25. Причинно-следственные связи социальных объектов и процессов: все задания
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций (учреждений).)
3) Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные возможности.)
1) В информационном обществе знания и технологии стремительно обновляются, что требует от человека постоянного обновления своих компетенций. Образование на протяжении всей жизни становится необходимостью, так как оно позволяет адаптироваться к изменениям на рынке труда, сохранять конкурентоспособность и развивать профессиональные навыки. Кроме того, непрерывное образование способствует личностному росту, расширению кругозора и формированию критического мышления, что особенно важно в условиях избытка информации и распространения фейковых новостей. Таким образом, образование на протяжении всей жизни является ключевым фактором успешной социализации и самореализации в современном мире.
2) Виды образовательных организаций (учреждений), помогающих получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации:
А) Университеты (включая программы дополнительного профессионального образования).
Б) Колледжи и техникумы (программы переподготовки и повышения квалификации).
В) Онлайн-платформы и образовательные центры (например, Skillbox, Яндекс.Практикум).
3) Примеры новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования
А) Университеты (программы дополнительного профессионального образования): после прохождения курсов повышения квалификации в университете человек может освоить новые профессиональные навыки, например, в области цифровых технологий или управления проектами. Это позволяет ему претендовать на более высокооплачиваемые должности или сменить сферу деятельности, оставаясь востребованным специалистом в условиях быстро меняющегося рынка труда.
Б) Колледжи и техникумы (программы переподготовки): после обучения в колледже по программе переподготовки человек может получить новую профессию, например, стать специалистом в области IT или дизайна. Это открывает перед ним возможность сменить профессию, если предыдущая перестала быть востребованной, или начать собственный бизнес в новой сфере.
В) Онлайн-платформы (например, Skillbox или Яндекс.Практикум): после прохождения онлайн-курсов человек может освоить современные навыки, такие как программирование, маркетинг или анализ данных. Это позволяет ему работать удалённо, заниматься фрилансом или развивать собственные проекты, что особенно актуально в условиях цифровой экономики и растущего спроса на IT-специалистов.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость трудовой деятельности для благополучия как отдельной личности, так и общества в целом. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какова возможная мотивация трудовой деятельности работника? (Укажите любые три мотива.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему влияние каждого из указанных в пункте 2) мотивов на результативность трудовой деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Трудовая деятельность является основой экономического благополучия как отдельной личности, так и общества в целом. Для личности труд обеспечивает материальные ресурсы, необходимые для удовлетворения базовых потребностей (еда, жильё, образование), а также способствует самореализации, развитию навыков и повышению самооценки. Для общества трудовая деятельность создаёт товары и услуги, которые удовлетворяют потребности населения, а также формирует налоговые поступления, необходимые для функционирования государства. Таким образом, трудовая деятельность связывает личные интересы с общественными, способствуя стабильности и прогрессу.
2) Возможная мотивация трудовой деятельности работника:
А) Материальная мотивация (стремление к заработной плате и финансовому благополучию).
Б) Социальная мотивация (желание получить признание, уважение и статус в обществе).
В) Личностная мотивация (стремление к самореализации, развитию и творчеству).
3) Примеры влияния мотивов на результативность трудовой деятельности
А) Материальная мотивация: работник, стремящийся к повышению заработной платы, может активно участвовать в проектах, брать на себя дополнительные обязанности и повышать свою квалификацию. Например, сотрудник компании, мотивированный бонусами за выполнение сложных задач, будет работать более эффективно, чтобы достичь финансовых целей.
Б) Социальная мотивация: желание получить признание и уважение коллег может стимулировать работника к достижению высоких результатов. Например, учитель, стремящийся к званию «Учитель года», будет более ответственно подходить к подготовке уроков, внедрять инновационные методы обучения и активно участвовать в профессиональных конкурсах.
В) Личностная мотивация: стремление к самореализации и творчеству может вдохновить работника на создание уникальных продуктов или решений. Например, дизайнер, который видит в своей работе возможность выразить свои идеи, будет более креативным и вовлечённым, что приведёт к созданию оригинальных и востребованных проектов.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость инноваций в области методов организации производства для развития рыночной экономики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какими не противоречащими закону способами фирма может повысить свою конкурентоспособность? (Назовите любые три таких способа.)
3) Проиллюстрируйте примером реализацию каждого из указанных в пункте 2) способов в российской экономике. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать информацию о его влиянии на повышение конкурентоспособности фирмы.)
1) Инновации в методах организации производства необходимы для повышения эффективности использования ресурсов, снижения издержек и улучшения качества продукции. В условиях рыночной экономики, где конкуренция является движущей силой, компании, внедряющие новые технологии и методы, получают преимущество перед конкурентами. Это способствует росту производительности труда, увеличению объёмов производства и удовлетворению потребностей потребителей. Кроме того, инновации стимулируют развитие смежных отраслей, создают новые рабочие места и способствуют экономическому росту в целом. Таким образом, инновации в организации производства являются ключевым фактором устойчивого развития рыночной экономики.
2) Способы повышения конкурентоспособности фирмы (не противоречащие закону):
А) Внедрение новых технологий и автоматизация производства.
Б) Повышение квалификации сотрудников и улучшение условий труда.
