17. Эволюция живой природы: все задания
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Идиоадаптации — это частные приспособления организмов к определенным условиям среды, полезные для выживания в конкретной экологической нише.
(3) — Описывает приспособленность к питанию разной пищей в зависимости от строения ротовых аппаратов и пищеварительной системы.
(5) — Наличие клешней у десятиногих раков — частное приспособление для захвата пищи, защиты и т. д.
(6) — Форма конечностей жука-плавунца, похожая на весло, — идиоадаптация к водному образу жизни.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кит синий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Экологический критерий вида — это характеристика вида по его роли в экосистеме, включая особенности питания, места обитания, взаимодействия с другими видами и т. д.
(3) — Описывает питание (основу рациона).
(4) — Указывает на место обитания и поведение (у поверхности воды).
(5) — Описывает сезонные миграции, связанные с размножением и питанием.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания репродуктивной изоляции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Репродуктивная изоляция — это механизмы, препятствующие скрещиванию разных видов или обмену генами между их популяциями. Она может быть презиготической (препятствует образованию зиготы) и постзиготической (снижает жизнеспособность или плодовитость гибридов).
(3) — Пыльца растения другого вида не прорастает на рыльце пестика — презиготическая изоляция (биохимическая несовместимость).
(4) — Гибриды животных разных видов стерильны — постзиготическая изоляция (нежизнеспособность гибридов).
(6) — Сложный брачный ритуал для узнавания партнера своего вида — презиготическая изоляция (поведенческая).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Экологическое видообразование — это возникновение новых видов в результате расхождения экологических ниш внутри одного ареала (без географической изоляции).
(1) — Прямо указано видообразование в пределах одного ареала из-за разных экологических ниш.
(2) — Причины: несовпадение сроков размножения, смена корма без смены местообитания — это экологические барьеры.
(3) — Пример: два подвида погремка на одном лугу (разделение по экологическим условиям внутри одного местообитания).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Географическое видообразование — это процесс образования новых видов в результате разделения ареала физическими барьерами (горы, реки, ледники) или из-за большого расстояния, что препятствует скрещиванию между изолированными популяциями.
(4) — Расширение ареала, препятствующее скрещиванию особей на разных его границах (изоляция расстоянием).
(5) — Разрыв ареала физическими преградами (прямое описание географической изоляции).
(6) — Пример с ландышем: разрыв ареала из-за оледенения (географическая изоляция).
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Указано, что в результате частных эволюционных изменений формируется приспособленность к разным условиям среды — это суть идиоадаптации.
(5) — Описываются различия в форме черепа, зубных системах, видоизменения конечностей у млекопитающих — это частные приспособления к разным способам питания и передвижения.
(6) — Строение передних конечностей у летучих мышей и белок-летяг — частное приспособление к полету и планированию.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Ландыш майский. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Указаны типы лесов и местообитания (опушки, поляны).
(3) — Предпочтения к почве (состав, кислотность).
(6) — Произрастание в тенистых влажных местах — характеристика условий среды.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Кислица обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Физиологический критерий вида — это особенности жизненных процессов организма: обмен веществ, размножение, выделение, реакции на раздражители и т. д.
(4) — Образование нектара в цветках — это физиологический процесс (секреция).
(5) — Закрывание цветков и складывание листьев при раздражении — физиологическая реакция на внешний стимул.
(6) — Разрыв семенной кожуры и разлёт семян — физиологический процесс, связанный с размножением.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Расширение ареала и появление изолированных популяций на границах — причина географической изоляции.
(4) — Закрепление различий между пространственно разобщёнными популяциями под действием естественного отбора — результат географической изоляции.
(5) — Возникновение горных преград, нарушающих свободное скрещивание — прямое указание на географическую изоляцию.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Жаба серая (обыкновенная). Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Сроки полового созревания — физиологический процесс развития организма.
(4) — Количество откладываемых икринок — физиологическая характеристика репродуктивной системы.
(5) — Процесс откладывания икры и оплодотворения — физиология размножения.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Конвергенция — это процесс, при котором неродственные организмы приобретают сходные черты из-за приспособления к одинаковым условиям среды.
(1) — Береза (двудольные) и овес (однодольные) — неродственные группы, но приспособились к ветроопылению и приобрели сходные черты.
