21. Постановка знаков препинания в различных случаях: все задания
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2) У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая — Кулундинская впадина. (3) Ни холмов, ни оврагов — никаких неровностей рельефа здесь нет — только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4) На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5) Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками — небольшими берёзовыми рощами. (6) А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7) Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.
В предложениях (4) и (7) запятые ставятся для обособления причастных оборотов «прорезанные ложбинами древнего стока» и «на востоке ограниченное долиной Оби», следующих за определяемым существительным.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Касли — небольшой городок в Челябинской области, известный каслинским чугунным литьём. (2) Еду по дороге к Каслям, окрестности поражают красотой. (3) Прежде всего поражает необыкновенно резкий переход от широкой чернозёмной равнины к крутым лесистым горам. (4) Главная масса озёр идёт всё время с правой стороны от дороги, но, подъезжая к озеру Большие Касли, вы видите озеро и слева — это заросший осокой Кисегач. (5) Здесь настоящая уральская Швейцария — можно только удивляться: как на сравнительно небольшом пространстве собрана такая масса всяческой благодати? (6) На глазах у нас выплыло несколько утиных выводков, тут же по мокрому песку берегового прибоя хлопотливо бегали белые чайки. (7) К Каслям дорога идёт вёрст десять всё время по берегу озера. (8) Красиво белеют церкви, разные постройки. (9) Этот вид не теряет своего очарования вблизи, хотя такое иногда случается с красивыми ландшафтами.
В предложениях (2) и (6) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Маршрут «Золотое кольцо России» постоянно развивался с момента своего появления в 70-х годах XX века: появлялись новые точки на маршрутной карте, совершенствовался сервис. (2) Изначально маршрут состоял из восьми городов: Сергиева Посада (тогда — Загорска), Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Иванова, Суздаля, Владимира. (3) Недавно к ним присоединился Углич — старинный русский город, расположенный на берегу Волги. (4) Сейчас формируется список населённых пунктов, которые смогут войти в «Золотое кольцо» России: среди них, например, Рязань. (5) На сегодняшний день можно говорить о серьёзных качественных изменениях: пополнилась инфраструктура новыми пунктами размещения и питания, улучшились дороги и средства связи, повысился уровень обслуживания и безопасности туристов. (6) На маршруте активно развиваются разные виды туризма.
В предложениях (1) и (5) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Озеро Колыванское – одно из излюбленных мест отдыха жителей и гостей Алтая. (2) С юга к нему примыкает сложенная из серых и розовых гранитов гора Большуха, её вершины увенчаны двумя башнями-утёсами. (3) В Колыванском озере сохранился в большом количестве реликтовый водяной орех чилим – осколок флоры доледникового периода, ранее широко распространённый в водоёмах Алтая. (4) Сегодня чилим встречается ещё в Манжерокском озере, в некоторых небольших озёрах возле города Бийска. (5) Он, будучи богатым белком и крахмалом, ещё в прошлом веке употреблялся в пищу. (6) Похожие на рогатых чёртиков оболочки ореха – великолепные сувениры, их можно найти на берегах и плавающими по акватории озера. (7) Незрелый орех не пригоден ни для каких целей, рвать его категорически запрещено. (8) Чилим занесён в Красную книгу России и находится под угрозой полного исчезновения.
В предложениях (2), (6) и (7) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Южный Урал — этот самобытный край — называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2) Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала — Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3) Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4) Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5) Увильды — самое крупное озеро Южного Урала. (6) По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7) Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового — является одной из его особенностей.
В предложениях (2) и (5) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженных существительными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным. (2) Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3) В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4) В России первые сорта георгинов появились в 30–40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5) Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6) Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7) Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым разнообразным вкусам людей!
В предложениях (2) и (5) запятые ставятся для обособления однородных определений, которые уточняют характеристики существительных («лепестки, широкие и плоские», «цветок, большой и яркий»).
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Телецкое озеро — одно из главных украшений Горного Алтая, его называют Алтын-колем, Золотым озером. (2) Из Телецкого озера рождается Бия (Бий) — вторая по величине река края, которая бежит в северном направлении среди невысоких хребтов; здесь обычны обрывистые берега, скальные выходы. (3) Заселён район очень неравномерно: в верховьях Бии плотность населения составляет около одного человека на км2, а в низовьях — более десяти человек на км2. (4) По берегам Телецкого озера всего четыре небольших посёлка и нетронутые горные пространства вокруг. (5) Общаясь с местными жителями, можно заметить: в горной части рядом живут русские, алтайцы, кумандинцы и другие коренные народности; берега Бии в среднем и нижнем течении заселены в основном русскими. (6) Население занимается привычной для данного края деятельностью: пчеловодством, молочным скотоводством, сбором лекарственно-технического сырья и папоротника. (7) Главное промышленное богатство горных территорий района — ценная древесина кедровых лесов, заготавливаемая леспромхозами. (8) В период «перестройки» возникла серьёзная опасность повсеместного уничтожения кедровников: в тайге хозяйничали «чёрные лесорубы».
