Аватар Неизвестный
Личный кабинет Кабинет родителя Кабинет учителя Настройки Выйти Войти Регистрация Родителю Подписка
КАРТОЧКИ
ТРЕНАЖЁРЫ
КУРСЫ
Подобрать занятие
Подобрать занятие
Классы
Темы
НАЗНАЧИТЬ

География как наука

Содержание

Как устроен окружающий нас мир? Почему в северных регионах России и Канады большую часть года лежит снег, а в некоторых странах Африки снега не бывает вовсе? Почему у нас не растет кофе или какао? Как так получилось, что на одной планете существует множество непохожих друг на друга стран и народов? На все эти вопросы отвечает наука география.

Понятие «география»

Впервые термин «география» использовал древнегреческий ученый Эратосфен.

Эратосфен (III – II вв. до н. э.) вычислил размеры Земли. Также он оценил размеры Солнца и Луны и расстояние до них. Сделал описания солнечного и лунного затмений. Считается создателем первой географической карты.

Карта мира по Эратосфену (около 194 года до н. э.). Реконструкция XIX века

Вопрос

Как Эратосфен вычислил окружность и радиус Земли?

Показать ответ

Скрыть ответ

Путешествуя по Египту, Эратосфен обратил внимание, что в городе Сиена в полдень во время летнего солнцестояния солнце находится прямо над головой. Оно освещало дно даже глубоких колодцев. А в его родной Александрии солнце расположено под углом и все предметы на земной поверхности отбрасывают небольшую тень. Благодаря этим наблюдениям Эратосфен доказал, что Земля имеет шарообразную форму, а также смог вычислить ее окружность и радиус.

В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание» («гео» — земля, «графо» — пишу).

География — это наука о природных условиях земной поверхности, населении Земли и его хозяйственной деятельности.

География и другие науки

География относится к числу естественных наук, изучающих природу и ее законы.

Главная задача географии — это исследование окружающего нас мира, описание и прогнозирование происходящих в нем процессов.

Система географических наук

Долгое время география была описательной наукой. Она рассказывала о различных территориях на земном шаре.

Современная география — это сложная разветвленная система наук, которые можно разделить на три группы: общегеографические, общественные и физико-географические.

Физическая география изучает географические объекты и явления, созданные природой.

Общественная география занимается изучением населения и его хозяйственной деятельности.

Географические объекты

Земная поверхность удивительно многообразна: нас окружают материки и океаны, горы и равнины, реки и моря. Каждый участок (элемент) земной поверхности создает неповторимый облик нашей планеты.

Объект изучения географии

Элементы земной поверхности и все, что на них расположено, принято называть географическими объектами.

Природные (естественные) географические объекты созданы природой (озера, равнины, моря, острова), а антропогенные (искусственные) — человеком (парки, каналы, заводы, мосты).

Географические явления

Может показаться, что данная наука изучает исключительно расположение разных объектов на поверхности Земли. На самом деле это не так. Земная поверхность постоянно меняется. Чтобы понять, почему так происходит, география начала изучать природные явления и связи между ними.

Географические явления — это природные явления, происходящие на Земле.

К географическим явлениям можно отнести дождь, радугу, ураган, цунами, землетрясение, извержение вулкана и т. д.

Методы географических исследований

Ученые-географы используют различные методы для изучения окружающего нас мира.

Методы географических исследований — это совокупность способов и приемов получения географической информации.

Традиционные методыКраткое описание
НаблюдениеПолучение фактических данных о географических объектах, их развитии и изменении.
Экспедиционный (полевой)Сбор первичных данных о состоянии объекта будущего исследования.
ОписательныйИзложение данных о географических объектах, составление их характеристики.
СравнительныйВыявление сходства и различия процессов, свойств и состояний географических объектов.
КартографическийИзучение закономерностей размещения в пространстве географических объектов с помощью тематических карт.
ИсторическийИсследование объектов и явлений природы и общества в процессе их развития.
Статистический (математический)Обработка полученных данных с помощью математических приемов.

Современные методы географических исследований

К современным методам относятся:

  • аэрокосмический (снимки поверхности Земли с самолетов или космических аппаратов, с помощью которых составляются карты, открываются месторождения полезных ископаемых, производится наблюдения за экологическим состоянием местности и т. д.);;
  • геоинформационный (создание геоинформационных систем, с помощью которых создаются электронные карты с нужной информацией о местности);
  • географическое прогнозирование (разработка научных предположений о состоянии природной среды в будущем, которые помогают принять правильное решение по бережному ее использованию);
  • географическое моделирование (создание модели определенной местности при изменении географических факторов: рельефа, климата).

Источники географической информации

К источникам географической информации относятся:

  • Карты, атласы, географические планы.
  • Географические описания различных территорий.
  • Энциклопедии, справочники, статистические материалы.
  • Аэрофотоснимки и космические снимки.
  • Геоинформационные системы (ГИС).

Географические профессии

На современном этапе развития географии существует огромное количество географических профессий. Вот только некоторые из них:

  • Гидролог — занимается изучением вод суши.
  • Геоморфолог — исследует неровности на земной поверхности.
  • Гляциолог — изучает льды.
  • Биогеограф — занимается изучением растительного и животного мира Земли.
  • Геоэколог — прогнозирует последствия воздействия человека на природу.

Значение географии

Советский географ Н. Н. Баранский писал: «География играет не одним пальчиком, а аккордами».

География — невероятно увлекательная наука. Она поможет узнать много интересного о планете Земля, научит понимать законы природы, оценить свои действия по отношению к окружающему миру.

Изучая географию, можно найти ответы на волнующие современное общество вопросы:

  • Как сохранить уникальность природы?
  • Как правильно использовать богатства природы?
  • Можно ли восстановить то, что было уже утрачено?
Предмет изучения географии

Человек очень тесно связан с природой. Люди воздействуют на природу, а природа, в свою очередь, воздействует на человека. Т. е. человек, в итоге, влияет на самого себя. Поэтому от каждого из нас зависит благополучие нашей планеты.

Часто задаваемые вопросы

Как зародилась наука география?

География возникла в глубокой древности. Для развития торговли купцы должны были иметь представление о других странах и людях, которые их населяют. Моряки хотели владеть подробной информацией о морях, островах и, особенно, о мелководьях и подводных рифах, чтобы обезопасить свое путешествие. Поэтому и те, и другие брали с собой ученых, которые составляли описание увиденных земель и создавали подробные планы путешествий.

Почему география долгое время была описательной наукой?

Связано это с тем, что долгое время не была изучена вся поверхность Земли. На карте мира оставалось очень много «белых пятен». Австралия была открыта в XVII веке, а Антарктида — в XVIII веке. На протяжении многих веков велось исследование внутренних частей материков. А глубины Мирового океана не изучены и по сей день. Поэтому география долгое время отвечала на вопросы: «что это?» и «где это находится?».

Почему появилось множество географических наук?

Со временем география стала отвечать на вопрос «почему?». То есть, она стала объяснять процессы и явления, которые происходят на Земле. В географии начали выделяться разные направления. Например, климатология изучает погодные явления, гидрология — воды суши, гляциология — льды, геоморфология — рельеф и т. д. Поэтому, география — это сложная разветвленная система наук.

Зачем современному человеку нужны знания по географии?

Знания по географии нужны для того,чтобы разбираться в явлениях и процессах, которые происходят в природе. А также для того, чтобы научиться беречь природу и сохранить ее для будущих поколений.

5
5
1
5Количество опыта, полученного за урок

Проверим знания по теме?

Пройти тест

Оценить урок

Отзыв отправлен. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

Комментарии

Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение

НАЗНАЧИТЬ