ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Задание 3. Практика

Содержание

Перед вами 5 текстов с примерами заданий. Нужно помнить о том, что необходимо:

  • прочитать текст и выявить основную тему и идею;
  • определить стиль текста и найти языковые средства, которые характерны для него;
  • найти примеры, подтверждающие каждую характеристику текста. Например, если в задании сказано, что текст содержит эмоциональное описание состояния героя, нужно найти в тексте соответствующие предложения;
  • отметить номера тех вариантов, которые содержат верные характеристики текста.

Пример 1

Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь — или нос мелькнет, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Текст представляет собой художественное описание с элементами оценки. Большая часть текста — эмоциональное описание состояния героя. Первые пять предложений — описание состояния окружающей среды.
  2. Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает указательное местоимение.
  3. Природа влияет на героя текста, мальчика Вальку, вызывая у него чувство тоски по Москве.
  4. Чувства Вальки, его ощущения выражаются при помощи односоставных (Он тосковал по Москве) и двусоставных предложений (Хотелось толкаться и спешить. Но больше всего тянуло…), используются безличные глаголы, личные глаголы со значением состояния.
  5. Эмоциональность текста усиливается намеренным повторением слов. Повторы, во-первых, связывают между собой предложения, во-вторых, повышают экспрессивность речи («тосковал» , «хотелось»).

Ответ

Скрыть

Ответ: 1, 3, 5.

Ответ 1 верный, так как автор использует эмоционально окрашенные слова для передачи внутреннего состояния героя: «толкаться», «слонялся», «не торчит», «не тычет» и т. д. Авторская оценка проявляется через описание чувств и мыслей героя. Например, через тоску Вальки по Москве и жизни. Первые пять предложений — описание дождливой погоды.

Ответ 3 верный, потому что дожди влияют на настроение героя. Валька чувствует себя одиноко и тоскливо из-за погоды, которая создает атмосферу тишины и пустоты. Именно поэтому герой тоскует по Москве и по жизни, полной событий.

Ответ 5 верный, так как повторы создают плавный переход между мыслями автора: тосковал по Москве, тосковал по жизни. Также повторы усиливает эмоциональную окраску текста. Это позволяет читателю глубже погрузиться в переживания героя и лучше понять его состояние.

Пример 2

Единственная жена Фиделя Кастро вернулась на Кубу после сорокалетней эмиграции.

Как сообщает британское издание «Independent», по официальной версии, проживающая в Испании 78-летняя Мирта Диаз-Баларт прилетела на Остров свободы повидаться со своим сыном Фиделито, родившимся еще до того момента, как Кастро захватил власть. По другой версии, экс-супруга Кастро прибыла на Кубу с намерением встретиться с Фиделем, проходящим реабилитацию после перенесенной операции. Фидель и Мирта были женаты в 1948–1955 годах, потом развелись. С тех пор вождь <…> не был обделен женским обществом, официально женат не был.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Текст можно отнести к жанру заметки, поскольку цель текста — в сжатом виде сообщить о произошедшем. Текст характеризуется следующими признаками: лаконизм, сжатость, официальность, обезличенность, сдержанность, бесстрастность и объективность изложения.
  2. Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отсутствием узкоспециальной терминологии.
  3. Неличный характер заметки исключает (или почти исключает) использование личных местоимений и личных глаголов в форме 1-го и 2-го лица. Среди форм глаголов преобладают глаголы изъявительного наклонения совершенного вида.
  4. Синтаксис текста отличается простотой. Широко употребительны простые неосложненные предложения, а также односоставные неопределенно-личные предложения.
  5. Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.

Ответ

Скрыть

Ответ: 1, 2, 3.

Ответ 1 верный, так как в тексте кратко изложены основные факты: имя человека, событие, возраст, причина визита по официальной версии. Заметке свойственна краткость, информативность и фактичность — все это присутствует в тексте.

Ответ 2 верный, потому что в тексте преобладают общеупотребительные слова и выражения, которые не требуют специальных знаний для понимания. Среди них: «издание», «версия», «прилетела», «сын», «операция», «развелись».

Ответ 3 верный, так как отсутствие личных местоимений и глаголов в форме 1-го и 2-го лица создают впечатление, что заметка написана не от лица автора, а представляет собой изложение фактов. Преобладают глаголы изъявительного наклонения совершенного вида, которые описывают уже совершенные действия. Примеры: «вернулась», «прилетела», «развелись».