В) Расширение ассортимента и улучшение качества продукции.
3) Примеры реализации способов повышения конкурентоспособности в российской экономике
А) Внедрение новых технологий и автоматизация производства: компания «Росатом» активно внедряет цифровые технологии и автоматизацию на своих предприятиях. Например, использование роботизированных систем на заводах по производству ядерного топлива позволило значительно увеличить точность и скорость производства, снизить затраты и повысить конкурентоспособность продукции на международном рынке.
Б) Повышение квалификации сотрудников и улучшение условий труда: компания «Сбербанк» инвестирует в обучение своих сотрудников, организуя корпоративные университеты и программы переподготовки. Это позволяет сотрудникам осваивать современные навыки, такие как работа с искусственным интеллектом и big data, что повышает качество обслуживания клиентов и укрепляет позиции банка на финансовом рынке.
В) Расширение ассортимента и улучшение качества продукции: компания «Мираторг», один из крупнейших производителей мясной продукции в России, постоянно расширяет ассортимент, предлагая потребителям новые виды продукции, такие как органические и диетические продукты. Это позволяет компании удерживать лидирующие позиции на рынке и привлекать новых клиентов, заботящихся о здоровом питании.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость разграничения полномочий между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие вопросы находятся в совместном ведении федерального центра и субъекта? (Назовите любые три вопроса.)
3) В качестве примеров приведите по одному факту из российской действительности, иллюстрирующему участие федерального центра и субъекта Федерации в решении каждого из указанных в пункте 2) вопросов. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
1) Разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ необходимо для обеспечения эффективного управления страной с учётом её масштабов и разнообразия регионов. Федеральный центр отвечает за вопросы, имеющие общенациональное значение (оборона, внешняя политика, денежная система), что обеспечивает единство и целостность государства. В то же время субъекты Федерации обладают полномочиями в решении местных вопросов (образование, здравоохранение, транспорт), что позволяет учитывать специфику регионов и повышать качество управления. Такое разделение полномочий способствует балансу между централизацией и децентрализацией, что важно для устойчивого развития страны.
2) Вопросы, находящиеся в совместном ведении федерального центра и субъекта РФ:
А) Образование (организация и финансирование образовательных учреждений).
Б) Здравоохранение (развитие системы медицинской помощи).
В) Охрана окружающей среды (реализация экологических программ).
3) Примеры участия федерального центра и субъекта РФ в решении вопросов совместного ведения:
А) Образование: в Республике Татарстан федеральный центр и региональные власти совместно реализуют программу по строительству новых школ в рамках нацпроекта «Образование». Федеральный центр выделяет финансирование, а регион обеспечивает земельные участки, проектирование и строительство. Например, в Казани была построена современная школа с инновационными классами, что позволило увеличить доступность качественного образования для детей.
Б) Здравоохранение: в Тульской области федеральный центр и региональные власти совместно работают над модернизацией системы здравоохранения. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» в Туле был открыт новый перинатальный центр, оснащённый современным оборудованием. Федеральные средства были направлены на закупку медицинской техники, а регион обеспечил строительство и сотрудников. Это позволило улучшить качество медицинской помощи для матерей и новорождённых.
В) Охрана окружающей среды: в Красноярском крае федеральный центр и региональные власти совместно реализуют программу по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Федеральные средства направляются на модернизацию промышленных предприятий, а регион занимается мониторингом экологической ситуации и информированием населения. Например, на Красноярском алюминиевом заводе были установлены новые фильтры, что значительно снизило уровень загрязнения воздуха в городе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте неизбежность социальных конфликтов в жизни общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Как стороны могут вести себя в социальных конфликтах? (Укажите любые три стратегии поведения.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую из указанных в пункте 2) стратегий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга по содержанию.)
1) Социальные конфликты неизбежны в жизни общества, так как они возникают из-за различий в интересах, ценностях, ресурсах и статусах между социальными группами. В условиях ограниченности ресурсов (материальных, властных, культурных) конкуренция за их распределение становится естественной. Кроме того, социальные изменения, такие как технологический прогресс или экономические кризисы, часто приводят к перераспределению ролей и статусов, что вызывает напряжённость. Конфликты также выполняют функцию выявления проблем и стимулирования развития общества, так как их разрешение может привести к более справедливому распределению ресурсов и улучшению социальных отношений.
2) Стратегии поведения сторон в социальных конфликтах:
А) Конфронтация (стремление добиться своих целей любой ценой).
Б) Компромисс (поиск взаимовыгодного решения через уступки).
В) Избегание (уход от конфликта, игнорирование проблемы).
3) Примеры, иллюстрирующие стратегии поведения в социальных конфликтах
А) Конфронтация: примером конфронтации может служить забастовка работников завода, требующих повышения заработной платы. Работники организуют митинги, прекращают работу и выдвигают жёсткие требования к руководству, не соглашаясь на частичные уступки. В результате конфликт может привести к серьёзным экономическим потерям для предприятия, но также может вынудить руководство пойти навстречу требованиям работников.
Б) Компромисс: примером компромисса может быть ситуация в местном сообществе, где жители и застройщик спорят о строительстве нового торгового центра. В результате переговоров стороны приходят к соглашению: застройщик уменьшает высоту здания и обязуется благоустроить прилегающую территорию, а жители соглашаются на строительство. Это позволяет избежать длительного конфликта и найти решение, удовлетворяющее обе стороны.
