Личный кабинет Выйти Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание История России ОГЭ
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Значение фотосинтеза в природе

Содержание

    В предыдущем уроке мы познакомились с фотосинтезом. Сейчас же узнаем, какое значение этот процесс имеет для природы и всего живого на Земле.

    Накопление органических веществ

    Миллиарды растений ежедневно во время фотосинтеза образуют и накапливают в своих тканях органические вещества, или органическую массу.

    За год наземные растения синтезируют около 50 млрд тонн органических веществ. Приблизительно столько же синтезируют растения морей и океанов.

    А практически все остальные живые существа на планете живут за счет этих продуктов фотосинтеза.

    Автотрофы и гетеротрофы

    Наш (человеческий) организм не умеет синтезировать органические вещества из неорганических.

    Поэтому для роста и развития мы вынуждены питаться животными и растениями, из которых получаем уже готовые органические вещества.

    И животные, которых мы едим, тоже не умеют синтезировать из неорганических молекул нужные им белки, жиры и углеводы. Они их получают из растений.

    А вот зеленые растения сами справляются с подобным синтезом.

    Поэтому их называют автотрофами (от греческих слов автос — сам, трофи — пища), или самопитающимися. А животных, грибы и большинство бактерий — гетеротрофами (от гетерос — иной, различный).

    Гетеротрофы поглощают уже готовые органические вещества, синтезированные автотрофами, и преобразуют их в своем организме.

    Автотрофы — организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических. Гетеротрофы — организмы, которые на такой синтез не способны.

    В природе существуют и гетеротрофные растения — это некоторые растения-паразиты.

    У них нет хлорофилла, а органические вещества они получают из тканей растения-хозяина, к которому они присасываются своими корнями.

    Раффлезия

    К гетеротрофным растениям относятся, например, раффлезия, гиднора, заразиха.

    Накопление энергии

    В продуктах фотосинтеза растения накапливают энергию Солнца.

    То есть они превращают солнечную энергию в химическую (в энергию химических связей, которые возникают между атомами в молекуле). И хранят ее в виде органических веществ.

    Эта энергия не только потребляется вместе с пищей растительноядными животными, но и сохраняется в древесине, которая является древнейшим биотопливом (топливо — это вещество, которое выделяет энергию в определенных условиях).

    Древние зеленые растения также создали такие источники энергии, как нефть, уголь, торф и др.

    Поэтому, когда мы едим, скажем, салат или сжигаем дрова, мы получаем в итоге энергию нашей звезды (космическую энергию), которую накопили в себе растения. За счет этой энергии мы растем, двигаемся и греемся.

    Предотвращение накопления углекислого газа в атмосфере

    Чтобы создавать такое огромное количество органических веществ, растения поглощают огромное количество (около 200 млрд тонн ежегодно) углекислого газа из атмосферы.

    Воздух, которым мы дышим, состоит из разных компонентов. Доля углекислого газа среди них — 0,03–0,04%.

    На протяжении тысячелетий, несмотря на то что источников этого газа множество (вулканы, дыхание живых организмов, сжигание ископаемого топлива, гниение и др.), концентрация его сохранялась на приблизительно одном уровне.

    В последние 200 лет эта концентрация стала расти из-за вырубки лесов и интенсивного сжигания топлива (угля, нефти, природного газа).

    Углекислый газ необходим. Без него на планете было бы слишком холодно.

    Но с его избытком может стать слишком жарко. Ведь углекислый газ является одним из парниковых газов, т. е. он способствует росту температуры на планете.

    Поэтому поддерживать постоянство его количества в воздухе очень важно для сохранения жизни на Земле! По крайней мере, привычной нам жизни.

    Поддержание уровня кислорода в атмосфере

    Побочный продукт фотосинтеза — кислород — выделяется растениями в объеме около 145 млрд тонн в год. А кислород — это исключительно важный газ для всего живого, включая и сами растения.

    Его доля в атмосфере — 21%. И именно такая концентрация необходима нам для нормальной жизнедеятельности.

    Всего на три процента меньше, и мы станем вялыми, сонливыми, будем плохо соображать и страдать от головных болей.

    К тому же, когда кислород (O2) поднимается достаточно высоко над поверхностью, то под действием солнечного излучения он превращается в озон (O3).

    Озон накапливается на высоте 20–40 км и образует там так называемый озоновый слой.

    Этот слой поглощает часть опасного для нас ультрафиолета и тем самым защищает живые организмы от его чрезмерного и вредного воздействия.

    Фотосинтез способствует накоплению органической массы и солнечной энергии, поддерживает баланс углекислого газа и кислорода в атмосфере.

    Каково значение фотосинтеза в жизни живых организмов?

    Показать ответ

    Скрыть ответ

    В процессе фотосинтеза из неорганических веществ синтезируются органические, которые являются пищей для живых организмов, а также запасается солнечная энергия, за счет которой существует все живое на Земле.

    Плюс побочным продуктом является кислород, который необходим всему живому на планете.

    Экологические группы растений по отношению к свету

    В уроке про минеральное питание мы познакомились с экологическими группами по отношению к воде.

    Ученые выделяют несколько экологических групп растений и по отношению к свету:

    • Светолюбивые растения — для них важно получать много света. В их листьях гораздо больше хлоропластов, чем в листьях растений других экологических групп. И они характеризуются очень высокой интенсивностью фотосинтеза. Примеры: акация, сосна, лотос, кактусы.
    • Теневыносливые растения — они любят свет, но, в принципе, неплохо растут и в тени. Интенсивность фотосинтеза у них ниже, как и количество хлоропластов. Примеры: сныть, огурец, салат, щавель.
    • Тенелюбивые растения — предпочитают тень и плохо переносят прямые солнечные лучи. Примеры: мхи, папоротники, плауны.
    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии

    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение