Для родителей, у которых на детские каникулы большие планы, это вопрос не праздный. Но ребенок сопротивляется: не хочет ни в лагерь, ни в театральную студию, ни в кружок программирования. Только во двор с друзьями и проводить время в телефоне. Как справиться с родительским бессилием и перестать тревожиться?
Родители часто недовольны, что ребенок не хочет дополнительных занятий, при этом по математике у него тройки с большим минусом, а в образовательном центре неподалеку есть отличные детские программы на лето. И вообще, «лучше бы делом занялся», а то что его потом в жизни ждет, в какой вуз поступит, на какую работу устроится?
Каникулы — это как раз время для того, чтобы дети отдохнули, восстановили свои силы, побыли наедине с собой, могли отдаться своим желаниям и интересам.
В этом разборе мы поговорим о следующем:
— Ребенок хочет гулять и играть с друзьями. Плохо ли это?
— Почему не стоит демонизировать девайсы?
— Что могут сделать родители, чтоб ребенок использовал девайс с пользой?
Ребенок хочет гулять и играть с друзьями. Плохо ли это?
У дошкольников, младших школьников и подростков, игра — распространенный и основной способ взаимодействия с миром. Для подростков базовое — поиск «своих» или, как сказала психолог, ведущая деятельность в подростковом возрасте — это интимно-личностное (то есть доверительное) общение со сверстниками.
Погулять с друзьями или поиграть с ними на детской площадке, пообщаться с ними на улице или в сети — это нормальные желания для детей всех возрастов.
Игра и учеба — это антиподы. Человеческий мозг работает по-разному, когда мы играем и когда работаем, говорит психолог Гордон Ньюфелд. Для многих детей учеба, в том числе дополнительные занятия, — это работа.
Работа почти всегда про внешнюю мотивацию. У большинства взрослых, например, это деньги, чтобы, условно, не «умереть под забором». У детей — хорошие оценки, одобрение родителей или хотя бы «чтобы не ругались».
Игра всегда про внутреннюю мотивацию. В контексте сетевых игр это может быть «хочу вот это платьишко и вот этот домик для моего персонажа, хочу и все, красивенькое». Звучит несерьезно? Но когда мы, и вслед за нами, наши дети зажаты в тиски обязанностей, получить свое важно, и игра в сети предоставляет такую возможность.
Давать волю внутренней мотивации полезно и очень важно. Специалистка в сфере Health Science Оксана Туркина говорит, что внутренняя мотивация — это прежде всего самоактуализация. Человек без собственной воли и мотивации — не человек, а объект приложения к нему воли других людей.
Но есть основания подозревать, что в фразе «ребенок ничего не хочет, только гулять и играть с друзьями в телефоне» напряжение у родителей вызывает слово «телефон»…
Почему не стоит демонизировать девайсы?
Девайсы и интернет — неотъемлемая часть жизни. Для нас, родителей, они что-то новое, что пришлось осваивать. Дети — поколение, которое «родилось» в руках с телефоном. Девайсы были в их жизни с самого начала, и потому у них другое к ним отношение. Так что самый продуктивный путь — не бороться против гаджетов, а научиться пользоваться ими с пользой.
Когда девайсы могут приносить пользу детям:
— Подростки, для которых по возрасту становится необходима своя «референтная группа» (группа принятия), часто находят ее в онлайн-играх.
— Во многих играх общение идет на английском языке, и дети неплохо «прокачивают» язык в игре (Это известно в том числе и многим репетиторам по английскому, и они активно пользуются этим).
— В ряде онлайн-игр неплохо отрабатываются навыки командной работы.
— В сетевом общении, как и в любом другом общении, дети разрешают конфликты, отстаивают свои границы.
— Сетевое общение дает также социальные связи с людьми в самых разных точках мира, и нередки случаи, когда совместная игра перерастает в полноценную дружбу.
— Дети в сети не только играют, но и сами пишут игры (программирование), смотрят кино, в том числе документальное (образование), поют и танцуют вместе с любимыми исполнителями, изучают языки в специальных приложениях (к примеру, на пике популярности кейпопа очень заметно вырос спрос на корейский язык), читают книги, рекомендованные друзьями (да, современные дети читают), и даже решают задачки по той же математике.
