20. Анализ источников: аргументы: Политика
Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…
Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.
(Т. Карл, Ф. Шмиттер)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в подтверждение необходимости активного политического участия граждан в период между выборами.
1) Контроль за действиями власти и предотвращение злоупотреблений.
В период между выборами граждане могут участвовать в общественных движениях, инициировать петиции, обращаться в органы власти или участвовать в работе наблюдательных советов. Это позволяет контролировать действия избранных представителей и предотвращать злоупотребления властью. Например, общественные организации и СМИ часто играют ключевую роль в выявлении коррупции или неэффективного управления, что способствует повышению прозрачности и ответственности власти.
2) Учет интересов различных социальных групп.
Активное участие граждан в политической жизни через объединения по интересам, профессиональные союзы, местные инициативы и другие формы позволяет учитывать мнения и потребности разных слоев общества. Например, экологические движения могут влиять на принятие решений в области охраны окружающей среды, а профсоюзы — отстаивать права работников.
3) Развитие гражданского общества и укрепление демократических институтов.
Участие граждан в общественной жизни между выборами способствует развитию гражданского общества, которое является важным элементом демократии. Активные граждане, участвующие в дискуссиях, общественных слушаниях или местном самоуправлении, помогают формировать культуру диалога и компромисса. Это укрепляет доверие к демократическим институтам и способствует стабильности политической системы.
Политическая реклама – форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в политических процессах. Субъектом её является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться.
Так называемая институциональная реклама – составная часть политической рекламы. Такая реклама призвана не только донести до избирателей суть политической платформы, но и создать желаемую психологическую установку, предопределяющую дальнейшее поведение электората. Методы институциональной рекламы включают в себя эмоциональные способы воздействия, среди которых особое место занимает манипулирование сознанием избирателей. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Существуют различные виды воздействия на избирателей. Личностное воздействие подразумевает создание образа кандидата и его выдвижение. Программное воздействие – разработку программы кандидата, средств и методов её реализации. Информационное воздействие включает в себя продвижение образа кандидата по различным информационным каналам.
Различают несколько подходов к изучению мотивов поведения избирателей. Так, согласно «социологической» гипотезе, голосуя, люди проявляют солидарность со своей социальной группой (классовой, этнической, религиозной и др.). Согласно «социопсихологической» гипотезе люди голосуют, руководствуясь укоренившимися (например, в семье) политическими симпатиями к определённому лидеру, партии и т. д. «Политико-коммуникационная» гипотеза предполагает, что люди голосуют под влиянием избирательной кампании, в частности под воздействием формируемого СМИ имиджа политика или партии. Гипотеза «рационального выбора» предполагает, что люди голосуют не как члены группы, а как индивиды, которые руководствуются при этом собственной выгодой, интересом или расчётом. Противоречий между этими гипотезами нет, поскольку они объясняют мотивы поведения различных групп избирателей. Наиболее внушаемая группа – избиратели, определяющиеся накануне голосования. По данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % кардинально меняют своё решение в момент заполнения бюллетеня для голосования.
(М. Лысенкова)
В ходе дискуссии были высказаны две противоположные точки зрения на политическую рекламу: одна часть спорщиков придерживалась мнения, что политическая реклама вредна, и от неё нужно отказаться в ходе избирательной кампании. Другая часть, напротив, была убеждена в том, что политическая реклама полезна.
Используя обществоведческие знания, приведите по два аргумента, подтверждающих каждую точку зрения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение. Всего должно быть приведено четыре аргумента.)
Аргументы в пользу того, что политическая реклама вредна:
1) Манипуляция сознанием избирателей.
Политическая реклама часто использует методы манипуляции, воздействуя на эмоции и подсознание избирателей, что может привести к принятию решений, основанных не на рациональном анализе, а на искусственно созданных образах и ложных обещаниях. Это подрывает демократические принципы, так как выборы перестают отражать реальные интересы граждан.
2) Создание ложных ожиданий и разочарований.
Политическая реклама часто формирует завышенные ожидания у избирателей, обещая быстрые и радикальные изменения, которые на практике оказываются невыполнимыми. Это приводит к разочарованию в политике и снижению доверия к политическим институтам, что может негативно сказаться на стабильности общества.
