0 0 0
Личный кабинет Войти Регистрация
Уроки
Математика Алгебра Геометрия Физика Всеобщая история Русский язык Английский язык География Биология Обществознание
Тренажёры
Математика ЕГЭ Тренажёры для мозга

Траектория и путь

Содержание

    Для описания механического движения существуют определенные величины. На этом уроке мы начнем знакомиться с первыми из них.

    Траектория

    Некоторые тела, когда движутся, оставляют за собой видимый след. Например, метеор в небе оставляет за собой светящуюся линию (рисунок 1, а), автомобиль при движении по песку оставляет следы шин (рисунок 1, б). Такие следы называют траекторией движения.

    Рисунок 1. Примеры видимой траектории движения тел

    Траектория – это линия, по которой движется тело, изменяя свое положение в пространстве.

    Траектории могут быть абсолютно разными (рисунок 2):

    • Тело может двигаться по прямой – траектория движения поезда в метро (рисунок 2, а);
    • Примером круговой траектории может служить движение кабинки колеса обозрения (рисунок 2, б); 
    • Движение качелей (рисунок 2, в) происходит по кривой (криволинейная траектория);
    Рисунок 2. Примеры траекторий движения разных тел
    • Траектория движения молекулы газа будет ломаной линией (рисунок 3).
    Рисунок 3. Траектория движения молекулы газа

    Таким образом, по виду траектории движение бывает прямолинейным (движение по прямой) и криволинейным (движение по кругу, по кривой, ломаной и т.д.).

    Путь

    Можем ли мы измерить траекторию? Да, и для этого мы вводим новую физическую величину – путь. Что называют путем, пройденным телом?

    Путь – это длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого времени.

    Например, длина траектории ОА – это путь, пройденный лыжником во время прыжка с горы (рисунок 4). Путь молекулы газа, представленной на рисунке 3, будет суммой всех отрезков.

    Рисунок 4. Траектория лыжника и его путь ОА

    Единицы измерения пути

    Путь обозначаетcя буквой $S$ и измеряется в метрах ($м$) в Международной системе (СИ). Иногда используются другие единицы длины: миллиметр ($мм$), сантиметр ($см$), дециметр ($дм$) и километр ($км$).

    $1 \space мм = 0.001 \space м$,
    $1 \space см = 0.01 \space м$,
    $1 \space дм = 0.1 \space м$,
    $1 \space км = 1000 \space м$.

    Упражнения

    Упражнение №1

    Самый высокий небоскреб в России «Лахта Центр» — $462 \space м$. Выразите его высоту в $км$.

    Показать решение и ответ

    Скрыть

    Решение:

    В физике высоту обозначают буквой $h$. Высота у нас выражена в метрах и ее нужно перевести в километры ($1 \space км = 1000 \space м$). Для этого нужно разделить значение высоты в метрах на 1000.

    $h = \frac{462}{1000} \space км = 0.462 \space км$.

    Ответ: $h = 0.462 \space км$.

    Упражнение №2

    Воспользовавшись интернетом, найдите самый длинный автомобиль в мире. Его длину запишите в $м$, а затем переведите в $км$.

    Самым длинным автомобилем в мире признан лимузин под названием «Американская мечта». В 2022 году он снова способен передвигаться своим ходом после реставрации. Длина автомобиля от носа до хвоста составляет 100 футов и 1,5 дюйма, то есть почти 31 метр. Также у машины 26 колес, два мотора и 75 мест.

    Показать решение и ответ

    Скрыть

    Решение:

    Длину машины обозначим буквой $l$. Переведем ее в $км$.

    $l = \frac{31}{1000} \space км = 0.031 \space км$.

    Ответ: $l = 0.031 \space км$.

    Упражнение №3

    С помощью интернета найдите высоту Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и колокольни Ивана Великого в Москве. Найдите разницу высот и запишите ее значение в единицах СИ.

    Высота Исаакиевского собора составляет 102 метра, а колокольня Ивана Великого — 81 метр.

    Дано:
    $h_1 = 102 \space м$
    $h_2 = 81 \space м$

    $\Delta h — ?$

    Показать решение и ответ

    Скрыть

    Решение:

    Найдем разницу высот этих сооружений:
    $\Delta h = h_1 — h_2$,
    $\Delta h = 102 \space м — 81 \space м = 21 \space м$.

    Единицей СИ является метр, поэтому нам не нужно переводить полученное значение в какие-либо другие единицы измерения.

    Ответ: $\Delta h = 21 \space м$.

    Упражнение №4

    Длина капилляров в теле человека составляет около $100 \space 000 \space км$. Запишите их длину в $м$.

    Показать решение и ответ

    Скрыть

    Решение:

    Обозначим длину капилляров буквой $l$.

    $l = 100 \space 000 \cdot 1000 \space м = 1 \space 000 \space 000 \space м = 1 \cdot 10^6 \space м$.

    Ответ: $l = 10^6 \space м$.

    Упражнение №5

    Почему во время снежной метели трудно указать, движется поезд или нет?

    Когда мы говорим о движении, мы подразумеваем движение относительно чего-то. В метель нам трудно понять движется поезд или нет, потому что не видно другие предметы, по которым бы мы могли судить о движении поезда.

    Задания

    Задание №1

    Измерьте среднюю длину своего шага. Пользуясь этой мерой, определите путь, который вы проходите от своего дома до ближайшей остановки автобуса.

    Допустим, средняя длина шага равна $65 \space см$. До ближайшей остановки нужно сделать 312 шагов. Запишем условие и рассчитаем путь.

    Дано:
    $l = 65 \space см$
    $n = 312$

    СИ:
    $l = 0.65 \space м$

    $S — ?$

    Показать решение и ответ

    Скрыть

    Решение:

    Чтобы рассчитать путь до остановки, нужно умножить длину нашего шага на количество этих шагов:
    $S = l \cdot n$
    $S = 0.65 \space м \cdot 312 = 202.8 \space м$.

    Ответ: $S = 202.8 \space м$.

    Задание №2

    Зарисуйте траекторию движения звездочек салюта: в первый момент после выстрела и после вспышки.

    На рисунке 5 показаны примерные траектории.

    Рисунок 5. Траектории залпа салюта

    5
    5
    5Количество опыта, полученного за урок

    Оценить урок

    Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

    Комментарии
    Получить ещё подсказку

    Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

    Верно! Посмотрите пошаговое решение