17. Эволюция живой природы: Основы эволюционного учения
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Идиоадаптации — это частные приспособления организмов к определенным условиям среды, полезные для выживания в конкретной экологической нише.
(3) — Описывает приспособленность к питанию разной пищей в зависимости от строения ротовых аппаратов и пищеварительной системы.
(5) — Наличие клешней у десятиногих раков — частное приспособление для захвата пищи, защиты и т. д.
(6) — Форма конечностей жука-плавунца, похожая на весло, — идиоадаптация к водному образу жизни.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания репродуктивной изоляции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Репродуктивная изоляция — это механизмы, препятствующие скрещиванию разных видов или обмену генами между их популяциями. Она может быть презиготической (препятствует образованию зиготы) и постзиготической (снижает жизнеспособность или плодовитость гибридов).
(3) — Пыльца растения другого вида не прорастает на рыльце пестика — презиготическая изоляция (биохимическая несовместимость).
(4) — Гибриды животных разных видов стерильны — постзиготическая изоляция (нежизнеспособность гибридов).
(6) — Сложный брачный ритуал для узнавания партнера своего вида — презиготическая изоляция (поведенческая).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Экологическое видообразование — это возникновение новых видов в результате расхождения экологических ниш внутри одного ареала (без географической изоляции).
(1) — Прямо указано видообразование в пределах одного ареала из-за разных экологических ниш.
(2) — Причины: несовпадение сроков размножения, смена корма без смены местообитания — это экологические барьеры.
(3) — Пример: два подвида погремка на одном лугу (разделение по экологическим условиям внутри одного местообитания).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Географическое видообразование — это процесс образования новых видов в результате разделения ареала физическими барьерами (горы, реки, ледники) или из-за большого расстояния, что препятствует скрещиванию между изолированными популяциями.
(4) — Расширение ареала, препятствующее скрещиванию особей на разных его границах (изоляция расстоянием).
(5) — Разрыв ареала физическими преградами (прямое описание географической изоляции).
(6) — Пример с ландышем: разрыв ареала из-за оледенения (географическая изоляция).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Указано, что в результате частных эволюционных изменений формируется приспособленность к разным условиям среды — это суть идиоадаптации.
(5) — Описываются различия в форме черепа, зубных системах, видоизменения конечностей у млекопитающих — это частные приспособления к разным способам питания и передвижения.
(6) — Строение передних конечностей у летучих мышей и белок-летяг — частное приспособление к полету и планированию.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Расширение ареала и появление изолированных популяций на границах — причина географической изоляции.
(4) — Закрепление различий между пространственно разобщёнными популяциями под действием естественного отбора — результат географической изоляции.
(5) — Возникновение горных преград, нарушающих свободное скрещивание — прямое указание на географическую изоляцию.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Биологические факторы антропогенеза — это факторы, связанные с действием естественного отбора, борьбой за существование, наследственностью, изменчивостью и другими биологическими механизмами.
(1) — Конкуренция за добычу и отбор самых ловких и сильных особей — это борьба за существование и естественный отбор (биологический фактор).
(4) — Гибель слабых и восприимчивых к болезням особей, не оставляющих потомства — действие естественного отбора.
(6) — Гибель молодых слабых австралопитеков, отбившихся от группы, от хищников — борьба за существование.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны научные взгляды Ч. Дарвина. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные — основа теории Дарвина.
(3) — Естественный отбор имеет направляющий и творческий характер — ключевой принцип дарвинизма.
(5) — Выделение форм борьбы за существование (внутривидовая, межвидовая, с условиями среды) — соответствует трудам Дарвина.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания популяции, как единицы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Популяция как единица эволюции — это группа особей одного вида, длительно существующая на определенной территории, внутри которой происходит свободное скрещивание и которая обладает общим генофондом, способным изменяться под действием эволюционных факторов (мутации, естественный отбор и др.).
(2) — Генетическое разнообразие и его изменение во времени — ключевой признак эволюционирующей популяции.
(5) — Мутационный процесс и распространение полезных мутаций — основа эволюционных изменений в популяции.
(6) — Обмен генами в результате свободного скрещивания (панмиксия) поддерживает единство генофонда популяции как эволюционной единицы.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Вид остается в пределах ареала, но популяции оказываются в разных условиях, что ведет к биологической изоляции — прямое описание экологического видообразования.
(4) — Пример с традесканцией: один вид в заболоченной местности, другой — в сухой (разные экологические ниши в одном ареале).
