20. Анализ источников: аргументы: Право
Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.
Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.
С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
(С. И. Самыгин)
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
1) Право как ограничитель государственной власти.
Право играет ключевую роль в ограничении действий государства, устанавливая рамки, в которых оно может действовать, и обеспечивая защиту прав и свобод граждан. Это предотвращает произвол и злоупотребление властью, создавая основу для правового государства, где закон обязателен для всех, включая самих представителей власти.
2) Право как инструмент регулирования общественных отношений.
Право является основным механизмом, с помощью которого государство регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения, разрешения конфликтов и обеспечения порядка. Оно способствует стабильности и предсказуемости в обществе, что необходимо для его нормального функционирования и развития.
3) Право как основа легитимности государства.
Право обеспечивает легитимность государства, так как через законы и правовые нормы оно выражает волю общества и обеспечивает согласование интересов различных социальных групп. Соблюдение правовых норм государством укрепляет доверие граждан к власти и способствует поддержанию социального консенсуса, что является важным условием для устойчивого развития государства.
В науке конституционного права наиболее распространённым критерием классификации прав и свобод выступает реальное содержание прав и свобод человека и гражданина. Все основные права и свободы образуют определённую систему в соответствии со сферами деятельности (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные).
Представляется, что политические права являются инструментом борьбы за все иные права и свободы человека и гражданина. Они являются необходимым условием для реализации любых прав. <…>
Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством. Политические права и свободы включают следующие связи между государством и его гражданами: во-первых, право участвовать в управлении государством, во-вторых, право воздействовать на политические отношения. Политические права придают народу реальную значимость как первичному источнику власти, составляют органическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Именно с помощью политических прав гражданин становится участником политического процесса, получает возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества, участвовать в формировании и осуществлении государственной власти. Политические права обеспечивают активную самореализацию человека в обществе. Они оказывают непосредственное влияние на прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма и уровень политической культуры населения.
В отличие от других прав человека, где личность выступает в качестве индивидуальности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями (гражданские права), труженика и собственника (экономические права), участника социальной и культурной жизни (социальные и культурные права), в политических правах воплощаются интересы человека как политического деятеля, участника политических процессов, протекающих в обществе.
Важное отличие политических прав – их тесная связь с обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод, согласно Конституции Российской Федерации, признаются за гражданами. Однако, например, право на объединение, свобода мысли и слова гарантируются каждому человеку.
(По С. А. Афанасьевой)
Автор отмечает связь политических прав с гражданством конкретного государства. Используя обществоведческие знания, назовите и объясните любые три принципа гражданства Российской Федерации. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Принцип единого гражданства.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории республик в составе России, одновременно являются гражданами этих республик. Это означает, что гражданство РФ является единым и равным для всех, независимо от места их проживания или национальной принадлежности, что способствует сохранению целостности государства и равенству прав всех его граждан.
2) Принцип недопустимости лишения гражданства.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. Этот принцип гарантирует защиту прав человека и предотвращает произвольные действия со стороны государства, обеспечивая стабильность правового статуса личности и её связей с государством.
3) Принцип защиты граждан за пределами Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Это означает, что государство обязано помогать своим гражданам, находящимся за границей, если их права нарушены или возникли чрезвычайные ситуации. Это подчеркивает ответственность государства перед людьми, независимо от их местонахождения.
Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности<…> Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами.
При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т. е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы». <…>
Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка.
Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». <…> При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения.
Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов.
В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т. д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств.
(По С. С. Алексееву)
Автор пишет, что частное право предоставляет людям возможность быть «собственным господином». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три условия, при которых гражданин сможет реализовать эту возможность. Объясните каждое из них.
1) Наличие правоспособности и дееспособности.
Гражданин может быть «собственным господином» только в том случае, если он обладает правоспособностью (способностью иметь права и обязанности) и дееспособностью (способностью самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности). Это позволяет ему заключать договоры, владеть имуществом и участвовать в других частноправовых отношениях.
2) Гарантии защиты прав со стороны государства.
