Деятельность человека
Если мы посмотрим вокруг, то увидим массу вещей и объектов, созданных человеком: дома, машины, тротуары, одежду, игрушки и прочее. Все это результаты деятельности. Умение трудиться и создавать что-то новое отличает людей от животных.
Что такое деятельность
Создавать могут не только люди. Например, бобры строят плотины на реках, а муравьи возводят муравейники. Каждое живое существо занимается какой-то деятельностью.
Животные действуют под воздействием инстинктов, они не размышляют над тем, что делают. А вот люди самостоятельно решают что им делать, когда, зачем и как. Таким образом, деятельность человека начинается с постановки цели.
Цель — осознанный образ того результата, которого хочет достичь субъект своим воздействием на объект.
Деятельность человека носит продуктивный и общественный характер. Иными словами, человек стремится к получению конкретного результата (продукта) и для этого может вступать в различные отношения с другими людьми.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
В отличие от животных, которые могут воздействуют на среду только своими органами и частями тела, человек способен создавать орудия труда, усиливающие физические возможности (топор, кувалда, пила).
Поведение животного основывается на приспособлении к окружающей среде. Деятельность человека имеет преобразующий характер, то есть она основана не только на приспособлении, но и на преобразовании социальных и природных условий.
Деятельность человека не задана от рождения, она формируется под воздействием социальной и культурной среды, меняется и развивается вместе с человеком.
Изначально основными видами деятельности были охота и собирательство. Затем с помощью орудий труда человечество смогло перейти к земледелию и скотоводству.
Постепенно люди научились добывать и обрабатывать металл, что послужило мощным толчком к развитию и заложило основу для появления техники.
Структура деятельности
Деятельность основана на изменении и преобразовании мира в интересах людей, создании того, чего изначально не существовало в природе.
Структура деятельности состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. Ключевым является субъект. Это тот, кто непосредственно осуществляет деятельность. Им может быть человек, коллектив или общество в целом.
Действия субъекта направлены на объект. Им может быть предмет, явление, процесс, внутреннее состояние человека. Воздействие субъекта на объект обусловлено мотивом.
Мотив — совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности, интересы, убеждения, социальные установки, влечения).
Помимо побуждающего начала деятельности, в ее структуре важное место занимает цель.
Для достижения цели субъект может использовать различные средства. Они могут быть как материальными (деньги), так и нематериальными (разговоры).
Для реализации поставленной цели с помощью различных средств человек совершает определенные действия.
Действия — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Наконец, в результате совершенных действий получается результат (продукт) деятельности. Он может быть прямым и побочным, положительным (позитивным) или отрицательным (негативным).
Рассмотрим структуру деятельности на конкретном примере. Ученик хочет получить пятерку по обществознанию, чтобы родители купили ему подарок.
Субъектом здесь выступает ученик, а объектом — обществознание. Мотивом будет потенциальный подарок от родителей, а целью — получение пятерки по предмету.
Средствами будут выступать учебник, конспект и дополнительная литература по теме. Действия, которые совершает ученик, направлены на изучение, повторение и запоминание материала.
Результатом будет та оценка, которую получит ученик за свой ответ на уроке. Причем результат может быть как прямым, так и косвенным. Прямой результат — это оценка «отлично», а также подарок родителей, к которому он так стремился.
Побочным результатом будет совершенствование навыков обучения, приобретение новых знаний, а также общее улучшение успеваемости в школе.
Если ученик получил пятерку и заслужил подарок, значит он реализовал все цели и его результат можно назвать положительным. Если же добиться желаемой оценки не удалось, то результат будет отрицательным.
Виды деятельности
Деятельность человека разнообразна. Она может включать в себя разные сферы общественной жизни и отличаться по множеству параметров.
В зависимости от результата выделяют материальную и духовную деятельность.
Материальная (практическая) деятельность — это создание предметов, необходимых для удовлетворения потребностей человека.
Такая деятельность может быть материально-производственной или социально-преобразовательной. В первом случае человек преобразует природу, во втором общество.
Духовная деятельность — это создание идей, художественных произведений, нравственных ценностей, научных открытий.
Понятие включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую деятельность.
- Познавательная деятельность — отражение действительности в мифах, художественных образах, научных формах, религиозных учениях.
- Ценностно-ориентировочная деятельность — формирование мировоззрения, отношения людей к фактам окружающей действительности.
- Прогностическая деятельность — планирование и предсказание развития, возможных изменений действительности.
В зависимости от субъекта деятельность может носить индивидуальный или коллективный характер.
