16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и предложении с однородными членами: все задания
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Погода стояла прекрасная и белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами.
2) Ольга Ивановна прислушивалась то к голосу Алексея то к тишине ночи и думала о смысле существования в этом бренном мире.
3) Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.
4) Трилистник можно встретить на заболоченных лугах и по берегам зарастающих озёр.
5) Ветвистые рога оленей поблёскивают и даже издали чувствуется тяжесть этих могучих рогов.
1) Две грамматические основы («погода стояла», «облака неслись»), связаны соединительным союзом «и».
2) Однородные дополнения («голосу», «тишине»), соединённые двойным разделительным союзом «то…, то».
5) Две грамматические основы («рога поблёскивают», «чувствуется тяжесть»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ни ясные звёзды ни паруса далёких яхт ни звуки моря не трогали в этот вечер моё сердце.
2) В прошлом столетии гавань стала тесна для заполнявших её кораблей и была выстроена новая.
3) Над глубокими свежими и пушистыми снегами простирается удивительно нежное небо.
4) Значение и силу слова в предназначении человека отчётливей и глубже понимали наши предки.
5) Снег осторожно ложился на чугунные перила мостов на меховые шинели и спины спящих извозчиков.
3) Однородные определения («глубокими», «свежими»), относятся к одному определяемому слову «снегами» и характеризуют его.
5) Однородные дополнения («перила мостов», «шинели»).
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Каждое утро смотритель надевал форменную бескозырку и новенький бушлат и шёл к морю.
2) При анализе художественного текста следует указать как лексические средства создания образности так и синтаксические средства выразительности.
3) К нему приходили и князья и вельможи и простые люди.
4) Девушка живо реагировала на шутки и часто посмеивалась даже над собой.
5) Мы научились смотреть на Землю глазами космонавтов и у нас ужé появились космическое ви́дение и космическое мышление.
2) Однородные дополнения («средства образности», «средства выразительности»), соединённые союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («мы научились», «появились видение и мышление»), связанные соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Спокойно и весьма тактично он опровергал доводы главного архитектора и коллег-проектировщиков.
2) Святое и великое рождается и живёт в тишине и тайне.
3) На маленькой лодочке мы уплывали либо на другой берег реки либо на остров невдалеке от города.
4) Из бездны времён дошли до нас радость и страдания людские любовь и смех слёзы и гнев.
5) Психологически точный портрет не понравился княгине Орловой и поэтому довольно ординарному живописцу Н. К. Бондаревскому был заказан новый портрет.
3) Однородные дополнения («берег реки», «остров»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «либо».
5) Две грамматические основы («портрет не понравился», «заказан портрет»), связанные соединительным союзом «и».
Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с переплетением волнистых линий.
2) Заснеженные кусты напоминали боярскую шапку или медведя или причудливый зáмок.
3) Весь день в парке играл духовой оркестр и работали фонтаны
4) Терпение да труд всё перетрут.
5) В XV веке в сражениях применяли как тяжёлые пушки так и лёгкие орудия.
1) Однородные подлежащие («оттиски», «узоры») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
5) Однородные дополнения («пушки», «орудия») связаны союзом «как.., так и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Алексей подложил в костёр траву и хворост и раздул пламя.
2) Во дворцах или храмовых ансамблях гармонично сочетались живописьи декоративное искусство.
3) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы так и острые когти.
4) Государство стремилось ускорить темпы развития науки и техники и трижды производило серьёзные преобразования в экономике.
5) Стало накрапывать и через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
3) Однородные члены предложения («зубы», «когти») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («стало накрапывать», «дождь вымочил»), связанные соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Этого поэта как при жизни так и после смерти причисляли к классикам русской литературы.
2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком.
3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.
4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.
5) Горы необыкновенно хороши и невольно ощущаешь бодрость и радость.
1) Однородные члены предложения («при жизни», «после смерти») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Сложносочинённое предложение с двумя грамматическими основами («горы хороши», «невольно ощущаешь»), которые соединены союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) После занятий Серёжка мчался или к артиллеристу или к лётчику.
2) Слышались шелест листьев и лёгкие вздохи ветра.
3) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой тележке с кожаным верхом.
4) Из бездны времён дошли до нас в пословицах и поговорках радости и страдания людские.
5) Сравните строение семян фасоли и перца и выделите черты их сходства и различия.
1) Однородные члены предложения («артиллеристу», «лётчику») связаны двойным разделительным союзом «или».
3) Однородные члены предложения («беговых дорожках», «небольшой тележке»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «либо».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Главного наездника конюшни одинаково уважали и боялись лошади и люди.
2) В походах надо учитывать как возможности людей так и силы вьючных животных.
3) Изумруд сделал ещё полкруга полной рысью и через ворота въехал во двор.
4) В городе я с любопытством рассматривал и людей и разные затейливые вывески.
5) В ранних повестях Н. В. Гоголя сказочное всё больше преобразуется в фантастичное и фантастичное создаёт особое художественное пространство.
2) Однородные члены предложения («возможности людей», «силы животных») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
4) Однородные члены предложения («людей», «вывески») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поэту вся природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал на площадь.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) Сердце то задрожит и забьётся то сожмётся от горьких воспоминаний.
5) Былины складывались веками и поражение на реке Калке сменилось в памяти народной победой на Куликовом поле.
4) Однородные члены предложения («задрожит и забьётся», «сожмётся»), соединённые двойным разделительным союзом «то…, то».
5) Две грамматические основы («былины складывались», «поражение сменилось») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для объединения или разъединения людей.
3) Микеланджело изображал людей с сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
5) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
1) Однородные члены предложения («тяжёлые пушки», «лёгкие орудия») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («князь был», «его ждали»), связанные соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) С необычайной силой поэтического мастерства Н. В. Гоголь показал убожество ничтожность и трагизм бездуховного существования.
2) Утомление и теплота взяли верх над грустью и Каштанка стала засыпать.
3) Шёл пушистый снег и красил в белое мостовую лошадиные спины шапки извозчиков и всё больше темнел воздух.
4) Крупные зелёные листья плюща тянулись к солнцу и грелись в его лучах.
5) На месте бывшей дикой степи выросли города и сёла фермы и хуторки.
1) Однородные дополнения («убожество, ничтожность и трагизм») разделяются запятой.
2) Две грамматические основы («утомление и теплота взяли верх», «Каштанка стала засыпать») связаны соединительным союзом «и».
5) Парные однородные члены предложения («города и сёла», «фермы и хуторки») разделяются запятой.
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Представленные на выставке работы в той или иной степени отражают все основные тенденции современного прикладного искусства.
2) Со двора раздались громкие встревоженные голоса и сразу же послышался детский плач.
3) В весеннем воздухе легкая паутина трепещет и сплетается и создаёт замысловатые узоры.
4) Теперь уже по обе стороны просёлочной дороги были видны как покосившиеся заборы так и невспаханные огороды.
5) Для праздничной иллюминации обычно используют или электрические гирлянды или фонари.
2) Две грамматические основы («голоса раздались», «послышался плач») связаны соединительным союзом «и».
4) Однородные члены предложения («заборы», «огороды»), соединённые союзом «как.., так и».
5) Однородные члены предложения («гирлянды», «фонари»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «или».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Подбор различного по оттенкам и степени замутнённости естественного янтаря и добавка разных красителей в сочетании с особыми режимами давления позволяют получать различные по окраске и структуре украшения.
2) В жизни Софьи Андреевны переплелись радость и грусть счастье и разочарование приобретения и потери.
3) В рукописях М. Горький не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
4) На большей территории России континентальный климат и он обусловливает суровую зиму и жаркое лето.
5) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в свои стихотворения.
3) Однородные сказуемые («делал», «исправлял»), соединённые союзом «не только…, но и».
4) Две грамматические основы («континентальный климат», «он обусловливает») связаны соединительным союзом «и».
Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Иногда мелькнёт стайка дельфинов или одинокая белая чайка.
2) Дельтаплан получил огромную популярность из-за необычайной простоты и лёгкости конструкции.
3) Экология занимается исследованием отношений животных и растительных организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.
