ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Выразительные средства речи. Эпитет, метафора, олицетворение

Содержание

Вы уже познакомились с богатством и разнообразием лексики русского языка. Вы узнали ее классификацию, а также обсудили лексику, присущую различным стилям речи.

Сегодня мы изучим, как использовать лексику для создания ярких образов и точных описаний. Мы поговорим о выразительных средствах речи и рассмотрим эпитеты, метафоры и олицетворения.

Понятие о выразительных средствах речи

В повседневной жизни вы часто передаете свои мысли и чувства через определенные средства языка. Это те самые волшебные инструменты, которые превращают слова в настоящие картины, наполненные красками, звуками и эмоциями. В такие моменты вы становитесь художниками, а речь — кистью, которой вы рисуете яркие образы.

Выразительные средства речи — это приемы, которые делают речь более яркой, образной и запоминающейся.

К средствам выразительной речи главным образом относятся эпитеты, метафоры и олицетворения. Еще среди них встречаются гипербола, аллегория, сравнение, ирония и другие. Всех их объединяет одна цель — усилить выразительность и эффективность речи.

В данном уроке мы подробно рассмотрим следующие средства: эпитет, метафору и олицетворение.

Эпитет и его функция

Одно из распространенных выразительных средств, которое часто используется в языке и позволяет точнее и ярче выразить свои мысли — это эпитет.

Эпитет — это яркое, образное определение, которое подчеркивает какую-либо особенность или качество предмета или явления.

В повседневной речи мы используем эпитеты, чтобы яснее и красочнее описать что-либо. Например, вместо «красивые глаза» можно сказать «сияющие глаза» или «бездонные глаза». А вместе «белый снег» «белоснежный».

В роли эпитета чаще всего выступают прилагательные или причастия, но также могут выступать наречия и существительные.

Виды эпитетовПримеры
1. Эпитет-прилагательное — это самый частый способ выражения эпитета. Такие прилагательные уточняют и дополняют существительное, к которым они относятсяЗвонкий смех, кровавый закат, золотая роща
2. Эпитет-причастие. Как и прилагательные, причастия тоже распространены. Они подчеркивают действие или состояние, которое связано с существительнымМерцающие звезды, заснувший город, увядшие ромашки
3. Эпитет-существительное — это художественное определение, которое выражено существительным. Одно из них дополняет другоеВолшебница-зима, красавица-осень, мороз-воевода
4. Эпитет-наречие. Наречия выступают в роли эпитетов, когда описывают и уточняют действие. Обычно они употребляются вместе с глаголами или прилагательнымиГорячо любимый друг, жадно глядит, глубоко потерянный человек

Эпитеты в художественном произведении

Эпитеты часто можно встретить в художественных произведениях. В стихотворении Федора Ивановича Тютчева они помогают нам лучше представить осенние пейзажи, передают настроение, а также делают историю еще живописнее и красочнее.

выразительные средства

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…


Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Например, эпитет «дивная» помогает создать яркий и запоминающийся образ осени, выделяя ее особую красоту и очарование. «Хрустальный» придает описанию дня особую легкость и прозрачность и подчеркивает чистоту осеннего дня. Эпитет «лучезарны» создает образ светлых и радостных вечеров, которые наполнены мягким светом и теплом.

Метафора и ее функция

Еще один инструмент для создания художественного образа — метафора.

Метафора — это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Такие слова употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. Также метафоры могут строиться и на противопоставлении свойств каких-то объектов.

Например, когда мы говорим «море слез», мы имеем в виду большое количество пролитых слёз, чаще всего из-за горя, печали или боли. Слово «море» используется в переносном значении, чтобы показать, что слез очень много.

«Золотые руки» — эта метафора подразумевает, что руки, которые создают что-то прекрасное или полезное, ценятся так же высоко, как и золото — драгоценный металл.

В данной метафоре объединяется прямое значение слова «золотой» (сделанный из золота) и переносное (отличный, превосходный).

Сравним два примера

На полке стоит книга в пыли, которую давно никто не открывал, не чувствовал ее запах, не ощущал звук шелеста страниц. 

На полке стоит книга, которая покрылась пылью времени, ведь никто давно не тревожил ее покой, не вдыхал жизнь в пожелтевшие страницы, не улавливал тихий шепот ее слов.

Какое из этих предложений звучит выразительнее и ярче? Конечно же, второе. Первое предложение звучит точно, но сухо.

Когда же читаешь второе, то сразу в голове рождаются картинки и образы, которые становятся яркими и изящными и сильнее передают атмосферу заброшенности, одиночества и забытости. Все это происходит за счет метафор: «пылью времени», «вдыхал жизнь», «шепот слов».

Метафора нужна для того, чтобы сделать описываемым предмет эмоционально выразительным, придать выражению или целому тексту яркость, глубину и художественную красочность.

Олицетворение и его функция

Еще один литературный прием, который часто используется в художественной литературе, публицистике, поэзии и делает повествование более живым и эмоционально насыщенным — это олицетворение.

Олицетворение — это прием, при котором неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.

Они наделяются жизнью, характером, качествами, которые присущи человеку.

Например, «ветер поет свою песню», «солнце улыбается, приветствуя новый день» или «деревья шепчутся, рассказывая свои истории». Олицетворение делает мир вокруг нас более живым и интересным, как будто каждый предмет имеет свою душу.

Олицетворение — это инструмент, помогающий автору создать образы, которые читатель сможет легко представить, ощутить, прочувствовать, услышать. Это нужно для того, чтобы сделать текст более выразительным и привлекательным, чтобы каждый читающий мог понять, о чем идет речь.

Олицетворение в художественном произведении

Этот прием ярко использован в стихотворении Ф. И. Тютчева. Благодаря ему создаются яркие образы зимы и весны, что делает их «живыми» героями произведения.

Зима недаром злится
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора….

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»

Здесь зима и весна олицетворяются, то есть, представлены как живые существа, которые взаимодействуют друг с другом. Зима «злится», а весна «стучит» и «гонит».

Значение выразительных средств речи

Выразительные средства речи помогают передать мысли и чувства автора, привлечь внимание читателя и сделать текст запоминающимся. С помощью эпитетов, метафор и олицетворений создаются эмоциональные образы и ассоциации и передается атмосфера и настроение произведения.

ЭпитетМетафораОлицетворение
1. образное определение;

2. переносное значение;

3. субъективность (оценка автора или персонажа)
1. перенос значения;

2. сходство признаков, общие черты;

3. эмоциональная окраска
1. перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы;

2. создание живых и ярких образов
Горячий свет, игривый ветер, равнодушно-желтый огоньПрозвенит девичий смех, костер рябины, глаза горятМоре дышит, небо плачет, листья шепчут

Часто задаваемые вопросы

Чем отличается эпитет от обычного прилагательного?

Обычное прилагательное не несет образной нагрузки и служит для обозначения признака предмета. Оно может быть нейтральным и не вызывать особых эмоций у читателя. Эпитет же часто основан на переносе значения и придает тексту особую выразительность и эмоциональную окраску.
Эпитет: золотая осень. Слово передает красоту и богатство красок этого времени года.
Обычное прилагательное: красный зонт. Слово просто указывает на цвет предмета.

Как отличить метафору от олицетворения?

Метафора сравнивает один предмет с другим, но не говорит об этом прямо, а лишь намекает на сходство между ними. Олицетворение же делает неодушевленные предметы и явления одушевленными. Оно относится только к неживым предметам и явлениям, а метафора — как к живым, так и к неживым.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