22. Задача: Социальные отношения
Семья Быченковых состоит из трёх человек: супругов Алексея и Ксении и их дочери. Ксения работает зубным врачом в муниципальной поликлинике, Алексей, офицер в отставке, получает пенсию; как индивидуальный предприниматель он открыл автомастерскую. Средства семейного бюджета расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Семья владеет собственным домом, на приусадебном участке выращивает необходимые и любимые овощи и фрукты, разводит кур и кроликов.
К какому типу (в зависимости от структуры) можно отнести эту семью? Какой факт из условия задачи характеризует обязательные расходы семьи? Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности Быченковых? Какие три вида денежных доходов получают Быченковы?
Семья Быченковых является нуклеарной семьёй, так как состоит из супругов и их ребёнка, то есть представляет собой минимальную семейную единицу без включения других родственников.
Обязательные расходы семьи иллюстрируются тем, что средства семейного бюджета в первую очередь тратятся на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Эти расходы являются необходимыми для поддержания жизнедеятельности семьи.
Пример деятельности Быченковых, связанный с выращиванием овощей и фруктов, а также разведением кур и кроликов, иллюстрирует экономическую функцию семьи. Это связано с тем, что семья самостоятельно обеспечивает себя продуктами питания, что снижает расходы на их покупку.
Три вида денежных доходов, получаемых Быченковыми:
1) заработная плата Ксении как зубного врача в муниципальной поликлинике;
2) пенсия Алексея как офицера в отставке;
3) доход от предпринимательской деятельности Алексея (автомастерская).
Семья Филатовых состоит из пяти человек: Арины, Петра и их троих детей. Супруги работают инженерами на машиностроительном предприятии, дети учатся в школе. Средства семьи расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.
Какая функция семьи описана в условии задачи? Какие ещё функции выполняет семья? (Назовите любые две функции.) Почему семья Филатовых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Филатовых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.)
Функция семьи, описанная в условии задачи — экономическая функция (распределение доходов, обеспечение материальных потребностей семьи, таких как еда, одежда, лекарства, транспорт и коммунальные услуги).
Другие функции семьи:
1) воспитательная функция (передача знаний, норм и ценностей детям, их социализация);
2) эмоционально-психологическая функция (поддержка, забота и создание комфортной атмосферы для всех членов семьи).
Семья Филатовых состоит из супругов и их детей, что является характерным признаком нуклеарной семьи. В ней отсутствуют представители старшего поколения (бабушки, дедушки) или другие родственники.
Вопросы для определения типа семьи (патриархальная или демократическая):
1) Кто в семье принимает основные решения (например, финансовые или бытовые)?
2) Как распределены обязанности между супругами (равномерно или доминирует один из супругов)?
Дарья рассказала Милане по секрету о проблемах во взаимоотношениях со своей мачехой. Милана рассказала об этом третьему лицу. Друзья перестали общаться с Миланой, обвинив её в непорядочности.
Какой вид социальных норм в данном случае стал основой социального контроля? Поясните своё мнение. Определите вид (тип) применённой социальной санкции, назвав две её характеристики. Приведите ещё один пример санкции этого вида (типа).
Вид социальных норм, ставший основой социального контроля — моральные нормы. Они регулируют поведение людей на основе представлений о добре и зле, порядочности и справедливости. В данном случае друзья осудили Милану за нарушение доверия, что связано с моральными принципами.
Вид (тип) применённой социальной санкции — неформальная негативная санкция. Это выразилось в осуждении Миланы друзьями и прекращении общения с ней.
Характеристики санкции:
1) неформальная (применяется без участия официальных органов);
2) негативная (направлена на наказание за нарушение норм).
Пример другой неформальной негативной санкции — общественное осуждение человека за грубое поведение в общественном месте (например, за хамство в транспорте).
В стране Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к видеоурокам, другим цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт. Образование как социальный институт обеспечивает процесс сохранения, развития и трансляции духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция интернационализации образования.
Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция интернационализации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует социально-культурную функцию образования? Какие ещё функции выполняет образование? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)
Тенденция образования, описанная, но не названная в условии задачи — цифровизация образования (использование интернет-технологий, видеоуроков и других цифровых материалов в образовательном процессе).
