ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

19. Анализ источников: примеры: все задания

1. Задание #174633
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…

Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.

(Т. Карл, Ф. Шмиттер)

На примере любых трёх высших органов (должностей) государственной власти РФ проиллюстрируйте легитимные способы прихода к власти. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Президент РФ избирается всенародным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента составляет 6 лет, и одно лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Легитимность Президента обеспечивается соблюдением конституционных норм и процедур выборов.
2) Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе пропорциональной избирательной системы (по партийным спискам) и мажоритарной системы (по одномандатным округам). Выборы проводятся раз в 5 лет, а легитимность депутатов обеспечивается соблюдением избирательного законодательства и Конституции РФ.
3) Правительство РФ формируется Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства (Премьер-министр) назначается Президентом после одобрения его кандидатуры Государственной Думой. Остальные члены Правительства назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства. Легитимность Правительства обеспечивается соблюдением конституционных процедур и взаимодействием между Президентом и парламентом.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #174634
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семьи, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Домохозяйства получают доходы, предоставляя факторы производства, иначе говоря, путём оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими для приобретения необходимых товаров, а также для создания сбережений.

Предприятия (фирмы), в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном ведут производственную деятельность, а также инвестирование.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта – физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них – доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и совершают расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), не однозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например захватом и удержанием доли на рынке, расширением масштабов производства, утверждением экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональные интересы, способствовать росту богатства нации, повышению уровня жизни населения.

(По А. С. Булатову)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами предоставление домохозяйствами любых трёх факторов производства другим экономическим агентам. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите фактор производства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Пример предоставления труда: семья Ивановых, где отец работает инженером на заводе, а мать преподаёт в университете, предоставляет труд как фактор производства. Завод и университет являются предприятиями, которые используют труд работников для производства товаров и услуг.
2) Пример предоставления земли: семья Петровых владеет земельным участком, который они сдают в аренду фермерскому хозяйству для выращивания овощей. В этом случае семья предоставляет землю как фактор производства, а фермерское хозяйство использует её для сельскохозяйственной деятельности.
3) Пример предоставления капитала: семья Сидоровых инвестировала свои сбережения в акции крупной компании, занимающейся производством электроники. Таким образом, они предоставляют капитал как фактор производства, а компания использует эти средства для расширения производства и разработки новых технологий.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #174635
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чём они думают в своей повседневной жизни. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаёт хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всём этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своё проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определённое количество денег. Именно это определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что её специфическая область предоставляет гораздо бóльшие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причём сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда…

Между тем жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, – это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить.

(А. Маршалл)

На какие цели, на взгляд автора, может быть израсходовано материальное вознаграждение за работу? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами любые три цели и для каждой из них приведите пример возможной траты полученных средств. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

На взгляд автора, материальное вознаграждение за работу может быть израсходовано на следующие цели:
1) эгоистичные цели – удовлетворение личных потребностей и желаний, таких как приобретение предметов роскоши, развлечения или другие траты, направленные исключительно на личное благополучие;
2) альтруистические цели – помощь другим людям, благотворительность или поддержка близких, что отражает заботу о благополучии окружающих;
3) благородные цели – вложение средств в развитие, образование, самореализацию или достижение высоких идеалов, таких как научные исследования, искусство или общественная деятельность;
4) низменные цели – траты на сомнительные или вредные для человека и общества вещи, излишества или другие формы нерационального использования средств.

1) Цель: обеспечение базовых потребностей.
Пример: семья Ивановых работает, чтобы оплачивать еду, жильё и коммунальные услуги. Полученные средства тратятся на покупку продуктов питания, оплату аренды квартиры и коммунальных услуг.
2) Цель: накопление на крупную покупку.
Пример: молодой специалист Пётр копит деньги на покупку автомобиля. Полученные средства он откладывает на депозит в банке, чтобы в будущем приобрести машину.
3) Цель: инвестирование в образование.
Пример: студентка Анна подрабатывает, чтобы оплатить обучение на курсах иностранного языка. Полученные средства она тратит на оплату образовательных программ и покупку учебных материалов.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #174636
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)

