Речевой этикет. Этикетные слова
Мы с вами постоянно оказываемся в самых разных речевых ситуациях. И у нас для таких случаев есть специальные фразы, которые помогают нам вести разговор в рамках такого явления, как речевой этикет.
Что такое этикет?
Но для начала стоит разобраться, что такое этикет.
В переводе с французского etiquette – ярлык, этикетка.
И этикет действительно похож на этикетку. Ведь он помогает нам произвести хорошее впечатление на окружающих и избежать конфликтов.
Посмотрите толкование этого слова в «Словаре по этике»:
Как вы заметили, этикет – это не только правила общения. Это еще и ваши манеры, поведение в обществе. Более того, этикет включает в себя и уместность вашей одежды для той или иной ситуации.
Эти правила не универсальны для всех людей мира. Они тесно связаны с культурой и традициями народа.
Поэтому то, что принято в нашей культуре, может считаться дурным тоном в культуре другого народа.
Например, если вы покрутите у виска в нашей стране, то будете иметь в виду, что кто-то глупый. Но если вашим собеседником в этот момент окажется голландец, он сочтет это за комплимент.
В Голландии этот жест обозначает умного человека.
Речевые этикетные формулы
Наша речь играет важную роль в этикете.
Речевой этикет – это набор формул общения, которые мы используем для установления контакта с другими людьми. С его же помощью мы начинаем, поддерживаем и завершаем разговор.
Выбор формул общения зависит от особенностей каждой конкретной ситуации. Например, к взрослому человеку принято обращаться на «Вы», а в разговоре с одноклассником можно употребить «ты».
Если вы здороваетесь с кем-то утром, то можете сказать: «Доброе утро!». Вечером тому же человеку вы скажете: «Добрый вечер!».
Независимо от времени суток, но в зависимости от обстановки (официальной или неофициальной) и статуса собеседника вы можете использовать для приветствия следующие формулы: «Здравствуй», «Здравствуйте», «Привет», «Здорово», «Приветствую вас».
Для прощания можно использовать следующие формулы: «До свидания», «Пока», «До скорого», «До встречи», «Всего хорошего», «Всего доброго», «До завтра», «Позвольте откланяться».
Если вы пишете кому-то поздравление, то можете начать его с фразы «Дорогой/-ая [ИМЯ АДРЕСАТА]!».
Также важны этикетные формулы для ситуаций, когда вам нужно извиниться или поблагодарить кого-либо.
Этикетный диалог
Наше общение с разными людьми похоже на языковую игру. Мы строим наши разговоры по определенной схеме, которая позволяет нам построить диалог по общепринятой этикетной форме.
Этикетный диалог – диалог, состоящий из этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций.
Например, друг говорит вам: «Привет!».
Это фраза-стимул к началу диалога.
В ответ на нее вы должны произнести свою фразу-реакцию, например, повторить слово «привет» и сказать, что вы рады встрече.
После подобных этикетных фраз-стимулов и фраз-реакций вы переходите к свободному диалогу, в котором просто обмениваетесь информацией.
В конце разговора вы снова возвращаетесь к этикетному диалогу и произносите: «Пока!». На это ваш друг может ответить: «До встречи!», — завершив тем самым разговор.
Чтобы узнать русский речевой этикет еще ближе, посмотрите видео. Из него вы узнаете принятые в русском языке этикетные формулы для приветствия, прощания, извинения и благодарности.
Хотите оставить комментарий?
Войти