ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

20. Анализ источников: аргументы: Человек и общество

1. Задание #175507
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Что должно быть приоритетом для нас? Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях.
В 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек.
Нам необходимо: серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична; дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности…
В предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века… Но сегодня демографические потери 90-х неминуемо дают о себе знать. Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов…
У демографической проблемы есть и экономическое измерение. В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьёзным ограничением для экономического роста…
Наша демографическая политика доказала свою результативность.
И мы продолжили, расширили её. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребёнка. За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Также запускается программа обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах…
Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить…
(В. В. Путин)

Автор считает, что сокращение численности населения в трудоспособном возрасте может стать серьёзным ограничителем экономического роста. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два объяснения такого влияния демографической проблемы на экономический рост и предложите по каждому объяснению возможное действие государства, уменьшающее её влияние. (Сначала приводите объяснение, затем указывайте действие. Объяснения должны быть сформулированы в виде распространённых предложений).

1) Сокращение трудовых ресурсов.
Уменьшение численности трудоспособного населения приводит к нехватке рабочей силы, что ограничивает производственные возможности экономики и замедляет её рост. Это особенно критично для отраслей, требующих значительных трудовых затрат.
Действие государства: стимулирование повышения производительности труда через внедрение новых технологий, автоматизацию процессов и переподготовку кадров, чтобы компенсировать сокращение численности работников.
2) Увеличение нагрузки на социальную систему.
Сокращение трудоспособного населения при одновременном старении общества увеличивает нагрузку на пенсионную систему и здравоохранение, так как меньше работающих граждан должны содержать больше пенсионеров. Это может привести к росту налогов или сокращению инвестиций в другие сферы экономики.
Действие государства: реформирование пенсионной системы, включая повышение пенсионного возраста и создание условий для более длительной трудовой активности пожилых граждан, а также привлечение мигрантов для восполнения дефицита рабочей силы.

Показать ответ
2. Задание #175588
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К. Х. Брайер)

Почему, по мнению автора, безработица вызывает состояние отчаяния, растерянности человека? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения о том, в чём проявляется мобилизующее воздействие безработного состояния на человека.

Почему безработица вызывает состояние отчаяния и растерянности:
1) Потеря источника дохода и материальные трудности.
Безработица лишает человека основного средства обеспечения материальных потребностей, таких как еда, жильё и одежда. Это приводит к финансовой нестабильности, которая вызывает стресс, чувство бессилия и отчаяния, особенно если безработица длится долго.
2) Утрата социального статуса и самоидентификации.
Работа для многих людей является не только источником дохода, но и важной частью их социальной идентичности. Потеря работы может привести к ощущению ненужности, снижению самооценки и растерянности, так как человек теряет привычную роль в обществе и чувствует себя изолированным.
Мобилизующее воздействие безработного состояния на человека:
1) Стимул к поиску новых возможностей и саморазвитию.
Безработица может стать толчком для человека к освоению новых навыков, переквалификации или поиску альтернативных источников дохода. Например, некоторые люди начинают заниматься предпринимательством или осваивают новые профессии, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям на рынке труда.
2) Активизация социальных связей и поиск поддержки.
В состоянии безработицы человек может активнее обращаться за помощью к друзьям, родственникам или профессиональным сообществам. Это способствует укреплению социальных связей и поиску новых возможностей для трудоустройства через знакомства или рекомендации.

Показать ответ
3. Задание #175589
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.
Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.
Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.
(В. А. Куренной)

Автор характеризует современную науку как «мировоззренческого монополиста». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента, подтверждающих это мнение автора. Какие аргументы опровергают это мнение? (Приведите два подобных аргумента.)

1) Религия и традиционные ценности как альтернатива научному мировоззрению.
Для многих людей религия, духовные практики и традиционные ценности остаются основой мировоззрения. Например, в вопросах происхождения жизни или морали многие предпочитают опираться на религиозные учения, а не на научные теории, что показывает ограниченность монополии науки в формировании картины мира.
2) Искусство и гуманитарные знания как альтернативные способы познания.
Искусство, философия и гуманитарные науки предлагают иные способы понимания действительности, которые не сводятся к научным методам. Например, искусство позволяет осмыслить человеческие эмоции и ценности, а философия ставит вопросы, на которые наука не всегда может дать ответы. Это демонстрирует, что наука не является единственным источником познания и интерпретации мира.