Опираясь на обществоведческие знания, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Пример: семья Васильевых заключает договор купли-продажи квартиры, в котором прописываются условия сделки, права и обязанности сторон.
Отрасль права: гражданское право, регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, включая заключение договоров, таких как купля-продажа, аренда или дарение.
2) Пример: менеджер Пётр подаёт иск в суд на работодателя за незаконное увольнение, требуя восстановления на работе и компенсации.
Отрасль права: трудовое право, регулирует отношения между работником и работодателем, включая вопросы заключения и расторжения трудового договора, оплаты и защиты трудовых прав.
3) Пример: гражданин Н. привлекается к уголовной ответственности за кражу, и суд назначает ему наказание в виде лишения свободы.
Отрасль права: уголовное право, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений и назначением наказаний. Оно определяет состав преступления, порядок расследования и судебного разбирательства.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #174637
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Политическая реклама – форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в политических процессах. Субъектом её является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться.

Так называемая институциональная реклама – составная часть политической рекламы. Такая реклама призвана не только донести до избирателей суть политической платформы, но и создать желаемую психологическую установку, предопределяющую дальнейшее поведение электората. Методы институциональной рекламы включают в себя эмоциональные способы воздействия, среди которых особое место занимает манипулирование сознанием избирателей. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Существуют различные виды воздействия на избирателей. Личностное воздействие подразумевает создание образа кандидата и его выдвижение. Программное воздействие – разработку программы кандидата, средств и методов её реализации. Информационное воздействие включает в себя продвижение образа кандидата по различным информационным каналам.

Различают несколько подходов к изучению мотивов поведения избирателей. Так, согласно «социологической» гипотезе, голосуя, люди проявляют солидарность со своей социальной группой (классовой, этнической, религиозной и др.). Согласно «социопсихологической» гипотезе люди голосуют, руководствуясь укоренившимися (например, в семье) политическими симпатиями к определённому лидеру, партии и т. д. «Политико-коммуникационная» гипотеза предполагает, что люди голосуют под влиянием избирательной кампании, в частности под воздействием формируемого СМИ имиджа политика или партии. Гипотеза «рационального выбора» предполагает, что люди голосуют не как члены группы, а как индивиды, которые руководствуются при этом собственной выгодой, интересом или расчётом. Противоречий между этими гипотезами нет, поскольку они объясняют мотивы поведения различных групп избирателей. Наиболее внушаемая группа – избиратели, определяющиеся накануне голосования. По данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % кардинально меняют своё решение в момент заполнения бюллетеня для голосования.

(М. Лысенкова)

Автор описывает четыре подхода к изучению мотивов поведения избирателей. Назовите любые три из них и приведите пример поведения избирателей в соответствии с каждым из названных вами подходов. (В каждом случае сначала назовите подход, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Подход: социологическая гипотеза.
Пример: жители небольшого рабочего посёлка голосуют за кандидата от партии, которая традиционно защищает интересы рабочих. Они проявляют солидарность со своей социальной группой, считая, что этот кандидат лучше всего представляет их интересы.
2) Подход: социопсихологическая гипотеза.
Пример: молодой избиратель голосует за партию, которую поддерживали его родители, так как с детства усвоил их политические предпочтения. Он руководствуется укоренившимися в семье симпатиями к определённой политической силе.
3) Подход: гипотеза рационального выбора.
Пример: избиратель изучает программы всех кандидатов и выбирает того, кто предлагает снижение налогов для малого бизнеса. Он голосует как индивид, руководствуясь личной выгодой и экономическим расчётом.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #174638
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Формируя стратегию экономического развития России, мы учитываем тенденции, которые происходят в мире, и намерены использовать глобальные технологические сдвиги, формирование новых рынков, возможности интеграции и кооперации в интересах собственного развития.

