Броуновское движение

На прошлом уроке мы говорили о том, что молекулы веществ находятся в постоянном и беспорядочном движении. Это движение принято называть тепловым. На этом уроке мы рассмотрим явление, которое и привело к открытию теплового движения.

Броуновское движение

Рассмотрим интересный опыт. Возьмем краску и разотрем ее до мельчайших крупинок. Добавим их в воду. Рассматривая полученную смесь в микроскоп, можно увидеть, что крупинки краски непрерывно движутся.

Самые мелкие частички беспорядочно перемещаются с одного места на другое. А более крупные только беспорядочно колеблются. Подобный опыт первым наблюдал в 1827 году английский ботаник Роберт Броун (рисунок 1).

Рисунок 1. Роберт Броун (1773-1858) — английский ученый, первооткрыватель броуновского движения

Он поместил частички цветочной пыльцы в воду и наблюдал в микроскоп. При наблюдении обнаружил, что частицы пыльцы оживленно и беспорядочно двигались с места на место.

Движение очень мелких частиц, находящихся в жидкости, называют броуновским движением. Сами частицы при этом называют броуновскими.

Наблюдения показывают, что броуновское движение никогда не прекращается. Движение не прекращается ни зависимо от времени суток, ни от времени года.

Причина Броуновского движения

Причина броуновского движения заключается в непрерывном движении молекул жидкости, в которой находятся крупинки твердого тела.

Разумеется, эти крупинки во много раз крупнее самих молекул. Когда мы видим под микроскопом движение крупинок, то не следует думать, что мы видим движение молекул. Ведь все мы знаем, что молекулы нельзя увидеть в обычный микроскоп. Но именно от их толчков непрерывно и беспорядочно двигаются крупинки.

Так как молекулы движутся хаотично, то броуновские частицы получают толчки с разных сторон, и совершают движение столь причудливой формы.

Броуновское движение. Желтый круг — броуновская частица, черные кружки вокруг — молекулы воды

В 1905 году Альберт Эйнштейн осознал, что броуновское движение служит экспериментальным подтверждением атомной теории строения вещества.

Он объяснял это следующим образом. Взвешенная в воде частичка подвергается постоянному столкновению со стороны хаотично движущихся молекул воды. Молекулы воздействуют на нее со всех сторон. Это воздействие происходит с равной интенсивностью и равные промежутки времени. Частичка пыльцы (или другого мельчайшего вещества) получает импульс со стороны молекулы, ударившей ее с одной стороны,  потом с другой стороны и т.д.  Это и приводит к хаотичному движению частиц в жидкости.

В 1908 году французский физик Жан Батист Перрен провел серию опытов, подтвердивших правильность эйнштейновского объяснения броуновского движения. Окончательно стало ясно, что наблюдаемое хаотичное движение броуновских частиц — не что иное, как следствие межмолекулярных соударений.

Броуновское движение – это движение взвешенных в жидкости или газе частиц.

Что доказывает броуновское движение?
Благодаря открытию броуновского движения стало более ясно строение вещества. Оно показало, что тела состоят из отдельных частиц – молекул — и что эти молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении.

Отличие броуновского движение от теплового

Тепловое движение — движение частиц, образующих вещество. Например, хаотичное движение молекул — пример теплового движения.

Броуновские частицы, например крупинки твердого тела, не являются частицами вещества, они плавают в жидкости и движутся из-за ударов молекул с разных сторон.

Таким образом, тепловое движения является причиной броуновского движения.