Показать ответ
4. Задание #175598
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.
Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.
Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.
Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).
(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих мнение о том, что социальная структура отражает проблемы развития общества. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Социальное неравенство и расслоение.
Социальная структура отражает неравенство в распределении ресурсов, таких как доход, власть и престиж, что может свидетельствовать о проблемах в экономической и социальной политике. Например, значительный разрыв между богатыми и бедными слоями населения указывает на недостатки в системе перераспределения благ и доступности социальных лифтов.
2) Этнические и культурные конфликты.
Наличие в социальной структуре этнических, религиозных или культурных групп, находящихся в неравном положении, может указывать на проблемы интеграции и толерантности в обществе. Например, дискриминация или маргинализация определённых групп может привести к социальной напряжённости и конфликтам.
3) Территориальные диспропорции.
Социальная структура, включающая различия между городскими и сельскими поселениями, может отражать проблемы регионального развития. Например, отставание сельских районов в доступе к образованию, здравоохранению и инфраструктуре указывает на неравномерное распределение ресурсов и необходимость более сбалансированной региональной политики.

Показать ответ
5. Задание #175599
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>
В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.
Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.
В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.
Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.
(П. Штомпка)

Автор утверждает, что «местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам». Приведите три аргумента, позволяющих сделать вывод о том, что национальные государства пытаются противостоять этому процессу. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Защита культурного наследия и традиций.
Многие страны активно поддерживают сохранение и популяризацию своих культурных традиций через государственные программы, фестивали, музеи и образовательные проекты. Например, в Индии и Японии проводятся масштабные мероприятия, направленные на сохранение национальных языков, искусства и обычаев, что помогает противостоять влиянию западной массовой культуры.
2) Регулирование медиа и ограничение иностранного контента.
Некоторые страны вводят квоты на показ иностранных фильмов и телепередач, чтобы поддержать местных производителей контента и сохранить национальную идентичность. Например, Франция и Южная Корея активно ограничивают долю иностранного контента в СМИ, способствуя развитию собственной киноиндустрии и культурного производства.
3) Продвижение национальных ценностей через образование.
Государства включают в образовательные программы изучение национальной истории, литературы и искусства, чтобы укрепить культурную идентичность молодого поколения. Например, в Китае и России школьные программы делают акцент на изучении национальных культурных достижений, что помогает противостоять глобализации и сохранить уникальность своей культуры.

Показать ответ
6. Задание #175626
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это свободное хозяйствование в различных областях деятельности (кроме запрещённых законодательными актами) для удовлетворения потребностей в продукции, работах, услугах и получении прибыли (дохода).
Однако самоцель цивилизованного предпринимательства – не только получение прибыли, но также насыщение рынка товарами высокого качества. Предпринимательство основывается на принципах самофинансирования и превышения результатов над затратами (иначе предприниматель разорится), самоуправления, ответственности и высокой мотивации работников, на принципах инициативности и разумного риска.
При создании собственного дела или расширении существующего важнейшим условием становится технико-экономическое обоснование планируемого объёма прибыли. Определяющий мотив при создании собственного дела – конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, объективное желание жить лучше.
Свобода выбора видов предпринимательской деятельности, получение и распределение доходов, экономическая независимость являются стимулами развития предпринимательства. Чтобы стать экономически свободным, необходимо владеть собственным имуществом (недвижимым и движимым), ценными бумагами, зная, что государство защищает права и интересы собственника имущества. Чтобы стать предпринимателем, надо иметь какой-то первоначальный капитал, а став собственником своего дела, предприниматель его приумножает, капитализируя получаемую прибыль, расширяя границы своей экономической независимости.
Условие для функционирования предпринимательства в различных организационно-правовых формах – формирование свободного рынка, создание равных экономических, политических, административно-правовых предпосылок, обеспечивающих каждому дееспособному гражданину право заниматься любым видом предпринимательской деятельности.
Большое значение имеет поддержка предпринимательства со стороны государства – путём соответствующей налоговой и финансово-кредитной политики.
(По Ю. Г. Ткаченко)

Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о создании благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в рыночной экономике. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

1) Создание стабильной правовой среды.
Для развития предпринимательства необходимо обеспечить чёткое и прозрачное законодательство, защищающее права собственности, контракты и интересы предпринимателей. Это создаёт уверенность в завтрашнем дне и стимулирует инвестиции в новые проекты.
2) Поддержка малого и среднего бизнеса.
Государство может способствовать развитию предпринимательства через льготное налогообложение, субсидии, гранты и доступные кредиты для малых и средних предприятий. Это помогает начинающим предпринимателям преодолеть финансовые барьеры и развивать свои проекты.
3) Развитие инфраструктуры и образовательных программ.
Для успешного функционирования предпринимательства важно создание современной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика) и программ обучения, направленных на развитие бизнес-навыков. Это позволяет предпринимателям эффективно вести дела и адаптироваться к изменениям на рынке.

Показать ответ
7. Задание #175627
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в рыночной экономике исходит из того, что государство должно делать то, что не может делать рынок.
Общественными благами называют товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой мере гражданин оплатил пользование этими товарами и услугами. Особенность общественных благ заключается в неизбирательности и неисключаемости их в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что потребление данного товара одним человеком не уменьшает его доступности для других. Свойство неисключаемости в потреблении состоит в том, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению товара, даже тогда, когда он отказывается за него платить. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, государственное управление, фундаментальные научные исследования.
<…> Невозможно измерить полезность, получаемую каждым конкретным членом общества при потреблении общественных товаров и в соответствии с ней установить величину индивидуальной оплаты за эти товары.
Рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что их производство связано с большими затратами, длительными сроками окупаемости.
Если рыночный механизм поддерживает эффективность производства в рамках отдельных предприятий и фирм, то государству отводится решение этой задачи на макроэкономическом уровне…
Вмешательство государства в рыночную экономику допустимо до тех пор, пока сохраняются рыночные связи, существуют конкурентная среда и свобода выбора. Это максимальные границы участия государства в рыночной экономике. Когда же государство, руководствуясь даже благими намерениями, пытается делать больше, чем ему позволительно в рыночной экономике, с неизбежностью наступает губительная деформация механизма рынка.
(По А. А. Анисимову, Н. В. Артемьевой, О. Б. Тихоновой.)

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, сформулируйте три суждения о том, к каким деформациям механизма рынка может привести излишнее вмешательство государства в экономику.

1) Снижение конкуренции и эффективности.
Излишнее вмешательство государства в экономику может привести к созданию монополий или искусственному поддержанию неэффективных предприятий, что снижает конкуренцию и стимулы для улучшения качества продукции и снижения издержек. Это подрывает эффективность рыночного механизма и замедляет экономический рост.
2) Искажение рыночных цен и перекосы в распределении ресурсов.
Чрезмерное регулирование цен, субсидии или дотации могут исказить рыночные сигналы, что приведёт к нерациональному распределению ресурсов. Например, искусственное занижение цен на определённые товары может вызвать их дефицит, а завышение – перепроизводство, что нарушает баланс спроса и предложения.
3) Бюрократизация и коррупция.
Излишнее вмешательство государства часто сопровождается ростом бюрократического аппарата и усилением коррупции. Это создаёт дополнительные барьеры для бизнеса, увеличивает издержки предпринимателей и снижает доверие к государственным институтам, что негативно сказывается на инвестиционном климате и экономическом развитии.