Россия смогла решить наиболее острые текущие проблемы в экономике. Уже в ближайшей перспективе рассчитываем на возобновление роста. Мы сохранили резервы, существенно сократился отток капитала… Правительство и Центральный банк России продолжат взвешенную и ответственную работу по обеспечению макроэкономической стабильности…

Важнейший фактор, который предопределяет общую конкурентоспособность экономики, динамику рынков, ускорение роста ВВП, повышение заработной платы, – это производительность труда. Нам необходим рост производительности труда на крупных и средних предприятиях… С ростом производительности неэффективная занятость будет неизбежно сокращаться, а это значит, что нам нужно существенно повысить гибкость рынка труда, предложить людям новые возможности. Мы сможем решить эту задачу, в первую очередь создавая новые рабочие места в малом и среднем бизнесе…

Ещё одна ниша для малого и среднего бизнеса – это высокотехнологичная сфера, создание условий для тех небольших компаний, которые реализуют стартапы, выходят на рынок с прорывной продукцией.

И наконец, ёмкая ниша – это сервис, развитие сферы бытовых услуг, а по сути создание комфортной, благоприятной среды для жизни людей в городах и посёлках России…

Необходимо формировать систему поддержки экспортно-ориентированных компаний.

Наша Программа импортозамещения также нацелена на создание продукции, конкурентной на мировом рынке, …это важный этап для наращивания несырьевого экспорта, для встраивания наших компаний в глобальные производственные и технологические альянсы…

Мы продолжим дальнейшую либерализацию и улучшение делового климата. Речь идёт о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом выполнении и следовании законам, на уважении к интересам государства и общества, безусловной ценности института частной собственности…

(В. В. Путин)

Какие задачи государства по развитию экономики (кроме роста производительности труда и импортозамещения) обозначены в тексте? Назовите любые три такие задачи. Опираясь на знание курса и факты общественной жизни, приведите возможные меры, необходимые для реализации каждой из них.

1) Задача: развитие малого и среднего бизнеса.
Меры:
а) создание льготных условий для стартапов (например, налоговые каникулы, субсидии);
б) упрощение процедур регистрации и ведения бизнеса (снижение бюрократических барьеров);
в) развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, образовательные программы).
2) Задача: развитие сферы услуг.
Меры:
а) стимулирование инвестиций в сферу бытовых услуг (например, гранты или льготные кредиты);
б) повышение качества услуг через стандартизацию и контроль;
в) создание комфортной городской среды для развития сервисных предприятий (парки, зоны отдыха, транспортная доступность).
3) Задача: поддержка экспортно-ориентированных компаний.
Меры:
а) предоставление финансовой поддержки (например, экспортные кредиты, страхование рисков);
б) упрощение таможенных процедур и снижение экспортных пошлин;
в) создание торговых представительств за рубежом для продвижения российской продукции.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #174639
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В науке конституционного права наиболее распространённым критерием классификации прав и свобод выступает реальное содержание прав и свобод человека и гражданина. Все основные права и свободы образуют определённую систему в соответствии со сферами деятельности (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные).

Представляется, что политические права являются инструментом борьбы за все иные права и свободы человека и гражданина. Они являются необходимым условием для реализации любых прав. <…>

Сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством. Политические права и свободы включают следующие связи между государством и его гражданами: во-первых, право участвовать в управлении государством, во-вторых, право воздействовать на политические отношения. Политические права придают народу реальную значимость как первичному источнику власти, составляют органическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Именно с помощью политических прав гражданин становится участником политического процесса, получает возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества, участвовать в формировании и осуществлении государственной власти. Политические права обеспечивают активную самореализацию человека в обществе. Они оказывают непосредственное влияние на прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма и уровень политической культуры населения.

В отличие от других прав человека, где личность выступает в качестве индивидуальности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями (гражданские права), труженика и собственника (экономические права), участника социальной и культурной жизни (социальные и культурные права), в политических правах воплощаются интересы человека как политического деятеля, участника политических процессов, протекающих в обществе.

Важное отличие политических прав – их тесная связь с обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод, согласно Конституции Российской Федерации, признаются за гражданами. Однако, например, право на объединение, свобода мысли и слова гарантируются каждому человеку.

