ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

2. Определение лексического значения слова: все задания

1. Задание #161452
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <…> психологию. «К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».
А вот что сказал Гоголь о Дале: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».
Народ одаривал Даля словами, пословицами, песнями, сказками, легендами, прибаутками. Сопровождавший Даля в поездках по деревням Мельников-Печерский отмечал: жители были убеждены, что собиратель слов вышел из крестьянской среды.
Своему детищу – а это около двухсот тысяч слов – Даль отдал полвека своей жизни. Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню. Слова начинают говорить, улыбаться, резвиться, дружить или соперничать, смеяться и плакать, могут завести в дебри или вывести в чистое поле.
Посмотрим, как определяет Даль «слово»: «сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие, речение».
(По В. И. Страдымову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 
1) НАТУРА. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка – вторая н. (посл.).
2) ОТМЕЧАТЬ. что. Праздновать какое-нибудь событие (разг.). О. окончание института.
3) ВЫЙТИ. из кого-чего. Произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь. В. из рабочих.
4) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде.
5) ОПРЕДЕЛЯТЬ. кого (что). Назначать, устраивать на какую-нибудь должность или в какое-нибудь учебное заведение (устар. и прост.). О. на службу. О. в училище.

1) НАТУРА. В тексте Даль говорит о том, как хорошо он знает «натуру» русского человека, то есть его характер и особенности. Это соответствует значению «характер человека, темперамент».
3) ВЫЙТИ. В тексте слово «вышел» употребляется в значении происхождения из определённой среды. Это подходит к значению «произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь».
4) СРЕДА. В тексте речь идет о крестьянской среде, то есть о социально-бытовых условиях, с которыми связан Даль. Это соответствует значению слова «среда» как совокупности людей, связанных общими условиями.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #161455
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма.
Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. Красота – приманка, но красота – и преграда. Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем сам он острей.
(По М. О. Гершензону)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЦЕЛЬ. Предмет стремления; то, что нужно, желательно осуществить. Его ц. – учиться. Ставить себе что-нибудь целью. Благородная ц. Достичь цели. Цель оправдывает средства (афоризм).
2) ЗАКОН. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность; заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.
3) ЯРКИЙ. Резкий по чистоте и свежести тона. Я. краски. Я. рисунок.
4) РАЗНОСИТЬ. что. Нося, сделать удобным, просторным. Р. ботинки.
5) ОСТРЫЙ. Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копьё.

1) ЦЕЛЬ. В тексте слово «цель» употребляется в значении «предмет стремления, то, что нужно осуществить». Это соответствует значению «его цель – учиться», что также отражает стремление художника выразить своё видение мира.
2) ЗАКОН. В тексте слово «закон» употребляется в значении «не зависящая ни от чьей воли непреложность».
3) ЯРКИЙ. В контексте текста слово «яркий» употребляется в значении «резкий по чистоте и свежести тона», что подходит к описанию яркой формы искусства.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #161509
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Экспедиции прибывают в Антарктиду на кораблях. Поэтому тут хорошо прижились морские слова: «камбуз», «аврал», «кают-компания»…
В кают-компании Мирного, а если просто – в столовой, собрали всех новичков, и начальник станции сказал:
– У нас тут маленький коммунизм. Денег нет. Еды – сколько хочешь. Работы тоже навалом. Одним словом, так: от каждого по способности…
Насчёт техники безопасности. Надо беречься трещин. Ну, а самое главное – это чтоб пузыри не пускать – тоска там по дому и прочее. Чтоб этого не было! Смелость нужна. Осторожность тоже нужна. Вот рядом трещины. Не то что человек – трактор нырнёт, как будто и не было трактора. Туда – ни шагу! Особо корреспондентов предупреждаю. Если кому не терпится поглядеть – скажи. Возьмём верёвку, шесты – как положено. Ну, что ещё?.. Надо остерегаться солнца, особенно губы сгорают. И глаза прячьте. Без тёмных очков нельзя…
После такой беседы мы поняли: покорять Антарктиду трудно, <…> можно. Сразу захотелось поглядеть на эти глубокие трещины. Они действительно рядом. Толщина льда – метров тридцать, и во льду трещины. У края прозрачный голубой лёд. Глубже лёд становится тёмно-синим, а в самой глубине – чернота. Столкнули пустую бочку. Замирающий гул, а потом жуткая тишина. Даже с верёвкой и шестами это место лучше всё-таки обходить. Трещину присыпало снегом – настоящее минное поле.
(По В. М. Пескову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ДОМ. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Принять в д. кого-нибудь. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.
2) ПОЛОЖЕНО. в знач. сказ. (разг.). То же, что полагаться: быть установленным, должным, общепринятым. Этого делать не п. У нас п. этот праздник отмечать.
3) СГОРАТЬ. Испытывать какое-нибудь сильное чувство. С. от стыда. С. от любопытства.
4) ГЛУБОКИЙ. Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение. Г. порез.
5) ОБХОДИТЬ. Бывать во многих местах, у многих людей. Врач обходит палаты. О. знакомых.

1) ДОМ в данном контексте подходит как место проживания, но в более переносном значении, связанном с тоской по дому.
2) ПОЛОЖЕНО соответствует значению, так как в контексте «как положено» речь идет о соблюдении установленных норм.
4) ГЛУБОКИЙ — четко соответствует значению «глубокий лёд», что указывает на физическую глубину.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #161512
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Для «Блокадной книги» мы прежде всего искали дневники блокадников – они были дороже, чем личные свидетельства. Особенность любого дневника – достоверность; обычно автор излагает не прошлое, а сегодняшнее, он не столько вспоминает, сколько делится своими воспоминаниями, сообщает новости, рассказывает то, что произошло сегодня.
Большой террор, репрессии отучили питерцев вести дневники. Занятие стало слишком опасным. В блокаду эта естественная потребность вернулась с неожиданной силой, люди почувствовали себя участниками истории, <…> захотелось сохранить, записать неповторимость происходящего. Но было ещё одно обстоятельство – появилось сокровенное ощущение духовной пищи; удивительно, но дневник помогал выживать. Умственная работа, духовное осмысление поддерживали. После публикации «Блокадной книги» нам стали приносить дневники; вдруг оказалось, что, несмотря на все ужасы, страдания, люди записывали подробности своей жизни.
Вот дневник главного инженера Пятой ГЭС, бесценный именно своими деталями.
9 января 1942 года: «Остались без топлива больницы, госпитали, дома, уголь стал для Ленинграда кровью, и этой крови всё меньше».
14 января: «Окончен монтаж котла под антрацит. Нет здорового человека, пригодного для ручной заброски в котёл угля».
Я цитирую лишь отдельные строчки из этого замечательного дневника, вести́ который было тоже подвигом…
Каждый дневник по-своему передаёт трагедию города. В каждом дневнике есть талант наблюдательности, понимание того, как драгоценны подробности этой невероятной блокадной жизни людей.
(По Д. А. Гранину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СИЛА. Вооружённые силы, а также их виды. Военно-морские силы. Военно-воздушные силы. Главные силы (основная часть воюющих войск).
2) ПИЩАперен. То, что является материалом для какой-нибудь деятельности, источником для чего-нибудь (книжн.). Умственная п. Дать пищу для разговоров.
3) ДЕТАЛЬ. Часть механизма, машины, прибора. Тракторные д. Детали одежды.
4) ПЕРЕДАВАТЬчто. Воспроизводить, излагать, изображать. Точно п. мысль автора. В картине передаётся дух эпохи.
5) ДРАГОЦЕННЫЙ. Очень важный, нужный. Драгоценные сведения.

2) ПИЩА — переносное значение, как «духовная пища», то есть источник для духовного питания или поддержания, помогает выжить в трудных условиях.
4) ПЕРЕДАВАТЬ — правильно соответствует значению «воспроизводить» или «излагать», например, как передача трагедии города в дневниках.
5) ДРАГОЦЕННЫЙ в контексте текста также означает «очень важный, нужный», подчеркивая ценность воспоминаний и деталей.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #161515
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». <…> человек представляет собой независимое и обособленное целое.
Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного и культурного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, обществу, государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.
Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.
(По А. Ф. Лосеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СТОРОНА. Человек, группа лиц, противопоставленных другим (офиц.). Прения сторон на суде. Выслушать обе стороны. Обязательства сторон. Высокие договаривающиеся стороны.
2) УБЕЖДЕНИЕ. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения.
3) КУЛЬТУРНЫЙ. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурное общество.
4) ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
5) КРУГЛЫЙ. полн. ф. О мере времени: весь, целый. Круглое лето. Круглые сутки.

2) УБЕЖДЕНИЕ — соответствует значению «прочно сложившееся мнение», в тексте речь идёт о формировании у человека собственных убеждений, которые становятся частью его личности.
3) КУЛЬТУРНЫЙ — соответствует значению «находящийся на высоком уровне культуры», как в выражении «идеал образованного и культурного человека».
5) КРУГЛЫЙ — соответствует значению «весь, целый» в контексте «полного материального достатка на круглый год».