В) Избегание: примером избегания может служить ситуация в коллективе, где сотрудник, недовольный действиями начальства, предпочитает не высказывать свои претензии, чтобы избежать конфликта. Он продолжает работать, но его недовольство накапливается, что может привести к снижению мотивации и эффективности труда. В данном случае избегание не решает проблему, а лишь откладывает её.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие науки относят к социально-гуманитарным? (Назовите любые три науки.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) социально-гуманитарных наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки для человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции науки.)
1) Интеграция наук в современном мире закономерна, так как сложные проблемы, стоящие перед человечеством, требуют комплексного подхода. Например, экологические проблемы невозможно решить только с помощью биологии или химии — необходимо привлекать экономику, социологию и политологию для разработки эффективных стратегий. Кроме того, развитие технологий, таких как искусственный интеллект или генная инженерия, требует взаимодействия естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Интеграция позволяет объединить знания из разных областей, что способствует более глубокому пониманию явлений и созданию инновационных решений. Это особенно важно в условиях глобализации, когда проблемы становятся транснациональными и требуют междисциплинарного подхода.
2) Социально-гуманитарные науки:
А) Социология (изучение общества и социальных отношений).
Б) Психология (изучение психики и поведения человека).
В) История (изучение прошлого человечества).
3) Примеры реализации функций социально-гуманитарных наук
А) Социология (функция — объяснение социальных процессов): социологические исследования помогают понять причины социального неравенства и разработать меры для его сокращения. Например, изучение уровня доходов и доступности образования в разных регионах России позволяет выявить проблемные зоны и предложить государству программы поддержки для малообеспеченных слоёв населения. Это способствует снижению социальной напряжённости и улучшению качества жизни.
Б) Психология (функция — улучшение качества жизни человека): психологические исследования в области стресса и эмоционального выгорания помогают разработать методы профилактики и лечения. Например, программы психологической поддержки для сотрудников компаний, основанные на данных исследований, позволяют снизить уровень стресса и повысить производительность труда. Это улучшает не только индивидуальное благополучие, но и эффективность работы организаций.
В) История (функция — сохранение культурного наследия и формирование идентичности): исторические исследования и музеи, такие как Музей Победы в Москве, играют важную роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Они помогают формировать национальную идентичность, воспитывать патриотизм и передавать знания о прошлом новым поколениям. Это способствует укреплению единства общества и сохранению исторической правды.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость участия государства в современной экономике. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Что относят к общественным благам? (Назовите любые три общественных блага.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему использование каждого из указанных в пункте 2) общественных благ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных признака общественного блага.)
1) Участие государства в современной экономике необходимо для обеспечения стабильности, справедливости и устойчивого развития. Рынок не всегда способен самостоятельно решать такие проблемы, как неравенство, монополизация, экологические угрозы и обеспечение общественными благами. Государство регулирует экономику через налоги, субсидии, законы и социальные программы, что помогает снизить негативные последствия рыночных механизмов. Например, антимонопольная политика предотвращает недобросовестную конкуренцию, а социальные программы поддерживают уязвимые группы населения. Кроме того, государство инвестирует в инфраструктуру, образование и науку, что способствует долгосрочному экономическому росту. Таким образом, участие государства в экономике обеспечивает баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
2) Общественные блага:
А) Национальная оборона (обеспечение безопасности страны).
Б) Уличное освещение (освещение общественных пространств).
В) Чистый воздух (экологическая безопасность).
3) Примеры использования общественных благ:
А) Национальная оборона (признак — неисключаемость): является общественным благом, так как её использование доступно всем гражданам, и невозможно исключить кого-либо из её потребления. Например, армия защищает всю территорию страны, и все жители, независимо от их вклада в финансирование обороны, пользуются этой защитой. Это иллюстрирует неисключаемость общественного блага.
Б) Уличное освещение (признак — неделимость): это общественное благо, которое потребляется коллективно и не может быть разделено на части. Например, фонари на улицах города освещают пространство для всех пешеходов и водителей одновременно, и невозможно выделить «порцию» света для отдельного человека. Это демонстрирует неделимость общественного блага.
В) Чистый воздух (признак — неконкурентность): это общественное благо, потребление которого одним человеком не уменьшает его доступность для других. Например, если в городе снижается уровень загрязнения воздуха благодаря экологическим программам, все жители могут дышать чистым воздухом одновременно, не конкурируя за этот ресурс. Это иллюстрирует неконкурентность общественного блага.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте объективность социального неравенства в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие социальные статусы человек может приобрести ценой собственных усилий? (Назовите любые три социальных статуса.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) статусов приведите по одному примеру, иллюстрирующему выполнение социальной роли, соответствующей данному статусу. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Социальное неравенство существует в современном обществе, так как оно обусловлено различиями в способностях, мотивации, доступе к ресурсам и возможностям. Люди обладают разным уровнем образования, квалификации и опыта, что влияет на их положение в обществе. Кроме того, социальное неравенство поддерживается структурой экономики, где некоторые профессии и виды деятельности ценятся выше других. Например, высококвалифицированные специалисты в области IT или медицины получают больше доходов, чем работники с низкой квалификацией. Также социальное неравенство может быть связано с историческими, культурными и географическими факторами, такими как наследование имущества или доступ к образованию в разных регионах. Таким образом, социальное неравенство является результатом сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов.