(По С. А. Афанасьевой)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни Российской Федерации, приведите примеры реализации прав и свобод граждан России в рамках любых трёх указанных в тексте групп прав. (В каждом случае сначала укажите группу прав, затем – конкретное право и приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и относиться к реалиям современной общественной жизни Российской Федерации.)

1) Группа прав: политические права.
Конкретное право: право избирать и быть избранным.
Пример: гражданин России Иван Петров участвует в выборах депутатов Государственной Думы, голосуя за кандидата, чья программа соответствует его политическим взглядам. Это право позволяет ему влиять на формирование органов государственной власти.
2) Группа прав: экономические права.
Конкретное право: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Пример: жительница Москвы Анна Сидорова открыла собственное кафе, используя свои сбережения и навыки в кулинарии. Она зарегистрировала бизнес, получила разрешение от санэпидемстанции и теперь развивает своё дело, создавая рабочие места для других граждан.
3) Группа прав: социальные права.
Конкретное право: право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Пример: гражданин РФ Сергей Иванов обратился в государственную поликлинику для бесплатного медицинского обследования и лечения. Благодаря системе обязательного медицинского страхования он получил необходимую помощь без дополнительных затрат.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #174642
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Следует выделить наиболее распространённые виды безработицы.

К ним относятся фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Суть фрикционной безработицы состоит в том, что работнику, уволенному с его места работы или покинувшему его по своему желанию, требуется определённое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его по многим критериям, таким как уровень заработной платы, род деятельности и так далее. Экономисты считают данный вид безработицы нормальным явлением, которое не должно вызывать тревогу. Более того, она просто неизбежна в рыночной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы.

Структурная безработица возникает в случае, когда сокращается спрос на работников одних профессий и увеличивается спрос на работников других профессий. Она порождается невозможностью трудоустройства из-за различного спроса и предложения на разные виды профессий. Невозможно избежать структурной безработицы, так как технический процесс не стоит на месте и динамично развивается.

Циклическая безработица присуща странам, которые переживают общий экономический спад. В этом случае трудности переживает большинство фирм страны, следовательно, появляются массовые увольнения, и в итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных.

Сезонные работники остаются без работы из-за того, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только в определённые периоды года. Например, к ним можно отнести сельскохозяйственных рабочих. Однако в такой незанятости нет ничего трагического: приходит новый сезон и следом за ним возвращается работа.

Безработица, в общем, имеет негативные экономические, социальные и психологические последствия. Тем не менее существуют и положительные последствия безработицы. Например, повышается социальная ценность рабочего места; увеличивается личное свободное время и свобода выбора места работы, растёт социальная значимость и ценность труда. Безработица способствует созданию резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики и росту конкуренции между работниками. Но всё же негативных последствий безработицы значительно больше, чем положительных, и они представляют угрозу национальной безопасности страны, экономическому развитию. Снизить негативные последствия безработицы возможно с помощью эффективного государственного регулирования занятости населения.

(А. В. Завальнюк)

Авторы отмечают, что «снизить негативные последствия безработицы возможно с помощью эффективного государственного регулирования занятости населения». Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры государственного регулирования занятости населения. (Сначала назовите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Мера: создание программ переподготовки и повышения квалификации.
Пример: в регионе, где закрылось несколько заводов, государство организует бесплатные курсы переподготовки для бывших работников. Например, бывшие металлурги могут пройти обучение по специальности «IT-специалист», чтобы найти работу в новой для себя сфере.
2) Мера: субсидирование создания новых рабочих мест.
Пример: государство предоставляет налоговые льготы и субсидии компаниям, которые открывают новые производства в районах с высоким уровнем безработицы. Например, в небольшом городе, где закрылась швейная фабрика, новая компания получает поддержку для открытия цеха по производству мебели, создавая рабочие места для местных жителей.
3) Мера: развитие центров занятости и программ трудоустройства.
Пример: в крупном городе государство открывает центр занятости, где безработные могут получить консультацию по поиску работы, помощь в составлении резюме и доступ к базе вакансий. Например, молодой специалист, недавно окончивший университет, находит через центр занятости стажировку в крупной компании, что помогает ему начать карьеру.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #174643
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах.

