Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

Словосочетание и его разбор

Содержание

На прошлом уроке мы узнали о синтаксисе и его единицах. Сегодня мы подробно рассмотрим самую маленькую синтаксическую единицу — словосочетание.

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Как и слово, словосочетание называет предмет или характеризует действие. Однако, делает это более точно и конкретно. Например:

  • печенье — ванильное печенье
  • спать — спать крепко
  • брюки — брюки в полоску
  • выполнить — выполнить завтра
  • писатель — известный писатель
  • мы — мы с учителем
  • важно — чрезвычайно важно

Прежде всего необходимо запомнить, что словосочетаниями НЕ являются:

1) Однородные члены предложения

Например: глупый и наивный, сирень и жасмин, соловьи и скворцы, прекрасная и манящая, звонко и громко, кружки и чашки, пасмурная и холодная.

2) Сочетание подлежащего и сказуемого, составляющие грамматическую основу

Например: кто-то крикнул, дует ветер, состоялся разговор, кружится самолет, бегут тучи, сочинение было написано, фильм просмотрен.

3) Слова с предлогами

Например: во мгле, под столом, за партой, про зверей, на подоконнике, в ресторане, из-под крыльца, к дому, до школы, по тропинке.

4) Устойчивые словосочетания (фразеологизмы)

Например: спать без задних ног, болтаться без дела, вкладывать душу.

5) Повторы слов

Например: еле-еле, дуб дубом.

6) Составные формы слова

Например: захотелось спать, начал играть.

Словосочетания являются строительным материалом для предложения и выделяются из него. В отличие от предложения, словосочетание не выражает законченной мысли и не имеет интонации сообщения. Оно не может выразить просьбу, вопрос или передать сообщение.

Словосочетание состоит из двух частей: главного слова и зависимого. Они связаны между собой по смыслу. Эта связь называется подчинительной, поскольку одно слово зависит от другого. Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задается от главного слова к зависимому.

В качестве примера разберем словосочетание «выполнить поручение». В данном случае главным является слово «выполнить». От него задается вопрос к зависимому: выполнить (что?) поручение.

Какими бывают словосочетания?

В зависимости от части речи главного слова, словосочетания бывают именными, глагольными и наречными.

Главное слово в именных словосочетаниях  может выражаться существительным, а зависимое прилагательным. Тогда словосочетание обозначает предмет и характеризует его признак.

  • изящная работа
  • главная роль
  • удачное место

Главное слово также может быть выражено прилагательным, местоимением или числительным.

  • мы с друзьями
  • первый в списке
  • несчастный от горя

В глагольных словосочетаниях главным словом является глагол или его формы. Зависимым словом в этом случае является существительное или наречие.

  • нарисовать пейзаж
  • громко крикнуть
  • пойти на концерт

Реже встречаются наречные словосочетания, в которых главное слово – наречие.

  • вдали от реки
  • слишком громко
  • навстречу мечте

Как связаны слова в словосочетании?

Важно знать, как выражается грамматическая связь в словосочетании. Эта связь может выражаться с помощью окончания зависимого слова.

  • снежную (какую?) зиму
  • ревущие (какие?) волны
  • клетчатой (какой?) скатерти

Так же слова могут быть связаны с помощью предлога и окончания.

  • бегать (по чему?) по тропе
  • вдали (от чего?) от дороги
  • любовь (к чему?) к природе

В словосочетаниях, где зависимое слово является неизменяемым, слова связаны только по смыслу.

  • привыкнуть (как?) быстро
  • работать (как?) вздыхая
  • говорить (как?) взволнованно

Разбор словосочетания

Чтобы выполнить синтаксический разбор словосочетания, необходимо запомнить порядок разбора:

  1. Найти главное и зависимое слово. Поставить вопрос.
  2. Определить части речи главного и зависимого слова.
  3. Назвать средство грамматической связи между словами.

Теперь закрепите полученные знания, посмотрев видео, и переходите к заданию.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