Показать ответ
8. Задание #175633
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающего работать, не может трудоустроиться при соответствующей ставке заработной платы. Согласно нашему законодательству к безработным могут быть отнесены только те люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, желают работать и активно ищут место работы, но не имеют в настоящее время работы и заработка.
Безработные и занятые образуют в совокупности экономически активное население (или рабочую силу). К экономически неактивному населению относятся учащиеся, пенсионеры, инвалиды, а также трудоспособное население, не желающее работать. Между нетрудоспособным населением, не занятым в общественном производстве, и занятыми происходит постоянное перемещение людей: часть работающих пенсионеров и подростков покидает рабочие места и пополняет численность нетрудоспособного незанятого населения.
Показателем безработицы является уровень безработицы, который представляет собой долю безработных в общей численности экономически активного населения. Показатель уровня безработицы не может расцениваться как безупречный в силу определённых факторов, искажающих его фактическое значение. С одной стороны, скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы; с другой стороны, теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, обуславливает превышение регистрируемой безработицы над фактической. Кроме того, часть фактически безработных людей отказывается регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу; одновременно часть официально безработных граждан в действительности не предпринимает никаких действий для поиска подходящей работы.
Наиболее негативным с экономической точки зрения последствием безработицы является недопроизводство части ВВП… Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует естественную безработицу. Норма естественной безработицы не является величиной постоянной, так как множество факторов влияет на неё (изменения в демографической структуре населения, в трудовых законодательствах и др.).
Вместе с тем существует ряд позитивных моментов, сопровождающих явление безработицы (в приемлемых масштабах): создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, усиление конкуренции между работниками.
(По Т. А. Яковлевой)

Решение проблемы безработицы невозможно без активного участия государства. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих справедливость данного утверждения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Создание программ переподготовки и повышения квалификации.
Государство может организовывать курсы переподготовки и повышения квалификации для безработных, что помогает им адаптироваться к изменениям на рынке труда и освоить новые профессии. Это особенно важно в условиях структурной безработицы, когда спрос на определённые специальности снижается.
2) Стимулирование создания новых рабочих мест.
Государство может поддерживать малый и средний бизнес через налоговые льготы, субсидии и кредиты, что способствует созданию новых рабочих мест. Это помогает снизить уровень безработицы и стимулирует экономический рост.
3) Организация служб занятости и социальной поддержки.
Государственные службы занятости помогают безработным находить подходящие вакансии, а также предоставляют социальную поддержку, такую как пособия по безработице. Это не только облегчает жизнь безработных, но и способствует их скорейшему возвращению на рынок труда.

Показать ответ
9. Задание #175638
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».
Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.
Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.
Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.
(В. Ж. Келле)

Приведите по одному примеру произведений народной, массовой и элитарной культуры. В каждом случае поясните, почему это произведение относится к данному виду культуры. (Сначала называйте вид культуры, затем приводите соответствующий пример и пояснение.)

1) Народная культура.
Пример: русские народные сказки, такие как «Колобок» или «Царевна-лягушка».
Пояснение: эти произведения создавались и передавались из поколения в поколение устно, отражая традиции, верования и мудрость народа. Они не имеют конкретного автора и являются частью коллективного творчества, что характерно для народной культуры.
2) Массовая культура.
Пример: фильмы из серии «Мстители» (Marvel Cinematic Universe).
Пояснение: эти фильмы создаются для широкой аудитории, их основная цель – развлечение и коммерческий успех. Они доступны для понимания большинству зрителей, распространяются через массовые каналы (кинотеатры, стриминговые платформы) и отражают популярные тренды, что характерно для массовой культуры.
3) Элитарная культура.
Пример: опера «Травиата» Джузеппе Верди.
Пояснение: это произведение создано для узкого круга ценителей, обладающих определённым уровнем образования и культурного опыта. Оно требует глубокого понимания музыкального искусства и часто исполняется в специализированных залах, таких как оперные театры, что характерно для элитарной культуры.

Показать ответ
10. Задание #175667
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни. А чтобы наращивать наши конкурентные (кадровые, интеллектуальные, технологические) преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение.
Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни…
Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект.
Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики, в том числе безопасные линии связи и центры обработки данных.
Кстати, обращаю внимание, это должна быть инфраструктура, основанная на самых передовых технологиях и разработках.
Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики.
По сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях…
Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми. Следовательно, она задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда…
(По В. В. Путину)

Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни объясните влияние цифровой экономики на развитие 1) государства, 2) экономики и 3) общества. (Всего должно быть приведено три объяснения: по одному для каждого из названных объектов влияния).