В предложениях (3), (5) и (8) двоеточие ставится для пояснения, когда вторая часть предложения раскрывает, объясняет или уточняет первую.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2) Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3) Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4) Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5) Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6) Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7) Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.
В предложениях (1), (2), (3) и (6) запятые ставятся для выделения обстоятельств, уточняющих время и место действия.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На репродукции изображён донской пейзаж. (2) На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3) Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4) В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5) На бесконечном небе — острый серп месяца. (6) Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7) Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.
В предложениях (2) и (3) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В Некоузском районе Ярославской области сохранилась известная дворянская усадьба Борок. (2) В 1830 году усадьбу Борок приобрёл молодой Алексей Петрович Щепочкин — дворянин по происхождению. (3) Он был рачительным хозяином: закончил строительство барского дома, примерно в версте от усадьбы поставил красивые резные ворота, от которых до самого дома шла густая липовая аллея. (4) Николай Александрович Морозов — последний хозяин усадьбы. (5) В 1923 году усадьба Борок по личному распоряжению В. И. Ленина была передана в пожизненное владение Н. А. Морозову — учёному, поэту и революционеру. (6) Но Николай Александрович подарил её Академии наук СССР для создания здесь научного учреждения — биологической станции. (7) Сегодня Борок — крупный научный центр России — известен во всём мире.
В предложениях (2), (5), (6) и (7) тире ставится перед пояснением, которое уточняет или описывает информацию в предложении.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Равнинный Алтай укрыт травяным ковром, который чередуется с возделанными полями. (2) Дерновинные злаки: ковыль-волосатик, ковыль Лессинга, типчак, мятлик узколистный — господствуют в Кулундинской степи. (3) Ещё в XVII веке в отчётах первой соляной экспедиции было отмечено: «А земля — песок, а трава сочна…» (4) Более богатое и яркое разнотравье: вика, люцерна, подморенник, тысячелистник — покрывает лесостепную зону. (5) Древесная растительность представлена берёзовыми колками — небольшими лесами и сосновыми борами, под их пологом растут ягодные кустарники и лесные травы. (6) Особенно красива степь весной: среди зелени распускаются цветы. (7) Несмотря на то что Кулундинская степь почти полностью освоена человеком, нарушившим естественные растительные сообщества, здесь насчитывается 30 видов редких и исчезающих растений: адонис весенний, башмачок пятнистый, любка и другие.
В предложениях (2), (4) и (7) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию из первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Телецкое озеро — одно из главных украшений Горного Алтая, его достопримечательность и загадка. (2) Его называют Алтын-колем («Золотым озером»), его древнее название — Ячаварай («Алмазный жезл»). (3) Вы были на Алтае и не видели Телецкого озера — значит, вы на Алтае не были. (4) Телецкое озеро и его окрестности — это старейший туристический район Алтая. (5) Интерес к уникальным местам не угасает и сегодня. (6) На Телецком озере начинаются и заканчиваются «нитки» активных маршрутов; берега озера и реки Бии привлекают множество людей, желающих отдохнуть в живописных уголках природы. (7) Львиная доля туристического потока проходит через доступную для любого автомобильного транспорта северную оконечность озера. (8) Здесь же расположены турбазы, кемпинги (организованные места отдыха), а также «дикие» стоянки. (9) Далее по озеру можно передвигаться водным транспортом.
Запятая ставится в предложениях (1) и (8) для разделения частей с разными грамматическими основами в сложносочинённом предложении.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) У каждого человека есть на земле место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2) Одним из самых красивейших, самобытных мест земного шара является Алтайский край. (3) Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, берёзовые рощи с растением кукушкины слёзки и таинственные урочища со следами диких животных – это всё мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4) Этот край – территория неслыханных богатейших сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5) Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6) Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно глядящие в будущее. (7) Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постигнуть и ощутить его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8) «Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты туристических маршрутов.
В предложениях (4) и (5) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженных существительными.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (З) Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4) Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5) У каждого вида — свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6) Но экология — понятие более широкое. (7) Эта наука — перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8) Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9) Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.
В предложениях (1), (6) и (7) тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Владимир Андреевич Фаворский — талантливый книжный иллюстратор. (2) Художник проиллюстрировал много литературных произведений, среди которых сочинения Пушкина, Шекспира, Данте, Гоголя. (3) Фаворский относился к иллюстрациям как учёный: он учитывал историю и культуру эпохи. (4) Так, оформление «Слова о полку Игореве» навеяно древнерусскими книгами: художником использованы буквицы и орнамент из древнерусских рукописных текстов. (5) А в рисунках к «Маленьким трагедиям» Пушкина герои застывают в театральных позах и олицетворяют собой главные чувства: страх, гнев, скорбь. (6) Фаворский деятельно участвовал в судьбе Родины: с 1914 по 1917 год художник сражался на фронтах Первой мировой войны, за храбрость был произведён в офицеры и награждён Георгиевским крестом, высшим военным орденом. (7) Художник вёл преподавательскую работу, читая лекции студентам и проводя консультации.