Для реализации свободы в частноправовой сфере необходимо, чтобы государство обеспечивало защиту прав и интересов граждан через судебную систему и другие правовые механизмы. Например, если права гражданина нарушены, он может обратиться в суд для восстановления справедливости, что делает его свободу реальной, а не формальной.
3) Экономическая независимость и доступ к ресурсам.
Гражданин может быть «собственным господином» только при наличии экономической независимости, которая позволяет ему принимать решения без внешнего давления. Это включает доступ к финансовым ресурсам, возможность владеть и распоряжаться имуществом, а также участвовать в рыночных отношениях на равных условиях с другими субъектами.
В нашей стране отношения, составляющие предмет семейного права, традиционно регулируются обособленной сферой законодательства, т. е. отдельным кодексом. Общеизвестно, что семейное право «отпочковалось» от гражданского права. Более того, во многих странах отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье, охватываются регулированием соответствующих глав гражданских кодексов. Вследствие этого до сих пор не утихают споры по поводу определения семейного права: то ли это подотрасль гражданского права, то ли это самостоятельная отрасль права, а может быть, это комплексная отрасль законодательства, т. е. отрасль, состоящая из норм разных отраслей права: гражданского, административного и т. д.
Не вдаваясь в детали данного спора, всё-таки приходится признать, что отношения, регулируемые семейным законодательством, обладают достаточной спецификой.
Отношения, составляющие предмет регулирования семейного права, характеризуются особым субъектным составом: супруги, родители, дети, усыновители, опекун, попечитель и т. п.
Семейно-брачные правоотношения возникают из специфических юридических фактов. Для семейного права в большей мере, чем для других отраслей права, характерны юридические факты-состояния, хотя не исключены и такие юридические факты, которые характерны для гражданского права (брачный договор, соглашение о размере алиментов).
Семейно-брачные отношения в основном имеют личный характер; имущественные отношения являются вторичными, производными от личных отношений. Однако тезис о присущем семейному праву лично-доверительном характере встречают критику со стороны ряда авторов. Дело в том, что личные отношения почти не поддаются правовому регулированию. Семейное право лишь очерчивает внешние границы личных отношений, не претендуя на их регламентацию, и только в случае злоупотреблений в этой области право позволяет воздействовать на субъекты. Поэтому семейное право направлено на регулирование главным образом не личных, а имущественных отношений в семье.
Участники семейных правоотношений формально юридически равноправны, однако фактически равны далеко не всегда. Такое положение складывается, прежде всего, когда одной из сторон оказывается нетрудоспособное и недееспособное лицо, которое нуждается в повышенной защите со стороны государства. Поэтому семейному праву в большей степени, чем гражданскому, свойствен элемент императивности, регулирования отношений с помощью предписаний и запретов. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к расширению применения дозволительного метода, что сближает семейное право с гражданским.
(По А. В. Кашанину)
Автор пишет о том, что семейные отношения, имеющие преимущественно лично-доверительный характер, почти не поддаются регулированию правовыми нормами. Привлекая обществоведческие знания, укажите другие три вида социальных норм, регулирующих семейные отношения, и в каждом случае поясните, какой(-ие) аспект(ы) этих отношений они могут регулировать.
1) Моральные нормы.
Моральные нормы регулируют личные и доверительные аспекты семейных отношений, такие как уважение, забота, верность и взаимопомощь между членами семьи. Например, моральные нормы предписывают родителям заботиться о детях, а детям – уважать и поддерживать родителей, что формирует основу здоровых семейных отношений.
2) Религиозные нормы.
Религиозные нормы регулируют духовные и этические аспекты семейной жизни, такие как заключение брака, воспитание детей и отношение к разводу. Например, во многих религиях брак считается священным союзом, а развод осуждается, что влияет на поведение и решения членов семьи.
3) Традиции и обычаи.
Традиции и обычаи регулируют культурные и бытовые аспекты семейных отношений, такие как проведение праздников, распределение ролей в семье и воспитание детей в соответствии с культурными ценностями. Например, в некоторых культурах существует традиция многопоколенных семей, где старшие члены семьи играют ключевую роль в принятии решений и воспитании младших.