2) Социальные статусы, которые человек может приобрести ценой собственных усилий:
А) Профессиональный статус (например, врач, инженер, учитель).
Б) Образовательный статус (например, кандидат наук, магистр).
В) Общественный статус (например, волонтёр, общественный деятель).
3) Примеры выполнения социальных ролей, соответствующих статусам
А) Профессиональный статус (врач): выполняет социальную роль, связанную с оказанием медицинской помощи и сохранением здоровья пациентов. Например, хирург проводит сложные операции, спасая жизни, а также консультирует пациентов, назначает лечение и следит за их состоянием. Эта роль требует высокого уровня знаний, ответственности и постоянного профессионального развития.
Б) Образовательный статус (кандидат наук): выполняет социальную роль исследователя и преподавателя. Например, учёный в области биологии проводит эксперименты, публикует научные статьи и передаёт свои знания студентам. Эта роль способствует развитию науки и образования, а также формированию новых поколений специалистов.
В) Общественный статус (волонтёр): выполняет социальную роль, связанную с помощью нуждающимся и решением общественных проблем. Например, волонтёр в благотворительной организации помогает собирать и распределять продукты для малоимущих, организует мероприятия для детей из детских домов или участвует в экологических акциях. Эта роль способствует укреплению социальной сплочённости и улучшению качества жизни в обществе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость идеологического многообразия в демократическом государстве.
(Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) политических партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
1) Идеологическое многообразие является необходимым условием демократического государства, так как оно обеспечивает плюрализм мнений, свободу выбора и конкуренцию идей. В условиях многообразия идеологий граждане могут выбирать политические программы, которые наиболее полно отражают их интересы и ценности. Это способствует развитию гражданского общества, повышению политической активности и участию граждан в управлении государством. Кроме того, идеологическое многообразие позволяет учитывать интересы различных социальных групп, что снижает риск социальных конфликтов и способствует стабильности. Таким образом, идеологическое многообразие укрепляет демократические институты и обеспечивает баланс интересов в обществе.
2) Политические партии, действующие в Российской Федерации:
А) Единая Россия (правящая партия, поддерживающая курс президента и правительства).
Б) Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (оппозиционная партия, выступающая за социальную справедливость и государственный контроль над экономикой).
В) Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (партия, сочетающая патриотические и популистские идеи).
3) Примеры реализации функций политических партий:
А) Единая Россия (функция — участие в формировании органов власти): активно участвует в выборах всех уровней, выдвигая своих кандидатов в депутаты Государственной Думы, региональные парламенты и местные органы власти. Например, на выборах в Государственную Думу в 2021 году партия получила большинство мест, что позволило ей формировать законодательную повестку и поддерживать политику президента и правительства.
Б) Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (функция — выражение интересов определённых социальных групп): выступает за интересы малообеспеченных слоёв населения, пенсионеров и работников бюджетной сферы. Например, партия регулярно инициирует законопроекты, направленные на повышение пенсий, социальных выплат и доступности медицинских услуг, что отражает интересы её электората.
В) Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) (функция — политическое просвещение и мобилизация граждан): партия активно использует популистские лозунги и публичные выступления для привлечения внимания к проблемам национальной безопасности и социальной справедливости. Например, лидер партии Владимир Жириновский часто выступал с резкими заявлениями на телевидении, что способствовало мобилизации сторонников и привлечению внимания к вопросам, которые партия считает важными.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте связь процесса социализации с деятельностью политических институтов. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие политические права гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации? (Назовите любые три политических права.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию гражданином России. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на то, с какой целью гражданин может реализовывать данное право.)
1) Процесс социализации тесно связан с деятельностью политических институтов, так как именно они формируют у граждан представления о нормах, ценностях и правилах политической жизни. Политические институты, такие как государство, партии, СМИ и образовательные учреждения, передают знания о политической системе, правах и обязанностях граждан, а также способствуют формированию политической культуры. Например, через образовательные программы граждане узнают о Конституции, выборах и принципах демократии, что помогает им стать активными участниками политической жизни. Таким образом, политические институты играют ключевую роль в социализации, обеспечивая интеграцию индивида в общество и его участие в политических процессах.
2) Политические права гражданина, закреплённые в Конституции Российской Федерации:
А) Право избирать и быть избранным (статья 32).
Б) Право на участие в управлении делами государства (статья 32).
В) Право на объединение (статья 30).
3) Примеры реализации политических прав гражданином России:
А) Право избирать и быть избранным: гражданин России может реализовать это право, участвуя в выборах президента, депутатов Государственной Думы или местных органов власти. Например, житель Москвы голосует на выборах мэра, чтобы повлиять на выбор руководителя города и определить приоритеты его развития. Это право позволяет гражданину выразить свою политическую позицию и повлиять на будущее своего региона или страны.
Б) Право на участие в управлении делами государства: гражданин может участвовать в управлении делами государства через общественные слушания, инициативы или работу в органах местного самоуправления. Например, жительница Санкт-Петербурга участвует в общественных слушаниях по вопросу строительства нового жилого комплекса, высказывая своё мнение о проекте. Это право позволяет гражданам влиять на принятие решений, затрагивающих их интересы.