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #161519
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Так что же это за общий признак, который определяет развитие всего живого?
Я приведу тебе ряд примеров, а ты постарайся найти в них то общее, о чём мы сейчас говорим.
Превращение зерна в полновесный колос…
Ход сёмги на нерест через тысячи вёрст и сотни порогов
Удивительная метаморфоза: превращение неуклюжей мохнатой гусеницы в многоцветную бабочку, прихотливо, невесомо порхающую между цветов…
Догадался? Нет?
Тогда ещё один пример. Помнишь, как мы однажды шли с тобой по асфальтированной улице и вдруг увидели, как асфальт в одном месте вздыбился, вспучился и треснул. Подойдя к этому разлому асфальтброни, мы увидели, что под разломом торчит головка гриба шампиньона.
Думаю, теперь всё стало на место, всё тебе понятно; общее во всех этих случаях –– это реализация себя, своих внутренних возможностей, своей сути. Все эти примеры говорят о неукротимой силе жизни, заложенной в семени, зерне, спорах. В каждом из этих случаев живое существо с невероятной силой стремится проявить себя до конца и стать именно тем, чем оно должно быть (а не застыть, отдыхая, в состоянии эмбриона).
Конечно, этот биологический закон распространяется и на людей. Человек, подобно всему живому, подлинно счастлив тогда, когда он раскрывает свои внутренние возможности и конкретно реализует <…> то, что в нём заложено.
(По Ю. А. Андрееву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОПРЕДЕЛИТЬ. (1 и 2 л. не употр.) что. То же, что обусловить: явиться причиной чего-нибудь, вызвать что-нибудь. Хорошая подготовка определила успех дела.
2) РЯД. Некоторое количество чего-нибудь. Р. случаев. Есть р. исключений.
3) ПОРОГ. Поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом. Высокий, низкий п. Споткнуться о п. За п. ни ногой! (перен.: запрещение выходить из дома, уходить).
4) ПРИМЕР. Математическое упражнение, требующее некоторых действий над числами. Алгебраический п. Решить примеры.
5) ЗАКОН. Не зависящая от чьей-либо воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

1) ОПРЕДЕЛИТЬ — соответствует значению «обусловить», так как речь идёт о признаке, который определяет, то есть обусловливает развитие всего живого.
2) РЯД — соответствует значению «некоторое количество чего-нибудь», в тексте «ряд примеров» означает множество примеров.
5) ЗАКОН — соответствует значению «не зависящая от чьей-либо воли объективная непреложность», так как речь идёт о биологическом законе, который распространяется на все живое.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #161525
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».
Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования
к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо – другой вопрос, <…> речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества.
Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.
Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность – как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой».
(По Д. А. Гранину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 
1) ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.
2) СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.)
3​​​​​​​) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.
4​​​​​​​) ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.
5​​​​​​​) ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).

2) СРЕДА — соответствует значению в тексте. В тексте говорится о «научной среде», то есть о совокупности людей, объединённых общей деятельностью.
3) ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ — соответствует значению в тексте. Слово употреблено в значении «следовать чему-либо», в тексте говорится о том, что члены общества обязаны были придерживаться кодексов чести и приличия.
5) ЗНАЧЕНИЕ — соответствует значению в тексте. В тексте подчёркивается важность общественного мнения, то есть его значимость и роль.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #161561
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Человеческая натура проявляется в разном, но в чём-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?
<…> феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, Богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.
Религиозно-философское направление рассматривает в качестве высшей ценности Бога. Поэтому тайна человека в этой системе мышления оказывается принципиально непостижимой либо соотнесённой с сущностью божественного. Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделённое рядом отличительных естественных особенностей. Кроме того, многие философы оценивают мир через человека, полагая, что человек – главная ценность мироздания.
(По П. С. Гуревичу, И. Т. Фролову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЧЕРТА. Свойство, отличительная особенность. Черты характера. Неприятная ч. в поведении.
2) ЯДРО. Старинный орудийный снаряд в виде шара. Каменное я. Пушечное чугунное я.
3) ПРИРОДА. Места вне городов (поля, леса, горы, водоёмы и т.п.). Любоваться природой. На лоне природы.
4) ПОДХОД. Совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела). Правильный п. к делу. К человеку надо уметь найти п.
5) ПОЛАГАТЬ. Считать, думать. Полагаю, что он прав. П. целесообразным сделать что-нибудь. Я полагал вас в отъезде (думал, что вы в отъезде). Надо п. (вероятно, может быть).

1) ЧЕРТА — соответствует значению в тексте. В тексте говорится о «главенствующей черте» человека, то есть об отличительной особенности, свойствах.
4) ПОДХОД — соответствует значению в тексте. В тексте описаны различные «подходы» к изучению человека, то есть способы изучения.
5) ПОЛАГАТЬ — соответствует значению в тексте. В тексте «надо полагать» используется в значении «думать, считать».