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т. е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен.

Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т. д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост… должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых…

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё…

Экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам…

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

(Р. М. Нуреев)

Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

1) Источник (путь): повышение эффективности использования старых ресурсов.
Примеры:
а) внедрение энергосберегающих технологий на заводе, что позволяет снизить затраты на электроэнергию и увеличить объёмы производства без дополнительных ресурсов;
б) оптимизация логистических процессов в компании, что сокращает время доставки товаров и уменьшает издержки.
2) Источник (путь): вовлечение в производственный процесс новых ресурсов.
Примеры:
а) освоение новых месторождений полезных ископаемых, что позволяет увеличить добычу сырья для промышленности;
б) использование возобновляемых источников энергии (солнечные панели, ветряные электростанции), что расширяет энергетическую базу и снижает зависимость от традиционных ресурсов.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #174644
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Что должно быть приоритетом для нас? Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях.

В 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек.

Нам необходимо: серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична; дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности…

В предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века… Но сегодня демографические потери 90-х неминуемо дают о себе знать. Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов…

У демографической проблемы есть и экономическое измерение. В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьёзным ограничением для экономического роста…

Наша демографическая политика доказала свою результативность.

И мы продолжили, расширили её. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребёнка. За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Также запускается программа обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах…

Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить…

(В. В. Путин)

Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три меры политики нашего государства по поддержке малообеспеченных слоёв населения, не указанные в тексте. (В каждом случае сначала укажите меру, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Мера: социальные пособия и выплаты.
Пример: государство предоставляет ежемесячные пособия на детей малоимущим семьям. Например, семья с доходом ниже прожиточного минимума получает выплаты на каждого ребёнка до достижения им 16 лет, что помогает покрывать основные расходы на питание и одежду.
2) Мера: бесплатный или льготный проезд в общественном транспорте.
Пример: малообеспеченные граждане, такие как пенсионеры, инвалиды или многодетные семьи, могут пользоваться общественным транспортом бесплатно или со значительной скидкой. Например, в некоторых регионах России пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в городском транспорте, что помогает им экономить средства и улучшает доступность социальных услуг.
3) Мера: программы профессиональной переподготовки и трудоустройства.
Пример: государство организует курсы переподготовки для безработных из малообеспеченных семей. Например, женщина из многодетной семьи может пройти обучение по специальности «бухгалтер» и получить помощь в трудоустройстве через центр занятости.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #174645
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.

Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.

Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов…

Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.

Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.

Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.

Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.

(По Н. И. Голубковой)

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами правовое разрешение избирательных споров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Пример: оспаривание результатов выборов в суде.
После выборов в региональный парламент одна из партий подала иск в суд, утверждая, что были нарушены процедуры подсчёта голосов. Суд рассмотрел доказательства, включая видеозаписи с избирательных участков, и назначил пересчёт голосов, что привело к изменению итоговых результатов.
2) Пример: проверка законности предвыборной агитации.
Кандидат в депутаты подал жалобу в избирательную комиссию на своего оппонента, обвинив его в использовании незаконных методов агитации, таких как распространение ложной информации. Комиссия провела расследование и вынесла предупреждение кандидату, нарушившему правила, а также обязала его опубликовать опровержение.
3) Пример: отмена регистрации кандидата за нарушение избирательного законодательства.
Один из кандидатов на пост мэра города был снят с выборов после того, как избирательная комиссия обнаружила, что он использовал административный ресурс для продвижения своей кампании. На основании представленных доказательств суд подтвердил решение комиссии, и кандидат был исключён из предвыборной гонки.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #174646
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.

Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.

Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.

Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>

Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.

Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.

