать квалификацию и осваивать новые области знаний. Кроме того, оно способствует личностному развитию, расширению кругозора и улучшению качества жизни. Таким образом, непрерывное образование становится необходимым условием для успешной социализации и профессиональной реализации в современном мире.
2) Способы получения дополнительного образования в Российской Федерации:
А) Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Б) Онлайн-обучение (вебинары, онлайн-курсы).
В) Участие в образовательных программах и тренингах от работодателя.
3) Примеры правил рационального выбора организации дополнительного образования:
А) Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки: при выборе курсов важно учитывать их аккредитацию и репутацию образовательного учреждения. Например, бухгалтер, желающий повысить квалификацию, может выбрать курсы при известном университете или специализированном учебном центре, который имеет лицензию и положительные отзывы. Это гарантирует, что полученный сертификат будет признан работодателями и поможет в карьерном росте.
Б) Онлайн-обучение (вебинары, онлайн-курсы): при выборе онлайн-курсов важно обращать внимание на их содержание, продолжительность и отзывы выпускников. Например, программист, желающий изучить новый язык программирования, может выбрать курс на платформе Skillbox или Яндекс Практикум, где представлены программы от ведущих университетов и компаний. Это позволит ему получить актуальные знания и навыки, которые можно сразу применить на практике.
В) Участие в образовательных программах и тренингах от работодателя: при выборе программ, предлагаемых работодателем, важно учитывать их соответствие профессиональным целям и возможность применения полученных знаний в работе. Например, менеджер по продажам может участвовать в тренингах по управлению командой, организованных компанией. Это поможет ему улучшить свои навыки руководства и повысить эффективность работы отдела, что будет полезно как для него, так и для компании.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте роль деятельности в формировании личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие формы (виды) деятельности выделяют учёные? (Назовите три формы (вида) по одному любому критерию.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждой из указанных в пункте 2) форм (видов) деятельности на личность (всего три примера). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и раскрывать влияние данной формы/вида на личность.)
1) Деятельность играет ключевую роль в формировании личности, так как именно через неё человек развивает свои способности, приобретает знания, навыки и опыт. В процессе деятельности человек сталкивается с различными задачами, которые требуют от него проявления инициативы, творчества и ответственности. Это способствует развитию таких качеств, как целеустремлённость, трудолюбие и умение работать в команде. Кроме того, деятельность позволяет человеку осознать свои интересы, ценности и место в обществе, что формирует его мировоззрение и характер. Таким образом, деятельность является основным механизмом социализации и самореализации личности.
2) Формы (виды) деятельности:
А) Трудовая деятельность.
Б) Учебная деятельность.
В) Творческая деятельность.
3) Примеры влияния форм деятельности на личность:
А) Трудовая деятельность: работа в профессиональной сфере помогает человеку развить такие качества, как дисциплина, ответственность и умение решать сложные задачи. Например, инженер, участвующий в строительстве моста, должен тщательно планировать свои действия, учитывать множество факторов и работать в команде. Это формирует у него профессиональную компетентность, уверенность в своих силах и способность к лидерству.
Б) Учебная деятельность: обучение в школе или университете способствует развитию интеллектуальных способностей, критического мышления и умения анализировать информацию. Например, студент, изучающий историю, учится работать с источниками, аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Это не только расширяет его кругозор, но и формирует навыки, необходимые для успешной профессиональной жизни.
В) Творческая деятельность: занятия творчеством, такие как рисование, музыка или писательство, развивают воображение, эмоциональную чувствительность и способность к самовыражению. Например, художник, создающий картины, учится видеть красоту в окружающем мире, передавать свои эмоции через искусство и находить нестандартные решения. Это помогает ему развить уникальный стиль и уверенность в своих творческих способностях.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость участия каждого человека в решении глобальных проблем. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие глобальные проблемы стоят перед современным человечеством? (Назовите любые три глобальные проблемы.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему возможные способы решения каждой из указанных в пункте 2) глобальных проблем. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Участие каждого человека в решении глобальных проблем необходимо, так как эти проблемы затрагивают всё человечество и требуют коллективных усилий для их преодоления. Глобальные проблемы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды и социальное неравенство, не имеют границ и влияют на жизнь всех людей, независимо от их места проживания. Без активного участия граждан, государств и международных организаций эти проблемы будут усугубляться, что приведёт к катастрофическим последствиям для будущих поколений. Каждый человек может внести свой вклад, например, сокращая потребление ресурсов, поддерживая экологические инициативы или участвуя в волонтёрских проектах. Таким образом, совместные усилия позволяют не только смягчить последствия глобальных проблем, но и создать более устойчивое и справедливое общество.
2) Глобальные проблемы современного человечества
А) Изменение климата.
Б) Загрязнение окружающей среды.
В) Социальное и экономическое неравенство.