4) Человек оценил в собаке как неприхотливость так и выносливость.
5) В комнате молчали и было слышно лишь уличный шум за окном.
4) Однородные дополнения («неприхотливость», «выносливость»), соединённые союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («в комнате молчали», «было слышно шум») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поэту природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.
2) Сердце то забьётся то утонет в воспоминаниях.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) Багровый закат загорался в вечернем небе и отражался в окнах домов.
5) Рассвело и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.
2) Однородные сказуемые («забьётся», «утонет»), соединённые разделительными союзами «то…, то».
5) Две грамматические основы («рассвело», «заблистали пятна») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Стук ставни и завывание ветра в трубе заставили побледнеть женщин и детей.
2) Он смотрел на освещённые луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух.
3) По вечерам мы гуляли либо по берегу залива либо по липовой аллее.
4) Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.
5) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и друг с другом соперничают в изяществе и богатстве наряда.
3) Однородные дополнения («берегу залива», «липовой аллее»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «либо».
4) Однородные члены предложения («тучами», «туманом»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «не то…, не то».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Глупость человека сказывается либо в его действиях либо в его словах.
2) С середины августа тайга начинает желтеть и напоминает о наступлении короткой якутской осени.
3) Свет маяка проносился над цветами и они казались совершенно фантастическими по своей окраске.
4) Небо на востоке было залито нежно-алым лиловым палевым оттенками.
5) Менее могущественные и менее удачливые феодалы не имели собственного герба.
1) Однородные дополнения («действиях», «словах»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «либо».
3) Две грамматические основы («свет проносился», «они казались») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Всем просящим отец давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства.
2) Главными в танце считались грациозность и плавность движений рук красота и изящество складок шали.
3) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
4) То бегали чёрные тучи то с неба лился прохладный весенний свет то бушевала мокрая снежная буря.
5) Строители подошли к реке и началась переправа на другой берег.
1) Однородные члены предложения («доброты», «джентльменства») связаны при помощи двойного союза «не столько.., сколько».
2) Однородные члены предложения («грациозность и плавность», «красота и изящество») связаны соединительным союзом «и».
5) Две грамматические основы («строители подошли», «началась переправа») связаны соединительным союзом «и».
Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) О былом благополучии и знатности рода Буниных писатель знал и по семейным преданиям и по литературным источникам.
2) Неудача приковывает ноги к земле или даёт крылья.
3) Наш проводник был прекрасно осведомлён о повадках диких зверей и хищных птиц и великолепно ориентировался в лесу.
4) За снежным туманом скрылись поле и телеграфные столбы и лес.
5) Влияние Фландрии на северные провинции существовало всегда и сравнение фламандской и голландской живописи совсем не означает их противопоставления.
1) Однородные дополнения («преданиям», «источником») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
5) Две грамматические основы («влияние существовало», «сравнение не означает») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим советом.
5) Вся досада на прежних врагов своих была забыта и Иван Ильич был счастлив.
2) Однородные члены предложения («гирлянды», «фонари») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («досада забыта», «Иван Ильич был») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу творческих перекличек в поэзии И. Гёте и А. С. Пушкина.
3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Солнце опустилось в море и лунная дорожка колыхалась на волнах.
4) Однородные члены предложения («сходства», «различия») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («солнце опустилось», «дорожка колыхалась») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.
2) Картины К. Сомова хорошо известны как в нашей стране так и за рубежом.
3) Человек жил среди природы и обогащал и свою душу и свой быт.
4) Та или иная погода устанавливается в зависимости от свойств приходящей воздушной массы.
5) ХХ столетие принесло художникам новые возможности и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир.
2) Однородные члены предложения («в нашей стране», «за рубежом») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
3) Однородные дополнения («свою душу», «свой быт») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В русских народных песнях поётся и о женской доле и о родной природе.
2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3) Любое техническое изобретение или искусство той или иной исторической эпохи является результатом стремления человека к истине.
4) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни какие-то мелкие неурядицы не могли изменить настроение гостя.
5) Н. М. Карамзин любил путешествовать и из каждого путешествия он писал друзьям письма.
