ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: Человек и общество

1. Задание #174644
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Что должно быть приоритетом для нас? Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях.

В 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек.

Нам необходимо: серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична; дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности…

В предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века… Но сегодня демографические потери 90-х неминуемо дают о себе знать. Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов…

У демографической проблемы есть и экономическое измерение. В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьёзным ограничением для экономического роста…

Наша демографическая политика доказала свою результативность.

И мы продолжили, расширили её. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребёнка. За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Также запускается программа обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах…

Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить…

(В. В. Путин)

Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры политики нашего государства по поддержке малообеспеченных слоёв населения, не указанные в тексте. (В каждом случае сначала укажите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Мера: социальные пособия и выплаты.
Пример: государство предоставляет ежемесячные пособия на детей малоимущим семьям. Например, семья с доходом ниже прожиточного минимума получает выплаты на каждого ребёнка до достижения им 16 лет, что помогает покрывать основные расходы на питание и одежду.
2) Мера: бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте.
Пример: малообеспеченные граждане, такие как пенсионеры, инвалиды или многодетные семьи, могут пользоваться общественным транспортом бесплатно или со значительной скидкой. Например, в некоторых регионах России пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте, что помогает им экономить средства и улучшает доступность социальных услуг.
3) Мера: программы профессиональной переподготовки и трудоустройства.
Пример: государство организует курсы переподготовки для безработных из малообеспеченных семей. Например, женщина из многодетной семьи может пройти обучение по специальности «бухгалтер» и получить помощь в трудоустройстве через центр занятости.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #174647
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер)

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Меры для предотвращения дискриминации, предусмотренные законодательством РФ:
1) Запрет дискриминации в трудовых отношениях — закон запрещает дискриминацию по признакам пола, возраста, расы, национальности, инвалидности и другим критериям при приёме на работу, оплате труда и продвижении по службе. Например, работодатель не может отказать в трудоустройстве женщине из-за её пола или пожилому человеку из-за возраста.
2) Квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью — работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с инвалидностью. Например, в крупных компаниях предусмотрены квоты для трудоустройства инвалидов, что помогает им интегрироваться в трудовую деятельность.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #174648
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В. А. Куренной)

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры воздействия науки на любые три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Социальный институт: образование.
Пример: научные открытия в области педагогики и психологии привели к разработке новых методов обучения, таких как интерактивные технологии, онлайн-курсы и индивидуальный подход к ученикам. Например, использование цифровых платформ (таких как Zoom или Google Classroom) во время пандемии COVID-19 стало возможным благодаря достижениям в области информационных технологий и педагогической науки.
2) Социальный институт: медицина.
Пример: научные исследования в области биологии и медицины привели к созданию вакцин, таких как вакцина от COVID-19 (например, Pfizer или Moderna). Это позволило снизить уровень заболеваемости и смертности, а также повлияло на восстановление экономики и социальной жизни после пандемии.
3) Социальный институт: экономика.
Пример: развитие экономической науки и внедрение новых технологий (например, блокчейн, искусственный интеллект) привели к появлению криптовалют, таких как Bitcoin. Это изменило финансовую систему, создав новые возможности для инвестиций и платежей, а также повлияло на регулирование финансовых рынков.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #174653
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.

Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.

Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).

(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

Назовите любые три из приведённых в тексте критериев определения места социальной группы в системе социального неравенства. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, иллюстрирующие социальную дифференциацию на основе каждого из них. (В каждом случае сначала назовите критерий, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на влияние критерия на место группы в системе социального неравенства.)

1) Собственность.
Собственность является одним из ключевых критериев социального неравенства. Обладание материальными ресурсами, такими как недвижимость, земля или капитал, определяет положение группы в обществе. Например, в современной России владельцы крупных предприятий или бизнесмены занимают высшие позиции в социальной иерархии благодаря своему богатству. Их доступ к ресурсам позволяет им влиять на экономику и политику, что подчёркивает их привилегированное положение по сравнению с группами, не обладающими значительной собственностью, например, с работниками наёмного труда.
2) Власть.
Власть как критерий социального неравенства отражает способность группы влиять на принятие решений в обществе. Например, политическая элита, включая высших чиновников и депутатов Государственной Думы РФ, обладает значительной властью, что позволяет ей определять направления развития страны и распределять ресурсы. Влияние этой группы на общество значительно выше, чем у рядовых граждан, которые не имеют прямого доступа к механизмам власти. Это создаёт неравенство в возможностях влиять на общественные процессы.
3) Доход.
Доход является важным критерием, определяющим место группы в социальной иерархии. Например, в России врачи и учителя, несмотря на важность их профессий, часто получают относительно низкие зарплаты, что ограничивает их доступ к качественному жилью, образованию и медицинским услугам. В то же время представители IT-сектора, такие как программисты или руководители технологических компаний, имеют высокие доходы, что позволяет им жить в комфортных условиях и обеспечивать своим детям лучшее образование. Это подчёркивает разницу в социальном положении между группами с разным уровнем дохода.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #174654
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.

Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.
В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.

(П. Штомпка)

Автор выделяет общие тенденции развития современного общества в различных сферах. Назовите и проиллюстрируйте собственными примерами любые три тенденции, упомянутые в тексте. (В каждом случае сначала укажите сферу, тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Политическая сфера: тенденция к созданию наднациональных объединений.
В политической сфере наблюдается тенденция к формированию наднациональных структур, которые выходят за рамки традиционных национальных государств. Примером может служить Европейский Союз, который объединяет 27 стран Европы. В рамках ЕС созданы общие институты власти, такие как Европейский парламент и Европейская комиссия, которые принимают решения, влияющие на все страны-участницы. Это позволяет решать глобальные проблемы, такие как миграция, изменение климата и экономическая интеграция на уровне, выходящем за пределы отдельных государств.
2) Экономическая сфера: рост влияния транснациональных корпораций.
В экономической сфере усиливается роль транснациональных корпораций, которые действуют в масштабах всей планеты. Например, компания Apple имеет свои производственные мощности в Китае, исследовательские центры в США и Европе, а её продукция продаётся по всему миру. Доходы Apple превышают бюджеты многих стран, что делает её влиятельным игроком на глобальной арене. Такие корпорации формируют мировую экономику, влияя на рынки труда, технологии и потребительские предпочтения.
3) Культурная сфера: унификация культуры под влиянием масс-медиа.
В культурной сфере наблюдается тенденция к унификации, вызванная глобализацией средств массовой информации. Например, социальные сети создают общемировые тренды, которые быстро распространяются среди молодёжи разных стран. Музыка, мода, фильмы и даже образ жизни становятся всё более похожими в разных уголках мира. Это приводит к размыванию границ и формированию глобальной массовой культуры, основанной на западных образцах.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #174726
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это свободное хозяйствование в различных областях деятельности (кроме запрещённых законодательными актами) для удовлетворения потребностей в продукции, работах, услугах и получении прибыли (дохода).

Однако самоцель цивилизованного предпринимательства – не только получение прибыли, но также насыщение рынка товарами высокого качества. Предпринимательство основывается на принципах самофинансирования и превышения результатов над затратами (иначе предприниматель разорится), самоуправления, ответственности и высокой мотивации работников, на принципах инициативности и разумного риска.

При создании собственного дела или расширении существующего важнейшим условием становится технико-экономическое обоснование планируемого объёма прибыли. Определяющий мотив при создании собственного дела – конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, объективное желание жить лучше.

Свобода выбора видов предпринимательской деятельности, получение и распределение доходов, экономическая независимость являются стимулами развития предпринимательства. Чтобы стать экономически свободным, необходимо владеть собственным имуществом (недвижимым и движимым), ценными бумагами, зная, что государство защищает права и интересы собственника имущества. Чтобы стать предпринимателем, надо иметь какой-то первоначальный капитал, а став собственником своего дела, предприниматель его приумножает, капитализируя получаемую прибыль, расширяя границы своей экономической независимости.

Условие для функционирования предпринимательства в различных организационно-правовых формах – формирование свободного рынка, создание равных экономических, политических, административно-правовых предпосылок, обеспечивающих каждому дееспособному гражданину право заниматься любым видом предпринимательской деятельности.

Большое значение имеет поддержка предпринимательства со стороны государства – путём соответствующей налоговой и финансово-кредитной политики.