Аргументы в пользу того, что политическая реклама полезна:
1) Информирование избирателей.
Политическая реклама играет важную роль в информировании граждан о программах, целях и идеях кандидатов или партий, что помогает избирателям сделать осознанный выбор. Без рекламы многие граждане могли бы остаться в неведении о возможных альтернативах и их преимуществах.
2) Мобилизация электората.
Политическая реклама способствует повышению политической активности граждан, побуждая их участвовать в выборах и других политических процессах. Это особенно важно для демократических обществ, где высокая явка избирателей является залогом легитимности власти и учета интересов всех социальных групп.
Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.
Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.
Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов…
Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.
Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.
Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.
Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.
(По Н. И. Голубковой)
Используя обществоведческие знания, объясните, чем опасно для политической системы общества использование избирательных споров в качестве политтехнологии, дайте три объяснения. (Объяснения должны быть сформулированы в виде распространённых предложений).
1) Подрыв доверия к избирательной системе и демократическим институтам.
Использование избирательных споров в качестве политтехнологии, особенно если они сопровождаются обвинениями в фальсификациях или нарушениях, может привести к утрате доверия граждан к честности и прозрачности выборов. Это подрывает легитимность власти и ослабляет демократические институты, что в долгосрочной перспективе угрожает стабильности политической системы.
2) Эскалация политической напряжённости и раскол общества.
Избирательные споры, используемые как инструмент политической борьбы, часто сопровождаются взаимными обвинениями, компроматом и агрессивной риторикой. Это способствует поляризации общества, усиливает конфронтацию между политическими лагерями и может привести к социальным потрясениям, таким как массовые протесты или даже насилие.
3) Снижение качества политической конкуренции и дискредитация политики.
Когда избирательные споры становятся инструментом для подавления конкурентов, акцент смещается с обсуждения реальных проблем и программ на личные атаки и манипуляции. Это снижает уровень политической культуры, отталкивает граждан от участия в политике и дискредитирует саму идею демократического выбора, что негативно сказывается на развитии политической системы.
Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.
Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.
Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.
Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>
Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.
Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.
(По А. Д. Калмыковой)
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих мнение автора о том, что политические партии обеспечивают «контроль социума за деятельностью государства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
1) Представление интересов граждан в органах власти.
Политические партии аккумулируют интересы различных социальных групп и представляют их в законодательных и исполнительных органах власти. Это позволяет гражданам через партии влиять на принятие решений и контролировать действия государства, обеспечивая соответствие политики интересам общества.
2) Формирование оппозиции и общественного контроля.
Партии, не находящиеся у власти, выполняют роль оппозиции, критикуя действия правящей партии и предлагая альтернативные решения. Это создаёт систему сдержек и противовесов, предотвращает злоупотребление властью и способствует прозрачности государственной деятельности.
3) Участие в избирательных процессах и подотчётность власти
Политические партии участвуют в выборах, что позволяет гражданам оценивать их программы и действия. Если партия, находящаяся у власти, не выполняет свои обещания, избиратели могут выразить своё недовольство на следующих выборах, поддерживая другую партию. Это делает власть подотчётной и зависимой от общественного мнения.
Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.
Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т. д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.
Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.
Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.
(Д. А. Лубнин)
В качестве одного из признаков недемократических режимов автор называет то, что «политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений». Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих негативные последствия подобной тенденции в обществе. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
1) Отсутствие политической конкуренции и снижение качества управления.
Исключение политической оппозиции из процесса принятия решений приводит к монополизации власти одной группой или лицом, что снижает эффективность управления. Без альтернативных точек зрения и критики власть теряет стимулы к улучшению своей работы, что может привести к неэффективным решениям и ухудшению качества жизни населения.
2) Рост социальной напряжённости и недовольства.
Отсутствие возможности для оппозиции участвовать в политической жизни вызывает недовольство среди граждан, особенно тех, чьи интересы не учитываются. Это может привести к росту протестных настроений, социальной напряжённости и даже политической нестабильности, что угрожает общественному порядку и безопасности.
3) Ограничение прав и свобод граждан.
Исключение оппозиции из политического процесса часто сопровождается подавлением свободы слова, собраний и других гражданских прав. Это создаёт атмосферу страха и ограничивает возможность граждан выражать свои взгляды, что подрывает основы демократии и ведёт к авторитаризму.
