23. Смысловая и композиционная целостность текста: все задания
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пятеро мальчиков подарили цветы незнакомому человеку за прекрасное исполнение песен.
2) Илларион Певцов был тяжёлым заикой, но сила воли и страсть к искусству помогли ему стать замечательным актёром.
3) Люди всегда поддерживали Певцова и никогда не насмехались над ним.
4) Иногда у Иллариона Певцова бывали срывы, но он не отчаивался.
5) Певцов был высокомерным человеком и с негодованием отверг подаренные ему букеты из осенних листьев.
2) В предложениях (28)–(33) сказано, что Илларион Певцов был тяжёлым заикой, но благодаря силе воли и страсти к искусству смог стать известным актёром.
4) В предложениях (34)–(35) говорится, что у Певцова бывали срывы, когда он не мог играть, но он не отчаивался и не опускал руки.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов свойственно людям; каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, поэтому закономерен его интерес и к литературе, и к музыке, и к танцу, и к изображению.
2) Практически каждый человек в восприятии искусства ограничивает себя какой-то одной областью, в которой он профессионально работает.
3) Всем известно, какие поистине вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся художник-график Евгений Кибрик.
4) Продолжением пушкинской темы в искусстве можно считать и сам облик Пушкина, например памятник в Санкт-Петербурге, созданный скульптором Аникушиным, где Пушкин изображён в момент вдохновенного чтения стихов.
5) Разрозненные впечатления от мира искусства соединяются в общую картину культуры, где каждое явление значимо и оценивается в сопоставлении с другими.
1) В предложениях (2), (27) говорится о всестороннем развитии интересов и стремлении воспринимать все грани искусства. В предложении (1) утверждается, что истинный ценитель искусства не ограничивает себя одной сферой.
4) В предложениях (19)–(21) говорится о памятниках Пушкину, в том числе о памятнике работы Аникушина в Санкт-Петербурге, где поэт изображён в момент вдохновенного чтения стихов.
5) В предложениях (31)–(33) говорится, что разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры, а каждое явление оценивается в сопоставлении с другими.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Жизненный путь тех, кто думает о Родине, наполнен особым смыслом.
2) Николай Кузнецов, легендарный разведчик, называл себя патриотом.
3) В годы Гражданской войны Николай Кузнецов совершил подвиг, увековечивший его имя.
4) В годы войны закаляется характер человека, к тому же человек приобретает способность лучше понимать чувства других.
5) Судьба великих сынов России не может быть открытой и ясной.
1) В предложении (6) говорится, что для тех, кто служит Родине, жизненный путь наполнен особым смыслом.
2) В предложении (12) приводятся слова Николая Кузнецова: «Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет».
4) В предложениях (20)–(22) говорится, что война закаляет характер человека, делает его человечнее и учит понимать чужие чувства.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лосев зашёл на выставку, потому что давно хотел посмотреть картины современных художников.
2) Лосев любил историческую живопись, которая обогащает человека новыми знаниями.
3) Девушка рассказала Лосеву историю создания картины «У реки», ответила на все интересующие его вопросы.
4) На картине «У реки» Лосев увидел знакомый ему с детства пейзаж.
5) В центре полотна Лосев увидел портрет своей матери.
2) В предложениях (9)–(11) сказано, что Лосев любил историческую живопись и портреты известных людей, потому что такие картины обогащают знаниями.
4) В предложениях (50)–(51) говорится, что Лосев узнал на картине старый дом семейства Кислых в родном Лыкове, и даже услышал голос матери.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков.
2) В детстве рассказчик не размышлял о своём возрасте.
3) Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика.
4) Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим.
5) Воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.
2) В предложениях (6)–(9) рассказчик говорит, что не осознавал своего возраста и не размышлял о нём.
3) В предложении (18) говорится, что рассказчик не осуществил свою мечту о путешествии по Европе. В следующих предложениях (19)–(20) упоминается Первая мировая война, которая началась и изменила мир.