В предложениях (3), (4) и (6) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию в первой части предложения.
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Устремляясь по Алтаю, река Катунь пересекает территории с различными климатическими условиями. (2) Тем не менее, путешествуя по долине реки, можно без труда уловить общую тенденцию: на юге – холоднее и суше, на севере – теплее и дождливее. (3) Есть на Катуни «оазисы» с особым микроклиматом. (4) Например, в селе Малый Яломан в устье одноимённой реки растут яблоневые сады – в соседнем посёлке Иня порой гибнет даже картошка. (5) Мягкая зима и солнечное лето без изнуряющей жары характерны для окрестностей посёлка Чемал, эти особенности обусловлены частой повторяемостью тёплых и сухих ветров-фенов. (6) По речной долине часто гуляют ветры, зимой бывают бураны, переметающие дороги, – в окрестных горных хребтах зимы спокойные и снежные. (7) Ярко выражен здесь контраст дневных и ночных температур. (8) Солнце скрывается за горами, и температура воздуха резко падает, от реки ощутимо тянет холодом. (9) Туристы шутят, что для путешествия по Катуни нужно иметь только две формы одежды: купальник и куртку-пуховик.
В предложениях (4) и (6) тире ставится в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть выражает противопоставление по отношению к первой.
Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Более 50 лет своей жизни Семён Ива́нович Дежнёв путешествовал по северным морям и стал первым мореплавателем, прошедшим пролив, отделяющий два материка – Азию и Северную Америку. (2) В 1648 году экспедиция Дежнёва вышла из устья реки Колымы́ на парусных судах и дошла до устья реки Ана́дыря, тем самым доказав: между Азией и Северной Америкой есть разделяющий их пролив. (3) Мыс, мимо которого проплыли путешественники, является крайней северо-восточной точкой Азии, впоследствии его назвали мысом Дежнёва. (4) Во время путешествия, проходившего в крайне тяжёлых условиях, несколько кораблей затонуло, а бо́льшая часть участников экспедиции погибла в студёных водах. (5) Итогом путешествия стали чертёж открытых земель с подробным описанием условий плавания по реке и рассказ об эскимо́сах, проживавших на Чуко́тке и соседних островах. (6) Биография Семёна Дежнёва хранит множество славных страниц. (7) Согласно сохранившимся письменным источникам его отличали надёжность, честность и миролюбие.
В предложениях (1), (4) и (5) запятые ставятся для обособления определений, выраженных причастными оборотами «прошедшим пролив», «проходившего в крайне тяжёлых условиях» и «проживавших на Чуко́тке и соседних островах», которые следуют за определяемым существительным.
Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Дымковская игрушка — самый известный глиняный промысел России. (2) Она отличается предельно ясной пластической формой, обобщённостью силуэта и яркой орнаментальной росписью по белому фону. (3) В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. (4) Почти все эти поделки — свистульки, празднично расписанные по белой глине разнообразными узорами. (5) Игрушки эти очень простые. (6) В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. (7) Животные: корова, баран, козёл — очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (8) Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна: на белом фоне заметно выделяются малиновый, синий, зелёный, жёлтый и оранжевый цвета.
В предложениях (2), (3), (7), и (8) запятые используются для разделения однородных членов предложения: однородные дополнения (2) и (3), подлежащие (7) и определения (8).
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Имение Грешнево – место детства поэта Н. А. Некрасова – стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2) «Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», – так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3) Недалеко от усадьбы протекала Волга – великая русская река. (4) Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом – неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5) Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6) Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков – людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7) Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».
В предложениях (1), (3) и (6) тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2) Средняя температура января составляет минус 18 °C. (3) Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4) Зимы малоснежные, местами покров — не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °C, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5) Морозы сопровождаются ветрами — жизнь в степи на несколько дней замирает. (6) Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето — около трёх месяцев. (7) Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °C. (8) Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9) Лето в алтайских степях — это обилие яркого солнца и жарких дней.
В предложениях (4) и (7) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В 1974 году вышел первый путеводитель по Золотому кольцу России. (2) Маршрут был такой: Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов — Ярославль — Кострома — Иваново — Суздаль — Владимир — Москва. (3) Общая протяжённость маршрута — пятьсот сорок километров. (4) Советские люди считали за честь совершить путешествие по страницам истории Древней Руси — по Золотому кольцу. (5) В 90-х годах наблюдался заметный спад внутреннего туризма — на общем фоне снизилась посещаемость и городов Золотого кольца. (6) Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, и на сегодняшний день маршрут «Золотое кольцо России» — один из развитых туристических маршрутов — вновь пользуется заслуженной популярностью.
В предложениях (4) и (6) тире ставится для обособления приложений «по Золотому кольцу» и «один из развитых туристических маршрутов».
