Задание 3. Практика
Перед вами 5 текстов с примерами заданий. Нужно помнить о том, что необходимо:
- прочитать текст и выявить основную тему и идею;
- определить стиль текста и найти языковые средства, которые характерны для него;
- найти примеры, подтверждающие каждую характеристику текста. Например, если в задании сказано, что текст содержит эмоциональное описание состояния героя, нужно найти в тексте соответствующие предложения;
- отметить номера тех вариантов, которые содержат верные характеристики текста.
Пример 1
Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.
Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь — или нос мелькнет, или хвост.
Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- Текст представляет собой художественное описание с элементами оценки. Большая часть текста — эмоциональное описание состояния героя. Первые пять предложений — описание состояния окружающей среды.
- Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает указательное местоимение.
- Природа влияет на героя текста, мальчика Вальку, вызывая у него чувство тоски по Москве.
- Чувства Вальки, его ощущения выражаются при помощи односоставных (Он тосковал по Москве) и двусоставных предложений (Хотелось толкаться и спешить. Но больше всего тянуло…), используются безличные глаголы, личные глаголы со значением состояния.
- Эмоциональность текста усиливается намеренным повторением слов. Повторы, во-первых, связывают между собой предложения, во-вторых, повышают экспрессивность речи («тосковал» , «хотелось»).
Ответ
Скрыть
Ответ: 1, 3, 5.
Ответ 1 верный, так как автор использует эмоционально окрашенные слова для передачи внутреннего состояния героя: «толкаться», «слонялся», «не торчит», «не тычет» и т. д. Авторская оценка проявляется через описание чувств и мыслей героя. Например, через тоску Вальки по Москве и жизни. Первые пять предложений — описание дождливой погоды.
Ответ 3 верный, потому что дожди влияют на настроение героя. Валька чувствует себя одиноко и тоскливо из-за погоды, которая создает атмосферу тишины и пустоты. Именно поэтому герой тоскует по Москве и по жизни, полной событий.
Ответ 5 верный, так как повторы создают плавный переход между мыслями автора: тосковал по Москве, тосковал по жизни. Также повторы усиливает эмоциональную окраску текста. Это позволяет читателю глубже погрузиться в переживания героя и лучше понять его состояние.
Пример 2
Единственная жена Фиделя Кастро вернулась на Кубу после сорокалетней эмиграции.
Как сообщает британское издание «Independent», по официальной версии, проживающая в Испании 78-летняя Мирта Диаз-Баларт прилетела на Остров свободы повидаться со своим сыном Фиделито, родившимся еще до того момента, как Кастро захватил власть. По другой версии, экс-супруга Кастро прибыла на Кубу с намерением встретиться с Фиделем, проходящим реабилитацию после перенесенной операции. Фидель и Мирта были женаты в 1948–1955 годах, потом развелись. С тех пор вождь <…> не был обделен женским обществом, официально женат не был.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- Текст можно отнести к жанру заметки, поскольку цель текста — в сжатом виде сообщить о произошедшем. Текст характеризуется следующими признаками: лаконизм, сжатость, официальность, обезличенность, сдержанность, бесстрастность и объективность изложения.
- Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отсутствием узкоспециальной терминологии.
- Неличный характер заметки исключает (или почти исключает) использование личных местоимений и личных глаголов в форме 1-го и 2-го лица. Среди форм глаголов преобладают глаголы изъявительного наклонения совершенного вида.
- Синтаксис текста отличается простотой. Широко употребительны простые неосложненные предложения, а также односоставные неопределенно-личные предложения.
- Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
Ответ
Скрыть
Ответ: 1, 2, 3.
Ответ 1 верный, так как в тексте кратко изложены основные факты: имя человека, событие, возраст, причина визита по официальной версии. Заметке свойственна краткость, информативность и фактичность — все это присутствует в тексте.
Ответ 2 верный, потому что в тексте преобладают общеупотребительные слова и выражения, которые не требуют специальных знаний для понимания. Среди них: «издание», «версия», «прилетела», «сын», «операция», «развелись».
Ответ 3 верный, так как отсутствие личных местоимений и глаголов в форме 1-го и 2-го лица создают впечатление, что заметка написана не от лица автора, а представляет собой изложение фактов. Преобладают глаголы изъявительного наклонения совершенного вида, которые описывают уже совершенные действия. Примеры: «вернулась», «прилетела», «развелись».
Пример 3
ДОГОВОР № 7
О передаче неисключительных имущественных прав
г. Москва
23 марта 2002 г.
Гражданка Российской Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая в дальнейшем Автор, с одной стороны, и ООО «Домус», именуемое в дальнейшем Фирма, в лице генерального директора Дымова Сергея Ивановича, действующего на основании Устава, <…>, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые в Договоре:
1.1. Произведение — «Русский язык для школьников и поступающих в вузы», подготовленное Автором. Описание произведения — пособие содержит основные теоретические понятия школьного курса русского языка и разъясняет порядок разбора языкового материала, адресовано учащимся и особенно выпускникам средней школы в связи с отсутствием единого комплекта учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- В тексте отсутствуют личные местоимения.
- Данный текст относится к официально-деловому стилю, поэтому в нем соблюдаются формальные требования, а именно используются заголовки и подзаголовки, есть цифровое оформление пунктов, присутствуют реквизиты (дата, город, наименование документа).
- В тексте отсутствует лексика, обозначающая лиц с указанием их социального статуса.
- Тематика текста обусловила значительные включения в текст терминов (настоящий Договор о нижеследующем, именуемый в дальнейшем, действующий на основании).
- Усложненность синтаксиса создается за счет распространения предложений причастными оборотами.
Ответ
Скрыть
Ответ: 1, 2, 5.
Ответ 1 верный, потому что в деловом стиле речи редко используют личные местоимения. Это нужно для того, чтобы сделать текст более формальным и объективным.
Ответ 2 верный, так как в тексте используются официальные термины. Например, «неисключительные имущественные права», «генерального директора», используется заголовок «Договор № 7», обозначены город и дата: г. Москва 23 марта 2002 г.
Ответ 5 верный, так как текст становится сложным за счет причастных оборотов. Примеры: именуемая в дальнейшем Автор, действующего на основании Устава и др.
Пример 4
Менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-технологическое явление, процесс деятельности, имеющий дело со сменой состояний, качеств объекта, что предполагает наличие определенных тенденций и этапов. Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. Здесь и генезис, и эволюция, и резкие скачки, и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда. Менеджмент включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, <…> все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий.
В системе современного менеджмента в качестве управления рассматриваются, во-первых, организации или предприятия-товаропроизводители, во-вторых, процессы управления как явления. Современный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- Данный текст отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. Предложения логически соединены между собой.
- В этом фрагменте дано общее определение менеджмента в первом предложении. Между первым и вторым предложениями устанавливаются причинно-следственные отношения. Во второй части 4-го предложения содержится противопоставление.
- В тексте присутствуют сложноподчиненные предложения.
- Стремление к логичности изложения материала приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастного оборота.
- Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется ярко выраженной личной позицией автора.
Ответ
Скрыть
Ответ: 1, 3, 4.
Ответ 1 верный, так как в тексте четко прослеживается логическая последовательность изложения. Сначала автор дает общее определение менеджмента как сложного явления, затем указывает на его связь с закономерностями и принципами науки.
Ответ 3 верный, и это можно подтвердить примером: Отсюда он связан с закономерностями и принципами, которые составляют предмет любой науки. В предложении есть главная часть («отсюда он связан…») и придаточная («которые составляют предмет любой науки»), которые соединены подчинительным союзом «которые».
Ответ 4 верный, потому что сложные союзные предложения, причастные обороты, вводные слова во-первых, во-вторых усложняют синтаксис. Это нужно, чтобы последовательно и логично изложить мысли и обеспечить четкость и структурированность текста.
Пример 5
Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, <…> уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть —это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- В предлагаемом тексте автор призывает читателя задуматься о социальных и экономических проблемах России.
- Задача автора — воздействовать на читателя, убедить его. Поэтому текст можно отнести к публицистическому стилю.
- В тексте присутствуют различные языковые средства: риторические вопросы, обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения. Присутствуют ряды однородных членов (ее единственная забота, ее… радость... и т. д.), обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность высказывания (И стыдно бывает… И только ты… Вот и у стариков…), частиц с усилительным значением (И стыдно…, она-то…; ты-то...; И только ты…; а потом... и т. п.). Многие из этих средств помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что широко используется в публицистике.
- Предложение (Ох уж эта бабушка!) со значением оценки характерно для разговорной речи.
- Автор текста не дает ответ на вопрос, сформулированный в 3-м абзаце (..что делать..?)
Ответ
Скрыть
Ответ: 2, 3, 4.
Ответ 2 верный, так как автор последовательно убеждает читателя через аргументацию своей позиции и приводит пример с грудным младенцем. В конце текста он призывает читателя представить себя старым, чтобы лучше понять пожилых людей. Это и есть особенность публицистического стиля.
Ответ 3 верный, ведь все приведенные языковые средства действительно есть в тексте. Автор обращается к читателю, задает риторические вопросы, побуждает к размышлению. Он использует усилительные частицы и обратный порядок слов для акцентирования важных моментов. Все это делает текст более живым, эмоциональным и привлекает внимание читателя.
Ответ 4 верный, потому что междометие «ох уж» и восклицательная интонация придают предложению эмоциональную окраску и выражают раздражение или досаду. Это является типичным для разговорной речи.
Хотите оставить комментарий?
Войти