В) Право на объединение: гражданин может реализовать это право, вступая в политическую партию, общественную организацию или профсоюз. Например, молодой человек вступает в экологическую организацию, чтобы участвовать в акциях по защите окружающей среды и продвигать идеи устойчивого развития. Это право позволяет гражданам объединяться для защиты своих интересов и достижения общих целей.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие религии относятся к традиционным религиям России? (Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии).
3) Для каждой из указанных в пункте 2) религий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)
1) Религия играет важную роль в жизни современного российского общества, так как она способствует сохранению культурных традиций, формированию моральных норм и укреплению социальной сплочённости. В условиях многонационального и многоконфессионального государства религия помогает поддерживать мир и взаимопонимание между различными группами населения. Кроме того, религия предоставляет людям духовную опору, помогая справляться с жизненными трудностями и находить смысл в сложных ситуациях. Религиозные организации также активно участвуют в благотворительной деятельности, что способствует решению социальных проблем. Таким образом, религия выполняет важные функции в обществе, способствуя его стабильности и развитию.
2) Традиционные религии России:
А) Православие (христианство).
Б) Ислам (включая суннизм и шиизм).
В) Буддизм (традиционно распространён в регионах, таких как Калмыкия, Бурятия и др.).
3) Примеры реализации функций религии в жизни человека и общества
А) Православие (функция — мировоззренческая): формирует у верующих систему ценностей, основанную на любви к ближнему, милосердии и справедливости. Например, во время Великого поста верующие отказываются от излишеств, уделяют больше времени молитве и помогают нуждающимся. Это способствует духовному росту человека и укреплению моральных норм в обществе.
Б) Ислам (функция — интеграционная): объединяет мусульманские общины, способствуя сохранению их культурной и религиозной идентичности. Например, праздник Ураза-байрам, который отмечается после окончания месяца Рамадан, становится поводом для совместных молитв, семейных встреч и помощи бедным. Это укрепляет связи внутри мусульманской общины и способствует социальной сплочённости.
В) Буддизм (функция — психологическая): помогает людям находить внутреннюю гармонию и справляться со стрессом через медитацию и практики осознанности. Например, в буддийских храмах Калмыкии проводятся медитационные занятия, которые помогают людям обрести душевное равновесие и научиться справляться с жизненными трудностями. Это способствует улучшению психологического состояния человека и снижению уровня стресса в обществе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость конкуренции в современной экономике. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите три любых функции рынка.
3) Проиллюстрируйте примером реализацию каждой из функций, упомянутых в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать роль трёх различных ценностей.)
1) Конкуренция играет ключевую роль в современной экономике, так как она стимулирует производителей улучшать качество продукции, снижать издержки и внедрять инновации. В условиях конкуренции компании вынуждены учитывать потребности покупателей, что приводит к расширению ассортимента и повышению уровня обслуживания. Кроме того, конкуренция способствует эффективному распределению ресурсов, так как компании стремятся использовать их наиболее рационально. Это приводит к снижению цен и повышению доступности товаров и услуг для потребителей. Таким образом, конкуренция является движущей силой экономического роста и повышения благосостояния общества.
2) Функции рынка:
А) Ценообразующая функция (формирование цен на основе спроса и предложения).
Б) Регулирующая функция (распределение ресурсов между отраслями и производителями).
В) Стимулирующая функция (побуждение производителей к повышению качества и снижению издержек).
3) Примеры реализации функций рынка:
А) Ценообразующая функция: на рынке электроники цены на смартфоны формируются в зависимости от спроса и предложения. Например, если новый флагманский смартфон пользуется высоким спросом, его цена может быть высокой. Однако через несколько месяцев, когда спрос снижается, цена также уменьшается. Это позволяет потребителям выбирать товары в соответствии с их бюджетом, а производителям — гибко реагировать на изменения рынка.
Б) Регулирующая функция: на рынке сельскохозяйственной продукции ресурсы распределяются между производителями в зависимости от спроса на определённые культуры. Например, если спрос на органические продукты растёт, фермеры начинают выделять больше земель для их выращивания, а также инвестировать в экологически чистые технологии. Это способствует удовлетворению потребностей потребителей и развитию устойчивого сельского хозяйства.
В) Стимулирующая функция: на рынке автомобилей конкуренция между производителями стимулирует их к внедрению новых технологий, таких как электродвигатели и системы автономного управления. Например, компании Tesla и BMW активно разрабатывают электромобили, чтобы привлечь потребителей, заботящихся об экологии. Это приводит к улучшению качества продукции и снижению вредных выбросов, что важно для общества.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Объясните взаимосвязь процессов социализации индивидов и механизмов социального контроля. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Кто является агентами первичной социализации? (Назовите любые три агента первичной социализации.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) агентов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его социализирующее воздействие на индивида. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
1) Социализация и социальный контроль тесно связаны, так как социализация формирует у индивида нормы, ценности и правила поведения, принятые в обществе, а социальный контроль обеспечивает их соблюдение. В процессе социализации человек усваивает культурные образцы и социальные роли, что позволяет ему успешно интегрироваться в общество. Социальный контроль, в свою очередь, поддерживает стабильность общества, поощряя соблюдение норм и наказывая за их нарушение. Например, через воспитание в семье и обучение в школе человек узнаёт, что такое «хорошо» и «плохо», а механизмы социального контроля (законы, общественное мнение) помогают закрепить эти представления. Таким образом, социализация и социальный контроль взаимно дополняют друг друга, обеспечивая порядок и устойчивость общества.
