22. Задача: Человек и общество
Гражданин России А. П. Марьин прошёл путь от рабочего до главного инженера химического комбината. Уставный капитал комбината разделён на определённое число ценных бумаг, владельцы которых, в том числе А. П. Марьин, ежегодно получают часть прибыли в виде дивидендов.
Какое социальное явление может быть проиллюстрировано на примере профессиональной карьеры А. П. Марьина? (Укажите социальное явление и два его вида по разным основаниям.) Какова организационно-правовая форма предприятия, на котором работает А. П. Марьин? (Укажите вид хозяйственного общества.) Как владельцы ценных бумаг несут риск убытков, связанных с деятельностью данного предприятия? Отвечают ли они по его обязательствам?
Социальное явление, проиллюстрированное на примере профессиональной карьеры А. П. Марьина — социальная мобильность (перемещение индивида или группы в социальной структуре).
Виды социальной мобильности:
1) вертикальная мобильность (переход на более высокий социальный уровень, от рабочего до главного инженера);
2) индивидуальная мобильность (изменение социального положения в течение жизни одного человека).
Организационно-правовая форма предприятия, на котором работает А. П. Марьин — акционерное общество (АО). Это следует из того, что уставный капитал предприятия разделён на ценные бумаги (акции), а владельцы этих бумаг получают дивиденды.
Владельцы ценных бумаг (акционеры) несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Они не отвечают по обязательствам предприятия своим личным имуществом, так как акционерное общество является самостоятельным юридическим лицом.
В государстве Z активно развиваются новейшие технологии и инновации, в структуре занятости увеличивается доля «интеллектуалов» (представителей науки, исследователей), в структуре экономики доминирует сфера услуг. Большинство семей в государстве Z относится к нуклеарному типу.
В ходе социологических опросов было установлено, что в государстве Z в период с 2012 по 2022 г. на 35% выросла доля учащихся школ, выбравших наиболее удобную форму образования в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Глава государства получает власть по праву наследования. Выборы в законодательное собрание происходят регулярно, на альтернативной основе. Государство Z включает в себя 10 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.
К какому типу относится общество государства Z? Какие семьи называют нуклеарными? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z?
Тип общества государства Z — постиндустриальное. Это следует из того, что в государстве Z активно развиваются новейшие технологии, увеличивается доля «интеллектуалов» (представителей науки и исследователей), а в структуре экономики доминирует сфера услуг.
Нуклеарные семьи – это семьи, состоящие из супругов и их детей, то есть минимальная семейная единица без включения других родственников.
Тенденция развития образования, иллюстрируемая приведёнными данными — гуманизация образования (ориентация на выбор наиболее удобной формы обучения в соответствии с целями и интересами учащихся).
Форма государственного (территориального) устройства государства Z — унитарное государство. Это следует из того, что государство Z включает в себя 10 территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью.
В государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и происходит внедрение робототехники в производство.
В результате внедрения новых технологий значительная часть рабочих промышленных предприятий потеряла работу. Недовольные рабочие решили провести согласованный митинг, целью которого было привлечение внимания государства к проблеме безработицы. Рабочих поддержала проигравшая на предыдущих выборах политическая партия, противостоящая политическому курсу правительства государства Z.
К какому типу относится общество государства Z? Какой тип безработицы описан в условии задания? К какой группе прав и свобод человека и гражданина относится право проводить митинги? К какому виду/типу (по участию во власти / по отношению к ней) относится партия, поддержавшая рабочих?
Тип общества государства Z — постиндустриальное. Это следует из того, что в государстве Z развиваются современные технологии, возрастает роль непрерывного образования, процветает сфера услуг и внедряется робототехника в производство.
Тип/вид безработицы, описанный в условии задания, — структурная безработица. Она возникает из-за изменений в структуре экономики, таких как развитие цифровых технологий и роботизация производства. Эти изменения приводят к тому, что квалификация работников перестаёт соответствовать новым требованиям рынка труда. Например, рабочие, ранее занятые на устаревших производствах, могут оказаться невостребованными, так как их навыки не подходят для работы с современным оборудованием или программным обеспечением. При этом спрос на рабочую силу определённой квалификации (например, IT-специалистов или инженеров) может оставаться высоким, но работники с устаревшими навыками не могут её заполнить.
Группа прав и свобод, к которой относится право проводить митинги — политические права и свободы. Право на проведение митингов относится к свободе собраний и является одним из ключевых политических прав.
Вид/тип партии, поддержавшей рабочих (по участию во власти / по отношению к ней) — оппозиционная партия. Это следует из того, что партия проиграла на предыдущих выборах и противостоит политическому курсу правительства.
В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к различным цифровым учебным материалам.
Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что получение качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция гуманизации образования.
Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции выполняет образование? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)
Тенденция образования, описанная, но не названная в условии задачи — цифровизация образования (использование интернет-технологий, цифровых учебных материалов и дистанционного обучения).
Гуманизация образования может проявляться в уважении к личности ученика, учёте его индивидуальных потребностей и интересов, а также в создании комфортной образовательной среды. Например, введение индивидуальных учебных планов или программ, учитывающих способности и интересы каждого ученика.
Факт, иллюстрирующий функцию образования как социального лифта — получение качественного образования и профессии позволяет гражданам повышать свой социальный статус и занимать более престижные места в социальной иерархии.
Другие функции образования:
1) социализация (передача знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе);
2) культурная функция (сохранение и передача культурного наследия, традиций и достижений общества).
В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к видеоурокам, другим цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что качественные образование и профессия позволяют гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечаются тенденция интернационализации образования и активная роль образования в социализации граждан.
Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует социально-культурную функцию образования? В чём может проявляться тенденция интернационализации образования? (Приведите собственный пример / собственное объяснение.) Что, по Вашему мнению, характеризует роль образования в социализации граждан?
Тенденция образования, описанная, но не названная в условии задачи — цифровизация образования (использование интернет-технологий, видеоуроков и других цифровых материалов в образовательном процессе).
Факт, иллюстрирующий социально-культурную функцию образования — образование обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества.
Интернационализация образования может проявляться в обмене студентами и преподавателями между странами, внедрении международных образовательных стандартов и программ, а также в создании совместных образовательных проектов.
Образование играет ключевую роль в социализации, так как оно передаёт знания, нормы, ценности и навыки, необходимые для жизни в обществе. Оно помогает гражданам адаптироваться к социальным ролям, развивать критическое мышление и формировать гражданскую позицию.
В государстве Z число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что качественное образование и профессия позволяют гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека. При этом жители государства Z отмечают интернационализацию образования.
Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции (кроме функции социального лифта) выполняет образование? (Назовите любые две функции.) Что может свидетельствовать об интернационализации образования?
В условиях инновационного развития экономики технологии и требования к профессиям быстро меняются. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, человеку необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки, что делает образование непрерывным процессом на протяжении всей жизни.
Качественное образование и профессия позволяют гражданам повышать свой социальный статус и занимать более престижные места в социальной иерархии.
Другие функции образования (кроме функции социального лифта):
1) социализация (передача знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в обществе);
2) культурная функция (сохранение и передача культурного наследия, традиций и достижений общества).
Интернационализация образования может проявляться в обмене студентами и преподавателями между странами, внедрении международных образовательных стандартов, участии в международных образовательных программах и получении двойных дипломов.
В государстве Z инновационные технологии внедрены в различные области жизни, включая процессы производства и управления, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна. В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Правительство формируется из представителей партий, обладающих большинством голосов в парламенте, а глава правительства возглавляет исполнительную власть. В полномочия парламента входит контроль за деятельностью правительства. Президент, избираемый парламентом, является главой государства и выполняет представительские функции. Государственная служба статистики показала, что в государстве Z преобладают семьи нуклеарного типа.
К какому типу относится общество Z? К какому типу относится экономика Z? Какова форма правления Z? (Дайте полное название.) Какую семью называют нуклеарной?
Тип общества государства Z — постиндустриальное. Это следует из того, что в государстве Z активно внедряются инновационные технологии, развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, что характерно для постиндустриального этапа развития.
Тип экономики государства Z — рыночная. Это подтверждается тем, что основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива, а доля государственного сектора незначительна.
Форма правления государства Z — парламентская республика. Это следует из того, что правительство формируется из представителей партий, обладающих большинством в парламенте, а президент, избираемый парламентом, выполняет представительские функции.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из супругов и их детей, то есть минимальная семейная единица без включения других родственников.
В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2018 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в Z преобладают семьи демократического типа. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство?
Тип общества государства Z — постиндустриальное. Это следует из того, что в государстве Z активно внедряются инновационные технологии, развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, а также возрастает роль науки и образования.
Тенденция развития образования, иллюстрируемая приведёнными данными — гуманизация образования (ориентация на выбор наиболее удобной формы обучения в соответствии с целями и интересами учащихся).
Характеристики семьи демократического типа:
1) равноправие супругов (решения принимаются совместно, обязанности распределяются равномерно);
2) уважение к интересам и мнениям всех членов семьи (включая детей).
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Это характерно для унитарного государства, где регионы подчиняются центральной власти.
В государстве Z в период с 2012 по 2017 г. проводилась реформа образования. За пять лет в школах страны Z на треть увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий, число получающих дистанционное образование выросло в два раза. Кроме того, учащиеся и их родители отмечают тенденцию гуманизации образования.
Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека.
Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример.) Почему в условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека? (Приведите собственное объяснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта?