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #161563
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

– После войны, в сорок шестом году, поехал я с приятелем на охоту. На станции «Тучково» вышли с моим спутником из поезда. Стоим, ждём, когда колонна пленных пройдёт (они там кирпичный завод строили), гляжу – здоровенный немец выскочил и бежит ко мне, руками размахивает.
– Товарищ, спасибо, спасибо! – кинулся обнимать.
И я тоже, представьте, узнал немца. В сорок третьем году, в феврале, на нейтральной полосе, носом к носу столкнулись мы с фашистской разведкой. Мы – в снег, и они – в снег. Нам очень нужен был пленный, было <…> объявлено: «За пленного – отпуск домой». Я успел заметить: качнулась ёлочка, и выстрелил первым. Четверо немцев кинулись убегать. А один, здоровенный, спотыкаясь, идёт к убитому – автомат, гранаты в сторону. Мой связной подскочил: «Хенде хох!» А немец – ноль внимания, упал на колени возле убитого, плачет: «Мой земляк. Мой земляк… Мне жизнь два раза спасал…»
Я вынул из кобуры убитого браунинг, забрал документы. Пленному, как обычно, сказал: «Ну вот, теперь будешь жить…»
К фашистам жалости не было. Но пленных я приказывал пальцем не трогать. Этот пленный много ценного рассказал. Мы с ребятами отпуск домой с фронта получили. А немец, видно, хорошо запомнил слова: «Теперь будешь жить…» – через три года узнал. Хорошо и по-русски говорить научился. Наверное, он и сейчас жив, нестарый был немец.
(По В. М. Пескову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СПУТНИК. Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. Весёлый с.
С. жизни 
(перен.: о муже).
2) КОЛОННА. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К. демонстрантов. Танковая к. Тракторная к.
3) НЕЙТРАЛЬНЫЙ. В некоторых сочетаниях: такой, где по соглашению не должны вестись военные действия, располагаться военные силы. Нейтральная зона. Нейтральные воды.
4) ЗАМЕТИТЬ.Сказать что-нибудь, вставить в разговор. Остроумно з.
5) ФРОНТ. Область раздела между движущимися воздушными массами (спец.). Ф. грозы, облаков, тёплого воздухаАтмосферный ф.

1) СПУТНИК — в тексте употреблено в значении «тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь». В предложении «…поехал я с приятелем на охоту» — приятель был его спутником.
2) КОЛОННА — слово «колонна» здесь употреблено в значении «о людях, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией».
3) НЕЙТРАЛЬНЫЙ — «на нейтральной полосе» — здесь «нейтральный» означает зону, где по соглашению не ведутся военные действия.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #161566
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

М. М. Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. Глаза у него были задумчивые, тёмно-карие; руки – маленькие, изящные. Он ходил легко и быстро, с военной выправкой – сказывались годы сначала в царской, <…> в Красной армии. Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матово-бледен.
Не думаю, что кто-нибудь из нас уже тогда разгадал его, ведь он и сам провёл в разгадывании самого себя не одно десятилетие. Меньше других его понимал я – и это неудивительно: мне было восемнадцать лет, а у него за плечами была острая, полная стремительных поворотов жизнь. Но всё же я чувствовал в нём неясное напряжение, неуверенность, тревогу. Казалось, он давно и несправедливо оскорблён, но сумел подняться выше этого оскорбления, сохранив врождённое ровное чувство немстительности, радушия, добра. Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зощенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старинном, рыцарском значении этого слова, впрочем, и в современном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны.
Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.
(По В. А. Каверину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАПРЯЖЕНИЕ. Разность потенциалов между двумя точками электрической цепи. Электрическое н.
2) РОВНЫЙ. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.
3) КРУГ. кого или какой. Люди одной социальной среды или объединённые общей деятельностью. Широкие круги общественности. Писательские, литературные круги. В кругу учёных, специалистов.
4) ЗАДЕВАТЬ. перен. Обижать, уязвлять. З. собеседника обидными замечаниями.
5) ПОЛНЫЙ. О человеке: толстый, тучный. П. мужчина. Гимнастика для полных людей. Ребёнок полон.

