17. Эволюция живой природы: Критерии вида
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кит синий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Экологический критерий вида — это характеристика вида по его роли в экосистеме, включая особенности питания, места обитания, взаимодействия с другими видами и т. д.
(3) — Описывает питание (основу рациона).
(4) — Указывает на место обитания и поведение (у поверхности воды).
(5) — Описывает сезонные миграции, связанные с размножением и питанием.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Ландыш майский. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Указаны типы лесов и местообитания (опушки, поляны).
(3) — Предпочтения к почве (состав, кислотность).
(6) — Произрастание в тенистых влажных местах — характеристика условий среды.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Кислица обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Физиологический критерий вида — это особенности жизненных процессов организма: обмен веществ, размножение, выделение, реакции на раздражители и т. д.
(4) — Образование нектара в цветках — это физиологический процесс (секреция).
(5) — Закрывание цветков и складывание листьев при раздражении — физиологическая реакция на внешний стимул.
(6) — Разрыв семенной кожуры и разлёт семян — физиологический процесс, связанный с размножением.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Жаба серая (обыкновенная). Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Сроки полового созревания — физиологический процесс развития организма.
(4) — Количество откладываемых икринок — физиологическая характеристика репродуктивной системы.
(5) — Процесс откладывания икры и оплодотворения — физиология размножения.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Конвергенция — это процесс, при котором неродственные организмы приобретают сходные черты из-за приспособления к одинаковым условиям среды.
(1) — Береза (двудольные) и овес (однодольные) — неродственные группы, но приспособились к ветроопылению и приобрели сходные черты.
(2) — Описание схожих черт в строении цветков (неяркие, длинные тычинки, редуцированный околоцветник) как результат конвергенции.
(4) — Общая черта ветроопыляемых растений (образование мелкой легкой пыльцы в большом количестве) — пример конвергентного сходства.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Лягушка озерная. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Функционирование половых желез, образование гормонов и гамет в брачный период — физиологический процесс.
(3) — Образование яйцеклеток с запасом питательных веществ (вителлогенез) — физиология размножения.
(5) — Сроки наступления половой зрелости — физиологическая характеристика развития.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Видообразование при стабильном ареале (без географического разделения) — ключевой признак экологического видообразования.
(5) — Люцерна серповидная и люцерна клейкая занимают разные экологические ниши (у подножья и на склонах) в одном географическом районе (Кавказ) — пример экологического видообразования.
(6) — Черный дрозд разделился на две группы по месту обитания (глухие леса и населённые пункты) в пределах одного ареала — экологическая изоляция.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(3) — Присоски на пальцах квакш — частное приспособление к древесному образу жизни.
(4) — Эластичные перепонки для планирования — частное приспособление к перемещению между деревьями.
(5) — Направление глаз вперед для точных прыжков — частное приспособление к хищничеству и передвижению в кронах деревьев.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов у членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ароморфозы — это крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации и открывающие новые возможности для освоения среды.
(1) — Появление сложных фасеточных глаз и развитие нервной системы — прогрессивные изменения, расширяющие возможности ориентации в пространстве.
(2) — Развитие хитинового покрова (наружного скелета) — защита, опора и снижение зависимости от воды (предотвращение высыхания).
(4) — Сегментированные конечности — основа для специализации конечностей (плавание, ходьба, захват пищи), что повышает разнообразие функций.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса у серой крысы (пасюка). Запишите цифры, под которыми они указаны.
Биологический прогресс — это успех вида в эволюции, который проявляется через: расширение ареала, увеличение численности, образование новых популяций и подвидов.
(1) — Широкое распространение на всех континентах (кроме полярных областей) — расширение ареала.
(4) — Очень большая численность, превышающая численность людей — рост численности.
(5) — Продолжение освоения новых территорий и образование множества популяций — расширение ареала и видообразование.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Плотные покровы, защищающие от пищеварительных соков хозяина — частное приспособление к паразитизму.
(3) — Выделение веществ, препятствующих перевариванию — частное приспособление к выживанию в кишечнике хозяина.
(5) — Формирование присосок и крючьев для закрепления в теле хозяина — частное приспособление к паразитизму.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Видообразование в пределах стабильного ареала — ключевой признак экологического видообразования.
(4) — Разные условия обитания в пределах ареала как фактор видообразования — экологическая изоляция.
(5) — Образование двух видов традесканции в одном ареале, но в разных экологических условиях (тенистые леса и солнечные луга) — пример экологического видообразования.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — Формирование популяции в изменившихся условиях внутри исходного ареала — основа экологического видообразования.
(4) — Естественный отбор закрепляет различия между популяциями одного вида, живущими в разных экологических условиях (суходольный луг/пойма реки) в одном ареале.
(5) — Пример с лютиками: виды, сформировавшиеся в разных местообитаниях (лес, луг, берега рек) в пределах одного ареала.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Изоляция островных популяций от континентальных, приводящая к утрате возможности скрещивания — классический пример географического видообразования.
(4) — Разрыв ареала на фрагменты и формирование в них новых видов — прямое указание на географическую изоляцию.
(6) — Формирование видов-двойников из-за многократного закрытия и открытия Берингова пролива (географическая преграда) — пример географического видообразования.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Морфологический критерий вида — это описание внешних признаков организма: размер, форма, окраска, строение органов и т. д.
(1) — Размеры стебля (высота 15–40 см, иногда до 60 см).
(3) — Строение листьев (тройчатые, с белыми пятнами).
(5) — Строение соцветия (головка), соотношение чашечки и венчика.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Черепаха средиземноморская (греческая или кавказская). Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Указание конкретных регионов обитания (Северная Африка, Южная Европа, Юго-Западная Азия) — описание ареала.
(3) — Указание части ареала в России (черноморское побережье Кавказа) — географическое распространение.
(6) — Конкретные страны, где обитает вид (Грузия, Армения, Азербайджан) — часть ареала.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Филин обыкновенный. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(4) — Ночной образ жизни и дневные укрытия — характеристика суточной активности и поведения в среде обитания.
(5) — Пищевой рацион (мышевидные грызуны, зайцы, ежи) — характеристика питания, трофические связи.
(6) — Сроки размножения (весна), место и способ устройства гнезда — особенности экологии размножения.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(2) — На островах из одного исходного вида образуются несколько дочерних видов, приспособленных к разным условиям, без географической изоляции внутри острова — пример экологического видообразования.
(3) — В одном африканском озере (один ареал) из одного вида цихлид возникли новые виды из-за различий в питании — классический пример экологического видообразования.
(5) — Виды зябликов в одном регионе различаются песнями (поведенческая изоляция), но занимают сходную нишу — это презиготическая изоляция, которая может быть частью экологического видообразования.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Большой пёстрый дятел. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) — Оперение (черное с белыми полосками, красное подхвостье) — морфологический признак.
(2) — Красная полоса на затылке у самца — морфологический половой диморфизм.
(3) — Форма и строение клюва (заостренный, крепкий, долотообразный) — морфологический признак.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Большой пёстрый дятел. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(4) — Пищевой рацион (насекомые, личинки) — характеристика питания, трофические связи.
(5) — Сезонное питание семенами хвойных, количество разбиваемых шишек — экология питания и поведение.
(6) — Место гнездования (дупла), их размеры — характеристика местообитания и гнездования.