Тенденция развития образования, описанная, но не названная в условии задачи — информатизация образования (активное внедрение интернет-технологий и рост дистанционного обучения).
Тенденция гуманизации образования может проявляться в индивидуализации обучения, например, когда ученики могут выбирать предметы для углублённого изучения в соответствии со своими интересами, или в создании комфортной атмосферы на уроках, где учитываются психологические особенности учащихся.
В условиях инновационного развития экономики образование становится непрерывным на протяжении всей жизни человека, потому что технологии и требования рынка труда постоянно меняются. Чтобы оставаться конкурентоспособным, человеку необходимо регулярно обновлять свои знания и навыки, осваивать новые профессии и адаптироваться к изменениям в экономике.
Наличие качественного образования и профессии позволяет гражданам страны Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Это показывает, что образование даёт возможность улучшить своё положение в обществе и получить доступ к более высокооплачиваемым и уважаемым профессиям.
Для открытия мастерской по ремонту автомобилей предприниматель взял кредит, закупил оборудование, запчасти и другие необходимые материалы. Он нанял на условиях сдельной оплаты 28 работников.
Что характеризует предпринимательскую деятельность? (Укажите любые три признака.) Какая постоянная издержка упомянута в условии задачи? Какие еще постоянные издержки в краткосрочном периоде могут быть у владельца мастерской по ремонту автомобилей? (Назовите любые две постоянные издержки.) Какие две переменные издержки названы в условии?
Признаки предпринимательской деятельности:
1) самостоятельность — предприниматель самостоятельно принимает решения о создании мастерской, закупке оборудования и найме работников;
2) риск — предприниматель взял кредит, что связано с финансовыми рисками;
3) направленность на получение прибыли — деятельность мастерской направлена на оказание услуг и получение дохода.
Постоянная издержка, упомянутая в условии задачи — выплата процентов по кредиту (так как кредит необходимо обслуживать независимо от объёмов производства).
Другие постоянные издержки в краткосрочном периоде:
1) коммунальные платежи;
2) заработная плата административного персонала (например, бухгалтера или управляющего).
Переменные издержки, названные в условии задачи:
1) затраты на запчасти и материалы (их количество зависит от объёма ремонтных работ);
2) заработная плата работников на сдельной оплате (зависит от количества выполненных работ).
Гражданин А работает водителем автобуса, получает фиксированную заработную плату и уплачивает НДФЛ в размере 13%.
Какая форма зарплаты выплачивается гражданину А.? Каковы преимущества данной формы заработной платы для работника? К какому виду налогов по уровню бюджета относится НДФЛ? Какие еще налоги относятся к тому же уровню? (приведите два примера таких налогов).
Форма зарплаты, выплачиваемая гражданину А — оклад, так как он получает фиксированную сумму за определённое количество отработанного времени.
Преимущества окладной формы заработной платы — стабильность дохода, работник знает, какую сумму он получит в конце месяца, независимо от объёма выполненной работы;
Вид налога (по уровню бюджета), к которому относится НДФЛ — федеральный, так как он поступает в федеральный бюджет.
Другие налоги, относящиеся к федеральному уровню:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) налог на прибыль организаций.
Иван, используя мобильные приложения, оплачивает услуги ЖКХ, управляет своими банковскими счетами, оформляет страховку на квартиру и автомобиль.
Какое понятие используют экономисты для обозначения получаемых Иваном услуг? (Дайте наиболее общее название.) Как называют процесс внедрения в экономику информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым стало возможным дистанционное получение потребителем различных услуг? Какие действия может включать в себя управление банковским счётом? Почему банки заинтересованы в развитии технологий дистанционного оказания услуг?
Понятие, используемое экономистами для обозначения получаемых Иваном услуг — финансовые услуги, так как Иван оплачивает ЖКХ, управляет счетами и оформляет страховку, что относится к сфере финансов.
Процесс внедрения в экономику информационно-коммуникационных технологий — цифровизация экономики. Он позволяет оказывать услуги дистанционно, используя интернет и мобильные приложения.
Управление банковским счётом включает проверку баланса, переводы, оплату счетов и открытие вкладов.
Почему банки заинтересованы в развитии технологий дистанционного оказания услуг:
1) снижение затрат — дистанционные услуги уменьшают необходимость в физических отделениях и персонале;
2) удобство для клиентов — упрощение доступа к услугам повышает лояльность клиентов;
3) расширение клиентской базы — возможность обслуживать клиентов из разных регионов и стран;
4) повышение конкурентоспособности — инновационные технологии делают банк более привлекательным для клиентов.
Антон работает менеджером в строительной компании, женат, имеет двоих несовершеннолетних детей. В связи с началом крупного строительного проекта он переехал в другой город, где занял такую же должность с аналогичной зарплатой. Антон впервые приобрёл квартиру, а также купил новый автомобиль и завёл собаку.