2) РОВНЫЙ – слово «ровный» здесь означает «уравновешенный, спокойный». Предложенное значение – «постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный» – полностью совпадает с контекстом.
3) КРУГ – слово «круг» употреблено в значении «люди, объединённые общей деятельностью» – литературное объединение, в данном случае «серапионовский круг». Это соответствует предложенному значению «люди одной социальной среды или объединённые общей деятельностью».
4) ЗАДЕВАТЬ – слово «задевать» употреблено в переносном значении – «обижать, уязвлять», и это совпадает с предложенным значением.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #161569
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Александр Блок всегда очень волновался перед выступлениями. Но его беспокоил не страх неуспеха, а чувство глубокой ответственности перед слушателями и читателями.
Когда Блок читал свои стихи, он стоял, немного наклонившись вперёд, опираясь о стол кончиками пальцев. Жестов он почти не делал. В <…> выговоре был некоторый дефект, особенно выделялись звуки «т» и «д». При этом поэт очень точно и отчётливо произносил окончания слов, разделяя слова небольшими паузами. Чтение его было строго ритмично, но он никогда не «пел» свои стихи и не любил, когда «пели» другие.
Блок любил порядок во всём. В последние два года у Блоков уже не было домработ­ницы. Поэт сам таскал дрова на второй этаж, а частенько ему приходилось и самому убирать квартиру. Тогда он наводил в ней фантастический порядок и говорил: «Этот порядок мне необходим как сопротивление хаосу».
Когда Блока спросили, неужели он никогда не терял своих записных книжек, он ответил: «У меня их 57. Я не потерял ни одной. И если уж потеряю, то все разом». Как известно, у Блока была шестьдесят одна записная книжка, но пятнадцать из них он сжёг в 1921 году.
Поэт всегда испытывал неподдельный интерес к людям и оставался очень добрым человеком. Если кто-нибудь поступал плохо, то Блок не пытался осудить, был скупым в своих оценках, как правило, отмечая: «Это только факт». Он никогда не ставил креста на человеке.
(По Н. Павлович)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 
1) ГЛУБОКИЙперен. Обладающий глубиной, силой, основательностью; большой и сильный. Г. ум. Г. сон. Глубокое чувство. Г. кризис. Глубокое уважение.
2) ЧИТАТЬ. Произносить с целью наставления, поучения кого-либо. Ч. нотации, нра­воучения.
3) ФАНТАСТИЧЕСКИЙ. Относящийся к литературным произведениям, описывающим вымышленные, сверхъестественные события. Фантастическая повесть. Фанта­стическая литература.
4) НЕПОДДЕЛЬНЫЙ. Искренний, естественный, настоящий. Неподдельная радость.
5) СКУПОЙ. Чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов. С. старик. С. рыцарь. Скупой (сущ.) платит дважды (посл.).

1) ГЛУБОКИЙ – слово «глубокий» употреблено в переносном значении: «сильный, основательный, значительный». Предложенное значение («обладающий глубиной, силой, основательностью; большой и сильный») полностью соответствует контексту.
4) НЕПОДДЕЛЬНЫЙ – слово «неподдельный» здесь означает «искренний, настоящий». Предложенное значение полностью соответствует контексту.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #161577
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Экология  — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело  — ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура  — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык  — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л. И. Скворцову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)  ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
2)  СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.
3)  МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами.
4)  ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
5)  КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.

3) МИРИТЬСЯ – слово «мириться» в тексте означает «терпимо относиться, соглашаться с чем-то неприятным». Предложенное значение полностью соответствует контексту.
4) ОСНОВА – здесь «основа» означает «главное, на чём строится что-либо, что является сущностью чего-либо», значение соответствует контексту.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #161586
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Мне было лет восемь-девять, когда моя мать показывала нам, детям, аэростат из коллодиума. Он был крохотный, надувался водородом и занимал меня тогда как игрушка. Я таскал его по двору, по саду и по комнатам на ниточке. Лет четырнадцати я получил некоторое теоретическое понятие об аэростате из физики Гано. Попробовал было надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Кажется, я тогда сильно увлекался механическим летанием с помощью крыльев. Я также делал плохие токарные станки, на которых всё-таки можно было точить, устраивал разные машины и, между прочим, коляску, которая должна была ходить во все стороны с помощью ветра. Ветер я производил с помощью мехов.
Потом я уже начал строить коляску для собственных путешествий. Отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и на разную дрянь. Но подвиг сей не увенчался успехом: отчасти не хватило терпения и материалов, отчасти надоело голодать, отчасти же я стал смекать, что это вещь непрактичная и выеденного яйца не стоит.
Одновременно ходила по полу у меня и <…> модель: коляска, приводимая в движение паровой машиной турбинной системы. Воздухоплаванием, в особенности газовым, я занимался тогда мало. Лет пятнадцати-шестнадцати я познакомился с начальной математикой и тогда мог более серьёзно заняться физикой. Более всего я увлёкся аэростатом и уже имел достаточно данных, чтобы решить вопрос: каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определённой толщины. Мне было ясно, что толщина оболочки может возрастать беспредельно при увеличении размеров аэростата. С этих пор мысль о металлическом аэростате засела у меня в мозгу. Систематически я учился мало: я читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые я считал важными.
(По К. Э. Циолковскому)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 
1) ДЕЛАТЬ. что. Производить, изготовлять что-н. Д. мебель.
2) СТОРОНА. Направление, а также пространство, место, расположенное в каком-н. направлении от кого-чего-н. Подъехать с левой стороны.
3) МЕХ. мн. Одежда из меха, на меху, отделанная мехом (разг.). Ходить в мехах.
4) ХОДИТЬ.  Быть  кем-н., исполнять какие-н. обязанности, находиться в каком-н. состоянии (разг.). X. в старостах.
5) ВАЖНЫЙ. Имеющий особое значение, значительный. Важное сообщение.