С XVII века сторонники демократии всячески подчёркивали связь демократии и свободы. Исходя из этого, демократия есть средство достижения свободы…
Как сторонники, так и противники демократии уже давно признали, что она связана со свободой так, как никакой другой политический режим. Раз некоторые права, свободы и возможности являются неотъемлемой частью самого демократического процесса, становится очевидно, что, пока этот процесс продолжается, обязательно должны существовать такие права, свободы и возможности, включая свободу выражения мнений, право на политическую организацию, оппозицию, честные и свободные выборы и т. д. Следовательно, в демократической системе минимальный диапазон политической свободы, по сути, включает в себя достаточно широкий перечень важнейших прав. Однако эти фундаментальные политические права не существуют изолированно. Политическая культура призвана поддержать демократический порядок… Она стремится подчеркнуть ценность личных прав, свобод и возможностей. Демократический процесс осенён ореолом личной свободы не только в идеале, но и в нынешней практике. Безоговорочно необходимые для демократического процесса права вкупе с соответствующей политической культурой и с расширенной сферой личной свободы, предполагаемой данным процессом, создают условия, в силу которых демократия оказывается предрасположенной обеспечивать более широкий простор для личной свободы в сравнении с любым другим политическим режимом.
Демократия связана со свободой ещё одним образом. Она распространяет до максимально вероятных границ возможность для индивидов жить по избранным ими самими законам. Сущность аргументации может быть суммарно выражена так: желаемая цель – править самому, исполнять законы, которые сам выбрал, быть самоопределяемым. Люди не могут достичь эту цель в одиночестве. Чтобы достойно существовать, им требуется создать вместе с другими совместное сообщество. Однако жизнь сообща друг с другом обязательно предполагает, что люди должны время от времени подчиняться коллективным решениям, которые обязательны для всех членов ассоциации. В таком случае проблема состоит в обнаружении того, каким образом члены сообщества могут принимать решения, обязательные для всех, и продолжать сами управлять собой. Так как демократия максимизирует возможности самоопределения членов ассоциации, то это есть лучшее решение.
(По Р. Далю)
Почему для современного государства важно, чтобы в обсуждении и принятии наиболее значимых решений принимало участие большинство граждан? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.
1) Легитимность власти.
Участие большинства граждан в обсуждении и принятии решений повышает легитимность власти, так как решения, принятые с учётом мнения большинства, воспринимаются как справедливые и законные. Это укрепляет доверие к государственным институтам и способствует стабильности политической системы.
2) Учёт интересов различных социальных групп.
Широкое участие граждан позволяет учитывать интересы и потребности различных социальных групп, что способствует более сбалансированному и справедливому принятию решений. Это помогает избежать социальной напряжённости и конфликтов, связанных с игнорированием интересов меньшинств или отдельных слоёв населения.
3) Повышение качества принимаемых решений.
Участие граждан в обсуждении и принятии решений позволяет использовать их знания, опыт и идеи, что способствует более обоснованным и эффективным решениям. Это особенно важно в сложных вопросах, где требуется учёт множества факторов и мнений, что делает процесс принятия решений более прозрачным и демократичным.
Лицо, становящееся собственником, обретает юридический статус собственника. Права собственника должны быть признаны обществом и государством в качестве абсолютных и исключительных, при этом твёрдо фиксируемых, постоянных, незыблемых, охраняемых государством. Эти права и положение собственника в целом должны получить всестороннее юридическое урегулирование. В настоящее время вопросы права собственности регулируются в России в нескольких отраслях права, в том числе в конституционном праве, административном праве, в ряде других отраслей. Права собственника в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации существуют и функционируют… на основе таких начал, которые основываются на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Правовой статус собственника имеет общедозволительный характер. Право собственности по природе таково, что оно качественно, принципиально отличается от прав разрешительного порядка, когда определённые действия совершаются только в рамках обязательственных правомочий на основании нормативного или индивидуального разрешения управомоченных на то лиц. Права же собственника являются общедозволительными: они позволяют собственнику на основании и в пределах закона строить поведение в отношении объектов собственности по своему усмотрению. Благодаря абсолютности и исключительности своих прав собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц. Такое понимание статуса собственника представляется особо существенным с позиций рыночной экономики. Предоставление конституционно-правовой защиты частной собственности – это одновременно и исторический выбор типа экономической системы.