1) Влияние на развитие государства.
Цифровая экономика способствует повышению эффективности государственного управления за счёт внедрения электронных услуг, автоматизации процессов и улучшения взаимодействия между органами власти и гражданами. Например, цифровые платформы для предоставления государственных услуг (такие как «Госуслуги») упрощают доступ граждан к информации, что повышает прозрачность и снижает бюрократические барьеры.
2) Влияние на развитие экономики.
Цифровая экономика стимулирует рост производительности и инноваций, создавая новые бизнес-модели и рынки. Например, развитие электронной коммерции, облачных технологий и искусственного интеллекта позволяет компаниям оптимизировать процессы, снижать издержки и выходить на глобальные рынки. Это способствует экономическому росту и повышению конкурентоспособности страны на международной арене.
3) Влияние на развитие общества.
Цифровая экономика меняет образ жизни людей, предоставляя новые возможности для образования, работы и общения. Например, онлайн-образование и удалённая работа становятся доступными для большего числа людей, что способствует социальной мобильности и улучшению качества жизни. Кроме того, цифровые технологии способствуют развитию гражданского общества, упрощая доступ к информации и участие в общественных инициативах.

Показать ответ
11. Задание #175681
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Существуют различные социально-психологические и экономические причины возникновения такого феномена, как конкуренция. Трактуется это понятие как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке…
Современный рынок отдаёт предпочтение неценовой конкуренции, которая делает акцент не на цену продукции (услуги), а на её качество (производительность, надёжность, срок службы). Неценовая конкуренция предполагает использование различных действий, не прибегая к варьированию цен (например, улучшение качества и ассортимента услуг, предоставление льгот и бонусов). Она предполагает: выделение продукции (услуг) по каким-либо уникальным для покупателя свойствам из ряда предлагаемых товаров и услуг; повышение уровня технического обслуживания товара; развитие продвинутых форм сбыта; совершенствование структуры компании, её функциональных сторон деятельности; учёт специфики спроса путём выпуска новых товаров и услуг, повышения их качества; использование рекламы; расширение ассортимента дополнительных услуг; улучшение послепродажного обслуживания.
Основными источниками появления данного способа ведения конкурентной борьбы являются: усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей, расширение объёмов рынков, ускорение научно-технического прогресса.
Неценовую конкуренцию также называют эффективной конкуренцией ввиду того, что она обеспечивает некую относительную финансовую стабильность компании, даёт возможность конкурентам делать ответные шаги в более размеренном ритме (не в молниеносном, как при ценовой конкуренции). Она действительно требует огромных усилий и больших финансовых затрат, которые в случае успеха окупаются…
Среди способов неценовой конкуренции выделяют «слияние и поглощение». Подразумевается приобретение конкурирующей компании, превращение её в дочернюю компанию… Другим способом неценовой конкуренции является «неценовое позиционирование». В данном случае локальный акцент делается на определённую группу потребителей… Эффективным способом неценовой конкуренции является «обслуживание потребителей», включающее повышение качества обслуживания, развитость дистрибьюторской сети…
(Е. В. Саклакова)

Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите объяснение влияния конкуренции производителей на трёх разных субъектов экономики. (Всего должно быть приведено три объяснения.)

1) Потребители.
Конкуренция производителей приводит к повышению качества товаров и услуг, снижению цен и расширению ассортимента. Например, на рынке электроники конкуренция между компаниями стимулирует выпуск более технологичных гаджетов по доступным ценам, что позволяет потребителям получать лучшие продукты за свои деньги.
2) Производители (фирмы).
Конкуренция вынуждает компании внедрять инновации, оптимизировать производственные процессы и улучшать обслуживание. Например, автомобильные производители инвестируют в разработку экологичных моделей и системы автономного вождения, чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь клиентов.
3) Государство.
Конкуренция способствует экономическому росту и повышению налоговых поступлений, так как эффективные компании увеличивают объёмы производства и прибыли. Однако государство вынуждено регулировать рынок через антимонопольные законы, чтобы предотвратить недобросовестные методы конкуренции и защитить малый бизнес.

Показать ответ
12. Задание #175683
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы.
Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень заработной платы либо сам характер труда. Безработица может быть и вынужденной.
Фрикционная безработица связана с различными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т. д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. <…>
В результате безработицы общество несёт колоссальные социально-экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния населения.
Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.
(По Н. И. Саталкиной, Г. И. Тереховой, Ю. О. Тереховой)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих неполную занятость работников, вызванную разными причинами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)

1) Сезонная работа в сельском хозяйстве.
В сельскохозяйственных регионах многие работники заняты неполный рабочий день или только в определённые периоды года, например, во время сбора урожая. После завершения сезона они могут остаться без работы до следующего цикла. Это пример неполной занятости, вызванной спецификой отрасли. Такая занятость часто становится причиной временной или структурной безработицы, так как работники не могут найти постоянную работу в течение всего года.
2) Работа на условиях частичной занятости в сфере услуг.
В сфере услуг, например, в ресторанах, кафе или розничной торговле, работники часто нанимаются на неполный рабочий день. Это связано с тем, что работодатели стремятся оптимизировать расходы на заработную плату и гибко реагировать на колебания спроса. Например, официант может работать только в часы пик, а в остальное время оставаться без работы. Такая неполная занятость может быть вынужденной, если работник не может найти полную занятость из-за отсутствия подходящих вакансий.
3) Удалённая работа с неполной занятостью в IT-сфере.
В IT-сфере некоторые специалисты, например, программисты или дизайнеры, могут работать на условиях неполной занятости, выполняя проекты на фрилансе. Это может быть связано с их личным выбором, например, желанием совмещать работу с учёбой или уходом за детьми. Однако такая занятость может быть и вынужденной, если специалист не может найти постоянную работу с полной занятостью из-за высокой конкуренции или недостатка опыта. В этом случае неполная занятость становится источником фрикционной безработицы, так как работник находится в поиске более стабильной занятости.

Показать ответ
13. Задание #175684
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.
Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.
Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным,
а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…
Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.
(Е. И. Беглова)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите две возможные меры, необходимые для решения проблемы молодёжной безработицы, и поясните значение каждой из них.

1) Развитие программ профессионального обучения и переподготовки.
Одной из ключевых мер для решения проблемы молодёжной безработицы является создание и поддержка программ профессионального обучения и переподготовки. Многие молодые люди не имеют достаточного опыта или квалификации, чтобы конкурировать на рынке труда. Государство и частные компании могут организовать курсы, стажировки и программы обучения, которые помогут молодым людям приобрести востребованные навыки. Например, в IT-сфере, где наблюдается высокий спрос на специалистов, можно внедрить программы обучения программированию, цифровому маркетингу или анализу данных. Это позволит молодым людям адаптироваться к требованиям рынка труда и снизит уровень структурной безработицы.
2) Создание молодёжных центров занятости и поддержки предпринимательства.
Для снижения уровня молодёжной безработицы важно создать специализированные центры занятости, которые будут оказывать помощь в поиске работы, консультировать по вопросам карьеры и предоставлять информацию о вакансиях. Кроме того, такие центры могут поддерживать молодых предпринимателей, предлагая им гранты, льготные кредиты или обучение основам бизнеса. Например, в некоторых странах успешно работают программы, которые помогают молодым людям открыть собственное дело в сфере малого бизнеса. Это не только снижает уровень безработицы, но и способствует развитию экономики, создавая новые рабочие места. Такая мера особенно важна для регионов с высоким уровнем безработицы.

Показать ответ
14. Задание #175690
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.
(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)

На каком основании образование считается социальным институтом? Приведите три аргумента. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Функция социализации.
Образование играет ключевую роль в процессе социализации личности, передавая знания, нормы, ценности и культурные традиции от одного поколения к другому, что способствует интеграции индивида в общество.
2) Регуляция общественных отношений.
Образование как социальный институт устанавливает определенные правила, стандарты и требования к процессу обучения, что помогает поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также способствует формированию профессиональных и социальных навыков.
3) Влияние на социальную структуру.
Образование способствует социальной мобильности, предоставляя возможности для получения знаний и навыков, которые позволяют индивиду улучшить свой социальный статус, что в конечном итоге влияет на структуру общества в целом.

Показать ответ
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение