19. Анализ источников: примеры: Право
Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Пример: семья Васильевых заключает договор купли-продажи квартиры, в котором прописываются условия сделки, права и обязанности сторон.
Отрасль права: гражданское право, регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, включая заключение договоров, таких как купля-продажа, аренда или дарение.
2) Пример: менеджер Пётр подаёт иск в суд на работодателя за незаконное увольнение, требуя восстановления на работе и компенсации.
Отрасль права: трудовое право, регулирует отношения между работником и работодателем, включая вопросы заключения и расторжения трудового договора, оплаты и защиты трудовых прав.
3) Пример: гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности за кражу, и суд назначает ему наказание в виде лишения свободы.
Отрасль права: уголовное право, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказаний. Оно определяет состав преступления, порядок расследования и судебного разбирательства.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни Российской Федерации, приведите примеры реализации прав и свобод граждан России в рамках любых трёх указанных в тексте групп прав. (В каждом случае сначала укажите группу прав, затем – конкретное право и приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и относиться к реалиям современной общественной жизни Российской Федерации.)
1) Группа прав: политические права.
Конкретное право: право избирать и быть избранным.
Пример: гражданин России Иван Петров участвует в выборах депутатов Государственной Думы, голосуя за кандидата, чья программа соответствует его политическим взглядам. Это право позволяет ему влиять на формирование органов государственной власти.
2) Группа прав: экономические права.
Конкретное право: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Пример: жительница Москвы Анна Сидорова открыла собственное кафе, используя свои сбережения и навыки в кулинарии. Она зарегистрировала бизнес, получила разрешение от санэпидемстанции и теперь развивает своё дело, создавая рабочие места для других граждан.
3) Группа прав: социальные права.
Конкретное право: право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пример: гражданин РФ Сергей Иванов обратился в государственную поликлинику для бесплатного медицинского обследования и лечения. Благодаря системе обязательного медицинского страхования он получил необходимую помощь без дополнительных затрат.
Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Право собственности.
Право собственности позволяет гражданину владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.
Пример: гражданин приобретает квартиру и становится её собственником. Он может жить в ней, сдавать в аренду, продать или подарить её, не спрашивая разрешения у государства, если это не противоречит закону. Государство обязано защищать это право, например, в случае незаконного захвата жилья.
2) Право на заключение договоров.
Граждане имеют право заключать договоры с другими лицами или организациями, определяя условия сделки по своему усмотрению.
Пример: гражданин заключает договор с подрядчиком на ремонт квартиры, где стороны самостоятельно согласовывают стоимость, сроки и объём работ. Если подрядчик нарушает условия договора, гражданин может обратиться в суд для защиты своих интересов.
3) Право на наследование.
Граждане имеют право передавать своё имущество по наследству или получать наследство в соответствии с законом или завещанием.
Пример: после смерти гражданина его имущество (например, дом или автомобиль) переходит к наследникам, указанным в завещании. Если завещания нет, наследство распределяется между родственниками в порядке, установленном законом. Государство обеспечивает защиту этого права, разрешая споры между наследниками в судебном порядке.
Автор называет юридические факты-состояния (например, состояние в браке, родстве). Привлекая знания обществоведческого курса и примеры из общественной жизни, назовите другие два вида юридических фактов (по связи с волей субъектов), которые выделяют учёные. Проиллюстрируйте каждый из них на примере семейных правоотношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Юридические действия (связанные с волей субъектов).
Юридические действия – это факты, которые возникают в результате сознательного и целенаправленного поведения людей.
Пример: заключение брачного договора между супругами. В этом случае супруги добровольно и осознанно заключают соглашение, в котором определяют режим собственности на имущество, приобретённое во время брака. Это действие является юридическим фактом, порождающим определённые правовые последствия.
2) Юридические события (не связанные с волей субъектов).
Юридические события – это факты, которые происходят независимо от воли людей, но влекут за собой правовые последствия.
Пример: смерть одного из супругов. Это событие происходит независимо от воли членов семьи, но порождает правовые последствия, такие как прекращение брака и распределение имущества между наследниками.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что политическая культура призвана поддерживать демократический порядок. (Объяснение и каждый пример должны быть сформулированы развёрнуто.)
1) Образование и воспитание демократических ценностей.
В России в рамках школьной программы проводятся уроки обществознания, где ученики изучают основы конституционного строя, права человека и роль граждан в управлении государством. Например, в некоторых школах организуются дебаты и моделирование выборов, чтобы ученики могли на практике понять принципы демократии. Это способствует формированию у молодёжи политической культуры, основанной на уважении к демократическим институтам и ценностям.
2) Гражданская активность и участие в выборах.
В России политическая культура проявляется в участии граждан в выборах и общественных инициативах. Например, в 2024 году на выборы президента России пришло более 77% избирателей, что свидетельствует о вовлечённости граждан в политический процесс. Кроме того, в некоторых регионах активно развиваются общественные советы при местных администрациях, где граждане могут влиять на принятие решений, касающихся их городов и сёл.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три законных действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. (В каждом случае сначала назовите действие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Владение имуществом.
Собственник имеет право владеть своим имуществом, то есть фактически обладать им и контролировать его использование.
Пример: гражданин владеет квартирой, которая зарегистрирована на его имя в Росреестре. Он может проживать в ней, сдавать в аренду или использовать для других целей, не нарушающих закон.
2) Пользование имуществом.
Собственник может использовать своё имущество для личных или коммерческих целей, если это не противоречит закону.
Пример: владелец автомобиля использует его для поездок на работу, путешествий или перевозки грузов. Он также может сдать машину в аренду, чтобы получать дополнительный доход.
3) Распоряжение имуществом.
Собственник имеет право продать, подарить, завещать или иным образом распорядиться своим имуществом.
Пример: гражданин, владеющий земельным участком, может продать его другому лицу, подарить родственнику или передать по наследству. Все эти действия оформляются через договоры и регистрируются в установленном законом порядке.
На примере правоотношений: 1) гражданских; 2) семейных; 3) трудовых – проиллюстрируйте мысль автора о том, что правомочия одних субъектов правоотношений обеспечиваются обязанностями других субъектов правоотношений. (В каждом случае сначала укажите вид правоотношения, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Гражданские правоотношения.
В гражданских правоотношениях правомочия одного субъекта обеспечиваются обязанностями другого. Например, при заключении договора купли-продажи продавец имеет право получить оплату за товар, а покупатель обязан её произвести. В то же время покупатель имеет право получить товар надлежащего качества, а продавец обязан его передать. Это взаимное обеспечение прав и обязанностей является основой гражданских правоотношений.
2) Семейные правоотношения.
В семейных правоотношениях правомочия и обязанности также взаимосвязаны. Например, родители имеют право на воспитание своих детей, но при этом обязаны обеспечивать их материальное содержание, образование и защиту. В свою очередь, дети имеют право на заботу со стороны родителей, но по достижении совершеннолетия обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Это взаимное обеспечение прав и обязанностей поддерживает баланс в семейных отношениях.
3) Трудовые правоотношения.
В трудовых правоотношениях правомочия работника обеспечиваются обязанностями работодателя, и наоборот. Например, работник имеет право на своевременную выплату заработной платы, а работодатель обязан её выплачивать. В то же время работодатель имеет право требовать от работника выполнения трудовых обязанностей, а работник обязан добросовестно выполнять свою работу. Это взаимное обеспечение прав и обязанностей создаёт стабильность в трудовых отношениях.