3) Примеры возможных способов решения глобальных проблем:
А) Изменение климата: одним из способов борьбы с изменением климата является переход на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная и ветровая энергия. Например, многие страны, включая Россию, развивают программы по строительству солнечных электростанций и ветряных парков. Это позволяет сократить выбросы парниковых газов и снизить зависимость от ископаемого топлива. Каждый человек также может внести вклад, используя энергосберегающие технологии и поддерживая экологические инициативы.
Б) Загрязнение окружающей среды: для решения проблемы загрязнения окружающей среды важным шагом является внедрение раздельного сбора и переработки отходов. Например, в России всё больше городов внедряют систему раздельного сбора мусора, что позволяет сократить количество отходов на свалках и перерабатывать полезные материалы. Граждане могут участвовать в этом процессе, сортируя мусор дома и поддерживая экологические акции.
В) Социальное и экономическое неравенство: для сокращения социального и экономического неравенства важны программы поддержки малоимущих и доступ к качественному образованию. Например, в России реализуются программы социальной помощи, такие как выплаты на детей и субсидии для малообеспеченных семей. Кроме того, развитие онлайн-образования позволяет людям из отдалённых регионов получать знания и навыки, необходимые для улучшения их экономического положения. Каждый человек может помочь, участвуя в благотворительных проектах или обучая других.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость социального окружения в формировании личности человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие потребности человека можно отнести к ложным. (Укажите три любые такие потребности.)
3) Приведите три примера, иллюстрирующих негативное влияние на формирование личности человека каждого из указанных в пункте 2) ложных потребностей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных направления негативного влияния.)
1) Социальное окружение играет ключевую роль в формировании личности, так как именно через взаимодействие с другими людьми человек усваивает нормы, ценности, традиции и модели поведения, принятые в обществе. Семья, друзья, школа и коллеги оказывают влияние на мировоззрение, характер и жизненные цели человека. Например, в семье закладываются основы морали и нравственности, а в школе и на работе формируются профессиональные навыки и социальные связи. Благодаря социальному окружению человек учится адаптироваться к различным ситуациям, развивает коммуникативные способности и формирует свою идентичность. Таким образом, социальное окружение является важным фактором социализации и становления личности.
2) Ложные потребности человека:
А) Потребность в постоянном потреблении (потребительство).
Б) Потребность в одобрении со стороны окружающих (зависимость от чужого мнения).
В) Потребность в чрезмерном использовании цифровых технологий (зависимость от гаджетов).
3) Примеры негативного влияния ложных потребностей на формирование личности:
А) Потребность в постоянном потреблении (потребительство): человек, стремящийся постоянно покупать новые вещи, может стать жертвой материализма. Например, подросток, который тратит все свои карманные деньги на модную одежду и гаджеты, теряет способность ценить нематериальные блага, такие как дружба, знания или творчество. Это приводит к поверхностному восприятию мира и отсутствию глубоких жизненных целей.
Б) Потребность в одобрении со стороны окружающих (зависимость от чужого мнения): человек, который постоянно стремится получить одобрение от других, может потерять свою индивидуальность. Например, школьник, который выбирает профессию не по своим интересам, а под давлением родителей или сверстников, рискует стать несчастным в будущем. Это может привести к разочарованию в жизни и отсутствию удовлетворения от своей деятельности.
В) Потребность в чрезмерном использовании цифровых технологий (зависимость от гаджетов): чрезмерное увлечение социальными сетями и видеоиграми может привести к изоляции от реального мира. Например, молодой человек, который проводит всё свободное время в виртуальной реальности, теряет навыки живого общения и не развивает свои таланты в реальной жизни. Это может привести к одиночеству, снижению самооценки и отсутствию реальных достижений.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость разумных ограничений потребностей человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие социальные потребности человека вы знаете? (Назовите три любые потребности.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) потребностей приведите по одному примеру, иллюстрирующему удовлетворение данной потребности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные потребности.)
1) Разумные ограничения потребностей человека необходимы для поддержания баланса между личными интересами и интересами общества, а также для сохранения ресурсов и экологического равновесия. Безграничное удовлетворение потребностей может привести к чрезмерному потреблению, истощению природных ресурсов и увеличению социального неравенства. Например, чрезмерное использование энергии и воды приводит к экологическим проблемам, таким как изменение климата и дефицит пресной воды. Разумные ограничения помогают человеку сосредоточиться на действительно важных потребностях, способствуют устойчивому развитию и формированию ответственного отношения к окружающей среде и обществу.
2) Социальные потребности человека:
А) Потребность в общении.
Б) Потребность в признании и уважении.
В) Потребность в принадлежности к группе.