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Москва — это прекрасные виды, открывающиеся с высоких холмов, знаменитые особняки, дворики с древними церквями. (2) И конечно, самая главная достопримечательность столицы — Кремль! (3) Нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не написал Кремль — самый знаменитый архитектурный ансамбль столицы. (4) Рассматривая виды Москвы, можно проследить изменения города со временем. (5) На одной из картин А. М. Васнецова древний Кремль со старыми башнями из белого камня — сегодня все стены и башни Кремля из красного кирпича. (6) В пейзаже И. К. Айвазовского «Вид на Москву с Воробьёвых гор» на первом плане — извивающаяся лента Москвы-реки. (7) По её берегам тянутся луга, рощи, растут сосны. (8) А сегодня здесь громадный стадион «Лужники», высотные дома, проспекты.
В предложениях (1) и (2) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженных существительными в именительном падеже.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Впадина Карагие, расположенная близ восточного побережья Каспийского моря, является одной из самых глубоких впадин в Азии. (2) Её глубина — 132 м, длина — 85 км, ширина — до 25 км. (3) Есть две официальные версии перевода названия глубинной долины: «чёрный склон» и «чёрная пасть». (4) Оба варианта очень точно описывают саму впадину: её склоны имеют вкрапления чёрной породы, а овальные очертания действительно напоминают пасть огромного зверя. (5) Местные жители называют впадину Батыр (в переводе с тюркского — «воин») в честь реликтового озера, находящегося на дне впадины. (6) Когда озеро пересыхает, дно впадины покрывается солончаком — почвой с высоким содержанием соли. (7) По мнению геологов, процесс формирования впадины ещё не завершился. (8) Доказательством тому служат овраги и широкие балки на дне впадины.
В предложениях (1) и (5) запятые ставятся для обособления определений, выраженных причастными оборотами «расположенная близ восточного побережья Каспийского моря» и «находящегося на дне впадины», которые следуют за определяемым существительным.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одними тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева». (2) Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3) Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4) Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5) Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на «Василису Мелентьеву» я готов дать с большим удовольствием». (6) Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7) Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!
В предложениях (1), (2), (4) и (6) двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения перед пояснением, которое уточняет или описывает информацию из первой части.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В Некрасовском районе Ярославской области есть удивительный уголок — Заболотский край. (2) Он окружён невиданными природными красотами: озёрами, реками Волгой и Келнотью, костромскими разливами. (3) Холмистая местность Заболотья, покрытая лесом, привлекала внимание знаменитых охотников: М. М. Пришвина, А. С. Новикова-Прибоя. (4) Любил охотиться в этих местах и Николай Алексеевич Некрасов. (5) Его имя здесь свято чтут: местные старожилы рассказывают о поэте, поют песни на его слова. (6) Радушно встретят вас в местной Заболотской школе. (7) Пригласят поиграть в народные игры: лапту, городки, горелки, ручеёк, чижика и другие. (8) Приезжайте в Заболотье, вживую услышьте строки произведения русского поэта: «Дети, я вам расскажу про Мазая…»
В предложениях (2), (3) и (7) двоеточие ставится по одному и тому же правилу — двоеточие при обобщающем слове перед однородными членами.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Падение метеорита, произошедшее 5 февраля 2013 года, заставило говорить о Челябинске весь мир. (2) Жители Челябинска и некоторых отдалённых районов наблюдали в небе стремительный полёт ярко светящегося неопознанного объекта, позади которого тянулся хорошо заметный след. (3) По оценкам экспертов, челябинский метеорит весил 10 тонн, в диаметре составлял не менее 17 метров. (4) Полёт метеорита длился не более 40 секунд, однако яркий свет был виден на дальних расстояниях. (5) Его наблюдали в Курганской, Свердловской, Тюменских областях, Башкортостане и даже в Самарской области — в 750 километрах от Челябинска. (6) Учёные установили: возраст Челябинского метеорита — не менее четырёх миллиардов лет.
В предложениях (3) и (5) запятые ставятся при перечислении однородных членов предложения.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одними тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2) Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны. (3) В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков — кажется, будто поёт вся пустыня. (4) Что же заставляет пески звучать? (5) Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6) Для других причина пения — движение воздуха в промежутках между песчинками. (7) Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8) Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9) Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.
В предложениях (2), (7) и (8) двоеточие ставится для пояснения, когда вторая часть предложения раскрывает, объясняет или уточняет первую.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) К северо-востоку от Москвы находится «Лосиный остров», или «Лосиноостровский заповедник». (2) Это название появилось в ту пору, когда леса между селениями и полями именовались островами. (3) На этом острове издавна водилось много лосей, отсюда и пошло название «лосиный». (4) Кроме лосей, здесь можно повстречать новосёлов Подмосковья — оленей. (5) Жарким летним полднем приятно укрыться от зноя в еловой чаще и собрать букет голубых колокольчиков, золотой осенью хорошо любоваться листопадом и ощущать в руках холодок свежесрезанного боровика. (6) В солнечный морозный денёк хочется лететь на лыжах с крутого склона оврага. (7) Здесь любил гулять П. И. Чайковский. (8) «Что за восхитительная прогулка в лесу!» — вспоминал композитор. (9) Заповедный «Лосиный остров» — кладезь чистоты и здоровья, жемчужина в зелёном уборе столицы.