1) ДЕЛАТЬ – здесь «делать» означает «изготавливать, конструировать» что-то, например, токарные станки. Это значение совпадает с предложенным значением «производить, изготовлять что-то».
2) СТОРОНА – слово «сторона» употребляется в значении «направление», то есть коляска должна была двигаться в разных направлениях.
5) ВАЖНЫЙ – здесь «важные» вопросы имеют особое значение для Циолковского. Это значение совпадает с предложенным «имеющий особое значение, значительный».

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #161588
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться как можно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удаётся в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, всё же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психологической жизни.
Раньше всего необходимо заметить, что у двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутьё языка, что создаваемые <…> слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: и «сердитки», и «духлая», и «красавлюсь», и «всехный».
Например, один ребёнок изобрёл слово «обутки» и «одетки» (это было в черноморской степи), совершенно не зная о том, что именно эти два слова точно в таком же сочетании существуют в течение столетий на севере, в Олонецком крае. Ведь не читал же он этнографических сборников Рыбникова, записавшего некую фольклорную сказку, где были, между прочим, такие слова: «Получаю по обещанию пищу, обутку и одетку». Самая эта двучленная формула – «обутка и одетка» – была самостоятельно создана ребёнком на основании тех языковых предпосылок, которые даны ему взрослыми.
— Ах ты, стрекоза! — сказала мать своей трёхлетней Ирине.
— Я не стрекоза, а людь!
Мать сначала не поняла этой «люди», но потом случайно обнаружила, что за тысячу километров, на Урале, человек издавна называется «людью». Там так и говорят: «Ты что за людь?»
Таким образом, ребёнок порой самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приёмами, формами народного словотворчества.
(По К. И. Чуковскому)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВРЕМЯ. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь. Отрезок времени. Хорошо провести в. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
2) ОТТЕНОК. Разновидность одного и того же цвета. Голубой цвет разных оттенков.
3) ЧУТЬЁ. У животных: способность замечать, обнаруживать органами чувств, преимущ. обонянием. Верхнее ч. у собаки (распознавание запаха по воздуху).
4) ОБНАРУЖИТЬ. что и с союзом «что». Заметить, раскрыть. О. потерю документа. О. интересные подробности.
5) ФОРМУЛА. Комбинация математических знаков, выражающая какое-н. утверждение. Алгебраическая ф.

1) ВРЕМЯ – здесь слово «время» употребляется в значении промежутка времени, в который происходит какое-то событие. Это значение соответствует предложенному «промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь».
4) ОБНАРУЖИТЬ – слово «обнаружить» используется в значении «заметить, раскрыть». Это значение совпадает с предложенным «заметить, раскрыть».

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #161610
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л. Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».
В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью».
По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.
Вот в словаре В. И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора «от 7 до 15 лет».
Потом, в советское время, эта самая пора куда-то подевалась… «Советские дети» – а потом сразу «советская молодёжь».
Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.
В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, <…> на всю жизнь. Совершаются благородные поступки, потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. Принимаются серьёзные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда.
(По М. О. Чудаковой)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ХОЗЯЙСТВО. Работы по дому, по устройству быта, связанные с течением домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.
2) ВЛАСТЬ. Государственное политическое управление и его органы. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.
3) РАСЧЁТ. Увольнение с полной выплатой заработанного. Дать р. кому-нибудь. Взять, получить р. Потребовать расчёта.
4) СЕРЬЁЗНЫЙ. Существенный и важный по содержанию и по своей роли. Серьёзная книга. С. разговор.
5) РЕШИТЬ. что. Найти ответ к задаче, искомые числа и функции. Р. задачу. Р. уравнение.

