21. Постановка знаков препинания в различных случаях: все задания
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2) У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая — Кулундинская впадина. (3) Ни холмов, ни оврагов — никаких неровностей рельефа здесь нет — только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4) На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5) Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками — небольшими берёзовыми рощами. (6) А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7) Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.
В предложениях (4) и (7) запятые ставятся для обособления причастных оборотов «прорезанные ложбинами древнего стока» и «на востоке ограниченное долиной Оби», следующих за определяемым существительным.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Касли — небольшой городок в Челябинской области, известный каслинским чугунным литьём. (2) Еду по дороге к Каслям, окрестности поражают красотой. (3) Прежде всего поражает необыкновенно резкий переход от широкой чернозёмной равнины к крутым лесистым горам. (4) Главная масса озёр идёт всё время с правой стороны от дороги, но, подъезжая к озеру Большие Касли, вы видите озеро и слева — это заросший осокой Кисегач. (5) Здесь настоящая уральская Швейцария — можно только удивляться: как на сравнительно небольшом пространстве собрана такая масса всяческой благодати? (6) На глазах у нас выплыло несколько утиных выводков, тут же по мокрому песку берегового прибоя хлопотливо бегали белые чайки. (7) К Каслям дорога идёт вёрст десять всё время по берегу озера. (8) Красиво белеют церкви, разные постройки. (9) Этот вид не теряет своего очарования вблизи, хотя такое иногда случается с красивыми ландшафтами.
В предложениях (2) и (6) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Маршрут «Золотое кольцо России» постоянно развивался с момента своего появления в 70-х годах XX века: появлялись новые точки на маршрутной карте, совершенствовался сервис. (2) Изначально маршрут состоял из восьми городов: Сергиева Посада (тогда — Загорска), Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Иванова, Суздаля, Владимира. (3) Недавно к ним присоединился Углич — старинный русский город, расположенный на берегу Волги. (4) Сейчас формируется список населённых пунктов, которые смогут войти в «Золотое кольцо» России: среди них, например, Рязань. (5) На сегодняшний день можно говорить о серьёзных качественных изменениях: пополнилась инфраструктура новыми пунктами размещения и питания, улучшились дороги и средства связи, повысился уровень обслуживания и безопасности туристов. (6) На маршруте активно развиваются разные виды туризма.
В предложениях (1) и (5) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Озеро Колыванское – одно из излюбленных мест отдыха жителей и гостей Алтая. (2) С юга к нему примыкает сложенная из серых и розовых гранитов гора Большуха, её вершины увенчаны двумя башнями-утёсами. (3) В Колыванском озере сохранился в большом количестве реликтовый водяной орех чилим – осколок флоры доледникового периода, ранее широко распространённый в водоёмах Алтая. (4) Сегодня чилим встречается ещё в Манжерокском озере, в некоторых небольших озёрах возле города Бийска. (5) Он, будучи богатым белком и крахмалом, ещё в прошлом веке употреблялся в пищу. (6) Похожие на рогатых чёртиков оболочки ореха – великолепные сувениры, их можно найти на берегах и плавающими по акватории озера. (7) Незрелый орех не пригоден ни для каких целей, рвать его категорически запрещено. (8) Чилим занесён в Красную книгу России и находится под угрозой полного исчезновения.
В предложениях (2), (6) и (7) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Южный Урал — этот самобытный край — называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2) Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала — Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3) Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4) Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5) Увильды — самое крупное озеро Южного Урала. (6) По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7) Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового — является одной из его особенностей.
В предложениях (2) и (5) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженных существительными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным. (2) Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3) В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4) В России первые сорта георгинов появились в 30–40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5) Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6) Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад, в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7) Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым разнообразным вкусам людей!
В предложениях (2) и (5) запятые ставятся для обособления однородных определений, которые уточняют характеристики существительных («лепестки, широкие и плоские», «цветок, большой и яркий»).
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Телецкое озеро — одно из главных украшений Горного Алтая, его называют Алтын-колем, Золотым озером. (2) Из Телецкого озера рождается Бия (Бий) — вторая по величине река края, которая бежит в северном направлении среди невысоких хребтов; здесь обычны обрывистые берега, скальные выходы. (3) Заселён район очень неравномерно: в верховьях Бии плотность населения составляет около одного человека на км2, а в низовьях — более десяти человек на км2. (4) По берегам Телецкого озера всего четыре небольших посёлка и нетронутые горные пространства вокруг. (5) Общаясь с местными жителями, можно заметить: в горной части рядом живут русские, алтайцы, кумандинцы и другие коренные народности; берега Бии в среднем и нижнем течении заселены в основном русскими. (6) Население занимается привычной для данного края деятельностью: пчеловодством, молочным скотоводством, сбором лекарственно-технического сырья и папоротника. (7) Главное промышленное богатство горных территорий района — ценная древесина кедровых лесов, заготавливаемая леспромхозами. (8) В период «перестройки» возникла серьёзная опасность повсеместного уничтожения кедровников: в тайге хозяйничали «чёрные лесорубы».