5) В предложениях (24)–(29) подчёркивается, что воспоминания появляются сами по себе, без участия воли.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика вопрос, потому что была учёным.
2) Язык помогает находить ответы на сложные вопросы.
3) По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться.
4) Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья.
5) Язык требует от человека деятельного отношения к жизни, желания бороться со всеми трудностями и победить.
2) В предложениях (11)–(15) говорится, что язык является «главным учебником» и помогает понять сложные понятия.
5) В предложениях (28)–(29) говорится, что язык требует действия: «нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье», что подчёркивает необходимость активной жизненной позиции.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Со времён Первой мировой войны Ковалёв был лучшим наводчиком артиллерийского орудия.
2) Ковалёв научил Ваню разбираться в номерах и цифрах, которыми обозначались артиллерийские расчёты.
3) Ковалёва считали истинным героем, потому что он был не только гениальным наводчиком, но и выдающимся командиром.
4) Начальство не стало выдвигать Ковалёва на более высокую должность, так как понимало, что лучше дать дорогу молодым.
5) Ковалёв был мудрым человеком, уверенным в том, что каждый хорош на своём месте.
1) В предложениях (15)–(16) сказано, что ещё во время Первой мировой войны Ковалёв считался выдающимся наводчиком, а в этой войне он снова выбрал ту же специальность.
5) В предложениях (38)–(48) отмечается, что Ковалёв понимал важность того, чтобы каждый человек занимался своим делом, и настаивал на том, что лучше быть отличным наводчиком, чем посредственным командиром.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик бросил занятия в университете, потому что в молодости ему было неинтересно учиться.
2) Со временем у человека появляются всё новые обязанности, поэтому откладывать учение не нужно.
3) Даже будучи уже квалифицированным геологом, рассказчик ощущал потребность в высшем образовании.
4) Рассказчику не удалось окончить институт экстерном.
5) Рассказчик испытывает благодарность по отношению к своим учителям.
2) В предложении (15) рассказчик сожалеет, что не завершил учёбу, когда у него было меньше обязанностей. Это подчёркивает, что откладывать образование не стоит.
3) В предложениях (11)–(13) говорится, что даже будучи квалифицированным геологом, рассказчик сталкивался с трудностями из-за отсутствия диплома, что побудило его добиваться возможности окончить институт.
5) В предложениях (20)–(21) рассказчик с теплотой говорит о своих учителях, называя их «людьми высокой души» и «настоящими педагогами», что показывает его благодарность.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.
2) Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.
3) В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.
4) Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.
5) Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.
1) В предложениях (2)–(6) говорится, что чтение отнимает много времени, а после тяжёлого дня у людей не остаётся сил на книги, даже если они понимают их ценность.
3) В предложениях (7)–(8) подчёркивается, что телевидение, интернет, смартфоны и планшеты всё чаще заменяют людям чтение книг.
5) В предложениях (23)–(28) рассказчик говорит, что его привлекают авторы с выдающейся личной историей, чьи биографии усиливают доверие к их книгам.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
2) В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
3) Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении всех его произведений.
4) Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.
5) А. Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.
2) В предложении (6) прямо указано, что в школу отбирали учеников с исключительными способностями к физике и математике.
3) В предложении (13) сказано, что Достоевский требовался почти весь, включая «Братьев Карамазовых». Это подтверждает, что учитель настаивал на прочтении всех его произведений.
4) В предложении (18) упоминается, что после уроков Юрия Викторовича ученики стали читать ещё больше и даже записывались в библиотеку, чтобы получить редкие книги.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Возможность передышки ‒ месяц в запасном полку ‒ воспринималась солдатами как награда.
2) Совершив гадкий поступок, рассказчик не находил себе оправдания и старался мелкими поступками вернуть уважение к самому себе.
3) Выбор лейтенанта, с кем идти за хлебом, пал на самого пожилого бойца в роте связи гвардейского полка.
4) Тёмные, голодные, измученные походом лица солдат казались рассказчику, укравшему полбуханки, невероятно красивыми.
5) Дурные поступки могут сделать человека безобразным.
2) В предложениях (23)–(24) рассказчик осознаёт, что не может оправдать свой поступок, а в предложениях (52)–(54) он описывает, как старался завоевать самоуважение своими действиями.
4) В предложении (48) рассказчик замечает, что солдаты, несмотря на голод и усталость, выглядят поразительно красиво.
5) В предложениях (49)-(50) подчёркивается, что чувство вины делает человека безобразным в его собственных глазах.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сашка рассчитывал на помощь Серёжи на экзамене.
2) Серёже было стыдно за водителя, пассажиров маршрутного такси и за себя, но он не сразу решился предложить помощь бабушке.
3) Пассажиры маршрутного такси с пониманием отнеслись к просьбе бабушки отвезти её к сельскому врачу.
4) Водитель сначала с насмешкой отнёсся к просьбе бабушки подвезти её поближе к травматологическому отделению больницы.
5) Узнав о том, что травматологическое отделение находится рядом с главным зданием больницы, Серёжа пожалел о своём решении выйти из маршрутного такси вслед за бабушкой.
1) В предложениях (3)–(6) Сашка звонит Серёже и выражает беспокойство по поводу того, что Серёжа опаздывает на экзамен. Он говорит: «Ты-то ещё сдашь, а мне без тебя конец!» — это показывает, что он рассчитывает на помощь Серёжи на экзамене.
2) В предложениях (16)–(19) Серёжа чувствует стыд: «стыдно, что некому помочь бабушке», он не решается предложить помощь, потому что боится, что его сочтут выскочкой.
4) В предложении (15) говорится, что водитель изначально с насмешкой отнёсся к просьбе бабушки. Он даже говорит, что и другим пассажирам не легко, и что он не будет искать какой-то там корпус.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время.
2) Рассказчик с самого начала знал, что книга без первых и последних страниц написана Львом Николаевичем Толстым, именно поэтому он был так увлечён её содержанием.
3) Книга Льва Николаевича Толстого случайно оказалась в руках рассказчика: он не искал произведения этого писателя целенаправленно.
4) Рассказчик почувствовал доброе отношение к себе со стороны автора книги.
5) Впервые на толстовскую «диалектику души» указал Владимир Набоков.
1) В предложении (3) сказано, что рассказчику было около 12 лет, а война закончилась два года назад, значит, события происходят в послевоенное время.
3) В предложении (10) сказано, что рассказчик случайно нашёл книгу, перебирая другие, а не искал специально Толстого.
4) В предложении (15) он говорит, что автор как будто знал о нём всё и рассказывал «откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.
2) Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.
3) Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.
4) Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.
5) Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.
1) В предложениях (5)–(8) говорится, что немецкие танки открыли огонь по санитарному поезду, расстреливая раненых даже после того, как они выбрались наружу.
4) В предложениях (41)–(43) сказано, что, пока рассказчик спал, Ромашов украл у него мешок с сухарями, флягу с водой и пистолет.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подробности земной жизни хорошо видны из космоса.
2) В процессе развития жизни на нашей планете древние живые организмы уступали место более совершенным.
3) Любой человек, очутившись на природе, всегда может увидеть журавлей, услышать крики перепёлок, глухариный ток.
4) Человек разрушает среду, где комфортно живут животные.
5) В Америке сохранилась культовая птица – белоголовый орлан, который охраняется государством.
2) В предложениях (19)–(20) говорится, что живые организмы уступали место более совершенным в процессе эволюции.
4) В предложении (29) говорится, что человек разрушает среду обитания животных, что ведёт к исчезновению многих видов.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик постоянно вспоминает изречение древнего мудреца о силе слова, ещё в юности вычитанное им.