(2) — Описание схожих черт в строении цветков (неяркие, длинные тычинки, редуцированный околоцветник) как результат конвергенции.
(4) — Общая черта ветроопыляемых растений (образование мелкой легкой пыльцы в большом количестве) — пример конвергентного сходства.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Биологические факторы антропогенеза — это факторы, связанные с действием естественного отбора, борьбой за существование, наследственностью, изменчивостью и другими биологическими механизмами.
(1) — Конкуренция за добычу и отбор самых ловких и сильных особей — это борьба за существование и естественный отбор (биологический фактор).
(4) — Гибель слабых и восприимчивых к болезням особей, не оставляющих потомства — действие естественного отбора.
(6) — Гибель молодых слабых австралопитеков, отбившихся от группы, от хищников — борьба за существование.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны научные взгляды Ч. Дарвина. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные — основа теории Дарвина.
(3) — Естественный отбор имеет направляющий и творческий характер — ключевой принцип дарвинизма.
(5) — Выделение форм борьбы за существование (внутривидовая, межвидовая, с условиями среды) — соответствует трудам Дарвина.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Лягушка озерная. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Функционирование половых желез, образование гормонов и гамет в брачный период — физиологический процесс.
(3) — Образование яйцеклеток с запасом питательных веществ (вителлогенез) — физиология размножения.
(5) — Сроки наступления половой зрелости — физиологическая характеристика развития.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Видообразование при стабильном ареале (без географического разделения) — ключевой признак экологического видообразования.
(5) — Люцерна серповидная и люцерна клейкая занимают разные экологические ниши (у подножья и на склонах) в одном географическом районе (Кавказ) — пример экологического видообразования.
(6) — Черный дрозд разделился на две группы по месту обитания (глухие леса и населённые пункты) в пределах одного ареала — экологическая изоляция.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания популяции, как единицы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Популяция как единица эволюции — это группа особей одного вида, длительно существующая на определенной территории, внутри которой происходит свободное скрещивание и которая обладает общим генофондом, способным изменяться под действием эволюционных факторов (мутации, естественный отбор и др.).
(2) — Генетическое разнообразие и его изменение во времени — ключевой признак эволюционирующей популяции.
(5) — Мутационный процесс и распространение полезных мутаций — основа эволюционных изменений в популяции.
(6) — Обмен генами в результате свободного скрещивания (панмиксия) поддерживает единство генофонда популяции как эволюционной единицы.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Присоски на пальцах квакш — частное приспособление к древесному образу жизни.
(4) — Эластичные перепонки для планирования — частное приспособление к перемещению между деревьями.
(5) — Направление глаз вперед для точных прыжков — частное приспособление к хищничеству и передвижению в кронах деревьев.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Вид остается в пределах ареала, но популяции оказываются в разных условиях, что ведет к биологической изоляции — прямое описание экологического видообразования.
(4) — Пример с традесканцией: один вид в заболоченной местности, другой — в сухой (разные экологические ниши в одном ареале).
(5) — Образование видов лютиков на одной территории из-за заселения разных мест обитания (влажные, тенистые, солнечные) — экологическое видообразование.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы признаки пресмыкающихся, приобретенные в ходе эволюции в связи с освоением суши. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Признаки пресмыкающихся, приобретенные в связи с освоением суши — это ароморфозы, которые позволили им полностью оторваться от воды и жить в наземных условиях.
(2) — Появление яйца с большим запасом желтка и амниотической оболочкой (амниотическое яйцо) — ключевое приспособление для размножения на суше.
(4) — Роговые чешуи и щитки на коже — защита от высыхания и механических повреждений в наземной среде.
(6) — Формирование ячеистых легких с увеличенной поверхностью — улучшение эффективности дыхания атмосферным воздухом.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов у членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ароморфозы — это крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации и открывающие новые возможности для освоения среды.
(1) — Появление сложных фасеточных глаз и развитие нервной системы — прогрессивные изменения, расширяющие возможности ориентации в пространстве.
(2) — Развитие хитинового покрова (наружного скелета) — защита, опора и снижение зависимости от воды (предотвращение высыхания).
(4) — Сегментированные конечности — основа для специализации конечностей (плавание, ходьба, захват пищи), что повышает разнообразие функций.