ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: #174730

Задание #174730
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Социальные нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы в силу этого становятся применительно к индивиду мерой его поведения, а применительно к обществу масштабом оценки этого поведения. Такова специфическая функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид – оценка принадлежит обществу. Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя своё действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени общественной значимости.

Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Соблюдения социальных норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но поощрения.

(Г. О. Перов, С. И. Самыгин)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры: а) формальных наказаний и поощрений; б) неформальных наказаний и поощрений. (Всего должны быть приведены четыре примера. Сначала назовите вид социальной санкции, затем приведите соответствующий пример, в котором обязательно укажите то, за что социальная санкция была применена в конкретном случае. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

А) Формальные наказания и поощрения.
1) Формальное наказание.
Вид санкции: штраф за нарушение правил дорожного движения.
Пример: водитель, превысивший скорость на трассе на 40 км/ч, был остановлен сотрудником ГИБДД и оштрафован на 2000 рублей. Это наказание было применено за нарушение установленных правил, которые направлены на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
2) Формальное поощрение.
Вид санкции: премия за высокие результаты работы.
Пример: сотрудник компании, который выполнил годовой план продаж на 150%, получил денежную премию в размере 30 000 рублей. Это поощрение было применено за его вклад в достижение целей компании и демонстрацию высокого уровня профессионализма.
Б) Неформальные наказания и поощрения.
1) Неформальное наказание.
Вид санкции: общественное осуждение.
Пример: в школе ученик, который постоянно срывал уроки и мешал одноклассникам, стал объектом насмешек и игнорирования со стороны сверстников. Это неформальное наказание было применено за его поведение, которое нарушало нормы коллективного взаимодействия и уважения к окружающим.
2) Неформальное поощрение.
Вид санкции: признание и уважение в коллективе.
Пример: в офисе сотрудница, которая помогла коллегам завершить сложный проект в сжатые сроки, получила благодарность и уважение от коллег. Её стали чаще привлекать к важным задачам, а её мнение стало более весомым. Это поощрение было применено за её трудолюбие, готовность помочь и профессионализм.

Показать
Очки опыта 20