1. Биология как наука: работа с таблицами: Живые системы
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Биоценотический | Пищевые цепи |
| ? | Проведение нервного импульса |
Это физиологический процесс, происходящий в нервной ткани и осуществляемый различными структурами нервной системы
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Популяционно-видовой | Слон азиатский |
| ? | Симбиоз рака-отшельника и актинии |
Симбиоз — это взаимодействие организмов разных видов, живущих совместно. Это происходит не внутри одного организма и не одного вида, а взаимодействие в биологическом сообществе.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Биосферный | Совокупность всех живых организмов Земли |
| ? | Подготовительный этап энергетического обмена в пищеварительном тракте |
Энергетический обмен — это обмен веществ, охватывающий весь организм, а не только один орган или ткань. Организменный уровень охватывает все процессы, происходящие в целостном организме как едином функциональном целом.
Органно-тканевый уровень описывает строение и функции отдельных органов и тканей, но здесь речь идёт о системной функции всего организма, а не о локальной работе одного органа.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Популяционно-видовой | Естественный отбор и образование новых видов |
| ? | Превращение хлоропластов в хромопласты |
Хлоропласты и хромопласты — это органоиды клетки. Их превращение (переход одного пластиды в другую) — это внутриклеточный процесс, который происходит в рамках одной клетки.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Клеточный | Строение цианобактерий |
| ? | Озеро как место обитания озёрной лягушки |
Озеро — это экосистема, в которой обитают разные виды организмов (лягушки, рыбы, водоросли и др.) и происходит взаимодействие живых организмов между собой и с неживой природой (вода, свет, температура). Это и есть суть биоценоза + среды обитания = биогеоценоза.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Биогеоценотический | Симбиоз берёзы и подберёзовика |
| ? | Процесс трансляции |
Трансляция — это этап синтеза белка на рибосоме по матрице и РНК, то есть процесс, происходящий на молекулярном уровне, с участием нуклеотидов, аминокислот, РНК и ферментов.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Молекулярно-генетический | Удвоение ДНК |
| ? | Биогенная миграция атомов |
Биогенная миграция — это круговорот химических элементов (углерода, азота, воды и др.) между живыми организмами и окружающей средой на планете. Это глобальный процесс, характерный для биосферы.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Биосферный | Круговорот кислорода в природе |
| ? | Проявление дальтонизма у ребёнка |
Здесь рассматривается наследственное заболевание, которое проявляется на уровне всего организма — т.е. в зрительном восприятии конкретного человека.
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Организменный | Дыхательная система человека |
| ? | Таёжный лес |
Таёжный лес — это экосистема, в которой происходит взаимодействие разных видов организмов между собой и с неживой природой (влажность, температура, почвы и т.д.).
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровень организации | Пример уровня |
|---|---|
| Организменный | Полевая мышь |
| ? | Митохондрия в мышечной клетке лисицы |
Митохондрия — это органоид, находящийся внутри клетки. Её строение и функции изучаются на органоидно-клеточном уровне.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признак живого | Пример признака |
|---|---|
| Клеточное строение | |
| ? |
На рисунке изображён процесс передачи признаков от родителей к потомству (наследственность), а также появление различий в потомстве (изменчивость). Это один из основных признаков живого, обеспечивающий эволюцию и разнообразие организмов.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признак живого | Пример признака |
|---|---|
| Эволюция | Образование новых видов и усложнение форм |
| ? | Расщепление высокоэнергетических молекул |
Расщепление таких молекул, как АТФ, глюкоза, липиды и др., сопровождается выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности. Это — основа обмена веществ, одного из важнейших признаков живого.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признак живого | Пример признака |
|---|---|
| Клеточное строение | Эритроциты, миоциты, нейроны человека |
| ? | Поддержание температуры тела, уровня глюкозы и давления у человека |
Способность организма поддерживать постоянство внутренней среды (температура, давление, pH, глюкоза) называется гомеостазом. Это один из ключевых признаков живых систем.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признак живого | Пример признака |
|---|---|
| Метаболизм | Фотосинтез в листе растения |
| ? | Деление клетки бактерии |
Деление бактерии — это способ её бесполого размножения, при котором происходит увеличение числа особей. Размножение — обязательный признак живого, обеспечивающий непрерывность жизни.
Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признак живого | Пример признака |
|---|---|
| ? | Фотосинтез в листе растения |
| Эволюция | Филогенез рода Человек |
Это процесс превращения световой энергии в химическую, с участием воды и углекислого газа — классический пример анаболизма в обмене веществ.