(5) — Образование видов лютиков на одной территории из-за заселения разных мест обитания (влажные, тенистые, солнечные) — экологическое видообразование.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы признаки пресмыкающихся, приобретенные в ходе эволюции в связи с освоением суши. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Признаки пресмыкающихся, приобретенные в связи с освоением суши — это ароморфозы, которые позволили им полностью оторваться от воды и жить в наземных условиях.
(2) — Появление яйца с большим запасом желтка и амниотической оболочкой (амниотическое яйцо) — ключевое приспособление для размножения на суше.
(4) — Роговые чешуи и щитки на коже — защита от высыхания и механических повреждений в наземной среде.
(6) — Формирование ячеистых легких с увеличенной поверхностью — улучшение эффективности дыхания атмосферным воздухом.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Биологические факторы антропогенеза — это факторы, связанные с действием биологических механизмов эволюции: наследственная изменчивость, естественный отбор, изоляция, дрейф генов, мутации и др.
(1) — Наследственная изменчивость, приводящая к увеличению объема мозга — биологический фактор (изменчивость).
(2) — Миграции и изменения в генофонде популяций — биологический фактор (поток генов, изоляция).
(6) — Образование рас в результате географической изоляции, естественного отбора и дрейфа генов — биологические факторы.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры биологического регресса. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Биологический регресс — это упадок вида в эволюции, который проявляется через сокращение ареала, снижение численности, уменьшение числа популяций и угрозу вымирания.
(3) — Уменьшение ареала многих приматов из-за вырубки лесов, угроза исчезновения — признаки регресса.
(4) — Снижение численности синих китов из-за низкого генетического разнообразия — признак регресса.
(5) — Мозаичный и разобщенный ареал соболя в результате промысла — сокращение и фрагментация ареала, признак регресса.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Развитие воздухоносной ткани у водных растений — частное приспособление к плавучести и газообмену в воде.
(3) — Цветение до появления листьев у ветроопыляемых растений — частное приспособление для улучшения опыления.
(5) — Различные приспособления для распространения семян (крылышки, зацепки, сочный околоплодник) — частные адаптации к разным способам распространения семян.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания стабилизирующей формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, которая действует в постоянных условиях среды и сохраняет среднее, устоявшееся значение признака, устраняя отклонения от нормы. Он способствует сохранению вида без изменений.
(3) — В неизменных условиях вид сохраняет свои признаки — прямое описание стабилизирующего отбора.
(4) — «Живые ископаемые» (гинкго, латимерия) сохранились благодаря действию стабилизирующего отбора в стабильной среде.
(6) — Современные арктические моллюски почти не отличаются от ископаемых — результат стабилизирующего отбора, сохраняющего признаки.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Представители разных типов червей (круглые и плоские) выработали сходные адаптации к паразитизму — конвергенция.
(3) — Круглые и плоские черви выделяют сходные молекулы, подавляющие ферменты хозяина — конвергентное сходство на биохимическом уровне.
(6) — Редукция органов зрения у аскариды (круглый червь) и печеночного сосальщика (плоский червь) — конвергентная утрата признака в связи с паразитизмом.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(4) — Пространственная изоляция при расширении ареала — основа географического видообразования.
(5) — Образование подвидов большой синицы в разных частях ареала (Евразия и Южная Азия) — результат географической изоляции.
(6) — Формирование эндемичных видов на островах — классический пример географической изоляции.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идей Ч. Дарвина об эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Указание на движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
(4) — Принцип дивергенции (расхождения признаков) — важная часть теории Дарвина.
(6) — Борьба за существование ведет к выживанию наиболее приспособленных — основа естественного отбора по Дарвину.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Научные взгляды Ж.-Б. Ламарка включают: идею о стремлении организмов к совершенству, наследование приобретенных признаков, отрицание роли естественного отбора и борьбы за существование.
(1) — Ламарк — создатель первой эволюционной теории, где виды исторически развиваются.
(3) — Представление о непрерывном поступательном развитии от простого к сложному — основа ламаркизма.
(5) — Идея о внутреннем стремлении организмов к совершенству — ключевой принцип Ламарка.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Социальные факторы антропогенеза — это факторы, связанные с общественной жизнью, культурой, трудом, речью, взаимопомощью и передачей опыта.
(2) — Формирование устойчивых групп, снижение агрессии и рост кооперации — проявление социальной организации.
(3) — Использование орудий труда, совершенствование навыков и увеличение объема мозга — роль труда и культуры (социально-трудовой фактор).
(5) — Наличие скелетов пожилых людей с зажившими травмами — свидетельство заботы и взаимопомощи в группе (социальная поддержка).