В предложениях (3) и (5) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2) Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3) Проделаешь в коре небольшие отверстия — брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4) Многие животные любят этот напиток — чудесный дар вешнего русского леса. (5) Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6) К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение — прелюдия к ночному концерту. (7) Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8) Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка — далеко не тихая птица.
В предложениях (6) и (8) запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом — запятые при сложносочинённом предложении, соединённом сочинительными союзами.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Юрий Александрович Бычков — спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2) В 1967 году он оказался в Суздале. (3) Цель командировки — подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4) Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём — по ярославской трассе. (5) Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново — эти города посетил во время поездки Бычков. (6) По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю. А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7) В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, — так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
В предложениях (1) и (3) тире ставится между подлежащим и сказуемым, оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2) Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала». (3) И неслучайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4) Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5) Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6) Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7) Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8) Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9) Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.
В предложениях (3), (5) и (9) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию в первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Те, кто хотя бы раз побывал в Петербурге, не могли не обратить внимания на чугунные ограды дворцов и парков этого удивительного города. (2) По воле замечательных русских умельцев, занимавшихся литьем и ковкой металла, в самый сильный мороз здесь словно распускаются цветы на решетке Михайловского сада, порывы осеннего ветра как бы прижимают твердые листья лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца. (3) А как музыкальна ограда Смольного собора! (4) Волны металлических линий то поднимаются, то опускаются, то приближаются, то уходят вдаль, будто в такт вальсу изгибаются скрипичные ключи. (5) Любуясь игрой причудливых узоров, невольно удивляешься искусству мастеров, которые сумели из тяжелого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на перилах Певческого или Демидова моста. (6) Петербург будто бы специально создан для романтиков и влюбленных.
В предложениях (1), (4) и (5) запятые ставятся между частями сложноподчинённого предложения перед подчинительным союзом.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Куршская коса – естественный природный заповедник, представляющий в миниатюре сразу несколько миров. (2) Учёные называют его «музеем природных зон», настолько разнообразны здесь пейзажи: от берёзовых лесов до песчаных пустынь. (3) И всё это на узкой ленточке земли (в самом широком месте коса достигает 3,8 км, а в самом узком – лишь 400 м). (4) Зато длина этой косы – 98 км, и чуть меньше половины проходит по российской территории. (5) Дальше уже пограничный пост и литовская граница. (6) Но проехать по этой дороге, нигде не задержавшись хотя бы на час, очень трудно. (7) Буквально на каждом километре открывается новый вид: лиственные и хвойные леса, бесконечные птичьи базары и песчаные дюны. (8) Так называемый танцующий лес – одна из достопримечательностей национального парка. (9) Чудо находится под охраной ЮНЕСКО, и запрещается даже ходить по дюнам Куршской косы, чтобы не нарушать хрупкое природное равновесие.
В предложениях (1), (4) и (8) тире ставится между подлежащим и сказуемым, оба главных члена выражены существительными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Как происходит зарождение погоды в Мировом океане? (2) Чтобы найти ответ, учёные используют современную технику — крупные научно-исследовательские суда и специальные буи. (3) Собранные данные позволяют прогнозировать погоду на несколько лет вперёд. (4) Долгосрочные прогнозы вполне реальны, залогом этого служит не только мощь современных компьютеров. (5) Метеорологи приступили к самому грандиозному исследованию Мирового океана, которое когда-либо затевалось. (6) Участники проекта — учёные из 30 стран — уже более 10 лет исследуют Океан. (7) Никогда прежде наука не уделяла столько внимания водной среде. (8) По некоторым данным, всего за какое-то десятилетие количество собранной информации об Океане увеличилось в десятки раз. (9) «Когда мы приступали к работе, то думали создать нечто вроде моментальной фотографии Океана», — вспоминает один из руководителей проекта.
В предложениях (2), (5) и (9) запятые ставятся при придаточных предложениях в составе сложноподчинённых конструкций.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Весьма любопытны озёра, разливающиеся весной из-за обилия талых вод и исчезающие после половодья. (2) Весной и в начале лета эти водоёмы ничем не примечательны. (3) Однако в безветренную погоду поверхность этих озёр рябит и волнуется, ближе к центру озера возникает движение воды – нечто вроде водоворота. (4) Это происходит вот почему: на дне имеются воронкообразные ямы, в них уходит вода. (5) Учёные объясняют исчезновение подобных озёр чисто геологическими причинами. (6) Шимозеро, Куштозеро и озеро Сухое – самые известные из пропадающих водоёмов. (7) Первое исчезает в августе, второе – в июле, третье – в сентябре. (8) Озеро Сухое, к примеру, сообщается подземным ходом с Ильменьским озером, Куштозеро – с Онежским.