3) Примеры удовлетворения социальных потребностей:
А) Потребность в общении: человек удовлетворяет потребность в общении через взаимодействие с друзьями, семьёй и коллегами. Например, студент, который регулярно встречается с одногруппниками для совместной подготовки к экзаменам, не только улучшает свои знания, но и получает эмоциональную поддержку. Это помогает ему чувствовать себя частью коллектива и снижает уровень стресса.
Б) Потребность в признании и уважении: эта потребность может быть удовлетворена через профессиональные достижения. Например, сотрудник компании, который успешно завершил важный проект и получил благодарность от руководства, чувствует свою значимость и ценность. Это мотивирует его к дальнейшему развитию и повышению квалификации.
В) Потребность в принадлежности к группе: человек удовлетворяет потребность в принадлежности к группе через участие в общественных организациях или клубах по интересам. Например, волонтёр, который помогает в организации благотворительных мероприятий, чувствует себя частью важного дела и сообщества единомышленников.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение научного мировоззрения в формировании личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Изучение каких гуманитарных и социально-общественных учебных предметов способствует формированию научного мировоззрения? (Назовите любые три из гуманитарных и социально-общественных предметов.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) учебных предметов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его участие в формировании научного мировоззрения личности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать различные стороны участия трёх учебных предметов в формировании научного мировоззрения.)
1) Научное мировоззрение играет ключевую роль в формировании личности, так как оно основано на объективных знаниях, критическом мышлении и стремлении к истине. Оно помогает человеку понимать окружающий мир, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Научное мировоззрение способствует развитию таких качеств, как рациональность, скептицизм и открытость новому, что важно для адаптации в быстро меняющемся мире. Кроме того, оно формирует уважение к фактам и доказательствам, что помогает противостоять манипуляциям и ложным убеждениям. Таким образом, научное мировоззрение является основой для развития интеллектуально зрелой и социально ответственной личности.
2) Гуманитарные и социально-общественные учебные предметы, способствующие формированию научного мировоззрения:
А) История.
Б) Обществознание.
В) Философия.
3) Примеры участия учебных предметов в формировании научного мировоззрения:
А) История: изучение истории помогает понять причинно-следственные связи между событиями и процессами, что формирует у учащихся критическое мышление. Например, анализ причин и последствий Великой Отечественной войны позволяет понять, как политические решения влияют на судьбы народов. Это развивает способность оценивать события с разных точек зрения и делать выводы на основе фактов.
Б) Обществознание: знакомит учащихся с основами социологии, политологии, экономики и права, что способствует пониманию устройства общества и роли человека в нём. Например, изучение Конституции РФ помогает понять принципы правового государства и важность соблюдения законов. Это формирует у учащихся гражданскую позицию и уважение к демократическим ценностям.
В) Философия: учит критическому мышлению, задавать фундаментальные вопросы и искать ответы на них. Например, изучение философских концепций свободы и ответственности помогает понять, как человек может влиять на свою жизнь и общество. Это развивает способность к рефлексии и формирует осознанное отношение к жизни.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение общественных благ для жизнедеятельности человека. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие общественные блага удовлетворяют духовные потребности личности? (Назовите любые три общественных блага.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) общественных благ приведите по одному примеру, иллюстрирующему его роль в удовлетворении духовных потребностей личности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роль трёх различных общественных благ.)
1) Общественные блага играют ключевую роль в жизнедеятельности человека, так как они обеспечивают базовые условия для существования и развития общества. К ним относятся такие блага, как безопасность, образование, здравоохранение, инфраструктура и культура, которые доступны всем членам общества и не могут быть предоставлены исключительно рыночными механизмами. Общественные блага способствуют повышению качества жизни, социальной справедливости и устойчивому развитию. Например, доступ к образованию и здравоохранению позволяет людям реализовать свой потенциал, а инфраструктура (дороги, транспорт, связь) обеспечивает экономическое развитие и комфортную жизнь. Таким образом, общественные блага являются основой для благополучия общества и каждого человека в отдельности.
2) Общественные блага, удовлетворяющие духовные потребности личности:
А) Библиотеки.
Б) Театры и музеи.
В) Парки и зоны отдыха.
3) Примеры роли общественных благ в удовлетворении духовных потребностей личности:
А) Библиотеки: предоставляют доступ к знаниям, литературе и культурному наследию, что способствует интеллектуальному и духовному развитию личности. Например, в Российской государственной библиотеке в Москве читатели могут изучать редкие книги, участвовать в лекциях и дискуссиях, что расширяет их кругозор и помогает в самообразовании. Это удовлетворяет потребность в знаниях и культурном обогащении.
Б) Театры и музеи: играют важную роль в удовлетворении эстетических и культурных потребностей человека. Например, посещение Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге позволяет людям познакомиться с мировым искусством, вдохновиться шедеврами и глубже понять историю и культуру. Это способствует развитию чувства прекрасного и формированию культурной идентичности.
