ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия Жизненные навыки ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Правописание имен числительных

Содержание

Как мы уже выяснили, числительные различаются по видам, разрядам, имеют свои особенности в склонении. Кроме этого, особого внимания заслуживает правописание числительных: как правильно писать такие цифры, как 500, 4200, 29,7 и другие? Это сегодня и предстоит нам изучить на уроке.

Слитное и раздельное написание числительных

Пишутся слитно:

  • Простые количественные и порядковые числительные с суффиксами -надцать, -адцать/-идцать во всех падежных формах: двенадцатый, тридцатый, двадцатого.
  • Сложные количественные и порядковые числительные, обозначающие десятки и сотни и имеющие в своем составе корень -десят, -ст-/-сот-: девяносто, пятьдесят, четырехсотый.
  • Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный: тридцатитысячный, трёхсотсорокапятимиллионный, семидесятидвухмиллиардный.

Обратите внимание

Числительные могут являться первой частью сложных слов других частей речи. Данные слова следует писать слитно: восьмиэтажный, пятилетка, девяностолетний, семикратно.

Пишутся раздельно:

  • Составные целые количественные числительные и соответствующие порядковые числительные (за исключением тех, что оканчиваются на -тысячный, -миллионный, -миллиардный): сто сорок пять, двадцать три, одна тысяча девятьсот восемьдесят восьмой.
  • Составные дробные количественные числительные: девять седьмых, восемь десятых, шесть целых и одна сотая (исключения: полтора, полтораста).

Написание мягкого знака в именах числительных

Правописание «ь» в числительных также подчиняется своим правилам:

«ь» пишется«ь» не пишется
В конце числительных от 5 до 20 и 30: восемь, девятнадцать, тридцать.В середине у числительных от 15 до 19: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
В середине у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900: восемьдесят, семьдесят, шестьсот.

Интересно

Если мягкий знак пишется в середине, то не пишется на конце слова: шестьдесят, шестнадцать.

Удвоенные согласные

В русском языке удвоенные согласные пишутся в числительных:

  • одиннадцать: удвоение происходит, так как к корневой согласной «н» добавляется «н» суффикса.
  • миллион, миллиард, триллион, биллион — словарные слова, которые нужно запомнить.

В словах, образованных от этих числительных, удвоенные согласные также сохраняются. Примеры: одиннадцатый (порядковое числительное, образованное от слова «одиннадцать«), миллиардный (порядковое числительное), миллионер (существительное).

Интересно

Написание слова «одиннадцать» объясняется историческими причинами. Наши предки числа после десяти называли как «один на дцать (десяток)», «два на дцать» и т. д. Так в слове «одиннадцать» и появилась удвоенная согласная.

Правописание слов «миллион», «миллиард», «триллион», «биллион» связано с тем, что они пришли из иностранного языка. Соответственно, они сохранили иноязычное написание, например, латинское millie означает тысячу.

Часто задаваемые вопросы

Как пишется «не» с числительными?

Частицу «не» с именами числительными следует писать раздельно: не три человека, не шестой урок.

Как согласовываются числительные и существительные?

«Один» согласовывается с существительным в роде, числе и падеже (один карандаш, одна форма, одно яйцо, одни выходные). Числительные «два», «три», «четыре» употребляются с существительными в ед. ч. (Р. п.): два дома, три комнаты, четыре яблока. Все остальные числительные — с существительными во мн. ч. (Р. п.): пять машин, двадцать восемь дней.

Как правильно «ноль» или «нуль»?

«Ноль» – основной современный вариант, который используется в большинстве ситуаций. «Нуль» употребляют только в терминологии и профессиональной лексике (нуль-пункт, нуль фазы), а также в устойчивых выражениях: начать с нулядовести до нуля.

Награды за урок
5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