В предложениях (3), (4), (7) и (8) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Долина Телецкого озера – самое тёплое место на Алтае и в Сибири: среднегодовая температура в южной части – +4 °С. (2) В северной части долины зима немного прохладнее. (3) Самые суровые месяцы в этом районе – декабрь и январь, для которых характерны сложные погодные условия: метели, сильные ветры, морозы. (4) Ветровой режим на Телецком озере очень своеобразен: господствуют два ветра противоположных направлений. (5) Часты фёны – тёплые сухие ветры. (6) У здешнего климата есть ещё одна особенность: погода меняется буквально на глазах. (7) Сохраняется и традиционный для континентального климата контраст дневных и ночных температур. (8) Количество ясных и количество пасмурных дней в летние месяцы бывает примерно равным. (9) Над горными хребтами бассейна Телецкого озера выпадает до 1000 мм осадков в год; зи́мы здесь снежные: толщина снежного покрова может достигать 1,5 м.
В предложениях (1), (4), (6) и (9) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию в первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Деревня Завилихино стоит километрах в двадцати от бойкого тракта. (2) Средняя деревенька с причудливой пестротой крыш: одни крыты шифером, другие — дранкой. (3) Жизнь в Завилихине тихая и новостями не обременённая. (4) Мне же после городской жизни всё было здесь приятно: и сонный вид улицы, и тихие вечера. (5) Но пришла пора уезжать, а ехать было не на чем. (6) Бригадир сказал: «Так есть тут у нас один шофёр…» (7) И верно, около часа шофёр заявился — и вот мы трясёмся с ним в раскалённой кабине по дорогам просёлка: то по растёртому песочку, то по глубоким колеям. (8) Иногда нас укроет тенью лесок, пряча от палящего солнца. (9) Но больше дорога идёт по полям и лужкам.
В предложениях (4) и (7) запятые ставятся при перечислении однородных членов предложения, соединённых повторяющимися союзами «и… и» и «то… то».
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Перволетье – пора, которая дарит нам тихие зори, сменяющие почти незаметно одна другую. (2) «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», – вспоминаем мы пушкинские строки. (3) Как всегда, рано просыпаются птицы, приветствуя наступление нового дня, а с восходом солнца открывают свои разноцветные глаза цветы. (4) Собираясь в перволетье в поход или на рыбалку, не забывайте о некоторых народных приметах. (5) Вечером с водоёма поднимается пар – завтра может пойти дождь. (6) Ночью нет росы, в низких местах туман – будет ненастье. (7) Утром туман стелется по воде – жди хорошую погоду. (8) Но независимо от погоды лето есть лето: это цветы, ягоды, грибы, птичьи напевы.
В предложениях (2), (3) и (4) запятые ставятся для обособления деепричастных оборотов «дав ночи полчаса», «приветствуя наступление нового дня» и «собираясь в перволетье в поход или на рыбалку».
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) За горой Таганай, между сопками, расположен главный город Южного Урала – Златоуст. (2) От поколения к поколению передаётся здесь вековой опыт златоустовских мастеров – создателей уникальной булатной стали. (3) Выйдешь на Александровскую сопку и поглядишь вниз – вот что представится тебе. (4) Речушка, называемая рекой Ай, образует пруд. (5) А далее – плотина, мост, музейная доменная печь и сизый дым металлургических заводов. (6) Полыхает там густое красное пламя, и долетает оттуда гул адовой работы доменных и мартеновских печей. (7) А вокруг, близко к заводам, расположились кровли домов.
В предложениях (1) и (2) тире ставится для обособления приложений «Златоуст» и «создателей уникальной булатной стали».
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Все слышали о Мертвом море в Израиле, настолько соленом, что плотность воды позволяет спокойно лежать на ее поверхности и читать газету. (2) В России тоже есть свое «мертвое море»: это белоснежное соленое озеро Баскунча́к на левом берегу Волги в Астраханской области, на территории Ахтубинского района. (3) Водоем питает периодически пересыхающая маловодная речка Горькая, а воду озеру поставляют 25 родников, которые не дают ему полностью испариться. (4) Поскольку поток на своем пути размывает красные глины, вода окрашивается в красный цвет. (5) Так образовался фантастический ландшафт: зеленая трава, белые пятна соли, красная вода и голубое небо. (6) Где еще такое увидишь? (7) Содержание соли в воде достигает 300 граммов на литр — на вкус она очень горькая. (8) Для сравнения: вода Черного моря в одном литре содержит всего 18 граммов соли. (9) Аномальное содержание NaCl вызвано тем, что под водой находится пласт соли мощностью от 18 метров до шести километров!
В предложениях (1), (3), (4) и (9) запятые ставятся между частями сложноподчинённого предложения перед подчинительным союзом.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Природный парк «Бы́стринский» находится в центральной части Камчатки в долине реки Быстрой, разделяющей Срединный и Козыревский хребты Камчатки, а также включает бассейны рек Анавга́й, Тиги́ль и И́ча. (2) Парк объединяет все виды зональной растительности Центральной Камчатки: альпийскую тундру, луга, лиственные и хвойные леса, лесотундру. (3) Здесь обитает много животных: соболь, лисица, медведь, волк, росомаха, выдра, горностай, заяц-беляк, песец, белка. (4) С наступлением весны парк ещё больше оживляется, сюда прилетают различные птицы: утки, гуси, лебеди, чайки, кулики. (5) В «Быстринском» встречается 137 видов птиц, в том числе краснокнижные сапсан и беркут. (6) Территория природного парка является местом исторически компактного проживания эвенов: в границах парка ведут хозяйственную деятельность до 60 традиционных эвенских хозяйств, относящихся к древней ительменской культуре.