(По А. Д. Калмыковой)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции политической партии. (В каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Функция: представление интересов различных социальных групп.
Пример: партия «Зелёные» активно выступает за защиту окружающей среды и представляет интересы экологов, учёных и граждан, обеспокоенных экологическими проблемами. Она лоббирует принятие законов, направленных на сокращение выбросов вредных веществ и развитие возобновляемых источников энергии.
2) Функция: участие в формировании органов государственной власти.
Пример: на выборах в Государственную Думу партия «Единая Россия» выдвигает своих кандидатов, которые, получив большинство голосов, формируют фракцию в парламенте и участвуют в принятии законов.
3) Функция: политическое просвещение граждан.
Пример: партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» проводит митинги, лекции и агитационные кампании, чтобы информировать граждан о своей программе и привлекать их к участию в политической жизни, например, к выборам или общественным акциям.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #174647
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер)

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Меры для предотвращения дискриминации, предусмотренные законодательством РФ:
1) Запрет дискриминации в трудовых отношениях — закон запрещает дискриминацию по признакам пола, возраста, расы, национальности, инвалидности и другим критериям при приёме на работу, оплате труда и продвижении по службе. Например, работодатель не может отказать в трудоустройстве женщине из-за её пола или пожилому человеку из-за возраста.
2) Квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью — работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с инвалидностью. Например, в крупных компаниях предусмотрены квоты для трудоустройства инвалидов, что помогает им интегрироваться в трудовую деятельность.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #174648
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В. А. Куренной)

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры воздействия науки на любые три социальных института. (Сначала называйте социальный институт, затем приводите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Социальный институт: образование.
Пример: научные открытия в области педагогики и психологии привели к разработке новых методов обучения, таких как интерактивные технологии, онлайн-курсы и индивидуальный подход к ученикам. Например, использование цифровых платформ (таких как Zoom или Google Classroom) во время пандемии COVID-19 стало возможным благодаря достижениям в области информационных технологий и педагогической науки.
2) Социальный институт: медицина.
Пример: научные исследования в области биологии и медицины привели к созданию вакцин, таких как вакцина от COVID-19 (например, Pfizer или Moderna). Это позволило снизить уровень заболеваемости и смертности, а также повлияло на восстановление экономики и социальной жизни после пандемии.
3) Социальный институт: экономика.
Пример: развитие экономической науки и внедрение новых технологий (например, блокчейн, искусственный интеллект) привели к появлению криптовалют, таких как Bitcoin. Это изменило финансовую систему, создав новые возможности для инвестиций и платежей, а также повлияло на регулирование финансовых рынков.

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #174649
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.

Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.

(Б. А. Исаев)

Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите примеры социальных контактов, обеспечивающих процесс социализации: 1) индивида с другой личностью; 2) индивида и социальной группы; 3) индивида и организации (социального института). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Социальный контакт: индивид и другая личность.
Пример: ребёнок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми через общение с родителями. Например, мама объясняет ребёнку, как правильно вести себя в общественных местах, делиться игрушками и уважать других. Этот контакт помогает ребёнку усвоить базовые нормы поведения и ценности.
2) Социальный контакт: индивид и социальная группа.
Пример: подросток, участвуя в школьной спортивной команде, учится работать в коллективе, соблюдать правила и достигать общих целей. Например, во время футбольных тренировок он взаимодействует с товарищами по команде, что помогает ему развить навыки сотрудничества и ответственности.
3) Социальный контакт: индивид и организация (социальный институт).
Пример: студент, поступив в университет, взаимодействует с образовательным учреждением. Например, он посещает лекции, сдаёт экзамены и участвует в научных конференциях. Этот контакт помогает ему получить профессиональные знания, навыки и подготовиться к будущей карьере.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #174650
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой он положил идею естественного порядка, т. е. рыночных экономических отношений…

Без особых комментариев А. Смит преподносит читателю положение о «невидимой руке». Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что «каждый отдельный человек… имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества… причём в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения…» и что «преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т. е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А. Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А. Смита, свободная конкуренция. Только она может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…»