Интернационализация образования может проявляться в обмене студентами и преподавателями между странами, внедрении международных образовательных стандартов, участии в международных образовательных программах и получении двойных дипломов.
Образование обеспечивает процесс сохранения, развития и трансляции духовного наследия общества.
Другие функции образования (не из условия задачи):
1) социализация (передача знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе);
2) экономическая функция (подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей экономики).
Денис предложил Михаилу свою помощь в ремонте автомобиля, но уехал на юбилей к бабушке в другой город. Михаил обиделся и не отвечал на телефонные звонки Дениса. Общение не возобновилось и после возвращения Дениса.
Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Михаила? Объясните, почему этот способ нельзя признать эффективным для разрешения данной ситуации. Опираясь на обществоведческие знания, личный социальный опыт, назовите один более эффективный способ поведения в межличностном конфликте. Кратко прокомментируйте свой выбор.
Поведение Михаила иллюстрирует избегание (уклонение) как способ поведения в межличностном конфликте. Он игнорирует общение с Денисом, не отвечает на звонки и не пытается обсудить ситуацию, чтобы разрешить конфликт.
Избегание неэффективно, потому что:
1) конфликт остаётся неразрешённым, что может привести к накоплению обид и ухудшению отношений;
2) отсутствие коммуникации не позволяет сторонам понять мотивы и чувства друг друга;
3) ситуация может усугубиться, если обиды перерастут в более серьёзные разногласия.
Более эффективным способом является компромисс. Он предполагает, что обе стороны готовы пойти на уступки, чтобы найти взаимовыгодное решение. В данном случае Михаил мог бы обсудить с Денисом причины своего разочарования, а Денис — объяснить свои обстоятельства. Это помогло бы восстановить доверие и сохранить дружеские отношения. Компромисс эффективен, потому что он направлен на поиск взаимопонимания и сохранение отношений. В отличие от избегания, этот способ позволяет сторонам выразить свои чувства, понять друг друга и найти решение, которое устроит всех.
Семья Луковниковых состоит из шести человек: супругов Бориса и Регины, двоих их сыновей и родителей Бориса. Регина ведёт домашнее хозяйство, Борис и его отец работают по найму, мать Бориса – предприниматель, владеет туристической фирмой. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских и коммунальных услуг, обслуживание двух личных автомобилей.
К какому типу в зависимости от структуры можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует приведённый в задании пример деятельности семьи Луковниковых? Каковы источники доходов семейного бюджета Луковниковых? (На основе условия задачи укажите два типа источников. Не следует выписывать упомянутые в условии виды деятельности.) Какие ещё функции выполняет семья? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)
Семья Луковниковых относится к расширенной семье, так как в её состав входят представители нескольких поколений: супруги, их дети и родители Бориса.
Приведённый пример иллюстрирует хозяйственно-экономическую функцию семьи (распределение доходов, обеспечение материальных потребностей семьи, таких как еда, одежда, транспорт, медицинские и коммунальные услуги).
Источники доходов семейного бюджета Луковниковых:
1) заработная плата;
2) предпринимательский доход.
Другие функции семьи (не из условия задачи):
1) воспитательная функция (передача знаний, норм и ценностей детям, их социализация);
2) эмоционально-психологическая функция (поддержка, забота и создание комфортной атмосферы для всех членов семьи).
Правительство государства Z активно сотрудничает с соседними государствами по вопросу унификации национальных систем образования, реализации единых учебных программ, взаимного признания государствами документов об образовании.
Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.
Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции (кроме функции социального лифта) выполняет образование? (Назовите любые две функции.)
Тенденция развития образования, описанная, но не названная в условии задачи — интернационализация образования. Она проявляется в сотрудничестве государства Z с соседними странами по унификации систем образования, реализации единых учебных программ и взаимном признании документов об образовании.
Образование становится непрерывным, потому что технологии и требования рынка труда постоянно меняются. Чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо регулярно обновлять свои знания и навыки, осваивать новые профессии и адаптироваться к изменениям в экономике.
Функция образования как социального лифта иллюстрируется тем, что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии.
Другие функции образования (кроме функции социального лифта):
1) социализация (передача знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе);
2) экономическая функция (подготовка квалифицированных кадров для различных отраслей экономики).