Какой вид социальной мобильности иллюстрирует пример Антона? Какой федеральный налог уплачивает Антон? Какой налоговый вычет он может получить? Какие социальные статусы характерны для Антона (укажите два любых статуса)?
Вид социальной мобильности, иллюстрируемый примером Антона — горизонтальная социальная мобильность, так как он сменил место работы на аналогичную должность с той же зарплатой, не изменив своего социального положения.
Антон уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13% от своей заработной платы.
Антон может получить имущественный налоговый вычет за покупку квартиры, так как он впервые приобрёл жильё. Этот вычет позволяет вернуть часть уплаченного НДФЛ.
Социальные статусы Антона:
1) менеджер (профессиональный статус);
2) семьянин (статус, связанный с семейным положением: муж и отец двоих детей).
Социологические службы страны Y проводили опрос молодых граждан о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. 72% опрошенных считают, что молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя в первую очередь из-за безработицы и бедности. Только 15% называют в этой связи собственную инертность и отсутствие целеустремлённости.
По какому критерию выделяется такая социальная общность, как молодёжь? Какие общие черты характерны для представителей молодёжи? (Укажите любые три черты.) Как Вы думаете, опрошенные объясняют свои проблемы прежде всего объективными или субъективными обстоятельствами? Поясните свой ответ. Что такое безработица?
Молодёжь выделяется по возрастному критерию. По закону «О молодёжной политике в Российской Федерации», молодёжь — социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно.
Общие черты, характерные для представителей молодёжи:
1) социальная активность — молодёжь часто участвует в общественной жизни, ищет новые возможности для самореализации;
2) освоение социальных ролей — молодые люди находятся в процессе получения образования, профессионального становления и создания семьи;
3) высокая мобильность — молодёжь легче адаптируется к изменениям и готова к переездам в поисках лучших условий жизни.
Опрошенные объясняют свои проблемы прежде всего объективными обстоятельствами, так как 72% респондентов связывают трудности с безработицей и бедностью, которые являются внешними факторами. Только 15% упоминают субъективные причины, такие как инертность и отсутствие целеустремлённости.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, хотя активно её ищет. Безработица измеряется как отношение числа безработных к общей численности рабочей силы.
В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг.
Укажите тип данного общества. Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе? Назовите два других, известных вам типа обществ.
Тип общества в стране Z — постиндустриальное. Это следует из того, что в стране наблюдается компьютеризация, информатизация и преобладание занятости в сфере услуг.
В постиндустриальном обществе преобладает рациональное и бережное отношение к природе. Активно развиваются технологии, направленные на сохранение окружающей среды, и внедряются экологические стандарты.
Основным фактором производства в постиндустриальном обществе является знание (информация). Научные исследования, технологии и информация играют ключевую роль в экономике.
Другие типы обществ:
1) традиционное — основано на сельском хозяйстве, ручном труде и традициях;
2) индустриальное — характеризуется развитием промышленности, машинным производством и урбанизацией.
В государстве Z обсуждается проведение избирательной реформы, в результате которой граждане, достигшие восемнадцатилетия, будут участвовать в выборах Законодательного совета, а с 25 лет получат право быть избранными в него. Природные условия страны Z благоприятны для выращивания риса, и большинство населения занято в этой сфере. Правительство Z стремится увеличить производство риса экстенсивным путём. Возделывание этой культуры осуществляется преимущественно вручную на небольших участках, разделённых между семьями. Каждая семья стремится, чтобы старший сын закончил школу и получил высшее образование, благодаря которому он сможет пойти на государственную службу.
Какой тип общества существует в стране Z? Какой возраст осуществления активного избирательного права будет установлен в государстве после реформы? Какой вид социальной мобильности описан в задании (укажите две характеристики)? Каким способом можно добиться экстенсивного экономического роста (укажите любые два способа)?
Тип общества в стране Z — традиционный. Это следует из того, что большинство населения занято сельским хозяйством (выращиванием риса), преобладает ручной труд, а социальная структура основана на традициях (например, стремление к образованию и государственной службе для старшего сына).
После реформы активное избирательное право (право голосовать) будет предоставлено гражданам, достигшим 18 лет.
Вид социальной мобильности, описанный в задании:
В задании описан индивидуальный и вертикальный вид социальной мобильности:
1) индивидуальная мобильность — старший сын в семье получает высшее образование и переходит на государственную службу;
2) вертикальная мобильность — переход на государственную службу означает повышение социального статуса.
Способы достижения экстенсивного экономического роста:
1) увеличение площади обрабатываемых земель (например, освоение новых участков для выращивания риса);
2) увеличение количества работников в сельском хозяйстве (например, привлечение большего числа людей для ручного труда).