(Г. Ф. Резяпова)
Используя обществоведческие знания, назовите любые три способа защиты гражданских прав (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) и объясните сущность каждого из этих способов. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Судебная защита.
Судебная защита гражданских прав предполагает обращение в суд для восстановления нарушенных прав или оспаривания незаконных действий. Суд может вынести решение о возмещении ущерба, восстановлении права собственности или признании сделки недействительной, что обеспечивает правовую защиту интересов гражданина.
2) Самозащита права.
Самозащита права позволяет гражданину самостоятельно принимать меры для защиты своих прав, не прибегая к судебным органам. Например, лицо может отказаться от исполнения договора, если другая сторона нарушает его условия, или применить необходимые меры для предотвращения ущерба своему имуществу.
3) Административная защита.
Административная защита предполагает обращение в государственные органы (например, прокуратуру, полицию или органы местного самоуправления) для устранения нарушений прав. Эти органы могут проводить проверки, выносить предписания или налагать штрафы на нарушителей, что способствует восстановлению справедливости и защите прав граждан.
Правовое регулирование – это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью, реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.
Правомочия, обязанности, ответственность, которыми наделяются участники общественных отношений, превращая их в субъектов правоотношений, заключены в нормах права, или, иначе, что одно и то же, в «положительном» (позитивном) праве, в объективном праве (законах, прецедентах, правовых обычаях и т. д.). Поэтому правоотношение в своей основной характеристике – это итог, результат действия, реализации нормы права, её воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение – это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида или коллективных образований.
Правоотношение – это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования (запреты, дозволения, управомочия) распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни. Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своём конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.
Государство всегда незримо, но весьма мощно присутствует в правоотношении в качестве «третьего нелишнего». Всё зависит от того, о каком правоотношении идёт речь, каково конкретное содержание нормы, воплощаемой в поведении субъектов правоотношения.
Правоотношения, как правило, имеют волевой, сознательный характер. Участники общественных отношений сами желают вступить в правоотношения (трудовые, семейно-брачные, имущественные и т. п.).
Им это нужно для достижения своих целей, устойчивого обеспечения своей жизнедеятельности. Однако многие правоотношения возникают и помимо воли и желания субъектов – событие порождает их.
(А. Б. Венгеров)
Автор отмечает, что государство всегда незримо, но весьма мощно присутствует в правоотношении в качестве «третьего нелишнего». Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
1) Государство обеспечивает исполнение правовых норм через систему органов власти и принуждения.
Государство, являясь гарантом законности и правопорядка, создаёт механизмы для реализации прав и обязанностей участников правоотношений. Например, судебные органы разрешают споры между субъектами правоотношений, а правоохранительные органы обеспечивают исполнение решений и наказание за нарушения. Без участия государства правоотношения не могли бы быть эффективно реализованы, так как отсутствовал бы механизм принуждения к соблюдению норм права.
2) Государство устанавливает правовые нормы, регулирующие поведение участников общественных отношений.
Через законодательную деятельность государство определяет права, обязанности и ответственность субъектов правоотношений. Например, трудовое законодательство регулирует отношения между работодателями и работниками, а гражданское право устанавливает правила сделок и договоров. Таким образом, государство формирует правовую основу, которая связывает участников общественных отношений и обеспечивает их взаимодействие в рамках закона.
3) Государство выступает гарантом защиты прав и свобод граждан в правоотношениях.
В случае нарушения прав одного субъекта другим государство обеспечивает восстановление справедливости через правовые механизмы. Например, если работодатель не выплачивает заработную плату, работник может обратиться в трудовую инспекцию или суд, чтобы защитить свои интересы. Государство, таким образом, играет ключевую роль в обеспечении баланса интересов сторон правоотношений и предотвращении злоупотреблений.