0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Изменение и образование слов

Содержание

    Русский язык не был бы таким выразительным и разнообразным, не будь он так богат на способы изменения и образования слов. Но чем же различаются эти два понятия? Разберем каждое из них по отдельности.

    Изменение слов

    Возьмем любое слово — скажем, собака. Всегда ли мы используем это слово именно в такой форме? Конечно же, нет. Иногда нам нужно сказать, что мы видим собакУ, или играем с собакОЙ, или даже с собакАМИ.

    Что мы при этом делаем? Мы изменяем форму данного слова. Собака — это начальная форма, а собаки, собаку, собакой, собаками и т.д. — это другие формы этого слова, то есть результат изменения слова.

    Однако обратите внимание: меняется ли при этом лексическое значение слова? Разумеется, нисколько. В какой бы форме ни стояло слово собака, мы понимаем под ним одно и то же животное.

    При изменении слова мы получаем различные формы этого слова без изменения его лексического значения.

    А вот то, что при этом меняется, — это грамматическое значение. Так называется совокупность грамматических признаков слова, характерных для той или иной части речи.

    Как изменяются слова. Основа слова

    Разные части речи изменяются по-разному.

    Существительные склоняются по числам и падежам, прилагательные — по числам, падежам и родам. Глаголы, тем временем, спрягаются по числам, лицам, временам и родам.

    Чтобы лучше понять, что происходит при изменении формы слова, обратимся к составу слова, то есть к составляющим его морфемам.

    Часть слова, которая меняется при словоизменении, — это окончание. Именно поэтому оно называется формообразующей морфемой (подробнее о видах морфем на этом уроке).

    Окончание выражает грамматическое значение слова и связывает слова в предложениях. Представьте, как сложно было бы общаться, если бы мы говорили примерно так: Мальчик играть со свой собака на улица с самый утро. Все слова в этом несуществующем предложении стоят в начальной форме. Стоит изменить окончания, тем самым получив нужные формы слов, и предложение становится понятным и складным: Мальчик играет со своей собакой на улице с самого утра.

    Та часть слова, которая при изменении формы слова остается неизменной, называется основой.

    Основа — это часть слова без окончания.

    Образование слов

    Вернемся к тому же самому слову собака и теперь проделаем с ним нечто иное. Что, если мы хотим сказать о собаке ласково или указать на то, что она маленькая и очаровательная? Мы скажем: собачка. Если кто-то начнет подражать лаю собаки, мы скажем, что он лает по-собачьи. Кроме того, есть такие слова, как собаковод, собачник, собачонка

    Можно заметить, что, в отличие от примеров с изменением формы слова, на этот раз меняется не грамматическое, а лексическое значение слова, сама его суть.

    Корень остается неизменным, но при помощи различных способов словообразования мы получаем новые однокоренные слова.

    При образовании слов мы получаем однокоренные слова с новым лексическим значением.

    Как образуются слова. Способы словообразования

    Как же образуются новые однокоренные слова? В русском языке существует несколько способов словообразования, но чаще всего это происходит с помощью приставок и суффиксов (потому они и относятся к словообразующим морфемам).

    • Суффиксальный способ: карман — добавляем суффикс нкарманный
    • Бессуфиксальный (или бессуфиксный) способ: гладкий — извлекаем суффикс кгладь
    • Приставочный способ: ходить — добавляем приставку зазаходить
    • Приставочно-суффиксальный способ: море — добавляем одновременно приставку при и суффикс ск приморский (заметьте, что отдельных слов примор или морский не существует!)
    • Сложение слов — еще один способ словообразования, который значительно отличается от всех предыдущих. Он заключается в объединении двух (или более) слов в одно. Обычно складываются основы слов, между которыми зачастую появляется соединительная гласная о или е: вода + возить = водовоз; сталь + варить = сталевар.

    Но иногда сложение обходится и без соединительной гласной, например: стенная газетастенгазета. На данном примере также можно заметить, что слово газета при словообразовании использовано целиком, а не только его основа газет.

    • Сложносуффиксальный способ — это сочетание сложения и суффиксального способа словообразования. Таким образом, при объединении слов одновременно присоединяется и суффикс: путь + водить + суффикс н = путеводный.

    Чтобы определить способ словообразования того или иного слова, необходимо, опираясь на лексическое значение, найти ближайшее однокоренное слово, от которого данное слово могло быть образовано, и затем выделить морфему, с помощью которой было образовано новое слово.

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение