Наверняка первый ответ, который придет вам в голову: «Тест служит для проверки и контроля знаний». Однако не все так очевидно, и результаты многочисленных исследований показывают, что важнейшая функция тестов — совсем не оценить ваши знания, а помочь усвоить новую информацию.
Эксперимент из прошлого
В 1917 году зарубежные ученые провели интересный опыт среди учеников средней школы. Школьникам предложили изучать биографии известных личностей в течение заданного времени. Там содержалась базовая информация о выдающихся людях: кто это, в какое время и в каком месте жил, в какой семье родился, где учился и чем стал знаменит.
Участников эксперимента разделили на две группы и отмерили одинаковое время. Одной группе предложили несколько раз перечитать биографии для того, чтобы запомнить все важные факты. Вторую группу школьников попросили прочитать материал всего один раз. А потом поразмышлять над прочитанным и мысленно задавать себе вопросы для самопроверки.
Позже всех школьников опросили, чтобы определить, как хорошо они усвоили прочитанный материал. Результаты удивили даже организаторов эксперимента.
Оказалось, что те, кто прочитал биографии один раз, но проверил себя после этого, запомнили в 2 раза больше фактов, чем те, кто просто несколько раз перечитывал текст.
Как тест помогает запоминанию
Преподаватель и нейробиолог из Стэнфорда Эндрю Губерман (Andrew Huberman) подтверждает, что многократное чтение материала — не лучший способ запомнить новую информацию. Только периодические паузы и осмысление прочитанного позволяют максимально снизить естественный процесс забывания информации.
Обучение, построенное на регулярном тестировании и самопроверке, обеспечивает наиболее прочные знания. Именно поэтому наши уроки построены так, что после каждого блока темы ученику нужно ответить на вопрос о прочитанном, чтобы двигаться дальше.
Что думают о тестах ученики?
В наши дни был проведен еще один эксперимент. Было выбрано четыре группы учеников старшей школы, которым предложили изучить новый материал. На ознакомление и запоминание им дали несколько дней.
Группа № 1 в течение отведенного времени только снова и снова перечитывала новый материал. Группа № 2 читала материал трижды, а вместо четвертого прочтения отвечала на вопросы для самопроверки.
Третья группа ознакомилась с текстом дважды и два раза самостоятельно отвечала на вопросы. Группа № 4 прочитала текст один раз и трижды проверила себя по вопросам. Спустя месяц провели финальный тест по этому материалу.
Лучший результат показала группа № 4, однако сами участники этой группы думали, что покажут худший результат. Почему?
Вероятно, это связано с тем, что ученики и студенты не воспринимают тесты как инструмент для лучшего запоминания изученного. Большинству из них кажется, что только многократное прочтение поможет надолго сохранить материал в памяти.
Полезные советы
Как внедрить тесты в свое обучение и сделать их помощником? Вот несколько советов.
Делайте паузы
Когда вы изучаете новый урок или параграф, обязательно делайте остановки. Задайте себе несколько вопросов: это позволит вам вспомнить, о чем вы только что прочитали.
Наш мозг не может быть сконцентрирован на выполнении какой-то задачи очень долго. Паузы помогают проверить, внимательно ли вы изучаете материал, насколько вы сейчас понимаете и усваиваете то, что читаете.
Не откладывайте
Результаты современных экспериментов показывают, что лучше не откладывать на потом прохождение теста. Если вы изучили какой-то новый материал, то проверить, как хорошо вы его запомнили, оптимально — в тот же день.
Даже если вы даете неверные ответы, это все равно идет вам на пользу. Во время ответа на вопросы ваш мозг все равно делает усилие и вспоминает изученное.
Оставляйте буфер
После изучения нового материала постарайтесь вернуться к нему через неделю, пару недель и месяц. Наша память устроена так, что как бы хорошо вы ни старались что-то запомнить, естественный процесс забывания все равно включается.
Когда вы даете себе значительный промежуток времени, чтобы вернуться к изученному, вы активизируете участки мозга, отвечающие за долговременную память. Вы возвращаете эти воспоминания в настоящий момент и лучше закрепляете их в перспективе.
Любой тест, самостоятельная работа, контрольные вопросы и вопросы для самопроверки — это не только инструмент оценивания знаний. Тест — это отличный способ переработать и лучше запомнить изученный материал.
Хотите оставить комментарий?
Войти