1) ХОЗЯЙСТВО – здесь слово употребляется в значении «работы по дому, по устройству быта». Это соответствует предложенному значению.
2) ВЛАСТЬ – здесь имеется в виду политическая власть, и это значение соответствует словарному объяснению «государственное политическое управление».
4) СЕРЬЁЗНЫЙ – слово «серьёзный» употребляется в значении «существенный, важный», что совпадает с данным определением.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #161612
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Здесь, в самом центре каменного хаоса, рождается река Казыр, отсюда она начинает свой стремительный бег к Енисею. Жизнь этой реке дают лёд и солнце, и казырская вода унаследовала от них заоблачный холод и вечную энергию. Силён Казыр, не везде перебродишь его, не везде переплывёшь – упругая струя подхватит смельчака, разобьёт на рыжих ослизлых валунах…
Но главное препятствие на Казыре – пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом – прорывается по длинному коридору, в третьем – прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга…
Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <…> буйный норов.
Вдоль Казыра – непролазная тайга. На взгорках – лохматые кедровники, ложбины забиты кронами елей, к сырым низинным местам собираются пахучие пихты, чтобы в полую воду вволю пошлёпать по мутной волне широкими лапами. В таком лесу тихо и сумрачно. До земли свисает с веток седой мох, гниют внизу остатки поживших своё лесных великанов. Встречаются по берегам Казыра чёрные гари, на добрую сотню километров протянулся гибник – лес, съеденный вредителями: сибирским шелкопрядом и монашенкой. Древесные скелеты подтачиваются червями и падают от ветра. Ни зверь не живёт на этом лесном кладбище, ни птица. Только вечный труженик дятел долбит и долбит сухие стволы.
(По В. А. Чивилихину)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ХАОС. Беспорядочное нагромождение, скопление чего-нибудь. Х. льдов.
2) ПОРОГ. Поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом. Высокий, низкий п. Споткнуться о п.
3) УВАЛ. Узкая и удлинённая возвышенность с пологими склонами и плоской вершиной. Песчаные увалы. По склонам увала рос орешник.
4) ПОЛЫЙ. Разлившийся после ледохода (весеннего вскрытия льда). Полая вода сбывает.
5) ДРЕВЕСНЫЙ. Получаемый из древесины. Д. уголь. Древесные материалы.

1) ХАОС – здесь слово «хаос» обозначает беспорядочное нагромождение камней, что соответствует значению «беспорядочное скопление».
3) УВАЛ – здесь слово «увал» означает географическое образование в виде возвышенности с пологими склонами, что соответствует значению «увал» в географии.
4) ПОЛЫЙ – слово «полый» употребляется в значении пустого внутри, что подходит под контекст пустоты воды.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #161617
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой.
Приметы на дорогах — это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.
Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и (…) не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
(По К. Г. Паустовскому)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) НАХОДИТЬ. Составлять некое мнение о чем-либо. Находить это возможным.
2) ОГНЕННЫЙ. Обладающий яркостью и цветом огня. Огненное оперение петуха.
3) ВРЕМЯ. Исторический период в развитии человечества. Время перемен.
4) ПОЛОЖЕНИЕ. Способ размещения частей объекта. Неудобное положение тела.
5) ПОГРУЖАТЬСЯ. Переходить в иное физическое или психическое состояние. Погружаться в уныние.

2) ОГНЕННЫЙ – здесь «огненный» используется для описания яркой, насыщенной окраски, что соответствует значению «обладающий яркостью и цветом огня».
5) ПОГРУЖАТЬСЯ – «погружается в спячку» — соответствует значению «переходить в иное физическое или психическое состояние».

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #161620
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С. С. Аверинцеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)  ПРИОБРЕСТИ. Получить в обладание. Приобрела новую книгу.
2)  КУЛЬТУРНЫЙ. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. К. человек. Культурное общество.
3) ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ. Довольно большой, значительный. О. груз. О. удар. О. объём рукописи.
4) НОСИТЕЛЬ. Тот, кто является источником распространения какой-н. инфекции (мед. биол.). Носитель бацилл.
5)  ОПЫТ. Пробное осуществление чего-нибудь, попытка осуществить что-либо. Провели опыт в лаборатории.

2) КУЛЬТУРНЫЙ — слово «культурный» в данном контексте относится к человеку, который олицетворяет или представляет собой определённый тип или образ личности, обладающей глубокой и всесторонней культурой.
3) ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ — слово «основательный» в контексте употребляется в значении «значительный», «глубокий», «серьёзный», соответствует значению «довольно большой, значительный».

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #161633
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Существует Вселенная, существует человек, объясняющий мир, выражающий эти объяснения колебаниями звука, жестами <…> письменными знаками. В вечном движении мира действуют свои закономерности, отражающиеся в языке. Поэтому, исследуя структуры языка, человек познаёт законы мира. Кроме количественных соотношений, изучаемых математикой, в природе существуют универсальные правила, относящиеся к динамической структуре изменений и превращений материи. Они невыразимы количественными соотношениями математических формул. Это законы развития и взаимодействия, они демонстрируются в языках искусства: литературе, музыке, живописи.
Поиск строгих формальных средств для выражения и изучения законов развития и взаимодействия начался в давние времена. Об этом думали и Пифагор, потрясённый несоизмеримостью диагонали и сторон квадрата, и Платон, создавший теорию диалогического взаимодействия для поиска истинных суждений, и Эйнштейн, искавший законы взаимодействия гравитации и вещества.
Философы и математики, заметив одинаковые законы развития разнообразных объектов, предложили общее понятие – «сложная система». Система – это структурно организованный объект, в котором выделяются состояния, переходы, подструктуры и взаимодействия частей. Системный подход позволяет анализировать многие сложные объекты с позиций единой общей методологии.
В 30-х годах нашего столетия логики изобрели математическую теорию алгоритмов. Алгоритм – это сложная информационная система вместе с заданными правилами функционирования. В каждый момент, зная текущее состояние системы, её правила, можно предсказать множество её возможных последующих изменений.
(По А. Ю. Анисимову)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВСЕЛЕННАЯ. Весь существующий материальный мир, неограниченный, по существу, в пространстве и времени, а также разнообразием форм, которые принимает материя в процессе своего развития. .
2) МИР. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
3) ЗНАК. Жест, движение, к-рым сигнализируют, сообщают что-нибудь. Подавать знаки рукой.
4) ПОЗВОЛЯТЬ. Дать право или возможность делать что-нибудь, разрешить; ант. запретить. Я позволил ему уехать.
5) СОСТОЯНИЕ. Положение, внешние или внутренние обстоятельства, в к-рых находится кто что н. В состоянии войны.

1) ВСЕЛЕННАЯ – в тексте слово употреблено в значении «весь существующий материальный мир», что совпадает с определением.
4) ПОЗВОЛЯТЬ – слово «позволяет» означает «даёт возможность», что соответствует приведённому значению «дать право или возможность делать что-нибудь».
5) СОСТОЯНИЕ – в тексте «состояние» используется в значении «положение, в котором находится система», что полностью совпадает с определением «положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто или что-либо».

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #161637
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Реакция читателя на новую книгу, как известно, не одинакова. Она может быть и положительной, и отрицательной. Причём положительной и отрицательной со множеством вариаций и оттенков, за которыми порой трудно увидеть, как лёг замысел произведения на сердце читателя. И лёг ли вообще. Но в этом многообразии присутствует одна легкоуловимая мысль: нужна ли читателю сама книга, ждал ли её, торопил ли писателя с его сокровенным словом? Ждал ли? Главное в этом. Подобный вопрос задают себе и сами писатели. Задаю себе и я. Чувствуем ли мы, работая над произведением, ожидание читателя? Чем продиктовано это ожидание? Простым любопытством: что нового скажет автор, как откликнется на злобу дня, чем удивит? Или ожидания другого порядка – душу бередят сомнения, томится она в поисках ответа на вопросы, а вопросы сложные, как сама жизнь.
Значит, книга должна быть ответом на вопрос, может быть, ещё не произнесённый. Ещё не сформулированный, только смутно тронувший сознание или чувства. И ещё: ожидание-то связано с временем. Вчера книга была ещё не нужна, тем более – позавчера. Нужна <…> сегодня. Я исключаю эту конъюнктуру, у неё своя сфера проявления и свои оценочные критерии. Разговор идёт о социальной потребности в книге, в определённой книге.
(По В. Д. Дудинцеву)

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВОПРОС. чего. Дело, обстоятельство, касающееся чего-нибудь, зависящее от чего-нибудь. В. времени. В. чести.
2) ПРОСТОЙ. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный).
3) НОВЫЙ. Впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. Новая техника.
4) СФЕРА. Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния.
5) ИДТИ. Находить сбыт, спрос, распродаваться (разг.). Товар хорошо идёт. Платья устарелых фасонов идут по сниженным ценам.

3) НОВЫЙ – в тексте слово «новый» используется в значении «вновь созданный, появившийся недавно», что полностью соответствует предложенному определению «впервые созданный или сделанный, появившийся недавно, взамен прежнего».
4) СФЕРА – в тексте слово «сфера» употреблено в значении «область, пределы распространения чего-нибудь», что совпадает с определением.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение