ЕГЭ ЕГЭ Карточки КАРТОЧКИ Тесты ТЕСТЫ Обрачат ОБРАЧАТ
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
ОГЭ
ЕГЭ
1. Задание #221465
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Кит синий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) У синего кита вытянутое тело: отношение длины к толщине тела у него значительно больше, чем у других усатых китов. (2) Он обладает хорошо развитым цедильным аппаратом, образованным пластинами китового уса. (3) Основу его питания составляют мелкие планктонные ракообразные, реже – более крупные рачки, мелкая рыба. (4) Киты держатся преимущественно у поверхности воды, редко погружаются на глубину. (5) Перед родами самки китов зимой плывут в более теплые воды, а летом для нагула жира – в более холодные. (6) Размножаются синие киты раз в два года.

Экологический критерий вида — это характеристика вида по его роли в экосистеме, включая особенности питания, места обитания, взаимодействия с другими видами и т. д.

(3) — Описывает питание (основу рациона).
(4) — Указывает на место обитания и поведение (у поверхности воды).
(5) — Описывает сезонные миграции, связанные с размножением и питанием.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #221481
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Ландыш майский. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Ареал ландыша майского в России – Европейская часть, горный Крым, Закавказье, Забайкалье, Приамурье, Приморье, Сахалин и Курилы. (2) Ландыш обитает в лиственных, сосновых и смешанных лесах, а также на опушках и полянах. (3) Ландыш майский предпочитает богатую минеральными веществами лесную почву с нейтральной кислотностью. (4) У растения имеются подземные побеги – корневища, два-три надземных цельных широколанцетных листа. (5) На цветоносном стебле в кисти расположено по 6–20 цветков, из которых образуются оранжево-красные ягоды с одним или двумя семенами. (6) Ландыш майский произрастает в тенистых влажных местах.

(2) — Указаны типы лесов и местообитания (опушки, поляны).
(3) — Предпочтения к почве (состав, кислотность).
(6) — Произрастание в тенистых влажных местах — характеристика условий среды.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #221483
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Кислица обыкновенная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Кислица обыкновенная – приземистое растение, достигающее в высоту 5–12 см. (2) Она успешно произрастает в еловых лесах, в условиях значительного затенения. (3) Кислица имеет мелкие белые цветки. (4) В цветках кислицы происходят процессы, в результате которых образуется нектар. (5) При механическом раздражении цветки кислицы закрываются, а листья складываются. (6) Семена разлетаются при разрыве наружного слоя семенной кожуры.

Физиологический критерий вида — это особенности жизненных процессов организма: обмен веществ, размножение, выделение, реакции на раздражители и т. д.

(4) — Образование нектара в цветках — это физиологический процесс (секреция).
(5) — Закрывание цветков и складывание листьев при раздражении — физиологическая реакция на внешний стимул.
(6) — Разрыв семенной кожуры и разлёт семян — физиологический процесс, связанный с размножением.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #221490
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Жаба серая (обыкновенная). Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Жаба серая ведет преимущественно ночной образ жизни, днем прячется в траве, между камнями, под корнями деревьев и в норах грызунов. (2) Пищевой рацион серой жабы составляют преимущественно беспозвоночные животные: моллюски, дождевые черви, пауки, насекомые и личинки этих животных. (3) Половое созревание серой жабы происходит на третий-четвертый год развития животного. (4) Одна самка серой жабы откладывает от 600 до 4000 икринок. (5) Через каждые 20–30 минут самка выпускает в воду шнур с икрой, а самец выделяет сперму, происходит оплодотворение. (6) Первые 11 дней головастики висят в воде, прикрепившись своими присосками к подводным камням и растениям, после чего начинают свободно передвигаться и самостоятельно питаться.

(3) — Сроки полового созревания — физиологический процесс развития организма.
(4) — Количество откладываемых икринок — физиологическая характеристика репродуктивной системы.
(5) — Процесс откладывания икры и оплодотворения — физиология размножения.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #221491
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Береза (двудольные) и овес (однодольные) приспособились к распространению пыльцы за счет ветра и приобрели схожие черты в строении генеративных органов. (2) Цветки овса и березы невзрачные, с длинными тычинками и редуцированным околоцветником. (3) Цветки у березы собраны в соцветие сережка, в то время как у овса колоски образуют метелку. (4) У ветроопыляемых растений образуется большое количество мелких пыльцевых зерен. (5) На ультраструктурном уровне строение пыльцы овса и березы существенно различается. (6) Березы преимущественно образуют пыльцу весной, а среди злаков есть виды, которые цветут летом или осенью.

