19. Анализ источников: примеры: Политика
Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…
Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.
(Т. Карл, Ф. Шмиттер)
На примере любых трёх высших органов (должностей) государственной власти РФ проиллюстрируйте легитимные способы прихода к власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Президент РФ избирается всенародным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента составляет 6 лет, и одно лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Легитимность Президента обеспечивается соблюдением конституционных норм и процедур выборов.
2) Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе пропорциональной избирательной системы (по партийным спискам) и мажоритарной системы (по одномандатным округам). Выборы проводятся раз в 5 лет, а легитимность депутатов обеспечивается соблюдением избирательного законодательства и Конституции РФ.
3) Правительство РФ формируется Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства (Премьер-министр) назначается Президентом после одобрения его кандидатуры Государственной Думой. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства. Легитимность Правительства обеспечивается соблюдением конституционных процедур и взаимодействием между Президентом и парламентом.
Политическая реклама – форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в политических процессах. Субъектом её является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться.
Так называемая институциональная реклама – составная часть политической рекламы. Такая реклама призвана не только донести до избирателей суть политической платформы, но и создать желаемую психологическую установку, предопределяющую дальнейшее поведение электората. Методы институциональной рекламы включают в себя эмоциональные способы воздействия, среди которых особое место занимает манипулирование сознанием избирателей. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Существуют различные виды воздействия на избирателей. Личностное воздействие подразумевает создание образа кандидата и его выдвижение. Программное воздействие – разработку программы кандидата, средств и методов её реализации. Информационное воздействие включает в себя продвижение образа кандидата по различным информационным каналам.
Различают несколько подходов к изучению мотивов поведения избирателей. Так, согласно «социологической» гипотезе, голосуя, люди проявляют солидарность со своей социальной группой (классовой, этнической, религиозной и др.). Согласно «социопсихологической» гипотезе люди голосуют, руководствуясь укоренившимися (например, в семье) политическими симпатиями к определённому лидеру, партии и т. д. «Политико-коммуникационная» гипотеза предполагает, что люди голосуют под влиянием избирательной кампании, в частности под воздействием формируемого СМИ имиджа политика или партии. Гипотеза «рационального выбора» предполагает, что люди голосуют не как члены группы, а как индивиды, которые руководствуются при этом собственной выгодой, интересом или расчётом. Противоречий между этими гипотезами нет, поскольку они объясняют мотивы поведения различных групп избирателей. Наиболее внушаемая группа – избиратели, определяющиеся накануне голосования. По данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % кардинально меняют своё решение в момент заполнения бюллетеня для голосования.
(М. Лысенкова)
Автор описывает четыре подхода к изучению мотивов поведения избирателей. Назовите любые три из них и приведите пример поведения избирателей в соответствии с каждым из названных вами подходов. (В каждом случае сначала назовите подход, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Подход: социологическая гипотеза.
Пример: жители небольшого рабочего посёлка голосуют за кандидата от партии, которая традиционно защищает интересы рабочих. Они проявляют солидарность со своей социальной группой, считая, что этот кандидат лучше всего представляет их интересы.
2) Подход: социопсихологическая гипотеза.
Пример: молодой избиратель голосует за партию, которую поддерживали его родители, так как с детства усвоил их политические предпочтения. Он руководствуется укоренившимися в семье симпатиями к определённой политической силе.
3) Подход: гипотеза рационального выбора.
Пример: избиратель изучает программы всех кандидатов и выбирает того, кто предлагает снижение налогов для малого бизнеса. Он голосует как индивид, руководствуясь личной выгодой и экономическим расчётом.
Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.
Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.
Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов…
Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.
Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.
Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.
Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.
(По Н. И. Голубковой)
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами правовое разрешение избирательных споров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Пример: оспаривание результатов выборов в суде.
После выборов в региональный парламент одна из партий подала иск в суд, утверждая, что были нарушены процедуры подсчёта голосов. Суд рассмотрел доказательства, включая видеозаписи с избирательных участков, и назначил пересчёт голосов, что привело к изменению итоговых результатов.
2) Пример: проверка законности предвыборной агитации.
Кандидат в депутаты подал жалобу в избирательную комиссию на своего оппонента, обвинив его в использовании незаконных методов агитации, таких как распространение ложной информации. Комиссия провела расследование и вынесла предупреждение кандидату, нарушившему правила, а также обязала его опубликовать опровержение.
3) Пример: отмена регистрации кандидата за нарушение избирательного законодательства.
Один из кандидатов на пост мэра города был снят с выборов после того, как избирательная комиссия обнаружила, что он использовал административный ресурс для продвижения своей кампании. На основании представленных доказательств суд подтвердил решение комиссии, и кандидат был исключён из предвыборной гонки.
Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.
Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.
Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.
Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>
Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.
Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.
(По А. Д. Калмыковой)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции политической партии. (В каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Функция: представление интересов различных социальных групп.
Пример: партия «Зелёные» активно выступает за защиту окружающей среды и представляет интересы экологов, учёных и граждан, обеспокоенных экологическими проблемами. Она лоббирует принятие законов, направленных на сокращение выбросов вредных веществ и развитие возобновляемых источников энергии.
2) Функция: участие в формировании органов государственной власти.
Пример: на выборах в Государственную Думу партия «Единая Россия» выдвигает своих кандидатов, которые, получив большинство голосов, формируют фракцию в парламенте и участвуют в принятии законов.
3) Функция: политическое просвещение граждан.
Пример: партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» проводит митинги, лекции и агитационные кампании, чтобы информировать граждан о своей программе и привлекать их к участию в политической жизни, например, к выборам или общественным акциям.
Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.
Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т. д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.
Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.
Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.
(Д. А. Лубнин)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы политического участия граждан в условиях демократии. (В каждом случае сначала назовите форму политического участия, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Участие в выборах.
Пример: в России граждане регулярно участвуют в выборах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, в 2021 году прошли выборы в Государственную Думу РФ, где граждане могли проголосовать за кандидатов от различных политических партий. На местном уровне также проводятся выборы глав муниципальных образований и депутатов городских советов. Жители активно участвуют в выборах мэров и депутатов городской думы, что позволяет им влиять на местную политику.
2) Участие в референдумах.
Пример: в России референдумы проводятся реже, чем выборы, но они также являются важной формой политического участия. Например, в 2020 году прошло общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ. Граждане могли выразить своё мнение по вопросам изменения основного закона страны. Это пример того, как граждане могут напрямую влиять на важные политические решения.
3) Участие в деятельности политических партий и общественных организаций.
Пример: в России граждане могут участвовать в деятельности политических партий, а также в общественных движениях и организациях. Например, активисты экологических движений участвуют в защите окружающей среды, организуют акции и сбор подписей за принятие экологических законов. Также граждане могут участвовать в работе наблюдательных советов, общественных палат и других структур, которые позволяют им влиять на принятие решений на местном и региональном уровне.
Понятие политической системы наряду с понятием политической власти является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это объяснимо: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов, и его содержание определяется применением понятия системы к сфере политического. Где начинается и где заканчивается политическое? Где та граница, которая разделяет политические и неполитические явления: деятельность, власть, процессы, системы?
Не вызывает сомнения, что всё политическое так или иначе связано с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.
Но столь же очевидно, что не всё государственное является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений, имеют явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т. е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоёв или больших социальных групп. Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы не относим к политике. Это государственное управление в интересах всего общества. Не принято относить к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования, дорожного движения и многое другое. Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. В государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое) управление.
(О. Ф. Шабров)
Автор рассуждает о компонентах институциональной/организационной подсистемы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие подсистемы политической системы общества. Проиллюстрируйте примерами каждую из этих подсистем. (В каждом случае сначала назовите подсистему, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Коммуникативная подсистема.
Коммуникативная подсистема включает в себя каналы и средства передачи информации между участниками политического процесса. В современной России важную роль в коммуникативной подсистеме играют средства массовой информации (СМИ), такие как телеканалы, интернет-порталы и социальные сети. Они обеспечивают информирование граждан о политических событиях, формируют общественное мнение и способствуют взаимодействию между властью и обществом. Например, во время выборов СМИ активно освещают предвыборные программы кандидатов, что помогает избирателям сделать осознанный выбор.
2) Культурно-идеологическая подсистема.
Культурно-идеологическая подсистема включает в себя политические идеологии, ценности, нормы и традиции, которые формируют политическую культуру общества. В России важным элементом этой подсистемы является патриотизм, который активно поддерживается государством через образовательные программы, праздники (например, День Победы) и общественные инициативы. Патриотизм как идеологическая ценность способствует консолидации общества и укреплению национальной идентичности, что влияет на политические процессы и поведение граждан.
Политическая культура – один из основных элементов духовного потенциала общества. Она определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. <…>
Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции её изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщённым критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.
Поведенческие элементы представляют собой различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и её индивидуальное поведение. <…> Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).
Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей либо (реже) их поддержку в противовес иным политическим силам.
(По В. В. Тихоновой)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы политического участия граждан (не упомянутые в тексте). (В каждом случае сначала назовите форму, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Участие в митингах и демонстрациях.
Граждане могут выражать свою политическую позицию, участвуя в митингах и демонстрациях. Например, в России ежегодно проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы, где люди выходят на улицы с портретами своих родственников-ветеранов в рамках акции «Бессмертный полк». Это форма коллективного политического участия, которая демонстрирует единство общества и поддержку исторической памяти, а также выражает уважение к государственной политике в области патриотического воспитания.
2) Участие в деятельности политических партий и движений.
Граждане могут активно участвовать в политической жизни, вступая в политические партии или общественные движения. Например, в России члены партии «Единая Россия» участвуют в предвыборных кампаниях, агитации и разработке политических программ. Это позволяет гражданам не только выражать свои взгляды, но и влиять на формирование политической повестки.
3) Петиции и обращения к органам власти.
Граждане могут направлять петиции, жалобы или предложения в органы власти, чтобы выразить своё мнение по конкретным вопросам. Например, в России существует платформа «Российская общественная инициатива», где граждане могут предлагать инициативы, которые рассматриваются на федеральном уровне, если набирают достаточное количество голосов. Это форма индивидуального политического участия, позволяющая гражданам влиять на принятие решений.
Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.
При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.
Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>
Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.
(По К. Б. Толкачёву)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три полномочия представительного и законодательного органа Российской Федерации. (В каждом случае сначала назовите полномочие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) Принятие федеральных законов.
Полномочие: Федеральное Собрание РФ (состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации) принимает федеральные законы, которые регулируют ключевые аспекты жизни общества.
Пример: в 2020 году Государственная Дума приняла закон о поправках к Конституции РФ, которые были одобрены Советом Федерации и затем поддержаны на общероссийском голосовании. Эти поправки внесли изменения в основные положения Конституции, включая вопросы социальных гарантий и полномочий органов власти.
2) Утверждение федерального бюджета.
Полномочие: Федеральное Собрание рассматривает и утверждает федеральный бюджет, который определяет расходы и доходы государства на предстоящий год.
Пример: в декабре 2024 года Государственная Дума и Совет Федерации утвердили федеральный бюджет на 2025 год, который предусматривал расходы на социальную сферу, оборону, инфраструктуру и другие ключевые направления. Это позволило обеспечить финансирование государственных программ и проектов.
3) Контроль за деятельностью правительства.
Полномочие: Федеральное Собрание осуществляет контроль за деятельностью правительства через заслушивание отчётов, проведение парламентских слушаний и вынесение вотума недоверия.
Пример: в 2023 году Государственная Дума провела парламентские слушания по вопросам реализации национальных проектов, в ходе которых депутаты заслушали отчёты министров и высказали рекомендации по улучшению работы правительства. Это позволило усилить контроль за исполнением государственных программ.