(По Ю. Г. Ткаченко)

Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих, что «не обременённая чрезмерным регулированием рыночная экономика создаёт наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Свобода выбора и конкуренция стимулируют инновации.
В условиях рыночной экономики, где государственное регулирование минимально, предприниматели имеют больше свободы для экспериментов и внедрения новых идей. Конкуренция заставляет их искать более эффективные способы производства, улучшать качество товаров и услуг, чтобы привлечь потребителей. Например, в сфере технологий компании, такие как Apple или Tesla, активно развивают инновации, чтобы удержать лидерство на рынке.
2) Гибкость и адаптивность к изменениям спроса.
Рыночная экономика позволяет предпринимателям быстро реагировать на изменения потребительских предпочтений и экономических условий. Бизнес может оперативно адаптировать свои стратегии, что способствует его устойчивости и росту. Например, малые и средние предприятия в сфере общественного питания часто меняют меню и форматы обслуживания, чтобы соответствовать запросам клиентов.
3) Снижение административных барьеров для малого и среднего бизнеса.
В России в последние годы были предприняты шаги по снижению административных барьеров для предпринимателей, что способствует развитию малого и среднего бизнеса. Например, введение режима «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей и упрощённой системы налогообложения (УСН) позволяет бизнесу минимизировать издержки и сосредоточиться на развитии. Это создаёт благоприятные условия для открытия новых предприятий, особенно в регионах, где малый бизнес становится драйвером экономического роста.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #174727
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в рыночной экономике исходит из того, что государство должно делать то, что не может делать рынок.

Общественными благами называют товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой мере гражданин оплатил пользование этими товарами и услугами. Особенность общественных благ заключается в неизбирательности и неисключаемости их в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что потребление данного товара одним человеком не уменьшает его доступности для других. Свойство неисключаемости в потреблении состоит в том, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению товара, даже тогда, когда он отказывается за него платить. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, государственное управление, фундаментальные научные исследования.

<…> Невозможно измерить полезность, получаемую каждым конкретным членом общества при потреблении общественных товаров и в соответствии с ней установить величину индивидуальной оплаты за эти товары.

Рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что их производство связано с большими затратами, длительными сроками окупаемости.

Если рыночный механизм поддерживает эффективность производства в рамках отдельных предприятий и фирм, то государству отводится решение этой задачи на макроэкономическом уровне…

Вмешательство государства в рыночную экономику допустимо до тех пор, пока сохраняются рыночные связи, существуют конкурентная среда и свобода выбора. Это максимальные границы участия государства в рыночной экономике. Когда же государство, руководствуясь даже благими намерениями, пытается делать больше, чем ему позволительно в рыночной экономике, с неизбежностью наступает губительная деформация механизма рынка.

(По А. А. Анисимову, Н. В. Артемьевой, О. Б. Тихоновой.)

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три функции государства в рыночной экономике, не упомянутые в тексте, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Регулирование денежно-кредитной политики.
Государство через центральный банк регулирует денежную массу, процентные ставки и инфляцию, что влияет на стабильность экономики. Например, Центральный банк России устанавливает ключевую ставку, которая влияет на стоимость кредитов для бизнеса и населения. ЦБ повышает ставку для борьбы с инфляцией, что помогло стабилизировать рубль и снизить темпы роста цен.
2) Социальная защита населения.
Государство обеспечивает социальную поддержку уязвимых групп населения через пенсии, пособия и программы помощи. Например, в России действует программа материнского капитала, которая предоставляет финансовую поддержку семьям с детьми. Это стимулирует рождаемость и помогает семьям улучшить жилищные условия или оплатить образование детей.
3) Экологическое регулирование.
Государство устанавливает экологические стандарты и контролирует их соблюдение, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. В России действует система экологического мониторинга и контроля за выбросами вредных веществ промышленными предприятиями. Компании, нарушающие экологические нормы, штрафуются, что стимулирует их внедрять более чистые технологии.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #174731
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающего работать, не может трудоустроиться при соответствующей ставке заработной платы. Согласно нашему законодательству к безработным могут быть отнесены только те люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, желают работать и активно ищут место работы, но не имеют в настоящее время работы и заработка.

Безработные и занятые образуют в совокупности экономически активное население (или рабочую силу). К экономически неактивному населению относятся учащиеся, пенсионеры, инвалиды, а также трудоспособное население, не желающее работать. Между нетрудоспособным населением, не занятым в общественном производстве, и занятыми происходит постоянное перемещение людей: часть работающих пенсионеров и подростков покидает рабочие места и пополняет численность нетрудоспособного незанятого населения.

Показателем безработицы является уровень безработицы, который представляет собой долю безработных в общей численности экономически активного населения. Показатель уровня безработицы не может расцениваться как безупречный в силу определённых факторов, искажающих его фактическое значение. С одной стороны, скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы; с другой стороны, теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, обуславливает превышение регистрируемой безработицы над фактической. Кроме того, часть фактически безработных людей отказывается регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу; одновременно часть официально безработных граждан в действительности не предпринимает никаких действий для поиска подходящей работы.

Наиболее негативным с экономической точки зрения последствием безработицы является недопроизводство части ВВП… Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует естественную безработицу. Норма естественной безработицы не является величиной постоянной, так как множество факторов влияет на неё (изменения в демографической структуре населения, в трудовых законодательствах и др.).

Вместе с тем существует ряд позитивных моментов, сопровождающих явление безработицы (в приемлемых масштабах): создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, усиление конкуренции между работниками.

(По Т. А. Яковлевой)

Решение проблемы безработицы невозможно без активного участия государства. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих справедливость данного утверждения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Создание программ переподготовки и повышения квалификации.
Государство может организовывать курсы переподготовки и повышения квалификации для безработных, чтобы помочь им адаптироваться к изменениям на рынке труда. Например, в России действуют программы обучения через центры занятости, где люди могут получить новые навыки, востребованные в современных отраслях, таких как IT или цифровые технологии. Это позволяет снизить уровень структурной безработицы.
2) Стимулирование создания новых рабочих мест.
Государство может поддерживать бизнес через налоговые льготы, субсидии и гранты, чтобы стимулировать создание новых рабочих мест. Например, в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России предоставляются льготные кредиты и сниженные налоговые ставки, что способствует развитию бизнеса и увеличению занятости.
3) Социальная поддержка безработных.
Государство обеспечивает материальную поддержку безработных через выплату пособий, что помогает людям сохранить финансовую стабильность в период поиска работы. В России безработные, зарегистрированные в центрах занятости, получают пособие по безработице, что позволяет им покрывать базовые потребности и сосредоточиться на поиске подходящей работы.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #174736
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В. Ж. Келле)

Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации; 2) познавательной функции; 3) досуговой функции. (Сначала указывайте функцию, затем – приводите её характеристику.)

1) Функция социализации.
Культура играет ключевую роль в процессе социализации, то есть усвоения индивидом норм, ценностей, знаний и навыков, необходимых для жизни в обществе. Через культуру человек учится взаимодействовать с другими, понимать социальные роли и адаптироваться к общественным требованиям. Например, традиции, обычаи, язык и образование передаются из поколения в поколение, формируя личность и её мировоззрение. Благодаря культуре человек становится частью общества и учится жить в нём.
2) Познавательная функция.
Культура обеспечивает накопление, сохранение и передачу знаний, опыта и информации. Она помогает человеку познавать мир, понимать его законы и явления. Например, наука, искусство, литература и образование являются важными элементами культуры, которые расширяют кругозор человека, развивают его интеллект и способствуют прогрессу общества. Познавательная функция культуры позволяет людям не только сохранять уже накопленные знания, но и открывать новое.
3) Досуговая функция.
Культура предоставляет возможности для отдыха, развлечения и творческого самовыражения. Досуговая функция культуры проявляется в различных формах: кино, театр, музыка, спорт, праздники и другие виды деятельности, которые помогают людям расслабиться, получить удовольствие и восстановить силы. Например, посещение концертов, музеев или участие в народных праздниках не только развлекают, но и обогащают духовно, способствуя эмоциональной разгрузке и улучшению качества жизни.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #174738
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни. А чтобы наращивать наши конкурентные (кадровые, интеллектуальные, технологические) преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение.

Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни…

Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект.

Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики, в том числе безопасные линии связи и центры обработки данных.
Кстати, обращаю внимание, это должна быть инфраструктура, основанная на самых передовых технологиях и разработках.

Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики.

По сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях…

Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми. Следовательно, она задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда…

(По В. В. Путину)

Автор перечисляет направления развития конкурентных преимуществ России в цифровой экономике. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, для трёх любых из перечисленных в тексте направлений приведите по одной возможной мере, направленной на их реализацию. (Сначала называйте направление, затем – меру.)

1) Формирование новой нормативной базы для цифровых технологий.
Мера: принятие закона о регулировании оборота цифровых данных, который установит чёткие правила сбора, хранения и использования информации, а также обеспечит защиту персональных данных граждан. Это создаст правовую основу для безопасного внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни.
2) Поддержка компаний с межотраслевыми цифровыми разработками.
Мера: создание государственного фонда, который будет предоставлять гранты и льготные кредиты компаниям, разрабатывающим цифровые технологии с широким применением в разных отраслях (например, искусственный интеллект, блокчейн). Это стимулирует инновации и ускорит внедрение передовых решений.
3) Увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики.
Мера: введение в учебные программы школ и вузов обязательных курсов по программированию, анализу данных и основам цифровой экономики. Это позволит подготовить новое поколение специалистов, готовых к работе в условиях цифровой трансформации.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #174956
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Существуют различные социально-психологические и экономические причины возникновения такого феномена, как конкуренция. Трактуется это понятие как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке…

Современный рынок отдаёт предпочтение неценовой конкуренции, которая делает акцент не на цену продукции (услуги), а на её качество (производительность, надёжность, срок службы). Неценовая конкуренция предполагает использование различных действий, не прибегая к варьированию цен (например, улучшение качества и ассортимента услуг, предоставление льгот и бонусов). Она предполагает: выделение продукции (услуг) по каким-либо уникальным для покупателя свойствам из ряда предлагаемых товаров и услуг; повышение уровня технического обслуживания товара; развитие продвинутых форм сбыта; совершенствование структуры компании, её функциональных сторон деятельности; учёт специфики спроса путём выпуска новых товаров и услуг, повышения их качества; использование рекламы; расширение ассортимента дополнительных услуг; улучшение послепродажного обслуживания.

Основными источниками появления данного способа ведения конкурентной борьбы являются: усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей, расширение объёмов рынков, ускорение научно-технического прогресса.

Неценовую конкуренцию также называют эффективной конкуренцией ввиду того, что она обеспечивает некую относительную финансовую стабильность компании, даёт возможность конкурентам делать ответные шаги в более размеренном ритме (не в молниеносном, как при ценовой конкуренции). Она действительно требует огромных усилий и больших финансовых затрат, которые в случае успеха окупаются…

Среди способов неценовой конкуренции выделяют «слияние и поглощение». Подразумевается приобретение конкурирующей компании, превращение её в дочернюю компанию… Другим способом неценовой конкуренции является «неценовое позиционирование». В данном случае локальный акцент делается на определённую группу потребителей… Эффективным способом неценовой конкуренции является «обслуживание потребителей», включающее повышение качества обслуживания, развитость дистрибьюторской сети…

(Е. В. Саклакова)

Назовите три способа неценовой конкуренции по тексту и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Сначала назовите способ, затем приведите соответствующий пример.)

1) Слияние и поглощение.
Способ: приобретение конкурирующей компании и превращение её в дочернюю.
Пример: в 2022 году российская компания «Яндекс» приобрела сервис доставки еды Delivery Club, чтобы усилить свои позиции на рынке доставки и расширить клиентскую базу. Это позволило «Яндексу» консолидировать ресурсы и предложить более широкий спектр услуг.
2) Неценовое позиционирование.
Способ: акцент на определённую группу потребителей, выделение уникальных свойств продукта.
Пример: российская косметическая компания «Краснополянская косметика» делает акцент на натуральность и доступность своей продукции, ориентируясь на потребителей, которые ценят экологичность и демократичные цены. Это позволяет компании выделиться среди конкурентов, предлагающих более дорогие аналоги.
3) Обслуживание потребителей.
Способ: повышение качества обслуживания, развитие дистрибьюторской сети и послепродажного сервиса.
Пример: российская сеть магазинов электроники «М.Видео» активно развивает сервис послепродажного обслуживания, предлагая клиентам бесплатную доставку, установку техники и расширенную гарантию. Это повышает лояльность клиентов и укрепляет позиции компании на рынке.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #174958
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы.

Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень заработной платы либо сам характер труда. Безработица может быть и вынужденной.

Фрикционная безработица связана с различными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т. д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. <…>

В результате безработицы общество несёт колоссальные социально-экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния населения.

Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.

(По Н. И. Саталкиной, Г. И. Тереховой, Ю. О. Тереховой)

Одним из проявлений роли государства в социально ориентированной рыночной экономике авторы называют реализацию обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость принятия подобных мер со стороны государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

1) Снижение уровня бедности и социального неравенства.
Программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, такие как выплата пособий по безработице, субсидии на жильё и продовольственная помощь, помогают снизить уровень бедности и уменьшить разрыв между богатыми и бедными. Это способствует социальной стабильности и предотвращает рост напряжённости в обществе.
2) Поддержка экономической активности населения.
Социальная помощь позволяет людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сохранить минимальный уровень дохода и не потерять связь с рынком труда. Например, программы переобучения и повышения квалификации помогают безработным быстрее найти новую работу, что способствует восстановлению их экономической активности и снижению нагрузки на бюджет.
3) Укрепление человеческого капитала.
Поддержка социально незащищённых групп, таких как дети, пенсионеры и инвалиды, способствует улучшению их качества жизни и здоровья. Например, программы бесплатного школьного питания или льготного медицинского обслуживания помогают сохранить и укрепить человеческий капитал, что в долгосрочной перспективе положительно сказывается на экономическом развитии страны.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #174961
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.

Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.

Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным, а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…

Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.

(Е. И. Беглова)

Назовите три вида безработицы, упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Обязательно указывайте, какой вид безработицы иллюстрирует конкретный пример.)

1) Фрикционная безработица.
Фрикционная безработица связана с временным периодом поиска работы, когда человек переезжает, меняет профессию или ищет более подходящие условия труда.
Пример: молодой специалист, окончивший университет, ищет работу по специальности. Он отправляет резюме в несколько компаний, проходит собеседования и в течение нескольких недель находит подходящую вакансию.
2) Структурная безработица.
Структурная безработица возникает из-за несоответствия навыков работников требованиям рынка труда или из-за изменений в структуре экономики.
Пример: в регионе, где раньше развивалась угольная промышленность, многие шахты закрылись из-за перехода на альтернативные источники энергии. Молодые люди, которые планировали работать в этой отрасли, остались без работы, так как их навыки больше не востребованы.
3) Циклическая безработица.
Циклическая безработица связана с экономическими спадами, когда сокращается спрос на товары и услуги, а компании вынуждены увольнять сотрудников.
Пример: во время экономического кризиса 2020 года многие компании в сфере туризма и сократили штат из-за падения спроса на их услуги. Молодые люди, работавшие в этих отраслях, потеряли работу и не могли найти новую до улучшения экономической ситуации.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #174969
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.

Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.

Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.

Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.

(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)

Проиллюстрируйте примерами роль образования в выборе профессии, в социальной мобильности, в формировании мировоззрения личности. (В каждом случае сначала укажите позицию из условия задания, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Роль образования в выборе профессии.
Образование помогает человеку получить знания и навыки, необходимые для выбора и освоения профессии. Например, выпускник школы, который интересуется программированием, поступает в университет на факультет информационных технологий. В процессе обучения он осваивает языки программирования, участвует в проектах и стажировках, что позволяет ему стать востребованным специалистом в IT-сфере.
2) Роль образования в социальной мобильности.
Образование является важным инструментом для повышения социального статуса. Например, человек из малообеспеченной семьи, получив качественное образование в университете, может устроиться на высокооплачиваемую работу и улучшить своё материальное положение. Это позволяет ему перейти в более высокую социальную группу.
3) Роль образования в формировании мировоззрения личности.
Образование формирует у человека систему взглядов на мир, общество и себя самого. Например, изучение истории, философии и литературы в школе и университете помогает ученику понять ценности гуманизма, толерантности и социальной справедливости. Это способствует формированию у него критического мышления и осознанной гражданской позиции.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение