История Афин до Солона (VIII–VII века до н.э.)
В этом уроке вы узнаете об истории Афин до прихода власти архонта Солона. Этот период охватывает время с VIII по VII века до н.э. Именно в эти времена происходит формирование предпосылок для будущей демократизации Афин. Не менее важно и первое письменное законодательство — законы Драконта.
Статус и положение Афин
Как вы знаете из прошлого урока, Афины были одним из наиболее значимых полисов-метрополий во времена Великой колонизации. Это значение сохранилось за ним вплоть до македонского завоевания.
Афины располагаются в области под названием Аттика. Это гористая местность на юге Пелопоннеса, полная удобных гаваней и бухт. В связи с этим жители этих мест славились мореходством и кораблестроением.
Кроме того, в Аттике получило распространение виноделие и выращивание оливок. Вино и оливковое масло широко использовались в хозяйстве и церемониях.
С другой стороны, Афины были обделены многими благами. Так, например, отсутствие земель не позволяло развивать сельское хозяйство и препятствовало развитию городов. Это, как вы помните, и сподвигло многих жителей Аттики искать ресурсы в колониях.
Афины как полис включали в себя непосредственно город, поля и пастбища, а также прилегающие деревни, где проживали земледельцы и ремесленники.
Основание Афин
Об основании Афин у нас нет достоверных исторических свидетельств. Однако у греков была в ходу легенда об основателе города.
Один из полубогов, живший в Аттике, по имени Кекроп однажды решил основать город в одной из горных долин. Созвал он тогда людей и богов на место будущего города, дабы заложить его основание. На его зов откликнулись жители Аттики, а кроме того Посейдон и Афина.
В силу того, что у каждого полиса должен быть покровитель, Афина и Посейдон затеяли спор. И, чтобы рассудить их, жители Аттики решили выбрать того покровителя, который даст наилучший дар городу.
В тот же миг ударил Посейдон в скалу, и оттуда вырвался поток воды. Обрадовались люди, поскольку рек в горах Аттики было не слишком много. Но, попробовав воду на вкус, отпрянули — она была соленой, как морские волны.
Афина же вонзила копье в землю. На глазах людей оно тут же превратилось в чудесное дерево оливы. Решили тогда жители Аттики, что дар Афины ценнее, и выбрали ее покровителем нового города.
И дали название городу в честь богини. С тех пор в Афинах чтят свою покровительницу и посвящают ей свои дела и победы.
Общество Афин
Как вы помните из урока об устройстве полисов, население в них делилось на аристократию, зажиточных горожан и демос. Это верно и для Афин VIII–VII веков до н.э.
Хотя социальные слои в Афинах и не отличались от прочих полисов, специфичным было политическое устройство города. А именно, речь об аристократическом правлении.
Главенствующую роль в управлении Афин занимала аристократия. Центром сосредоточения власти был ареопаг — совет представителей знати. Они выбирали из числа совета девять высших судей и законодателей — архонтов.
Архонты занимались судебными делами, а также разрабатывали и принимали законы. При этом важно понимать, что руководствовались они отнюдь не соображениями справедливости.
Такое высокое положение аристократии разрушало единство полиса. Хотя зажиточные горожане и могли принимать участие в управлении в отдельных случаях, чаще всего они исключались из политики.
В отношении демоса же ситуация была куда как плачевнее. Малоимущие жители города были вынуждены работать на аристократию без возможности изменить свое положение.
Зачастую представители демоса обрабатывали небольшие земельные наделы. Но в силу того, что земля по большей части принадлежала аристократии, земледельцы все больше и больше попадали в зависимость от знати.
Дело в том, что право обработки напрямую зависило от воли ее владельца. И этот владелец-аристократ мог назначать сколь угодно большую плату за право землепашца.
Для многих бедняков плата оказывалась неподъемной. В том случае, когда земледелец не мог заплатить аристократу, он попадал в долговое рабство, во многом аналогичное крепостничеству на Руси.
К концу VII века до н.э. в таком рабстве оказалось большинство жителей Афин, возмущенных таким положением. Но вплоть до введения законов Солона им так и не удалось обрести свободу.
Законы Драконта
Вершиной подобного рабского строя считаются созданные в 621 году до н.э. законы Драконта (или Дракона). За свою жестокость эти законы стали нарицательным именем для всякой непомерной строгости и несправедливости.
Кроме того, законодательство Драконта значимо для нас тем, что является первым дошедшим до нас письменным сводом законов Афин.
Содержание законов Драконта поражает своей несправедливостью и безжалостностью. Самой распространенной мерой наказания была в них смертная казнь, применявшаяся даже за самые малые нарушения, как, например, кража яблока из сада.
Законодательство Драконта можно считать олицетворением того тяжелого положения, в котором находились те, к кому эти законы чаще всего применялись — земледельцы и ремесленники, демос.
Хотите оставить комментарий?
Войти