18. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения: все задания
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.
«По его словам» и «разумеется» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По его словам» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «разумеется» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
С моря дул влажный холодный ветер и (1) казалось (2) разносил по степи задумчивую мелодию набежавшей на берег волны. Его порывы (3) как правило (4) приносили с собой долгожданную прохладу.
«Казалось» и «как правило» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«Как правило» — вводная конструкция со значением «обычно», «казалось» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Деятельность Саввы Ивановича Мамонтова (1) конечно (2) занимает достойное место в истории русской культуры: он был одним из крупнейших меценатов России, создателем Абрамцевского художественного кружка. В этом (3) по мнению историков (4) заключалась высокая патриотическая миссия Мамонтова.
«Конечно» и «по мнению историков» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По мнению историков» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В лесу (1) к радости (2) мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом рябины. Это была (3) пожалуй (4) последняя память о лете, об осени.
«К радости» и «пожалуй» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«К радости» — вводная конструкция, обозначающая эмоциональную оценку, «пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Хотя дождь льёт как из ведра, мы (1) однако (2) вынуждены продолжать свой путь. Сквозь мглу (3) видно (4) кое-что, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.
«Однако» — вводное слово, так как стоит в середине предложения, оно выделяется запятыми. «Видно» — глагол, запятыми не выделяется.
кажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Мир таинственный (1) мир мой древний (2)
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню (3)
Каменные руки шоссе.
«Мир мой древний» — обращение, выделяется с двух сторон запятыми. «Сдавили… руки» — главные члены предложения, запятыми не отделяются друг от друга.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Если мы осознаём, что лучше наших родных мест нет (1) пожалуй (2) ничего на свете, то этим в значительной степени мы обязаны (3) конечно (4) художникам и поэтам, которые помогают нам понять красоту природы, воспитывают в нас любовь к ней.
«Конечно» и «пожалуй» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта, «пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Тебе одной (1) плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь (2) покойный уголок (3)
Тебя люблю, тебе и верую.
«Покойный уголок» — обращение, выделяется с двух сторон запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй (1) прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли (2) вечерний день (3)
Продлись, продлись (4) очарованье.
«Прощальный свет любви последней», «вечерний день» и «очарованье» — обращения, выделяются с двух сторон запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В жаркий летний день листья на деревьях (1) будто (2) сквозят изумрудами. Каждый листочек (3) кажется (4) состоит из множества прожилок.
«Кажется» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Моя мать рассказывала, что (1) по преданию (2) в старину красавицы умывались первым снегом и потому (3) конечно (4) долго сохраняли свою красоту.
«По преданию» и «конечно» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По преданию» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Князь Василий говорил (1) всегда (2) лениво, как актёр говорит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер (3) наоборот (4) была преисполнена оживления и порывов.
«Наоборот» — вводное слово, выделятся запятыми с двух сторон. «Всегда» — наречие.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
«Тальянка», «осина» и «дорога» — обращения, выделяются запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
«Земля» и «равнин пески» — обращения, выделяются запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Как кажется на первый взгляд (1) термины (2) будто (3) ничем не отличаются от обычных слов: они имеют определённое значение и грамматические категории, а изменяются и употребляются, как все слова. Однако (4) термины, в отличие от других слов, обозначают научные понятия и используются в специальных областях знания.
«Как кажется на первый взгляд» — вводная конструкция, которая обозначает «сперва показалось», выделяется запятыми.
«Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями. «Однако» в начале предложения — не вводное слово, а союз.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Капли жемчужные (1) капли прекрасные (2)
Как хороши (3) вы (4) в лучах золотых,
И как печальны (5) вы (6) капли ненастные (7)
Осенью чёрной на окнах сырых.
«Капли прекрасные», «капли ненастные» — обращения, выделяются запятыми. «Хороши вы» и «печальны вы» — главные члены предложения, запятыми не отделяются.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В музыке Бетховена (1) конечно (2) и в самом деле есть нечто особенное. Волевой взмах палочки дирижёра – и в зал (3) как будто (4) ворвалась неистовость творца великой музыки.
«Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Этот человек (1) кажется (2) очень уставшим. Он (3) видимо (4) сегодня (5) много работал и (6) по-моему (7) сейчас заснёт.
«Видимо» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «По-моему» — вводная конструкция, означающая источник сообщения.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Всё спокойно впивает (1) грудь.
Стой (2) душа (3) мы с тобой (4) проехали
Через бурный положенный путь.
«Душа» — обращение, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Безмолвное (1) море (2) лазурное (3) море (4)
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное (5) море (6) лазурное (7) море (8)
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?..