2) Агенты первичной социализации:
А) Семья.
Б) Школа.
В) Группа сверстников.
3) Примеры социализирующего воздействия агентов первичной социализации:
А) Семья: играет ключевую роль в формировании базовых ценностей и норм поведения. Например, родители учат ребёнка уважать старших, делиться с другими и соблюдать правила гигиены. Эти уроки закладывают основу для дальнейшей социализации и помогают ребёнку адаптироваться в обществе.
Б) Школа: не только даёт знания, но и учит взаимодействию с другими людьми, соблюдению правил и дисциплины. Например, учитель объясняет ученикам, как важно выполнять домашние задания, уважать одноклассников и участвовать в коллективных мероприятиях. Это помогает детям развивать социальные навыки и готовит их к жизни в обществе.
В) Группа сверстников: влияет на формирование интересов, вкусов и моделей поведения. Например, подросток, общаясь с друзьями, может начать заниматься спортом, увлекаться музыкой или интересоваться модой. Это помогает ему найти своё место в обществе и развить индивидуальность.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.)
3) Проиллюстрируйте каждый из указанных в пункте 2) процессов на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на результат политического процесса.)
1) Демократический политический процесс играет ключевую роль в развитии современного общества, так как он обеспечивает участие граждан в управлении государством, защищает их права и свободы, а также способствует формированию ответственной власти. Через выборы, референдумы и общественные обсуждения граждане могут влиять на принятие решений, что делает власть более прозрачной и подотчётной. Кроме того, демократия создаёт условия для мирного разрешения конфликтов и учета интересов различных социальных групп, что способствует стабильности и социальной справедливости. Таким образом, демократический политический процесс является основой для устойчивого развития и прогресса общества.
2) Политические процессы, типичные для демократического общества:
А) Выборы (формирование органов власти через голосование граждан).
Б) Общественные обсуждения (участие граждан в обсуждении законопроектов и решений).
В) Деятельность политических партий (представление интересов различных групп общества).
3) Примеры политических процессов в Российской Федерации:
А) Выборы: в Российской Федерации регулярно проводятся выборы на всех уровнях власти: президентские, парламентские и местные. Например, в 2021 году прошли выборы в Государственную Думу, в ходе которых граждане выбирали депутатов, ответственных за принятие законов. Результатом этого процесса стало формирование нового состава парламента, который отражает политические предпочтения избирателей.
Б) Общественные обсуждения: в России действует механизм общественных обсуждений законопроектов, например, через портал «Российская общественная инициатива». Граждане могут предлагать и обсуждать идеи, которые затем рассматриваются властями. Например, в 2020 году на портале активно обсуждался вопрос о запрете продажи алкоголя после 23:00, что привело к внесению изменений в законодательство. Это показывает, как общественные обсуждения могут влиять на политические решения.
В) Деятельность политических партий: политические партии в России, такие как «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР, представляют интересы различных социальных групп и участвуют в политической жизни. Например, КПРФ активно выступает за повышение пенсий и социальных выплат, что отражает интересы пенсионеров и малообеспеченных граждан. Результатом такой деятельности является внесение соответствующих законопроектов и их обсуждение в парламенте.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие меры российского государства направлены на сохранение и укрепление семьи? (Назовите любые три меры.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2) мер приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию этой меры в современной России. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные меры.)
1) Правовое регулирование семейных отношений необходимо для обеспечения стабильности, защиты прав и интересов всех членов семьи, а также для предотвращения конфликтов. Семья является основой общества, и её благополучие напрямую влияет на социальную стабильность. Правовые нормы, такие как Семейный кодекс РФ, устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей, что помогает разрешать споры и обеспечивать справедливость. Например, закон регулирует вопросы алиментов, раздела имущества и опеки над детьми, что защищает интересы наиболее уязвимых членов семьи. Таким образом, правовое регулирование способствует укреплению семьи и созданию благоприятных условий для её развития.
2) Меры российского государства, направленные на сохранение и укрепление семьи:
А) Материнский капитал (поддержка семей с детьми).
Б) Программы жилищной поддержки (например, ипотечные субсидии для молодых семей).
В) Правовая защита семьи (например, законы, регулирующие алименты и опеку).
3) Примеры реализации мер по сохранению и укреплению семьи в современной России:
А) Материнский капитал: программа материнского капитала предоставляет семьям, в которых родился второй или последующий ребёнок, сертификат на определённую сумму. Эти средства можно использовать на улучшение жилищных условий, образование детей или формирование накопительной пенсии. Например, семья из Новосибирска использовала материнский капитал для покупки квартиры, что позволило улучшить условия жизни для детей.
Б) Программы жилищной поддержки: государство предоставляет молодым семьям ипотечные субсидии с низкой процентной ставкой. Например, в рамках программы «Семейная ипотека» семья из Казани смогла купить квартиру по льготной ставке 6% годовых, что сделало жильё более доступным и укрепило финансовую стабильность семьи.