В предложениях (3), (5) и (8) двоеточие ставится для пояснения, когда вторая часть предложения раскрывает, объясняет или уточняет первую.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2) Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3) Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4) Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5) Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6) Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7) Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.
В предложениях (1), (2), (3) и (6) запятые ставятся для выделения обстоятельств, уточняющих время и место действия.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На репродукции изображён донской пейзаж. (2) На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3) Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4) В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5) На бесконечном небе — острый серп месяца. (6) Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7) Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.
В предложениях (2) и (3) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В Некоузском районе Ярославской области сохранилась известная дворянская усадьба Борок. (2) В 1830 году усадьбу Борок приобрёл молодой Алексей Петрович Щепочкин — дворянин по происхождению. (3) Он был рачительным хозяином: закончил строительство барского дома, примерно в версте от усадьбы поставил красивые резные ворота, от которых до самого дома шла густая липовая аллея. (4) Николай Александрович Морозов — последний хозяин усадьбы. (5) В 1923 году усадьба Борок по личному распоряжению В. И. Ленина была передана в пожизненное владение Н. А. Морозову — учёному, поэту и революционеру. (6) Но Николай Александрович подарил её Академии наук СССР для создания здесь научного учреждения — биологической станции. (7) Сегодня Борок — крупный научный центр России — известен во всём мире.
В предложениях (2), (5), (6) и (7) тире ставится перед пояснением, которое уточняет или описывает информацию в предложении.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Равнинный Алтай укрыт травяным ковром, который чередуется с возделанными полями. (2) Дерновинные злаки: ковыль-волосатик, ковыль Лессинга, типчак, мятлик узколистный — господствуют в Кулундинской степи. (3) Ещё в XVII веке в отчётах первой соляной экспедиции было отмечено: «А земля — песок, а трава сочна…» (4) Более богатое и яркое разнотравье: вика, люцерна, подморенник, тысячелистник — покрывает лесостепную зону. (5) Древесная растительность представлена берёзовыми колками — небольшими лесами и сосновыми борами, под их пологом растут ягодные кустарники и лесные травы. (6) Особенно красива степь весной: среди зелени распускаются цветы. (7) Несмотря на то что Кулундинская степь почти полностью освоена человеком, нарушившим естественные растительные сообщества, здесь насчитывается 30 видов редких и исчезающих растений: адонис весенний, башмачок пятнистый, любка и другие.
В предложениях (2), (4) и (7) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию из первой части предложения.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Телецкое озеро — одно из главных украшений Горного Алтая, его достопримечательность и загадка. (2) Его называют Алтын-колем («Золотым озером»), его древнее название — Ячаварай («Алмазный жезл»). (3) Вы были на Алтае и не видели Телецкого озера — значит, вы на Алтае не были. (4) Телецкое озеро и его окрестности — это старейший туристический район Алтая. (5) Интерес к уникальным местам не угасает и сегодня. (6) На Телецком озере начинаются и заканчиваются «нитки» активных маршрутов; берега озера и реки Бии привлекают множество людей, желающих отдохнуть в живописных уголках природы. (7) Львиная доля туристического потока проходит через доступную для любого автомобильного транспорта северную оконечность озера. (8) Здесь же расположены турбазы, кемпинги (организованные места отдыха), а также «дикие» стоянки. (9) Далее по озеру можно передвигаться водным транспортом.
Запятая ставится в предложениях (1) и (8) для разделения частей с разными грамматическими основами в сложносочинённом предложении.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) У каждого человека есть на земле место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2) Одним из самых красивейших, самобытных мест земного шара является Алтайский край. (3) Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, берёзовые рощи с растением кукушкины слёзки и таинственные урочища со следами диких животных – это всё мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4) Этот край – территория неслыханных богатейших сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5) Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6) Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно глядящие в будущее. (7) Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постигнуть и ощутить его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8) «Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты туристических маршрутов.
В предложениях (4) и (5) тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженных существительными.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (З) Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4) Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5) У каждого вида — свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6) Но экология — понятие более широкое. (7) Эта наука — перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8) Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9) Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.
В предложениях (1), (6) и (7) тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными.
Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Владимир Андреевич Фаворский — талантливый книжный иллюстратор. (2) Художник проиллюстрировал много литературных произведений, среди которых сочинения Пушкина, Шекспира, Данте, Гоголя. (3) Фаворский относился к иллюстрациям как учёный: он учитывал историю и культуру эпохи. (4) Так, оформление «Слова о полку Игореве» навеяно древнерусскими книгами: художником использованы буквицы и орнамент из древнерусских рукописных текстов. (5) А в рисунках к «Маленьким трагедиям» Пушкина герои застывают в театральных позах и олицетворяют собой главные чувства: страх, гнев, скорбь. (6) Фаворский деятельно участвовал в судьбе Родины: с 1914 по 1917 год художник сражался на фронтах Первой мировой войны, за храбрость был произведён в офицеры и награждён Георгиевским крестом, высшим военным орденом. (7) Художник вёл преподавательскую работу, читая лекции студентам и проводя консультации.
В предложениях (3), (4) и (6) двоеточие ставится перед перечислением, которое раскрывает или поясняет информацию в первой части предложения.
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Устремляясь по Алтаю, река Катунь пересекает территории с различными климатическими условиями. (2) Тем не менее, путешествуя по долине реки, можно без труда уловить общую тенденцию: на юге – холоднее и суше, на севере – теплее и дождливее. (3) Есть на Катуни «оазисы» с особым микроклиматом. (4) Например, в селе Малый Яломан в устье одноимённой реки растут яблоневые сады – в соседнем посёлке Иня порой гибнет даже картошка. (5) Мягкая зима и солнечное лето без изнуряющей жары характерны для окрестностей посёлка Чемал, эти особенности обусловлены частой повторяемостью тёплых и сухих ветров-фенов. (6) По речной долине часто гуляют ветры, зимой бывают бураны, переметающие дороги, – в окрестных горных хребтах зимы спокойные и снежные. (7) Ярко выражен здесь контраст дневных и ночных температур. (8) Солнце скрывается за горами, и температура воздуха резко падает, от реки ощутимо тянет холодом. (9) Туристы шутят, что для путешествия по Катуни нужно иметь только две формы одежды: купальник и куртку-пуховик.
В предложениях (4) и (6) тире ставится в бессоюзном сложном предложении, где вторая часть выражает противопоставление по отношению к первой.
Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Более 50 лет своей жизни Семён Ива́нович Дежнёв путешествовал по северным морям и стал первым мореплавателем, прошедшим пролив, отделяющий два материка – Азию и Северную Америку. (2) В 1648 году экспедиция Дежнёва вышла из устья реки Колымы́ на парусных судах и дошла до устья реки Ана́дыря, тем самым доказав: между Азией и Северной Америкой есть разделяющий их пролив. (3) Мыс, мимо которого проплыли путешественники, является крайней северо-восточной точкой Азии, впоследствии его назвали мысом Дежнёва. (4) Во время путешествия, проходившего в крайне тяжёлых условиях, несколько кораблей затонуло, а бо́льшая часть участников экспедиции погибла в студёных водах. (5) Итогом путешествия стали чертёж открытых земель с подробным описанием условий плавания по реке и рассказ об эскимо́сах, проживавших на Чуко́тке и соседних островах. (6) Биография Семёна Дежнёва хранит множество славных страниц. (7) Согласно сохранившимся письменным источникам его отличали надёжность, честность и миролюбие.
В предложениях (1), (4) и (5) запятые ставятся для обособления определений, выраженных причастными оборотами «прошедшим пролив», «проходившего в крайне тяжёлых условиях» и «проживавших на Чуко́тке и соседних островах», которые следуют за определяемым существительным.
Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Дымковская игрушка — самый известный глиняный промысел России. (2) Она отличается предельно ясной пластической формой, обобщённостью силуэта и яркой орнаментальной росписью по белому фону. (3) В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. (4) Почти все эти поделки — свистульки, празднично расписанные по белой глине разнообразными узорами. (5) Игрушки эти очень простые. (6) В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка-колокол с передником. (7) Животные: корова, баран, козёл — очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (8) Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна: на белом фоне заметно выделяются малиновый, синий, зелёный, жёлтый и оранжевый цвета.
В предложениях (2), (3), (7), и (8) запятые используются для разделения однородных членов предложения: однородные дополнения (2) и (3), подлежащие (7) и определения (8).
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Имение Грешнево – место детства поэта Н. А. Некрасова – стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2) «Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», – так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3) Недалеко от усадьбы протекала Волга – великая русская река. (4) Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом – неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5) Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6) Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков – людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7) Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».
В предложениях (1), (3) и (6) тире ставится между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2) Средняя температура января составляет минус 18 °C. (3) Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4) Зимы малоснежные, местами покров — не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °C, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5) Морозы сопровождаются ветрами — жизнь в степи на несколько дней замирает. (6) Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето — около трёх месяцев. (7) Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °C. (8) Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9) Лето в алтайских степях — это обилие яркого солнца и жарких дней.
В предложениях (4) и (7) запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей с разными грамматическими основами.