«Безмолвное море», «лазурное море» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Быть может (1) лирою счастливой
Тебя (2) волшебник (3) искушал;
Невольный трепет возникал
В твоей груди самолюбивой,
И ты, склонясь к его плечу.
Нет, нет (4) мой (5) друг (6) мечты ревнивой
Питать я пламя не хочу;
Мне долго (7) счастье (8) чуждо было.
Мне ново наслаждаться им,
И, тайной грустию томим,
Боюсь: неверно всё, что мило.
«Быть может» — вводное слово, выделяется запятыми. «Мой друг» — обращение, выделяется запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
По словам современников (1) два близких и любимых ученика Ф. де Соссюра, ставшие (2) кстати (3) очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи самого профессора и его студентов.
«Кстати» и «по словам современников» — вводные конструкции, которые выделяются запятыми с двух сторон.
«По словам современников» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, «кстати» — вводное слово, используется для связи мыслей в предложении.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
В 1832 году М.Ю. Лермонтов переехал в Петербург, предполагая продолжить образование в университете (1) однако (2) это желание не осуществилось. Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков – закрытое военное учебное заведение, пребывание в котором (3) к сожалению (4) не оставляло времени для творческой работы.
«К сожалению» — вводная конструкция, означающая эмоциональную оценку. «Однако» — не вводное слово, а противительный союз, синоним «но».
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?
«Изгнание» и «чужбина» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Все (1) разумеется (2) вспоминали только хорошее. Солнце словно продвигается по липовой аллее и затем (3) оказывается (4) во фруктовом саду.
«Разумеется» и «оказывается» — вводные слова, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л. Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.
«Конечно» и «пожалуй» — вводные слова, которые выделяются запятыми с двух сторон. «Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта. «Пожалуй» — вводное слово, выражающее степень допущения факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Гости (1) к моему удивлению (2) не дослушали рассказ до конца. Однако (3) я понимаю, что они торопились, и (4) потому (5) не сержусь на них.
«К моему удивлению» — вводная конструкция, выделяется запятыми. «Однако» в начале предложения — противительный союз, «потому» — наречие, запятыми они не обособляются.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
И. Е. Репин назвал А. И. Куинджи «художником света»: Архип Иванович и в самом деле умел воспроизвести красками (1) даже (2) лунную ночь и туманное утро. Подлинные ценители искусства понимали, какого большого труда стоит это (3) по выражению И. Е. Репина (4) «чудо живописи».
«По выражению автора» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми. «Даже» — частица, знаками препинания не обособляется.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Таня (1) к удивлению Серёжи (2) ловко затормозила.
– Дедушка (3) как нам выйти из лесу? – закричала она.
Старичок медленно выпрямился и посмотрел на детей.
– Я бы вас провёл (4) милые (5) да (6) ведь (7) я на работе, с работы не уйдёшь.
«К удивлению Серёжи» — вводная конструкция, означающая эмоциональную окраску, обособляется запятыми. «Дедушка» и «милые» — обращения, выделяются запятыми. Частица «ведь» запятыми не обособляется.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В поле ответа запишите цифры без разделения пробелами и запятыми, например так: 567.
Лингвисты определили главные особенности термина: во-первых (1) термин тесно связан с определённой научной областью; во-вторых (2) термин однозначен, и (3) кроме того (4) содержание термина раскрывается посредством точного логического определения.
«Во-первых», «во-вторых» и «кроме того» — вводные конструкции, которые используются для связи мыслей в предложении, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, употребившего своё богатство на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.
«Как известно» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Стихотворение «Смерть поэта» написано М. Ю. Лермонтовым после гибели А. С. Пушкина. Оно не было опубликовано (1) однако (2) распространялось в списках. Продолжение стихотворения Лермонтов написал (3) возможно (4) после того, как узнал подробности дуэли и смерти Пушкина.
Запятая (1) отделяет грамматическую основу. «Однако» — не вводное слово, а противительный союз, синоним «но», запятыми не выделяется.
«Возможно» — вводное слово в значении «предположение».
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А. В. Суворов ещё при жизни (1) как известно (2) стал легендой. Военное дарование – та сторона его личности, в которой (3) конечно (4) наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь.
«Как известно» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми. «Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
О, весна без конца и без краю ‒
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя (1) жизнь! Принимаю!
И приветствую (2) звоном щита!
Принимаю тебя (3) неудача (4)
И удача (5) тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха ‒ позорного нет!
(А. А. Блок)
«Жизнь», «неудача» и «удача» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. О ней я вспомнил, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.