В предложениях (2), (3) и (4) двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Кулундинская степь – самый низкий и самый маловодный район Алтая. (2) Из четырёх сотен рек равнинной части только около 50 питают эту местность. (3) Многие из них сезонно пересыхают, оставляя в руслах лишь мелкие озёрца. (4) Озёра Кулундинской степи – это остатки древнего моря, дном которого некогда была Кулундинская впадина. (5) Озёр насчитывается более двух тысяч. (6) На Приобском плато, где сохранились ложбины древнего стока, проложили русла современные равнинные реки Барнаулка, Касмала, Кулунда, Бурла. (7) А в наследство от древних ледниковых вод и рек осталось множество озёр, характерно узких и вытянутых в длину. (8) Большинство озёр степного Алтая имеют солёную и горько-солёную воду, которая обладает лечебными свойствами. (9) Пресные только проточные или искусственные водоёмы; расположены все они вперемежку, и разделяют их порой только небольшие перешейки.
В предложениях (4), (6) и (8) запятые ставятся между частями сложноподчинённого предложения перед подчинительным союзом.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Праздник Ивана Купалы уходит корнями в древние языческие времена: в день летнего солнцестояния было принято восхвалять цветение и плодородие. (2) По времени проведения этот праздник совпал с христианским праздником – поминовением Иоанна Крестителя. (3) Известно, как было принято отмечать этот праздник. (4) Представьте себе ночь, берег реки, огни, множество людей. (5) Звучат песни, девушки водят хороводы, мужчины состязаются в силе и ловкости. (6) Некоторые одеты в костюмы мифических существ: леших, домовых, русалок. (7) В ночь на Ивана Купалу принято было гадать: девушки пускали по воде сплетённые из цветов венки, в которые ставили горящие свечи. (8) А молодым людям нельзя было растеряться: нужно было выловить венок возлюбленной и затушить свечи.
В предложениях (1), (7) и (8) двоеточие ставится перед перечислением, которое поясняет информацию из первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Чарские пески — пустыня на севере Забайкальского края, окружённая горами и тайгой. (2) Несмотря на то что размер этой пустыни невелик — всего 50 квадратных километров, Чарские пески вполне достойны называться пустыней. (3) Барханы достигают высоты 25 и более метров, растительный мир по занимаемой площади соответствует пустынному, здесь бывают песчаные бури. (4) Окружает Чарские пески тайга с реками и болотами, и такое природное своеобразие кажется чем-то фантастичным. (5) Над Чарскими песками стеной возвышаются Кодарский, Удоканский и Каларский хребты. (6) Пески особенно красивы во время своего «цветения»: весной, в мае, распускаются забайкальские подснежники — сон-трава. (7) В северной и восточной частях массива, спустившись на границу с лесом, круглый год можно наблюдать интересное природное явление: здесь из-под толщи песков сочится вода. (8) В Чарской долине глубже мерзлотного слоя находится крупное месторождение подземных вод, вырывающихся из-под ледяного панциря на поверхность через проталины в мерзлоте. (9) Кроме того, в юго-восточной части песков археологи обнаружили керамические предметы и каменные изделия, свидетельствующие о пребывании здесь древних людей.
В предложениях (1), (8) и (9) запятые ставятся для обособления причастных оборотов «окружённая горами и тайгой», «вырывающихся из-под ледяного панциря на поверхность через проталины в мерзлоте» и «свидетельствующие о пребывании здесь древних людей», следующих за определяемым существительным.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Одним из самых популярных в Горном Алтае является автомобильное путешествие по Чуйскому тракту. (2) Дорога протяжённостью более 600 км проходит от города Бийска до российско-монгольской границы. (3) Первые 150 км тракт идёт правым берегом Катуни, затем начинает петлять: дорога перебирается в левобережье реки, отходит от неё в долину реки Семы, взбирается на перевалы, спускается в долины рек Урсул и Малый Ильгумень и опять выходит к Катуни. (4) Но в месте слияния Чуи и Катуни трасса «бросает» Катунь: далее на всём протяжении дорога идёт уже вдоль Чуи. (5) Впервые об этом тракте упоминают в письменных свидетельствах в конце XVIII века русские купцы, достигшие Чуйской и Курайской степей. (6) Во второй половине XIX века серьёзно ставился вопрос о превращении опасной и крутой караванной тропы в настоящую дорогу, и причина этого очевидна: неуклонно расширялась торговля. (7) В 1862 году в газете «Томские губернские ведомости» написали о жителях Бийска: «Здешний народ вообще весьма любит торговлю и торговые обороты, из-за пустяшной выручки готов он предпринимать трудные, дальние и продолжительные поездки…» (8) Сегодня Чуйский тракт – хорошая по сибирским меркам асфальтированная магистраль, трасса федерального значения. (9) Яркие впечатления остаются у путешественников от всего увиденного вдоль тракта: разнообразных ландшафтов, различных природных зон, археологических памятников, встречающихся прямо у обочин.