1) Однородные дополнения («женской доле», «родной природе») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
2) Однородные сказуемые («рычал», «ворчал»), соединенные разделительными союзами «то…, то».
5) Две грамматические основы («Н. М. Карамзин любил путешествовать», «он писал») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.
2) Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры и Венеры и Аполлона.
3) На взгляд-то он хорош да зелен.
4) Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков.
5) Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения и я с огромным уважением отношусь к их труду.
3) Однородные члены предложения («хорош», «зелен») связаны противительным союзом «да».
5) Две грамматические основы («учёные трудятся», «я отношусь») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Именами древнегреческих и древнеримских богов называли большие и малые планеты.
2) Столярные работы выполняются или в специальных халатах или в комбинезонах или в фартуках.
3) В течение нескольких месяцев не работали ни театры ни музеи.
4) Различные миски и блюда ковши и рукомои светильники и кувшины украшали иногда надписями и покрывали глазурью.
5) Осыпался яблоневый цвет и всё дышало весной.
3) Однородные члены предложения («театры», «музеи») связаны повторяющимся разделительным союзом «ни».
5) Две грамматические основы («осыпался цвет», «всё дышало») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.
4) Голос у старика был мягкий ласковый.
5) Вся досада на прежних врагов была забыта и Иван Ильич был счастлив.
2) Однородные члены предложения («гирлянды», «фонари») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
4) Однородные определения («мягкий», «ласковый»), относятся к одному определяемому слову «голос» и характеризуют его.
5) Две грамматические основы («досада забыта», «Иван Ильич был») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Воспоминания ‒ это живой трепещущий полный поэзии мир.
2) Сердце то задрожит и забьётся то потонет в воспоминаниях.
3) Я несколько раз просыпался ночью и в шестом часу был уже на ногах.
4) Багровый свет уже загорался в окнах дворца и падал на площадь.
5) Костры на сторожевых башнях высоко вздымали в тихое небо языки тёмно-красного пламени и дымное зарево накрывало город.
2) Однородные сказуемые («задрожит» и «забьётся», «потонет»), соединённые разделительными союзами «то…, то».
5) Две грамматические основы («костры вздымали», «зарево накрывало») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
3) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
5) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
3) Однородные подлежащие («оттиски», «узоры») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
5) Однородные подлежащие («образность», «эмоциональность») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.
2) С А. Н. Островским молодого П. И. Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.
3) В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.
4) Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.
5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.
1) Однородные члены предложения («таланта», «способностей») связаны повторяющимся союзом «ни».
2) Однородные подлежащие («любовь», «работа») соединены при помощи двойного союза «не только.., но и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.
2) Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.
3) Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
4) Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.
5) Выдающийся русский живописец В. А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.
4) Однородные дополнения («снегиря», «птички») связаны повторяющимся союзом «ни».
5) Две грамматические основы («живописец В. А. Серов ввёл», «отводится роль») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну цветущих яблонь.
2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.
3) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Зажглись фонари и поползли по морю золотистые дорожки света.
4) Однородные члены предложения («сходства», «различия») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («зажглись фонари», «поползли дорожки») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
3) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
4) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
5) К захвату жертвы у рыси приспособлены как зубы так и острые когти.
1) Однородные сказуемые («вырывал», «залезал» и «спал») связаны соединительным союзом «и».
5) Однородные члены предложения («зубы», «когти») связаны составным соединительным союзом «как.., так и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из прочной стальной проволоки изготавливают либо гвозди либо шурупы.
2) Поверхность заготовки из листового металла и проволоки часто имеет царапины и следы ржавчины.
3) Перед окраской или лакированием поверхности её обезжиривают специальными растворами.
4) Гостиную можно украсить картинами и декоративными панно светильниками и цветами.
5) С юго-запада подул сильный ветер и вскоре стало довольно тепло.
1) Однородные дополнения («гвозди», «шурупы»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «либо».
4) Однородные парные дополнения («картинами, панно», «светильниками, цветами»).
5) Две грамматические основы («подул ветер», «стало тепло») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современных Мстёры и Жостова.
2) В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени использованы все основные жанры фольклора.