«Помнится» — вводное слово, означающее источник сообщения. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Может быть (1) он умел бы, по крайней мере, рассказать всё, что видел и слышал, и занять хоть этим других, но он нигде не бывал: как родился в Петербурге, так и не выезжал никуда; следовательно (2) видел и слышал то, что (3) возможно (4) знали и другие.
(По И. А. Гончарову)
«Может быть» и «возможно» — вводные слова в значении «предположение», выделяются запятыми. «Следовательно» — вводное слово, используемое для логической связи мыслей, всегда выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Москва (1) бывает (2) неописуемо прекрасной в мае, когда сумрак московских ночей окутывает золотые купола. А разве не чудо этот город (3) к примеру (4) в дни погожей осени, когда перемешиваются багрянец и золото?
«Бывает» — сказуемое, не является вводным словом. «К примеру» — вводная конструкция, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Красота природы (1) конечно (2) воздействует на человека, воспитывает его, делает добрее. При виде величественных гор, глубокой небесной синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи в душе человека (3) как будто (4) тает всё мелкое, суетное.
«Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта, выделяется запятыми. «Будто» и «как будто» никогда не бывают вводными конструкциями.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Процесс формирования древнерусского литературного языка (1) по мнению академика В. В. Виноградова (2) определялся взаимодействием и объединением нескольких составляющих: во-первых (3) старославянского языка и деловой речи, во-вторых (4) языка фольклора и диалектов.
«По мнению академика В. В. Виноградова» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми. «Во-первых» и «во-вторых» — вводные конструкции, которые используются для связи мыслей в предложении, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Опамятуйся, просветлей (1) душа!
Вернись (2) былое (3) зренье!
Земля (4) пошли мне исцеленье,
Влей в тёмное моё смятенье
Спокойствие твоих полей!
(В. Тушнова)
«Душа», «былое зрение» и «земля» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1830-х годах И. С. Тургенев проявил себя (1) именно (2) лириком. И поэма «Стено», и его первые стихотворения (3) конечно (4) продолжают традицию русской романтической поэзии.
«Именно» — не является вводным словом и запятыми не выделяется. «Конечно» — вводное слово, выражающее степень достоверности факта.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Назывные предложения (1) как известно (2) часто встречаются в художественных текстах. Например (3) с помощью назывных предложений даётся описание обстановки. Однако (4) следует отличать назывные предложения от обращений-олицетворений.
«Как известно» — вводная конструкция, означающая источник сообщения, выделяется запятыми. «Например» — вводное слово, которое используется для связи мыслей в предложении, выделяется запятыми.
«Однако» в начале предложения — не вводное слово, а союз.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А. С. Пушкин, с его (1) совершенно (2) безупречным чувством прекрасного и удивительно ясным мышлением, счёл нужным чётко определить своё отношение ко «вкусу». Чувство соразмерности и сообразности – вот в чём (3) по мнению великого поэта (4) состоит истинный вкус.
«По мнению великого поэта» — вводная конструкция, означающая источник сообщения. «Совершенно» — наречие, не является вводным словом и запятыми не выделяется.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Прощай (1) письмо (2) любви (3) прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори (4) письмо (5) любви.
(А. С. Пушкин)
«Письмо любви» — обращение, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ф. М. Достоевский изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
«Лучше сказать» и «как известно» — вводные конструкции, выделяются запятыми с двух сторон.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Фамусов
Ведь экая шалунья ты (1) девчонка.
Не мог придумать (2) я, что это за беда!
То флейта слышится, то будто фортепьяно;
Для Софьи слишком было б рано?
Лиза
Нет (3) сударь (4) я … лишь невзначай …
(А. С. Грибоедов)
«Девчонка» и «сударь» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.
«Однако» — вводное слово, так как стоит в середине предложения, оно выделяется запятыми. «Например» — вводное слово, которое используется для связи мыслей в предложении, выделяется запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь (1) синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась (2) мать (3) с верным сыном.
«Ты прощай (4) мой сын (5) прощай (6) чадо,
Знать (7) пришла пора, ехать надо!..»
(С. А. Есенин)
«Мой сын» и «чадо» — обращения, выделяются запятыми. «Знать» — вводное слово в значении «предположение».
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.
Милый мой (3) ты (4) у меня в груди.
Предназначенное расставанье (5)
Обещает встречу впереди.
(С. А. Есенин)
«Друг мой» и «милый мой» — обращения, выделяются запятыми.
Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж … Да что? моей судьбой (5)
Сказать по правде (6) очень
Никто не озабочен.
(М. Ю. Лермонтов)
«Брат» — обращение, выделяется запятыми. «Говорят» и «сказать по правде» — вводные конструкции, выделяются запятыми.