Пример 3

ДОГОВОР № 7

О передаче неисключительных имущественных прав

г. Москва

23 марта 2002 г.

Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, с одной стороны, и ООО «Домус», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Дымова Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, <…>, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые в Договоре:
1.1. Произведение — «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленное Автором. Описание произведения — пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресовано учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В тексте отсутствуют личные местоимения.
  2. Данный текст относится к официально-деловому стилю, поэтому в нем соблюдаются формальные требования, а именно используются заголовки и подзаголовки, есть цифровое оформление пунктов, присутствуют реквизиты (дата, город, наименование документа).
  3. В тексте отсутствует лексика, обозначающая лиц с указанием их социального статуса.
  4. Тематика текста обусловила значительные включения в текст терминов (настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании).
  5. Усложненность синтаксиса создается за счет распространения предложений причастными оборотами.

Ответ

Скрыть

Ответ: 1, 2, 5.

Ответ 1 верный, потому что в деловом стиле речи редко используют личные местоимения. Это нужно для того, чтобы сделать текст более формальным и объективным.

Ответ 2 верный, так как в тексте используются официальные термины. Например, «неисключительные имущественные права», «генерального директора», используется заголовок «Договор № 7», обозначены город и дата: г. Москва 23 марта 2002 г.

Ответ 5 верный, так как текст становится сложным за счет причастных оборотов. Примеры: именуемая в дальнейшем Автор, действующего на основании Устава и др.

Пример 4

Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, <…> все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.

В системе современного менеджмента в качестве управления рассматриваются, во-первых, организации или предприятия-товаропроизводители, во-вторых, процессы управления как явления. Современный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Данный текст отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. Предложения логически соединены между собой.
  2. В этом фрагменте дано общее определение менеджмента в первом предложении. Между первым и вторым предложениями устанавливаются причинно-следственные отношения. Во второй части 4-го предложения содержится противопоставление.
  3. В тексте присутствуют сложноподчиненные предложения.
  4. Стремление к логичности изложения материала приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастного оборота.
  5. Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется ярко выраженной личной позицией автора.

Ответ

Скрыть

Ответ: 1, 3, 4.

Ответ 1 верный, так как в тексте четко прослеживается логическая последовательность изложения. Сначала автор дает общее определение менеджмента как сложного явления, затем указывает на его связь с закономерностями и принципами науки.

Ответ 3 верный, и это можно подтвердить примером: Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. В предложении есть главная часть («отсюда он связан…») и придаточная («которые составляют предмет любой науки»), которые соединены подчинительным союзом «которые».

Ответ 4 верный, потому что сложные союзные предложения, причастные обороты, вводные слова во-первых, во-вторых усложняют синтаксис. Это нужно, чтобы последовательно и логично изложить мысли и обеспечить четкость и структурированность текста.

Пример 5

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, <…> уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть —это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.

  1. В предлагаемом тексте автор призывает читателя задуматься о социальных и экономических проблемах России.
  2. Задача автора — воздействовать на читателя, убедить его. Поэтому текст можно отнести к публицистическому стилю.
  3. В тексте присутствуют различные языковые средства: риторические вопросы, обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения. Присутствуют ряды однородных членов (ее единственная забота, ее… радость... и т. д.), обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность высказывания (И стыдно бывает… И только ты… Вот и у стариков…), частиц с усилительным значением (И стыдно…, она-то…; ты-то...; И только ты…; а потом... и т. п.). Многие из этих средств помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что широко используется в публицистике.
  4. Предложение (Ох уж эта бабушка!) со значением оценки характерно для разговорной речи.
  5. Автор текста не дает ответ на вопрос, сформулированный в 3-м абзаце (..что делать..?)

Ответ

Скрыть

Ответ: 2, 3, 4.

Ответ 2 верный, так как автор последовательно убеждает читателя через аргументацию своей позиции и приводит пример с грудным младенцем. В конце текста он призывает читателя представить себя старым, чтобы лучше понять пожилых людей. Это и есть особенность публицистического стиля.

Ответ 3 верный, ведь все приведенные языковые средства действительно есть в тексте. Автор обращается к читателю, задает риторические вопросы, побуждает к размышлению. Он использует усилительные частицы и обратный порядок слов для акцентирования важных моментов. Все это делает текст более живым, эмоциональным и привлекает внимание читателя.

Ответ 4 верный, потому что междометие «ох уж» и восклицательная интонация придают предложению эмоциональную окраску и выражают раздражение или досаду. Это является типичным для разговорной речи.

5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