В) Парки и зоны отдыха: предоставляют возможность для релаксации, общения с природой и занятий спортом, что важно для духовного и физического здоровья. Например, парк «Зарядье» в Москве сочетает в себе природные ландшафты, культурные объекты и образовательные программы, что позволяет посетителям наслаждаться красотой природы, узнавать новое и восстанавливать душевное равновесие. Это удовлетворяет потребность в гармонии и отдыхе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения государством молодежной политики в РФ. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие государственные или муниципальные организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по взаимодействию с молодежью? (Назовите любые три организации или учреждения.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по проведению молодежной политики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
1) Проведение молодёжной политики необходимо для обеспечения социальной стабильности, экономического развития и формирования активного гражданского общества. Молодёжь является важным ресурсом для будущего страны, так как именно она будет определять направление развития общества, экономики и политики. Без поддержки и вовлечения молодёжи в общественную жизнь может возникнуть риск социальной апатии, роста безработицы и девиантного поведения. Молодёжная политика, включающая программы образования, трудоустройства, поддержки талантов и волонтёрства, помогает молодым людям реализовать свой потенциал, стать ответственными гражданами и внести вклад в развитие страны. Таким образом, молодёжная политика является важным элементом стратегии устойчивого развития России.
2) Государственные и муниципальные организации, взаимодействующие с молодёжью в РФ:
А) Росмолодёжь (Федеральное агентство по делам молодёжи).
Б) Министерство науки и высшего образования РФ.
В) Молодёжные центры при муниципалитетах.
3) Примеры деятельности организаций по проведению молодёжной политики:
А) Росмолодёжь: активно поддерживает инициативы молодёжи через грантовые программы. Например, в рамках конкурса «Росмолодёжь. Гранты» молодые люди могут получить до 1,5 млн рублей на реализацию своих проектов. Это могут быть социальные, культурные, образовательные или экологические инициативы. Такие проекты не только решают актуальные проблемы, но и способствуют развитию лидерских качеств и предпринимательских навыков у молодёжи.
Б) Министерство науки и высшего образования РФ: поддерживает молодых учёных и студентов через различные меры, включая гранты, стипендии, образовательные программы и программы жилищной поддержки. Молодые исследователи получают финансирование для участия в научных проектах, публикации своих работ и развития инновационных идей. Это стимулирует развитие науки и инноваций в стране.
В) Молодёжные центры при муниципалитетах: организуют мероприятия, направленные на развитие творчества, спорта и волонтёрства среди молодёжи. Например, в молодёжном центре города Новосибирска регулярно проводятся фестивали, спортивные соревнования и образовательные мастер-классы, которые помогают молодым людям раскрыть свои таланты, найти единомышленников и активно участвовать в жизни города.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение воздействия традиционных ценностей на политику государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие традиционные ценности признаются и защищаются на государственном уровне в Российской Федерации? (Назовите любые три ценности.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) ценностей приведите по одному примеру, иллюстрирующему их роль в формировании личности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роль трёх различных ценностей.)
1) Традиционные ценности оказывают значительное влияние на политику государства, так как они отражают культурные, исторические и моральные основы общества. Эти ценности формируют национальную идентичность, укрепляют социальную сплочённость и способствуют сохранению стабильности. Государство, учитывая традиционные ценности, может разрабатывать политику, которая соответствует ожиданиям и потребностям граждан, что повышает её легитимность и эффективность. Например, поддержка семьи, патриотизма и духовности помогает укрепить общественные устои и снизить уровень социальной напряжённости. Таким образом, традиционные ценности играют важную роль в формировании государственной политики, обеспечивая её связь с культурным наследием и общественными интересами.
2) Традиционные ценности, признаваемые и защищаемые на государственном уровне в РФ:
А) Семья.
Б) Патриотизм.
В) Духовность и нравственность.
3) Примеры роли традиционных ценностей в формировании личности:
А) Семья: играет ключевую роль в формировании личности, передавая моральные нормы, традиции и навыки социального взаимодействия. Например, в многодетных семьях дети учатся заботиться о младших, уважать старших и работать в команде. Это помогает им стать ответственными и заботливыми людьми, способными строить гармоничные отношения в будущем.
Б) Патриотизм: воспитывает у личности чувство ответственности за свою страну и готовность защищать её интересы. Например, участие молодёжи в патриотических акциях, таких как «Бессмертный полк», помогает сохранить память о героях Великой Отечественной войны и укрепить связь между поколениями. Это формирует у молодых людей чувство гордости за свою страну и желание вносить вклад в её развитие.
В) Духовность и нравственность: способствуют формированию у личности моральных принципов и этических норм. Например, изучение религиозных традиций и участие в благотворительных акциях помогают человеку развить эмпатию, сострадание и стремление помогать другим. Это делает личность более гармоничной и социально ответственной.