В) Правовая защита семьи: в России действуют законы, регулирующие выплату алиментов и опеку над детьми. Например, в случае развода суд может обязать одного из родителей выплачивать алименты на содержание ребёнка. В Краснодаре мать-одиночка смогла через суд добиться регулярных выплат от бывшего супруга, что обеспечило финансовую поддержку для её ребёнка.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) методов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)
1) Эмпирический и теоретический уровни научного познания тесно связаны, так как эмпирический уровень предоставляет факты и данные, необходимые для построения теорий, а теоретический уровень объясняет эти факты и формирует общие законы. Эмпирическое познание включает наблюдение, эксперимент и сбор данных, что позволяет учёным получать информацию о реальных явлениях. Теоретическое познание, в свою очередь, систематизирует эти данные, выдвигает гипотезы и создаёт модели, которые объясняют наблюдаемые процессы. Например, в физике эксперименты с частицами на Большом адронном коллайдере (эмпирический уровень) позволили подтвердить существование бозона Хиггса, что стало основой для развития теоретических моделей в квантовой физике. Таким образом, эмпирический и теоретический уровни взаимно дополняют друг друга, обеспечивая прогресс науки.
2) Методы, используемые в научных исследованиях:
А) Наблюдение (систематическое изучение явлений без вмешательства).
Б) Эксперимент (проведение контролируемых опытов для проверки гипотез).
В) Моделирование (создание моделей для изучения сложных систем).
3) Примеры применения методов в научных исследованиях:
А) Наблюдение (в биологии): используется для изучения поведения животных в их естественной среде обитания. Например, учёные наблюдают за миграцией птиц, чтобы понять, как они ориентируются в пространстве и какие факторы влияют на их маршруты. Это позволяет получить данные о поведенческих особенностях видов и их адаптации к окружающей среде.
Б) Эксперимент (в химии): является основным методом исследования. Например, для изучения свойств новых материалов учёные проводят эксперименты, изменяя условия реакции (температуру, давление, концентрацию веществ). Это позволяет определить оптимальные параметры для синтеза материалов с заданными свойствами, таких как сверхпроводники или катализаторы.
В) Моделирование (в экономике): используется для прогнозирования развития экономических процессов. Например, экономисты создают математические модели, чтобы изучить, как изменение процентных ставок влияет на инфляцию и уровень безработицы. Это помогает правительствам и центральным банкам разрабатывать эффективную экономическую политику.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте важность деятельности коммерческих банков для развития рыночной экономики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Укажите любые три преимущества использования банковских карт.
3) Проиллюстрируйте примерами любые три правила безопасного использования банковских карт в финансовых операциях. (В совокупности примеры должны проиллюстрировать три различных правила.)
1) Деятельность коммерческих банков играет ключевую роль в развитии рыночной экономики, так как они обеспечивают аккумуляцию и перераспределение финансовых ресурсов. Банки собирают сбережения населения и предприятий, предоставляя им возможность получать доход в виде процентов, а затем направляют эти средства на кредитование бизнеса и физических лиц. Это способствует развитию предпринимательства, созданию новых рабочих мест и росту производства. Кроме того, банки предоставляют услуги по безналичным расчётам, что упрощает проведение финансовых операций и стимулирует экономическую активность. Таким образом, коммерческие банки являются важным звеном в финансовой системе, обеспечивая стабильность и рост рыночной экономики.
2) Преимущества использования банковских карт:
А) Удобство (возможность оплаты товаров и услуг без использования наличных).
Б) Безопасность (защита средств при утере карты благодаря возможности её блокировки).
В) Доступ к дополнительным услугам (кэшбэк, бонусы, участие в акциях).
3) Примеры правил безопасного использования банковских карт:
А) Не сообщать данные карты третьим лицам: при оплате товаров в интернете следует использовать только проверенные сайты и не вводить данные карты на подозрительных ресурсах. Это помогает избежать мошенничества и кражи средств.
Б) Использовать двухфакторную аутентификацию: при совершении онлайн-платежей рекомендуется подключать SMS-уведомления или подтверждение через мобильное приложение банка. Это добавляет дополнительный уровень защиты, даже если мошенники получат доступ к данным карты.
В) Регулярно проверять выписки по карте: после каждой покупки или снятия наличных следует проверять баланс и историю операций через мобильное приложение банка. Это позволяет своевременно обнаружить подозрительные транзакции и заблокировать карту в случае необходимости.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Навыки самоконтроля играют ключевую роль в формировании личности, так как они позволяют человеку управлять своими эмоциями, поведением и решениями в различных ситуациях. Самоконтроль помогает достигать долгосрочных целей, преодолевать трудности и избегать импульсивных поступков, которые могут иметь негативные последствия. Например, человек с развитым самоконтролем способен отказаться от сиюминутных удовольствий ради более значимых достижений, таких как успешная карьера или здоровый образ жизни. Кроме того, самоконтроль способствует развитию дисциплины, ответственности и уверенности в себе, что важно для успешной социализации и личностного роста. Таким образом, самоконтроль является важным элементом формирования зрелой и гармоничной личности.
2) Способы развития самоконтроля:
А) Планирование и постановка целей.
