ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

История Афин до Солона (VIII–VII века до н.э.)

Содержание

В этом уроке вы узнаете об истории Афин до прихода власти архонта Солона. Этот период охватывает время с VIII по VII века до н.э. Именно в эти времена происходит формирование предпосылок для будущей демократизации Афин. Не менее важно и первое письменное законодательство — законы Драконта.

Статус и положение Афин

Как вы знаете из прошлого урока, Афины были одним из наиболее значимых полисов-метрополий во времена Великой колонизации. Это значение сохранилось за ним вплоть до македонского завоевания.

Афины располагаются в области под названием Аттика. Это гористая местность на юге Пелопоннеса, полная удобных гаваней и бухт. В связи с этим жители этих мест славились мореходством и кораблестроением.

афины; акрополь
Акрополь Афин. Наши дни.

Кроме того, в Аттике получило распространение виноделие и выращивание оливок. Вино и оливковое масло широко использовались в хозяйстве и церемониях.

С другой стороны, Афины были обделены многими благами. Так, например, отсутствие земель не позволяло развивать сельское хозяйство и препятствовало развитию городов. Это, как вы помните, и сподвигло многих жителей Аттики искать ресурсы в колониях.

Афины как полис включали в себя непосредственно город, поля и пастбища, а также прилегающие деревни, где проживали земледельцы и ремесленники.

Основание Афин

Об основании Афин у нас нет достоверных исторических свидетельств. Однако у греков была в ходу легенда об основателе города.

Один из полубогов, живший в Аттике, по имени Кекроп однажды решил основать город в одной из горных долин. Созвал он тогда людей и богов на место будущего города, дабы заложить его основание. На его зов откликнулись жители Аттики, а кроме того Посейдон и Афина.

В силу того, что у каждого полиса должен быть покровитель, Афина и Посейдон затеяли спор. И, чтобы рассудить их, жители Аттики решили выбрать того покровителя, который даст наилучший дар городу.

В тот же миг ударил Посейдон в скалу, и оттуда вырвался поток воды. Обрадовались люди, поскольку рек в горах Аттики было не слишком много. Но, попробовав воду на вкус, отпрянули — она была соленой, как морские волны.

Афина же вонзила копье в землю. На глазах людей оно тут же превратилось в чудесное дерево оливы. Решили тогда жители Аттики, что дар Афины ценнее, и выбрали ее покровителем нового города.

афины; афина; посейдон

И дали название городу в честь богини. С тех пор в Афинах чтят свою покровительницу и посвящают ей свои дела и победы.

Общество Афин

Как вы помните из урока об устройстве полисов, население в них делилось на аристократию, зажиточных горожан и демос. Это верно и для Афин VIII–VII веков до н. э.

Хотя социальные слои в Афинах и не отличались от прочих полисов, специфичным было политическое устройство города. А именно, речь об аристократическом правлении.

Главенствующую роль в управлении Афин занимала аристократия. Центром сосредоточения власти был ареопаг — совет представителей знати. Они выбирали из числа совета девять высших судей и законодателей — архонтов.

Ареопаг в Афинах — холм, на котором проходили собрания совета

Архонты занимались судебными делами, а также разрабатывали и принимали законы. При этом важно понимать, что руководствовались они отнюдь не соображениями справедливости.

Такое высокое положение аристократии разрушало единство полиса. Хотя зажиточные горожане и могли принимать участие в управлении в отдельных случаях, чаще всего они исключались из политики.

В отношении демоса же ситуация была куда как плачевнее. Малоимущие жители города были вынуждены работать на аристократию без возможности изменить свое положение.

Зачастую представители демоса обрабатывали небольшие земельные наделы. Но в силу того, что земля по большей части принадлежала аристократии, земледельцы все больше и больше попадали в зависимость от знати.

Дело в том, что право обработки напрямую зависило от воли ее владельца. И этот владелец-аристократ мог назначать сколь угодно большую плату за право землепашца.

Для многих бедняков плата оказывалась неподъемной. В том случае, когда земледелец не мог заплатить аристократу, он попадал в долговое рабство, во многом аналогичное крепостничеству на Руси.

афины; рабство; законы драконта

К концу VII века до н. э. в таком рабстве оказалось большинство жителей Афин, возмущенных таким положением. Но вплоть до введения законов Солона им так и не удалось обрести свободу.

Законы Драконта

Вершиной подобного рабского строя считаются созданные в 621 году до н. э. законы Драконта (или Дракона). За свою жестокость эти законы стали нарицательным именем для всякой непомерной строгости и несправедливости («драконовские меры«).

Законы Дракона — письменный кодекс законов, введённый в действие законодателем-афинянином Драконом в конце 7-го века до нашей эры.

На фото — фрагмент закона Дракона.

Законодательство Драконта значимо для нас тем, что является первым дошедшим до нас письменным сводом законов Афин.

Содержание законов Драконта поражает своей несправедливостью и безжалостностью. Самой распространенной мерой наказания была в них смертная казнь, применявшаяся даже за самые малые нарушения, как, например, кража яблока из сада.

В книге «Сравнительные жизнеописания» Плутарх написал:

Когда Драконта спросили, почему он за бо́льшую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего.

Законодательство Драконта можно считать олицетворением того тяжелого положения, в котором находились те, к кому эти законы чаще всего применялись — земледельцы и ремесленники, демос. До наших дней полный текст законов Дракона не дошел.

Часто задаваемые вопросы

Каким было общество Афин VIII–VII веков до н. э.?

Социальное устройство общества было типичным для греческих полисов того времени и включало три основных слоя:
Аристократия — высший слой общества, обладавший исключительной властью.
Зажиточные горожане — средний слой, иногда допускавшийся к участию в управлении.
Демос — простой народ, преимущественно земледельцы и ремесленники.

Какой орган был центром сосредоточения власти в Афинах VIII-VII веков до н. э.?

Ареопаг — совет представителей знати. Они выбирали из числа совета девять высших судей и законодателей — архонтов.

Почему законы Дракона такие жестокие?

Потому что смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но и за незначительные проступки.

5
5
1
Количество опыта, полученного за урок 5

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