Конвергенция — это процесс, при котором неродственные организмы приобретают сходные черты из-за приспособления к одинаковым условиям среды.

(1) — Береза (двудольные) и овес (однодольные) — неродственные группы, но приспособились к ветроопылению и приобрели сходные черты.
(2) — Описание схожих черт в строении цветков (неяркие, длинные тычинки, редуцированный околоцветник) как результат конвергенции.
(4) — Общая черта ветроопыляемых растений (образование мелкой легкой пыльцы в большом количестве) — пример конвергентного сходства.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #221499
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Лягушка озерная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Озерная лягушка обитает на большей части Европы, в Передней и Средней Азии, Северной Африке. (2) В брачный период у озерных лягушек активно функционируют половые железы, образуются половые гормоны и гаметы. (3) При гаметогенезе у самки образуются яйцеклетки с запасом питательных веществ. (4) Максимальная длина тела самки составляет 17 см, а у самцов может достигать 12 см. (5) Половая зрелость у особей данного вида наступает в возрасте двух-трех лет. (6) Питаются лягушки насекомыми, моллюсками, а также могут поедать головастиков своего вида, мелких молодых млекопитающих, птиц, змей.

(2) — Функционирование половых желез, образование гормонов и гамет в брачный период — физиологический процесс.
(3) — Образование яйцеклеток с запасом питательных веществ (вителлогенез) — физиология размножения.
(5) — Сроки наступления половой зрелости — физиологическая характеристика развития.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #221502
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Видообразование может осуществляться при стабильном ареале исходного вида. (2) Изоляция популяции может возникнуть в результате разрыва единого ареала. (3) Ареал вида может быть разорван физическими преградами (горы, реки и др.). (4) Для острова Мадагаскар характерны виды-эндемики, нигде не встречающиеся. (5) Исходный вид люцерны преобразовался со временем в два вида, занимающих общую территорию на Кавказе: люцерна серповидная растет у подножья гор, а люцерна клейкая – на склонах гор. (6) В настоящее время вид черный дрозд распадается на две группы: одна обитает в глухих лесах, другая держится близ жилья человека.

(1) — Видообразование при стабильном ареале (без географического разделения) — ключевой признак экологического видообразования.
(5) — Люцерна серповидная и люцерна клейкая занимают разные экологические ниши (у подножья и на склонах) в одном географическом районе (Кавказ) — пример экологического видообразования.
(6) — Черный дрозд разделился на две группы по месту обитания (глухие леса и населённые пункты) в пределах одного ареала — экологическая изоляция.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #221506
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Появление легких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2) Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3) У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4) С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5) Благодаря направлению глаз вперед квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6) Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трехкамерное сердце и два круга кровообращения.

(3) — Присоски на пальцах квакш — частное приспособление к древесному образу жизни.
(4) — Эластичные перепонки для планирования — частное приспособление к перемещению между деревьями.
(5) — Направление глаз вперед для точных прыжков — частное приспособление к хищничеству и передвижению в кронах деревьев.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #221596
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов у членистоногих. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) У членистоногих развиты нервная система и органы чувств, появились качественно новые органы зрения – сложные фасеточные глаза. (2) В отличие от кольчатых червей, у членистоногих хорошо развит хитиновый покров. (3) Членистоногие хорошо приспособлены к условиям окружающей среды, питаются различной пищей в зависимости от строения ротовых аппаратов и органов пищеварительной системы (желудка). (4) Для членистоногих характерны сегментированные конечности. (5) Передние ходильные конечности у десятиногих раков имеют клешни. (6) Плавательные конечности насекомого жука плавунца имеют форму, схожую с веслом.

Ароморфозы — это крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень организации и открывающие новые возможности для освоения среды.

(1) — Появление сложных фасеточных глаз и развитие нервной системы — прогрессивные изменения, расширяющие возможности ориентации в пространстве.
(2) — Развитие хитинового покрова (наружного скелета) — защита, опора и снижение зависимости от воды (предотвращение высыхания).
(4) — Сегментированные конечности — основа для специализации конечностей (плавание, ходьба, захват пищи), что повышает разнообразие функций.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #221598
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса у серой крысы (пасюка). Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) В настоящее время серые крысы встречаются на всех континентах мира, от них полностью свободны только полярные и приполярные области. (2) Между пальцами задних лап у крыс имеются плавательные перепонки, поэтому они хорошо плавают и ныряют. (3) Серые крысы живут около 1,5 лет, редкие особи могут прожить до трех лет. (4) Численность серых крыс на Земле очень велика, чуть ли не вдвое превышает численность людей. (5) Вид Серая крыса продолжает занимать новые территории, образует множество популяций. (6) Как у всех грызунов, у серой крысы спереди резцы покрыты твердой эмалью, а сзади эмалевого слоя нет, поэтому поверхность резцов стачивается неравномерно и они всегда острые.