Б) Медитация и осознанность.
В) Регулярная практика самодисциплины.
3) Примеры влияния способов развития самоконтроля на личность:
А) Планирование и постановка целей: студент, который ставит перед собой цель сдать сессию на «отлично», составляет подробный план подготовки, распределяя время на изучение каждого предмета. Это помогает ему избежать прокрастинации, сосредоточиться на учёбе и достичь поставленной цели. В результате он развивает навыки самоорганизации и укрепляет уверенность в своих силах.
Б) Медитация и осознанность: человек, который ежедневно практикует медитацию, учится лучше осознавать свои эмоции и управлять ими. Это помогает ему сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, например, при конфликтах на работе. В результате он становится более уравновешенным и эмоционально устойчивым, что положительно влияет на его отношения с окружающими.
В) Регулярная практика самодисциплины: спортсмен, который каждый день тренируется, несмотря на усталость или плохое настроение, развивает силу воли и привычку к дисциплине. Это позволяет ему достигать высоких результатов в спорте, а также переносить навык самодисциплины на другие сферы жизни, такие как работа или учёба.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость общенациональных политических ценностей для стабильности государства. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Каковы основные принципы демократии? (Назовите любые три принципа.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию каждого из указанных в пункте 2) принципов демократии в политической жизни общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Общенациональные политические ценности необходимы для стабильности государства, так как они объединяют граждан вокруг общих целей и принципов, формируют чувство национальной идентичности и солидарности. Эти ценности, такие как демократия, справедливость, равенство и патриотизм, создают основу для политического диалога и предотвращают раскол общества на враждующие группы. Например, в условиях многонационального и многоконфессионального государства общие ценности помогают преодолевать этнические и религиозные различия, способствуя единству и согласию. Кроме того, общенациональные ценности обеспечивают легитимность власти, так как граждане поддерживают политический курс, соответствующий их убеждениям. Таким образом, общенациональные политические ценности являются важным фактором стабильности и устойчивого развития государства.
2) Основные принципы демократии:
А) Народовластие (власть принадлежит народу).
Б) Политический плюрализм (многообразие мнений и идей).
В) Равенство перед законом (все граждане равны в правах и обязанностях).
3) Примеры реализации принципов демократии в политической жизни общества:
А) Народовластие: в демократических странах народовластие реализуется через выборы, референдумы и общественные инициативы. Например, в России граждане участвуют в выборах президента, депутатов Государственной Думы и местных органов власти, что позволяет им влиять на формирование власти и принятие важных решений. Это обеспечивает легитимность власти и её подотчётность гражданам.
Б) Политический плюрализм: проявляется в существовании множества политических партий и общественных движений, представляющих различные интересы. Например, в России действуют партии, такие как «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР, которые предлагают разные программы и подходы к решению проблем. Это позволяет гражданам выбирать те идеи, которые ближе их убеждениям, и способствует развитию политической конкуренции.
В) Равенство перед законом: этот принцип означает, что все граждане, независимо от их социального статуса, имеют одинаковые права и обязанности. Например, в России судебная система обязана рассматривать дела всех граждан на равных основаниях. Это обеспечивает справедливость и защиту прав каждого человека, что укрепляет доверие к государству и правовой системе.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте значимость социального контроля в обеспечении сохранения опыта предшествующих поколений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие наказания предусмотрены за совершение административных правонарушений в Российской Федерации? (Назовите любые три таких наказания.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) наказаний приведите по одному примеру, иллюстрирующему ситуацию применения наказания. (В каждом примере сначала укажите правонарушение, затем — соответствующее наказание. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Социальный контроль играет важную роль в сохранении опыта предшествующих поколений, так как он обеспечивает передачу норм, ценностей и традиций от старших к младшим. Через механизмы социального контроля, такие как воспитание, образование и общественное мнение, общество поддерживает соблюдение правил поведения, которые были выработаны на основе исторического опыта. Например, уважение к старшим, соблюдение законов и моральных норм передаются через семью, школу и другие социальные институты. Это помогает сохранить культурное наследие и предотвратить разрушение социальных связей. Таким образом, социальный контроль способствует стабильности общества и преемственности поколений.
2) Наказания за совершение административных правонарушений в Российской Федерации:
А) Штраф (денежное взыскание).
Б) Обязательные работы (выполнение общественно полезных работ).
В) Административный арест (кратковременное лишение свободы).
3) Примеры применения наказаний за административные правонарушения:
А) Правонарушение: водитель превысил скорость на 40 км/ч в городе, что является нарушением правил дорожного движения.
Наказание: водитель был оштрафован на 3 000 рублей в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. Это наказание направлено на предотвращение повторных нарушений и обеспечение безопасности на дорогах.
Б) Правонарушение: гражданин устроил шумную вечеринку ночью, нарушив тишину и покой соседей.
Наказание: суд назначил ему 20 часов обязательных работ, в течение которых он должен был убирать территорию в своём районе. Это наказание способствует осознанию ответственности за свои действия и восстановлению общественного порядка.
В) Правонарушение: гражданин участвовал в несанкционированном митинге, несмотря на предупреждения правоохранительных органов.
Наказание: суд назначил ему административный арест на 10 суток. Это наказание применяется для предотвращения нарушений общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.