3) Каких только песен не поют в Москве и на её окраинах и в других городах!
4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.
5) Сказка дала волю человеческому воображению и тем самым она сослужила огромную службу литературе.
4) Однородные сказуемые («любить, не любить», «принимать, быть») попарно соединены союзом «или».
5) Две грамматические основы («сказка дала», «она сослужила»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными рукописными собраниями.
3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
1) Две грамматические основы («романы не занимательны», «они остаются незамеченными»), связаны соединительным союзом «и».
3) Однородные дополнительные («деятелями», «жителями») связаны при помощи двойного союза «не столько.., сколько».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Даже самый небольшой отрывок стихов или прозы требует вдумчивого прочтения.
2) На остальном громадном пространстве море светилось нежной голубизной августовского штиля.
3) При расчёте затрат на нормализацию экологической обстановки на планете принимались во внимание как коэффициент плотности населения так и степень загрязнённости территории.
4) Смолоду Борис был человеком простодушным мягким даже робким.
5) Гора становилась всё круче и вот впереди сверкнула лента реки.
3) Однородные подлежащие («коэффициент», «степень»), соединённые союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («гора становилась», «сверкнула лента»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.
2) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.
3) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.
4) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».
5) Символисты и их последователи называли Ф. И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.
2) Однородные определения («сухопутные», «морские»), соединённые союзом «как.., так и».
3) Однородные обстоятельства («справа», «слева») связаны повторяющимся соединительным союзом «ни».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.
2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
3) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
4) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
5) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
1) Однородные дополнения («журналы» и «газеты», «книги»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
5) Однородные сказуемые («вводит», «раскрывает») связаны при помощи двойного союза «не только.., но и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На одном и том же кусте сирени я увидел и жёлтые листья и набухающие почки.
2) На столе лежали не только пирожные и конфеты но и пряники и печёные яблоки и апельсины.
3) Наличие в речи говорящего слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности его словарного запаса.
4) Хороший специалист опирается не только на фундаментальные знания но и на профессиональный опыт.
5) Молодая осина дрожала над моей головой полупрозрачными лимонными листьями.
1) Однородные дополнения («листья», «почки») связаны повторяющимся соединительным союзом «ни».
3) Однородные члены предложения («слов-паразитов», «штампов» и «канцеляризмов») связаны при помощи противительного союза «а».
4) Однородные дополнения («знания», «опыт») связаны при помощи двойного союза «не только.., но и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Волк меняет шерсть да не повадки.
2) Речной жемчуг можно найти и в реках и в озёрах.
3) Малые водохранилища создаются в оврагах или специально вырытых больших углублениях.
4) Животные пустыни могут длительное время обходиться без воды и питаться колючими растениями и их молодыми побегами.
5) Сумерки опускались и надо было торопиться.
1) Однородные дополнения («шерсть», «повадки») связаны противительным союзом «да».
2) Однородные обстоятельства («реках», «озёрах») связаны повторяющимся соединительным союзом «и».
5) Две грамматические основы («сумерки опускались», «надо было торопиться»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Сильно хозяин замахивается да несильно бьёт.
2) Берёзка мила при солнце и во время дождя.
3) Александр Николаевич шутил и смеялся с утра и до вечера и всех других заставлял хохотать.
4) Изучение закономерностей природы или чудесных её явлений обогащает человечество новыми научными гипотезами.
5) В процессе речевого взаимодействия используются как словесные так и не словесные средства общения.
1) Однородные сказуемые («замахивается», «бьёт») связаны противительным союзом «да».
5) Однородные определения («словесные», «не словесные»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста называют параллелизмом.
2) Для растений вреден как недостаток так и избыток влаги в почве.
3) С мудростью и простодушием в поэзии и прозе до конца своих дней автор прославлял жизнь.
4) Все взгляды и убеждения вырабатываются и воплощаются в слове.
5) Дворцовая казна была полна и все налоги взыскивались в сроки полностью.
2) Однородные члены предложения («недостаток», «избыток»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («казна была», «налоги взыскивались»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Больше всего дед любил рассказывать про родную Тулу да про искусных тульских оружейников.