Индивидуальную деятельность осуществляет один субъект, тогда как в коллективную вовлечены сразу несколько. Например, обучение в мини-группах по английскому языку является коллективной деятельностью.
Деятельность может осуществляться в различных сферах общественной жизни. В данном случае выделяют экономическую, политическую, социальную и религиозную деятельность.
Если соотнести активность человека с ходом истории, то можно выделить еще два вида — прогрессивную и реакционную деятельность.
Прогрессивная направлена на развитие и создание чего-то нового, улучшение качества уже существующих процессов, предметов и явлений. Реакционная деятельность — это противоположное понятие прогрессивной деятельности.
В соответствии с правовыми нормами деятельность может быть законной или незаконной. Например, законной является предпринимательская деятельность, которая оформлена надлежащим образом.
В соответствии с моральными нормами деятельность может быть моральной или аморальной. Примером аморальной деятельности может служить распространение слухов об учителях.
По особенностям проявления человеческой активности выделяют внутреннюю и внешнюю деятельность.
Внутренняя деятельность осуществляется в самом человеке, например, умственная деятельность. Внешняя деятельность имеет выражение вовне человека, например, действия с реальными предметами, движения, мышечные усилия.
Характер самой деятельности может носить репродуктивный или творческий характер.
Репродуктивная деятельность — это деятельность по образцу. Творческая деятельность, напротив, порождает нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Например, диктант — это репродуктивная деятельность, а сочинение — творческая.
Наконец, в зависимости от результата деятельность может носить разрушительный (война, нарушение экологических стандартов) или созидательный (создание орудий труда, постройка дома) характер.
Основные формы деятельности человека
Поговорим об универсальных формах деятельности, которые реализуются человеком в повседневной жизни. К ним относятся игра, учение, труд и общение.
Игра выступает средством самопознания и самовыражения, общения и отдыха, помогая сохранять душевное равновесие.
Игра — особая форма деятельности, целью которой является развлечение и отдых.
Игра нацелена не на результат, а на сам процесс. Она происходит в условных ситуациях, которые могут быстро меняться.
В игре действуют правила и используются замещающие предметы, например, игрушечные пистолеты, машинки, куклы.
Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации и учит человека как вести себя в разных жизненных ситуациях.
Еще одним видом деятельности, который наиболее актуален для детей, является учение.
Учение — форма деятельности, целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.
Характерной чертой учебы является нацеленность на достижение результата, который представляет ценность в будущем. Благодаря учению человек приобретает навыки и опыт для решения повседневных и профессиональных задач.
Учение является необходимым компонентом в развитии личности. Оно строится через несколько этапов: уяснение, осмысление, запоминание, применение, контроль и оценка.
Задача учения — сформировать у человека умение организовывать свои действия, направлять их, продуктивно работать над постановкой и достижением целей.
Учение может быть организованным и неорганизованным.
Организованным обучением занимаются профессиональные учреждения — детские сады, школы, техникумы, университеты. В их основе лежит разработанная учебная программа, которую преподают специально обученные люди (воспитатели, учителя, репетиторы, профессора).
Когда человек что-то изучает самостоятельно, например, читает книгу или смотрит обучающие видеоролики, это называется неорганизованным обучением или самообразованием.
К универсальным формам деятельности относят также труд. Труд является первым и основным условием существования человечества.
Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
К характерным чертам труда можно причислить нацеленность на достижение конкретного результата. В отличие от игры, в труде результат важнее процесса, а сам процесс происходит под действием необходимости, а не желания.
Труд обладает практической полезностью, требует наличия мастерства и умений.
Трудом создаются материальные и духовные ценности. Трудящийся человек не только преобразовывает окружающую среду, но и всесторонне развивается.
Следующая форма деятельности человека также очень важна для развития личности и получения полезных навыков. Речь идет об общении.
Общение — вид деятельности, который нацелен на обмен информацией и эмоциями между субъектами.
Общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении субъекты вступают в прямой контакт друг с другом (разговор при личной встрече), а при опосредованном общении прямых контактов нет (разговор происходит с помощью средств связи — телефона, мессенджера, письма).
Прямое общение подразумевает прямой контакт субъектов, при косвенном в разговоре принимает участие посредник.
При вербальном общении субъекты обмениваются информацией с помощью речи, при невербальном используют различные сигналы, жесты, символы, рисунки, предметы.
Подробнее об учении, труде и общении мы поговорим в следующих уроках.
Хотите оставить комментарий?
Войти