Понятие политической системы наряду с понятием политической власти является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это объяснимо: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов, и его содержание определяется применением понятия системы к сфере политического. Где начинается и где заканчивается политическое? Где та граница, которая разделяет политические и неполитические явления: деятельность, власть, процессы, системы?
Не вызывает сомнения, что всё политическое так или иначе связано с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.
Но столь же очевидно, что не всё государственное является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений, имеют явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т. е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоёв или больших социальных групп. Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы не относим к политике. Это государственное управление в интересах всего общества. Не принято относить к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования, дорожного движения и многое другое. Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. В государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое) управление.
(О. Ф. Шабров)
Автор не относит к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования. Используя обществоведческие знания и факты, выскажите два предположения о том, в каких ситуациях эти вопросы могут стать политическими. Объясните свои предположения. (В каждом случае сначала выскажите предположение, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Предположение: вопросы здравоохранения могут стать политическими в ситуации, когда государство принимает решения о распределении ресурсов между различными регионами или социальными группами.
Объяснение: если одни регионы или группы населения получают больше финансирования на медицинские услуги, а другие остаются без должной поддержки, это может вызвать социальное напряжение и политические дискуссии. Например, неравный доступ к вакцинам во время пандемии может стать предметом политической борьбы и обсуждения в парламенте.
2) Предположение: вопросы народного образования могут стать политическими, когда государство вводит реформы, затрагивающие интересы различных социальных групп.
Объяснение: введение новых образовательных стандартов или сокращение финансирования школ может вызвать протесты со стороны педагогов и родителей, что превращает эти вопросы в политические. Политические партии могут использовать такие реформы для привлечения электората, выступая за или против изменений, что делает образование предметом политической борьбы.
Политическая культура – один из основных элементов духовного потенциала общества. Она определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. <…>
Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции её изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщённым критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.
Поведенческие элементы представляют собой различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и её индивидуальное поведение. <…> Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).
Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей либо (реже) их поддержку в противовес иным политическим силам.
(По В. В. Тихоновой)
Используя обществоведческие знания, приведите три собственных аргумента, подтверждающих необходимость развития политической культуры населения для построения демократического правового государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
1) Формирование активного гражданского общества.
Развитие политической культуры способствует повышению уровня гражданской ответственности и участия в политической жизни. Это позволяет гражданам эффективно влиять на принятие решений через выборы, референдумы и общественные инициативы, что является основой демократического правового государства.
2) Создание условий для легитимности власти.
Политическая культура помогает гражданам понимать и поддерживать принципы демократии, такие как верховенство закона, разделение властей и защита прав человека. Это укрепляет легитимность власти, так как граждане осознают, что их права и свободы защищены, а власть действует в их интересах.
3) Предотвращение политического экстремизма и радикализма.
Высокий уровень политической культуры способствует формированию толерантности, уважения к мнению других и готовности к компромиссам. Это снижает риск возникновения политического экстремизма и радикализма, что важно для стабильности и безопасности демократического правового государства.
Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.
При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.
Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>
Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.
(По К. Б. Толкачёву)
Используя обществоведческие знания, назовите три принципа федерализма в Российской Федерации и охарактеризуйте каждый из них. (Каждая характеристика должна быть сформулирована как распространённое предложение.)
1) Принцип единства государственной власти.
Этот принцип предполагает, что, несмотря на разделение власти между федеральным центром и субъектами, государственная власть в России остаётся единой и неделимой. Это означает, что субъекты федерации не обладают полным суверенитетом и обязаны соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, что обеспечивает целостность и стабильность государства.
2) Принцип разграничения предметов ведения и полномочий.
В соответствии с Конституцией РФ, чётко разграничены полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Например, вопросы обороны, внешней политики и финансового регулирования находятся в ведении федерального центра, а вопросы образования, здравоохранения и местного самоуправления – в ведении субъектов. Это позволяет учитывать региональные особенности при сохранении единства правового пространства.
3) Принцип равноправия субъектов федерации.
Все субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения и др.) обладают равными правами в отношениях с федеральным центром. Это означает, что ни один субъект не имеет привилегий или ограничений по сравнению с другими, что способствует справедливому распределению ресурсов и предотвращает конфликты между регионами.