В предложениях (3), (4) и (6) двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть поясняет, раскрывает или дополняет первую.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Кропотливый труд Аполлинария Васнецова вскоре дал отличные результаты: его этюды и полотна озарились солнцем, в них появилась атмосфера. (2) Так, на картине «Ахтырка. Вид усадьбы» живописец изобразил тихий уголок помещичьей усадьбы. (3) На невысоком холме, сразу за деревьями, виднеется сияющий своей белизной барский дом. (4) Напротив него, отражаясь в воде, стоит небольшая белокаменная пристань. (5) Всё в пейзаже проникнуто покоем, солнцем и радостью созерцания прекрасного летнего дня. (6) Эту работу Аполлинарий написал, когда жил на даче, которую снимал его брат Виктор. (7) Братья часто бывали в Абрамцеве, гуляли в его окрестностях, работали на пленэре.
В предложениях (5) и (7) запятые ставятся при перечислении однородных членов предложения.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Флаг Ростова-на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище «золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного. (2) На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном изображении: щит рассечён, на синем поле башня, на красном военные доспехи. (3) Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне сторожевая башня; на красном военные трофеи. (4) Исследователи отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней детализации, белым цветом». (5) В этом много символического: в гербовых фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.
В предложениях (2), (3) и (5) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию из первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Национальный парк, образованный в 1994 году, находится на территории Саратовской области. (2) Целью создания этого, без сомнения, весьма масштабного парка – его площадь составляет около 25,5 тыс. га – стало сохранение уникальных природных комплексов края. (3) Парк расположен в северо-восточной части Саратовского Правобережья в Хвалынском районе, примерно в 200 км от областного центра. (4) Рельеф здесь достаточно холмист: есть много оврагов, балок и долов. (5) В парке насчитывается около 300 родников с отличной пресной водой – прозрачной, чистой, с незначительной минерализацией. (6) На территории в общей сложности растёт более 900 видов растений, и стоит отметить, что из них более 100 – это редкие и охраняемые виды. (7) Богата и фауна парка: достоверно обнаружено 53 вида млекопитающих, зарегистрировано 168 видов птиц, 15 видов амфибий и рептилий, насекомые представлены 339 видами. (8) В Красную книгу Российской Федерации входит множество живых обитателей парка – от дыбок степных (разновидность кузнечика) до русской выхухоли.
В предложениях (4), (5) и (7) запятые ставятся при перечислении однородных членов предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В городе Мирный, расположенном в Якутии, находится один из крупнейших в мире алмазных карьеров – кимберлитовая трубка «Мир». (2) За десятилетия карьер приобрёл внушительные габариты: в ширину он разросся до 1200 метров, а под землю ушёл больше чем на полкилометра. (3) Вдоль стен карьера проложена дорога: она в виде спирали огибает всю шахту Мирного, а протяжённость этой дороги составляет 8 километров. (4) Руду со дна карьера вывозили на самосвалах, всё больше и больше углубляясь в недра земли. (5) Название шахты восходит к зашифрованной телеграмме, переданной геологами. (6) Они сообщили в Москву, что «закурили трубку мира» и «табак отличный». (7) «Табак» и правда был прекрасным: каждый год на руднике добывали в среднем 1,5 млн каратов камней. (8) Вскоре после открытия шахты рядом построили посёлок Мирный, ставший позже городом и алмазной столицей России. (9) К слову сказать, кимберлитовая трубка в Мирном стала не первым найденным учёными месторождением в регионе: в нескольких сотнях километров есть также «Зарница», открытая годом ранее.
В предложениях (1), (5), (8) и (9) запятые ставятся для обособления причастных оборотов, следующих за определяемым существительным.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На самой северной окраине земли, на полуострове Таймыр, расположен Большой Арктический заповедник площадью 4 млн 200 тыс. га. (2) Он не только самый северный, но и самый большой в Евразии. (3) Омывает его берега Северный Ледовитый океан — самый суровый океан на планете. (4) Особенно популярные места заповедника — бухты Медуза и Ефремова. (5) Территория этого природного комплекса на юге покрыта арктическими тундрами, а на севере — арктическими пустынями. (6) Зимой здесь царство белого цвета и полярной ночи, а летом лишайники и водоросли окрашивают тундру в красные, жёлтые, зелёные тона. (7) К берегам Таймыра с севера подплывают айсберги — обломки шельфовых ледников, образующиеся на островах архипелага Северная Земля. (8) В этой части океана размеры айсбергов относительно невелики: не более 500 метров в длину и высотой около 25 метров.
В предложениях (3) и (7) тире ставится для обособления приложений «самый суровый океан на планете» и «обломки шельфовых ледников».