Уроки в игровой форме и предметные тренажеры в Образавре — это освоение сложных тем из школьной программы через короткие блоки и видимый быстрый результат.
Образавр дает детям ощущение «я могу, я сделал!».
Наша платформа — это только положительные эмоции и помощь в усвоении тем, которые ребенок упустил в школе.
Что могут сделать родители, чтоб ребенок использовал девайс с пользой?
Пожалуй, это один из самых сложных вопросов. Именно он чаще всего вызывает у родителей чувство бессилия. Особенно когда ребенок не малыш, а уже колючий подросток с протестным поведением и нет доверительного взаимодействия с ним.
Если с маленькими детьми отлично работает функция «родительский контроль» – это когда все, что есть у ребенка на телефоне/ планшете, установлено или одобрено вами, то с подростками такое уже не пройдет. И ограничения времени, и родительский контроль подростки уже прекрасно умеют обходить. Нужны другие подходы.
1) Предлагайте, не предлагая.
Оформили подписку на онлайн-библиотеку? Скажите всей семье, что приложение с общим доступом можно установить на несколько устройств, кому надо? Подросток заявляет, что не хочет, чтоб другие видели, что он читает, оплатите ему отдельную подписку. Человек имеет право на приватность. Да, это может быть сопряжено с дополнительными расходами. Но выращивание детей и их образование вообще затратное дело.
То же самое с электронными библиотеками. Кстати, некоторыми популярными сервисами электронных книг можно пользоваться бесплатно по читательскому билету из любой российской библиотеки.
Иногда работают очень простые и банальные «завлекалочки». Читаете что-то в сети? Читайте при подростке (на одной кухне с ним) и активно выражайте свои эмоции. Редко у кого не проснется любопытство, когда мать или отец сами с собой смеются, что-то делая в сети.
2) Интересуйтесь, не оценивая.
Если знаете, что ваш подросток фанат какой-то игры, группы, сериала, просто спросите, что именно его привлекает. Без сарказма, без насмешек.
Пусть выговорится. А вам достаточно сказать «круто, прикольно, здорово, ничего себе» и ничего не предпринимать.
Почему важно не бросаться сразу же развивать мысли, идеи, интересы ребенка в образовательную траекторию или в лекцию по профориентации?
Причин две:
1) принимая активное участие в интересах ребенка или подростка без запроса с его стороны, вы как бы присваиваете себе то, что ребенок считает своим личным. Это может вызвать отторжение или обиду;
2) отправляя ребенка, пишущего коды, в it-лагерь без его просьбы или тут же предлагая художественный колледж подростку, который рисует, вы создаете ситуацию, в которой любимое занятие (игра) становится обязанностью (работой, учебой), и отношение к нему сразу же меняется.
Подростки нередко ничего не рассказывают родителям, просто потому что не хотят, чтобы их чрезмерно расспрашивали, давали им советы, расписывали их будущую жизнь на основе их сегодняшних интересов, контролировали их. Они хотят оставить свои занятия своей личной территорией, а вас просто доверчиво пустить в гости.
И не говорите, пожалуйста, никогда не говорите подростку, что то, чем он с вами поделился, — ерунда. Даже если это «тупые мемчики». В крайнем случае, можно признаться, что у вас несколько иное чувство юмора, но было интересно узнать, над чем смеется молодое поколение.
3) Откликайтесь, не контролируя.
Если ребенок или подросток просит что-то интересное, полезное, важное в сети, постарайтесь дать ему это. Даже если вы знаете, что это увлечение ненадолго или что ребенок не будет на самом деле этим заниматься.
Просит японский язык? Найдите бесплатную платформу или оплатите пару пробных уроков. Хочет подписку в кино сервисе, чтобы смотреть китайское кино или модные показы? Пойдите на это. И так далее.
Главное не приставать потом к ребенку с вопросами «ну как» и не ставить условий «только если ты железно пообещаешь, что это у тебя серьезно». Ваша задача — лишь предоставить ребенку возможность заниматься тем, что привлекло его внимание.
Каникулы — это время, когда дети и подростки могут формулировать и реализовывать свои собственные желания, расширять интересы или погружаться в один большой уже имеющийся интерес. Предоставьте им эту возможность, если хотите, чтобы он выросли мотивированными людьми, знающим, что они хотят от жизни.
Хотите оставить комментарий?
Войти