Теория. Задание 16
Пример задания № 16 ЕГЭ
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Русские писатели давно оценили не только мудрость пословиц но и их красоту и выразительность.
- Владимир Иванович Даль собирал и сказки и исторические предания и песни русского народа.
- Крылатое слово украшает речь и помогает коротко и доходчиво выразить мысль.
- По ночам шумели леса и одинокая луна освещала дорогу заблудившимся путникам.
- Дорога раскисла и приходилось жаться к мокрым кустам.
Ответ
Скрыть
Ответ: 15 или 51
Пояснения:
- Запятая ставится между частями двойного союза «не только… но и».
- Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимся союзом «и». Здесь: «…собирал и сказки, и исторические предания, и песни русского народа». Таким образом, в предложении должны быть две запятые, а не одна.
- В этом предложении однородные сказуемые «украшает», «помогает» связаны одиночным союзом «и». Следовательно, запятая не нужна.
- Здесь сложносочиненное предложение (ССП) с двумя основами: «шумели леса», «луна освещала». Но у них есть общий второстепенный член «по ночам». Следовательно, запятая не ставится.
- Запятая ставится между частями ССП, соединенными союзом «и», так как у них нет общего придаточного предложения, вводного слова или общего второстепенного члена предложения.
Алгоритм выполнения задания
- Сфокусируйтесь на задании
Вспомните, что задание № 16 ЕГЭ проверяет только постановку запятых в сложносочиненных предложениях (ССП) и в предложениях с однородными членами. Другие правила в этом задании не отражены. Кроме этого, вам нужно найти предложения, в которых должна быть только ОДНА запятая.
- Найдите грамматическую основу
Выделите грамматическую основу. Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда частями ССП являются односоставные предложения. Их часто бывает нелегко заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами.
- Если предложение простое
Найдите однородные члены предложения, обратите внимание на средства связи между ними (бессоюзная или союзная). Выделите союзы (схему предложения рекомендуется составлять на черновике), охарактеризуйте их. Проверьте, есть ли в предложении повторяющиеся союзы. Вспомните правила, при которых ставится запятая, и особые случаи постановки или отсутствия запятой при однородных членах предложения.
- Если предложение сложное
Примените правило постановки запятой в ССП (она чаще всего ставится между частями ССП). Не забудьте про случаи отсутствия запятой в ССП, например при наличии общего вводного слова или второстепенного члена (в этом случае снова поможет составление схемы предложения на черновике). Помните, что в одной или в двух частях ССП также могут находиться и однородные члены.
- Обратите внимание на союзы
Не забывайте, что союзы могут выполнять в предложении разную роль. Так, они могут связывать и однородные члены, и части сложносочиненного предложения.
- Запишите ответ
В качестве ответа выступают цифры, записанные в произвольном порядке.
Теоретическая справка
Суть задания № 16 ЕГЭ состоит в том, что нужно проанализировать 5 предложений, в которых полностью отсутствуют запятые, и найти те из них, в которых должна быть только одна запятая. Количество таких предложений в задании может варьироваться от двух до четырех. В других предложениях, согласно правилам пунктуации, может либо вообще не быть запятых, либо их должно быть две, три или более.
Важно
Задание № 16 ЕГЭ проверяет правила постановки запятых только в простых предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях.
Другие правила, такие как постановка запятых в предложениях с причастными или деепричастными оборотами, обращениями, косвенной речью и в сложноподчиненных предложениях, в этом задании не рассматриваются.
Для успешного выполнения задания необходимо:
| Знать | Уметь |
|---|---|
| 1. знаки препинания; 2. союзы, их виды и роль в предложении; 3. грамматическая основа предложения; 4. простое осложненное предложение; 5. однородные члены предложения; 6. сложное предложение; 7. бессоюзное сложное предложение; 8. сложносочиненное предложение | 1. применять пунктуационные правила в практике письма; 2. определять грамматическую основу предложения; 3. различать простое и сложное предложения; 4. опознавать сложносочиненное предложение; 5. распознавать однородные члены предложения и средства связи между ними |
Сложные случаи
При подготовке к заданию № 16 ЕГЭ следует обратить особое внимание на некоторые наиболее трудные моменты:
Однородные члены, которые трудно заметить в предложении
Такие однородные не имеют зависимых слов, не соединены союзами, стоят подряд. Их легко можно не заметить в предложении и допустить пунктуационную ошибку.
На красноватый фон обожженной глины художник наносил грунт, рисунок и орнамент и заливал поверхность сосуда лаком.
Если между однородными членами «рисунок», «орнамент» стоит союз «и», то между однородными «грунт», «рисунок» нет ничего. Для того, чтобы понять, что эти слова также являются однородными членами, необходимо не торопясь, внимательно прочитать предложение, обращая внимание на интонацию. Зачастую именно с внимательным и вдумчивым чтением у учащихся возникают проблемы.
Неоднородные определения
Не все определения, относящиеся к одному слову, являются однородными.
Перед собой мы увидели большой деревянный сарай.
Прилагательные «большой» и «деревянный» не являются однородными определениями, так как характеризуют объект «сарай» по разным признакам: по размеру и по материалу. Они также относятся к разным разрядам: качественному и относительному. Следовательно, запятая между ними не ставится.
Роль союза «или»
Союз «или» может выполнять в предложении разные роли. Важно уметь их различать.
Если союз «или» можно заменить на «то есть», то перед нами пояснительная конструкция — она всегда выделяется запятыми. Например: Кольчатый тюлень, или нерпа (то есть нерпа), относится к числу ластоногих. Однако следует заметить, что такой случай употребления союза «или» встречается в задании № 16 ЕГЭ крайне редко.
Наиболее распространено употребление союза «или» в качестве сочинительного разделительного, который означает «выбор из двух» и употребляется согласно известным правилам пунктуации, отраженных в примерах ниже:
Он любит смотреть фантастику или приключения.
Он любит смотреть или фантастику, или приключения.
Более подробную информацию о постановке запятых в предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении вы можете найти в этих уроках:
Практическое задание
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- День выдался ветреным и промозглым и выходить из дома совсем не хотелось.
- Новая компьютерная программа позволяет не только редактировать сообщения но и удалять вирусные файлы.
- Звезды дрожат в небе и слабо освещают уснувший сад и беспокойную речку.
- Никто из современников Г. Р. Державина не отважился соединить в одном произведении комическое и торжественное возвышенное и бытовое.
- Читатель видит в Печорине и глубокий ум и незаурядную волю и беспощадную проницательность.
Ответ
Скрыть
Ответ: 124 или любая другая последовательность этих цифр.
Пояснения
- Запятая ставится между частями ССП с грамматическими основами, соединенными союзом «и», так как у них нет общего придаточного предложения, вводного слова или общего второстепенного члена предложения.
- Запятая ставится между частями двойного союза «не только… но и».
- В этом предложении однородные сказуемые «дрожат», «освещают» связаны одиночным союзом «и». Следовательно, запятая не нужна. Кроме них здесь еще однородные дополнения: «сад», «речку». Они тоже связаны одиночным союзом «и», поэтому запятая между ними тоже не ставится.
- Здесь однородные дополнения, соединенные попарно союзом «и»: «комическое и торжественное», «возвышенное и бытовое». Запятая ставится между парами однородных членов.
- Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимся союзом «и». Здесь: «…видит в Печорине и глубокий ум, и незаурядную волю, и беспощадную проницательность». Таким образом, в предложении должно быть две запятые, а не одна.
Еще больше примеров с подробными комментариями вы найдете в уроке Практика.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти