Закономерности развития обществ
В прошлых уроках мы разобрали, как происходит социальное развитие, поговорили о прогрессе и регрессе. Теперь обсудим, какие есть закономерности развития обществ, а именно есть ли в истории четкие правила, по которым живут и меняются страны и народы.
Общие закономерности общественного развития
Закономерности развития общества — это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи в историческом процессе, которые определяют основные направления развития общества.
Эти закономерности проявляются в деятельности больших групп людей (классов, наций) и действуют как общая тенденция. Эта тенденция может иметь исключения, но она задает основное направление развития.
К числу основных закономерностей относятся:
Развитие науки и разума. Замена мифологических и религиозных объяснений мира научными теориями. Например, раньше думали, что Солнце вращается вокруг Земли. А потом ученый Николай Коперник доказал, что все наоборот. Так наука и разум помогли людям лучше понять мир.
Повышение уровня свободы человека. Для сравнения: когда-то были рабы и крепостные, которые полностью принадлежали хозяину. В современных обществах каждый человек имеет права и свободы, которые защищает закон.
Совершенствование нравственности. В глубокой древности мог работать принцип «око за око». Сегодня же мы говорим о правах человека, помощи слабым и справедливости. Конечно, это происходит не сразу и не везде, но общее движение — именно к этому.
Прогресс производительных сил. Другими словами, люди постоянно улучшают свои инструменты. Сначала была простая палка-копалка, потом — плуг, затем — паровая машина, а сейчас — компьютеры и роботы.
Закон ускорения истории
Согласно закону ускорения истории, каждая последующая стадия развития общества занимает меньше времени, чем предыдущая. Это связано с тем, что новые поколения используют накопленные знания, технологии и культурные достижения прошлого.
Примеры продолжительности исторических эпох
- Эпоха аграрных цивилизаций (традиционное общество) — около 10–12 тысяч лет;
- Индустриальная эпоха — 200–300 лет (с конца XVIII до середины XX века);
- Постиндустриальная (информационная) эпоха началась во второй половине XX века, при этом темпы изменений продолжают нарастать.
Неравномерность развития обществ
Из-за различий в географическом положении, исторических обстоятельствах, доступе к ресурсам, культурных особенностях и политике происходит так, что в один и тот же исторический момент разные общества находятся на разных ступенях развития.
По уровню развития страны можно поделить на такие группы:
Развитые страны. Они характеризуются высокоразвитой экономикой, основанной на науке и высоких технологиях, а также стабильной политической системой.
Примеры: США, Германия, Япония, Южная Корея.
Развивающиеся страны. Они находятся в процессе интенсивной индустриализации и модернизации, имеют высокие темпы экономического роста, но одновременно и серьезные внутренние проблемы (например, социальное неравенство, бедность).
Примеры: Бразилия, Индия, Китай, Нигерия.
Наименее развитые страны. Экономика основана на сельском хозяйстве, низкий уровень образования и здравоохранения, а также нестабильная политическая обстановка.
Примеры: Чад, Афганистан, Сомали.
Пути развития общества
Следует отметить, что общество может переходить на новую ступень своего развития двумя принципиально разными способами: постепенно (реформа) или резко, с ломкой старой системы (революция).
Эволюционный путь (реформа)
Реформа — это поэтапное, целенаправленное изменение отдельных сторон общественной жизни (экономики, политики, социальной сферы), инициируемое и контролируемое государственной властью.
Цель реформы — усовершенствовать существующий строй, не разрушая его основ.
Пример. «Великие реформы» Александра II в России (1860–1870-е гг.). Сюда вошли отмена крепостного права, судебная, земская, военная реформы. Они изменили страну, но не свергли монархию.
Революционный путь (революция)
Революция — коренной, резкий переворот в жизни общества, который приводит к слому старой и созданию новой общественно-политической системы. Часто исходит от народных масс.
Цель революции состоит в том, чтобы радикально преобразовать все или большинство сторон жизни (политику, экономику, идеологию).
Пример. Великая французская революция (1789–1799). Она уничтожила монархию и феодальные порядки, провозгласила принципы свободы, равенства и братства.
Промышленная революция XVIII–XIX вв. Хотя она и не была политической, она стала технологической революцией, которая коренным образом изменила все сферы жизни: экономику, социальную структуру (появление классов буржуазии и пролетариата), быт и расселение людей.
Итак, история развития общества — это не случайный набор событий, а процесс, имеющий свои правила и особенности. Знание закономерностей развития обществ позволяет лучше понимать современные мировые процессы. Это помогает осмыслить, куда движется человечество и как будут развиваться общества в будущем.
Часто задаваемые вопросы
Это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи в историческом процессе, которые определяют основные направления развития общества.
Согласно этому закону, каждая последующая стадия развития общества занимает меньше времени, чем предыдущая. Это связано с тем, что новые поколения используют уже накопленные знания, технологии и культурные достижения.
Неравномерность развития вызвана различиями в географическом положении, исторических обстоятельствах, доступе к ресурсам, культурных особенностях и проводимой политике.
Цель реформы — усовершенствовать существующий строй, она проводится постепенно и контролируется властью. Революция же ставит целью радикально преобразовать большинство сторон жизни (политику, экономику, идеологию), она происходит резко и часто исходит от народных масс.
Получите полный доступ ко всем материалам и занимайтесь в удобном темпе — без ограничений.
- Более 700 000 учеников и 50 000 учителей по всей России.
- Повышение среднего балла по предмету до 20 % после месяца занятий.
- Всплеск интереса к учебе и более глубокое понимание предметов.
Создайте бесплатный аккаунт — и откройте больше возможностей:
- Отслеживайте прогресс освоения тем
- Получайте персональные подборки полезных уроков и заданий
- Проводите работу над ошибками после занятий
Хотите оставить комментарий?
Войти