2) Заменяя живой и светлый язык речевым мусором, мы проявляем холодное безразличие к своей стране и своему народу.
3) Автор заночевал в шалаше на берегу Старицы, так как опасался, что не успеет вернуться домой до захода солнца.
4) Стихотворения русских поэтов, которые автор вспоминал почти всю ночь напролёт, вернули ему веру в могущество русского языка.
5) Увидев фанерный щит с лозунгом, адресованным дояркам, рассказчик обрадовался богатству русской речи.
2) В предложении (24) подчёркивается, что замена живого языка «речевым мусором» – проявление невежества и наплевательского отношения к стране и её истории.
4) В предложении (37) говорится, что стихи русских поэтов вернули автору веру в могущество русского языка.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В играх детей довоенного поколения отражалась их жизнь.
2) Самолёт, который вёз гуманитарный груз челюскинцам, совершил вынужденную посадку в Якутии из-за плохих метеоусловий.
3) Рассказчика печалит, что свобода для современной молодёжи порой оборачивается безмятежностью.
4) Поколение рассказчика жаждало не личного счастья, а личного подвига.
5) Из сорока пяти учащихся седьмого «Б» класса до старости дожили только четверо.
1) В предложениях (6)–(7) говорится, что дети играли в то, чем жили сами: соревновались за право написать письмо папанинцам, посещали заводы, встречали испанских детей.
3) В предложениях (28)–(30) сказано, что современная молодёжь убеждена, что войны не будет, и это прекрасно, но между их поколением и поколением рассказчика лежит не просто разница в возрасте, а разница в восприятии жизни.
4) В предложениях (50)–(52) подчёркивается, что поколение рассказчика жаждало не личного счастья, а личного подвига, не осознавая, что подвиг требует времени и усилий, прежде чем проявиться.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.
2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.
3) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.
4) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.
5) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.
1) В предложениях (4)–(7) рассказчик говорит, что воспоминания о детстве, особенно связанные с матерью, освежают его душу и являются источником наслаждений.
3) В предложениях (1)–(3) подчёркивается, что детство для рассказчика связано с беззаботностью, весёлостью и сильной потребностью в любви.
5) В предложениях (5)–(6), (17)–(19) описано, как Николенька, выпив молоко, засыпает под голос матери и сквозь сон чувствует её нежное прикосновение.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Буфетчица кормила жившего милостыней бездомного мальчика за счёт буфета.
2) В глазах мальчика была тоска по тому, чего у него не было.
3) По мнению рассказчика, когда у человека нет счастья, ему очень много нужно, чтобы быть счастливым.
4) Рассказчик встретился со своим соседом по вагону в вокзальном буфете.
5) Без чувства родной страны не может быть настоящего человеческого характера.
2) В предложении (30) говорится, что «тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет», а также по другим элементам домашнего уюта, которых он лишён.
5) В предложении (34) сказано: «Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой её мелочи – нет настоящего человеческого характера».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Мама Андрея была наблюдательным человеком, она научила сына видеть красоту окружающего мира и радоваться ей.
2) Мама разрешила Андрею писать доносы на одноклассников и отдавать их учительнице.
3) История капитана Скотта, рассказанная мамой, до глубины души потрясла Андрея.
4) Окончив лётное училище, Андрей спас команду отважных исследователей на Южном полюсе.
5) Мама понимала Андрея с полуслова, ей ничего не нужно было объяснять.
1) В предложениях (7)–(21) описано, как мать учила Андрея видеть и ценить окружающий мир, замечать детали природы, радоваться простым вещам.
3) В предложениях (37)–(39) показано, что история капитана Скотта глубоко потрясла Андрея: он долго не мог выбросить её из головы, представлял себя в той ситуации, переживал за исследователей.
5) В предложениях (50)–(53) подчёркивается, что мама легко включилась в игру Андрея, не пыталась поправлять его, сразу поняла его замысел.