Биологический прогресс — это успех вида в эволюции, который проявляется через: расширение ареала, увеличение численности, образование новых популяций и подвидов.

(1) — Широкое распространение на всех континентах (кроме полярных областей) — расширение ареала.
(4) — Очень большая численность, превышающая численность людей — рост численности.
(5) — Продолжение освоения новых территорий и образование множества популяций — расширение ареала и видообразование.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #221599
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.

(2) — Плотные покровы, защищающие от пищеварительных соков хозяина — частное приспособление к паразитизму.
(3) — Выделение веществ, препятствующих перевариванию — частное приспособление к выживанию в кишечнике хозяина.
(5) — Формирование присосок и крючьев для закрепления в теле хозяина — частное приспособление к паразитизму.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #221600
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Видообразование может осуществляться в пределах стабильного ареала исходного вида. (2) Причиной видообразования может стать обособление популяций в результате строительства автотрасс. (3) Расширение ареала большой синицы привело к образованию трех подвидов: евроазиатского, южноазиатского и восточноазиатского. (4) Ареал вида характеризуется различными условиями обитания, что является одним из факторов видообразования. (5) В Южной Америке в пределах одного ареала сформировалось два вида традесканции: в тенистых лесах и на солнечных лугах. (6) Одним из последствий расхождения материков стало появление двух видов лосей: Лося американского и Лося европейского.

(1) — Видообразование в пределах стабильного ареала — ключевой признак экологического видообразования.
(4) — Разные условия обитания в пределах ареала как фактор видообразования — экологическая изоляция.
(5) — Образование двух видов традесканции в одном ареале, но в разных экологических условиях (тенистые леса и солнечные луга) — пример экологического видообразования.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #221607
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (2) За счет накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (3) Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (4) Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (5) Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (6) Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием.

(2) — Формирование популяции в изменившихся условиях внутри исходного ареала — основа экологического видообразования.
(4) — Естественный отбор закрепляет различия между популяциями одного вида, живущими в разных экологических условиях (суходольный луг/пойма реки) в одном ареале.
(5) — Пример с лютиками: виды, сформировавшиеся в разных местообитаниях (лес, луг, берега рек) в пределах одного ареала.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #221609
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, часто утрачивают способность скрещиваться с континентальными формами. (2) На островах, где отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным условиям. (3) В африканском озере, заселенном одним видом рыб Цихлид, возникли новые виды, которые приспособились к питанию различной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его фрагментах формируется несколько новых видов. (5) Виды зябликов в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом занимают одинаковую экологическую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингового пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.

(1) — Изоляция островных популяций от континентальных, приводящая к утрате возможности скрещивания — классический пример географического видообразования.
(4) — Разрыв ареала на фрагменты и формирование в них новых видов — прямое указание на географическую изоляцию.
(6) — Формирование видов-двойников из-за многократного закрытия и открытия Берингова пролива (географическая преграда) — пример географического видообразования.

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #221610
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Клевер луговой. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Клевер луговой – небольшое растение, обычно его стебель достигает в высоту 15–40 см, но у отдельных особей – 60 см. (2) Клевер луговой распространен по лугам, полям, садам, лесам. (3) Листья у клевера тройчатые, на них имеются белые пятна. (4) Клевер луговой является хорошим медоносом. (5) Цветки собраны в соцветие головку, чашечки в цветках короче венчиков. (6) Цветки опыляются исключительно шмелями.

Морфологический критерий вида — это описание внешних признаков организма: размер, форма, окраска, строение органов и т. д.

(1) — Размеры стебля (высота 15–40 см, иногда до 60 см).
(3) — Строение листьев (тройчатые, с белыми пятнами).
(5) — Строение соцветия (головка), соотношение чашечки и венчика.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #221612
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида Черепаха средиземноморская (греческая или кавказская). Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Черепаха средиземноморская обитает в Северной Африке, Южной Европе и Юго-Западной Азии. (2) Она встречается в пустынях, полупустынях, степях, предгорьях, горных и низинных лесах и в некоторых других биотопах. (3) На территории России средиземноморская черепаха встречается на черноморском побережье Кавказа. (4) Летом наибольшая активность черепах наблюдается в утренние и вечерние часы. (5) Днем и ночью они прячутся под кустами и корнями деревьев, в норах грызунов, под камнями и в толстой лесной подстилке. (6) Средиземноморская черепаха обитает, в частности, в Грузии, Армении и Азербайджане.

(1) — Указание конкретных регионов обитания (Северная Африка, Южная Европа, Юго-Западная Азия) — описание ареала.
(3) — Указание части ареала в России (черноморское побережье Кавказа) — географическое распространение.
(6) — Конкретные страны, где обитает вид (Грузия, Армения, Азербайджан) — часть ареала.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #221622
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Филин обыкновенный. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Обыкновенный филин – самая крупная птица из отряда Совообразные. (2) У него огромные глаза, крепкий загнутый клюв, острые когти. (3) Филин имеет мягкое и рыхлое оперение. (4) Эта ночная птица днем прячется в укромных местах. (5) Питается филин мышевидными грызунами, а также зайцами и ежами. (6) Размножается весной, откладывая яйца в гнезде, которое устраивает на земле или в скалах.

(4) — Ночной образ жизни и дневные укрытия — характеристика суточной активности и поведения в среде обитания.
(5) — Пищевой рацион (мышевидные грызуны, зайцы, ежи) — характеристика питания, трофические связи.
(6) — Сроки размножения (весна), место и способ устройства гнезда — особенности экологии размножения.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #221623
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Виды, которые переселяются на острова или архипелаги, часто утрачивают способность скрещиваться с континентальными формами. (2) На островах, где отсутствуют естественные конкуренты, из одного вида формируется несколько дочерних, приспособленных к разным условиям. (3) В африканском озере, заселенном одним видом рыб Цихлид, возникли новые виды, которые приспособились к питанию различной пищей. (4) При разрыве общего ареала вида на его фрагментах формируется несколько новых видов. (5) Виды зябликов в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом занимают одинаковую нишу. (6) В результате многочисленных закрытий и открытий Берингового пролива сформировались арктические и камчатские виды-двойники.

(2) — На островах из одного исходного вида образуются несколько дочерних видов, приспособленных к разным условиям, без географической изоляции внутри острова — пример экологического видообразования.
(3) — В одном африканском озере (один ареал) из одного вида цихлид возникли новые виды из-за различий в питании — классический пример экологического видообразования.
(5) — Виды зябликов в одном регионе различаются песнями (поведенческая изоляция), но занимают сходную нишу — это презиготическая изоляция, которая может быть частью экологического видообразования.

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #221627
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Большой пёстрый дятел. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Большой пестрый дятел имеет черное оперение с белыми полосками и ярко-красным подхвостьем. (2) Самца можно отличить по красной поперечной полосе на затылке. (3) Клюв у дятла заостренный, крепкий, долотообразный. (4) Питается дятел насекомыми, например жуками и их личинками, которых он достает из-под коры. (5) Селится дятел в дуплах. (6) В конце апреля – начале мая самка откладывает яйца, в кладке обычно находится четыре–шесть яиц.

(1) — Оперение (черное с белыми полосками, красное подхвостье) — морфологический признак.
(2) — Красная полоса на затылке у самца — морфологический половой диморфизм.
(3) — Форма и строение клюва (заостренный, крепкий, долотообразный) — морфологический признак.

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #221631
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Большой пёстрый дятел. Запишите цифры, под которыми они указаны.

(1) Большой пестрый дятел имеет черное оперение с белыми полосками и ярко-красным подхвостьем. (2) У самца имеется красная поперечная полоса на затылке. (3) Дятел имеет крепкий, заостренный, долотообразный клюв. (4) Питается дятел насекомыми, например жуками, и их личинками, которых он достает из-под коры. (5) Осенью и зимой большой пестрый дятел питается семенами хвойных деревьев, каждый день он разбивает до 100 шишек. (6) Селится дятел в дуплах, глубина которых достигает 28–35 см.

(4) — Пищевой рацион (насекомые, личинки) — характеристика питания, трофические связи.
(5) — Сезонное питание семенами хвойных, количество разбиваемых шишек — экология питания и поведение.
(6) — Место гнездования (дупла), их размеры — характеристика местообитания и гнездования.

Показать
Очки опыта 20
03:50:00
Решено заданий: 0 из
0 заданий сегодня