2) Не то волки не то собаки перебежали путь и пропали в темноте.
3) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.
4) Всё лето пчёлы собирали пыльцу с лесных полевых горных цветов.
5) Волга вскрылась и по мутной воде тянулись рыхлые льдины.
2) Однородные подлежащие («волки», «собаки»), соединённые повторяющимся разделительным союзом «не то…, не то».
5) Две грамматические основы («волга вскрылась», «тянулись льдины»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Закат освещал молодую рощу и сквозь верхушки зелени струился густой розовый пар.
2) Отсюда открывался широкий вид на по́йму реки и огромный старинный величественный собор.
3) Творчество М. В. Ломоносова стало определяющим как для русского классицизма так и для всей последующей русской литературы.
4) Ветер то затихал то начинал бушевать с новой силой.
5) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
1) Две грамматические основы («закат освещал», «струился пар»), связаны соединительным союзом «и».
3) Однородные дополнения («классицизма», «литературы»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
4) Однородные сказуемые («затихал», «начинал бушевать»), соединенные разделительными союзами «то…, то».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) И ранней весной и поздней осенью ходил отец на охоту.
2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными собраниями книг и рукописей.
3) Наличие в речи говорящего слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности его словарного запаса.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки радужными спицами.
5) Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём.
1) Однородные обстоятельства («весной», «осенью») связаны повторяющимся соединительным союзом «ни».
3) Однородные члены предложения («слов-паразитов», «штампов» и «канцеляризмов») связаны при помощи противительного союза «а».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Несогласованное определение связано с определяемым существительным с помощью управления или примыкания.
2) Автор исследования опирался как на собственные наблюдения так и на данные авторитетных социологических опросов.
3) От сильного порывистого ветра листья сорвались с клёна и закружились в воздухе.
4) Среди сибирских рек есть большие и малые спокойные и бурные.
5) Снег быстро сошёл и старые мхи у оврага набухли.
2) Однородные дополнения («наблюдения», «данные»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
4) Однородные определения («большие, малые», «спокойные, бурные») попарно соединены союзом «и».
5) Две грамматические основы («снег сошёл», «мхи набухли»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Под ярусом кустарников располагается ярус трав или мхов.
2) Не только к деревьям но и к цветам он относился неравнодушно.
3) Слово может быть употреблено неуместно или может прозвучать фальшиво.
4) Лиственные хвойные леса Евразии и Северной Америки не образуют сплошных массивов.
5) Царь Давид ставил храм на века и по его велению между кровлей и куполом была сделана прослойка из свинца.
2) Однородные дополнения («деревьям», «цветам»), соединённые двойным союзом «не только…, но и».
4) Однородные определения («лиственные», «хвойные»), относятся к одному определяемому слову «леса» и характеризуют его.
5) Две грамматические основы («царь Давид ставил», «была сделана прослойка»), связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ночью ветер злится да стучит в окно.
2) Снегá весной то синеватые то с едва заметной желтизной.
3) Лекарственные растения имеют в своём составе одно или несколько лечебных веществ.
4) Герой и целеустремлён и трудолюбив.
5) Мы собрались в дорогу ещё до зари и рассчитывали добраться к месту стоянки заблаговременно.
2) Однородные определения («синеватые», «заметной желтизной»), соединённые двойным разделительным союзом «то…, то».
4) Однородные члены предложения («целеустремлён», «трудолюбив») связаны соединительным союзом «и».
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мы собирали в лесу не только грибы но и бруснику и голубику.
2) С веранды открывался вид как на сад так и на широкий пруд.
3) Буран свистит да воет.
4) Земля на пригорках уже оттаяла и покрылась редкой щетиной молодой травы и зарослями ландыша.
5) Туман быстро сгущался и судну приходилось идти тихим ходом.
1) Однородные дополнения («грибы», «бруснику» и «голубику»), соединённые двойным союзом «не только…, но и».
2) Однородные дополнения («сад», «пруд»), соединённые двойным союзом «как.., так и».
5) Две грамматические основы («туман сгущался», «судну приходилось идти»), связаны соединительным союзом «и».