Способности и внутренний мир человека
В этом уроке мы подробно остановимся на духовном мире человека. От глубины внутреннего мира зависят потребности и способности человека, его тип мышления, а также формы выражения чувств и эмоций.
Как проявляются и развиваются способности человека?
Способности позволяют человеку успешно заниматься определенной деятельностью. Важно понимать, что они не сводятся исключительно к набору знаний и умений, которыми обладает личность.
Способности — индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
Способности разделяются на две большие группы. Первая группа способностей — это общие. Они помогают достичь успеха в самом широком круге занятий.
К конкретным видам этих способностей относят наблюдательность, воображение, память. Например, наблюдательность может помочь человеку в архитектуре, спорте, науке.
Другая группа — это специальные способности. Их отличительная особенность в том, что они позволяют достичь успеха в определенной узкой сфере деятельности.
К ним мы отнесем математические, литературные, художественные, музыкальные, спортивные способности. К примеру, музыкальные способности позволяют человеку быть хорошим певцом.
Способности человека могут проявиться в детстве. Мы уже говорили о наследственности, которая помогает сформировать задатки. Однако задатки — это только зачатки способностей.
Задатки — врожденные особенности нервной системы, служащие основой для формирования способностей.
Задатки помогают человеку понять предрасположенность к той или иной деятельности. Например, ребенок с детсва обладает музыкальным слухом. Это может послужить основой для формирования способностей к музыке.
Однако человек не рождается на свет с уже сформированными способностями. Они развиваются в процессе его жизнедеятельности в обществе.
Ребенок с музыкальным слухом не сможет стать хорошим музыкантом, если он не будет заниматься соответствующей деятельностью. В этом случае из задатков способности не развиваются.
Таким образом, способности формируются только в процессе обучения и освоения определенной деятельности.
Что такое мышление?
Известный драматург Уильям Шекспир сказал: «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить». Способность к мышлению — это то, что отличает нас от животных.
Мышление — высшая ступень человеческого познания.
Наш головной мозг устроен таким образом, что он не может ни на секунду прервать мыслительный процесс. Каждую секунду мы непременно о чем-то думаем, даже во сне.
Однако просто думать порой недостаточно. Мышление — это сложный процесс, который является условием и результатом познания.
Невозможно понять суть каких-либо вещей без мышления. Точно так же само мышление опирается на результаты нашего познания и может формировать наши способности.
Наиболее очевидно это можно продемонстрировать на примере математики. Когда вы решаете какую-либо математическую задачу, вы неизбежно продумываете ходы решения. Затем, затем, если ход рассуждений был верен, вы находите правильный ответ.
Одновременно вы наверняка понимаете то, что решение математических задач в средней школе невозможно без базовых знаний о сложении, вычитании, делении и умножении, которые вы получили еще в начальной школе.
Таким образом, ваше мышление (в данном случае размышление над решением задачи) опирается на предыдущие знания. Мышление может быть проявлением способностей человека.
Поиск решения и рассуждения являются занятиями не из легких. Чем сильнее человек хочет решить какую-то проблему, тем более напряженным и затратным становится сам процесс мышления.
Чем чувства человека отличаются от его эмоций?
Проявляя способности к какому-либо делу, человек может испытывать различные чувства и эмоции.
Каждому человеку свойственно проявлять различные чувства: любовь, гнев, страх, радость, восхищение и др. Вот далеко не полный список различных чувств человека.
Чувство — способность живого существа ощущать, воспринимать внешние воздействия. Внутреннее состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо, чему-либо.
Чувства человека всегда направлены на какой-то предмет. Не бывает просто страха или радости. Чувства всегда проявляются к какому-то предмету или объекту.
Например, человек может бояться собак. Тогда предметом его страха будут именно эти животные.
Чувства можно проявлять и по отношению к людям. Дети любят своих родителей, но могут испытывать неприязнь к сверстникам.
Чувства индивидуальны, что подтверждается тем, что одно и то же событие может вызвать разные чувства у разных людей.
К примеру, способность национальной команды победить в международных соревнованиях может вызвать чувство гордости у одних. Однако для других это событие может пройти безразлично.
От чувств следует отличать эмоции. Разница довольно тонкая, но она существует.
Эмоция — внутреннее состояние человека, связанное с его настроением в тот или иной момент.
Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент времени. Оно может быть веселым или грустным, приподнятым или подавленным.
В зависимости от настроения человек может по-разному себя вести в обществе. Настроение всегда вызвано какими-то причинами, будь то увиденный фильм или прочитанная книга.
Например, разбитый стакан может вызвать разные эмоции в зависимости от того, какое настроение у человека.
Чувства человека более устойчивы, тогда как эмоции, как правило, быстро проходят. Например, влюбленность — это эмоция, тогда как любовь — это чувство.
Допустим, старший барт взял без спроса у младшего наушники. Соответственно, это вызвало негативные эмоции у младшего. Однако он все равно не перестал из-за этого любить своего брата.
Тем самым, злость из-за наушников — это эмоция. А вот неизменная любовь к своему брату — это чувство.
Что составляет духовный мир человека?
Все те элементы, которые мы уже рассмотрели в этом уроке (потребности, способности, чувства, эмоции, мышление), входят в духовный мир человека.
Духовный мир человека — внутренний мир человека, его мыслей и чувств.
Формирование духовного мира происходит в процессе удовлетворения духовных потребностей человека. Человек познает внешний мир, тем самым он обогащает свой внутренний мир.
Духовный мир каждого человека уникален. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть те, кто не хочет заниматься саморазвитием.
Человек с богатым внутренним миром постоянно стремится к новым знаниям, совершенствованию своих способностей, мышления.
Например, человек может обогащать свой внутренний мир чтением классической литературы, трудов известных мыслителей.
Занимаясь общественно-полезным делом, человек обогащается путем развития чувства сопереживания, участия.
Таким образом, внутренний мир человека разнообразен и индивидуален. Для того, чтобы улучшать себя как личность, человеку необходимо обогащать свой внутренний мир, в том числе развивая из задатков способности.
Хотите оставить комментарий?
Войти