А. Смит отмечает, что деньги сделались общепринятым средством торговли с тех пор, «как прекратилась меновая торговля», но, «подобно всем другим товарам, золото и серебро меняются в своей стоимости». Он рассматривает деньги, как и все классики, не иначе как техническое орудие для обмена, торговли, ставя на первое место их функцию средства обращения…

(Я. Ядгаров)

Назовите любые два вида (типа) конкурентных рынков и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Вид рынка: совершенная конкуренция.
Пример: рынок сельскохозяйственной продукции, например, пшеницы. На таком рынке множество фермеров предлагают практически идентичный товар, и ни один из них не может повлиять на цену. Цена формируется под воздействием спроса и предложения, а покупатели (например, хлебозаводы) выбирают продукцию исходя из цены и качества.
2) Вид рынка: монополистическая конкуренция.
Пример: рынок ресторанов быстрого питания. На таком рынке множество продавцов (например, McDonald’s, Burger King, KFC), каждый из которых предлагает схожие, но не идентичные продукты. Рестораны конкурируют за счёт различий в меню, качестве обслуживания, ценах и рекламе, но ни один из них не имеет полного контроля над рынком.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #174651
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т. д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.

Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.

Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

(Д. А. Лубнин)

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы политического участия граждан в условиях демократии. (В каждом случае сначала назовите форму политического участия, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Участие в выборах.
Пример: в России граждане регулярно участвуют в выборах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, в 2021 году прошли выборы в Государственную Думу РФ, где граждане могли проголосовать за кандидатов от различных политических партий. На местном уровне также проводятся выборы глав муниципальных образований и депутатов городских советов. Жители активно участвуют в выборах мэров и депутатов городской думы, что позволяет им влиять на местную политику.
2) Участие в референдумах.
Пример: в России референдумы проводятся реже, чем выборы, но они также являются важной формой политического участия. Например, в 2020 году прошло общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ. Граждане могли выразить своё мнение по вопросам изменения основного закона страны. Это пример того, как граждане могут напрямую влиять на важные политические решения.
3) Участие в деятельности политических партий и общественных организаций.
Пример: в России граждане могут участвовать в деятельности политических партий, а также в общественных движениях и организациях. Например, активисты экологических движений участвуют в защите окружающей среды, организуют акции и сбор подписей за принятие экологических законов. Также граждане могут участвовать в работе наблюдательных советов, общественных палат и других структур, которые позволяют им влиять на принятие решений на местном и региональном уровне.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #174652
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы-конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках…

Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами… но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.

Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. В рыночной экономике не требуется одобрение со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи. Конкуренция как бы «открывает» тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. Иными словами, конкуренция управляет личным корыстным интересом и заставляет его работать на благо общества.

В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждены служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере, равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё.

(К. Вилкокс)

Автор пишет, что удачливым «конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники», и «добиваться этого можно различными способами». Опираясь на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примером любые два таких способа. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Инновации и улучшение качества продукции.
Одним из способов, с помощью которого фирмы могут превзойти конкурентов, является внедрение инноваций и улучшение качества продукции. Например, компания Apple постоянно совершенствует свои продукты, выпуская новые модели iPhone с улучшенными характеристиками, такими как более мощные процессоры, улучшенные камеры и новые функции. Это позволяет компании удерживать лидирующие позиции на рынке смартфонов, несмотря на высокую конкуренцию со стороны Samsung, Xiaomi и других производителей. Инновации и высокое качество продукции привлекают потребителей, которые готовы платить за премиальные товары.
2) Снижение издержек и оптимизация производства.
Другой способ — это снижение издержек и оптимизация производственных процессов, что позволяет предлагать товары по более низким ценам, сохраняя при этом их качество. Например, компания IKEA успешно конкурирует на рынке мебели благодаря эффективной организации производства и логистики. IKEA использует плоскую упаковку, что снижает затраты на транспортировку и хранение, а также активно внедряет автоматизацию на своих складах. Это позволяет компании предлагать качественную мебель по доступным ценам, что привлекает широкий круг потребителей и даёт преимущество перед конкурентами.

Показать
Очки опыта 20
19. Задание #174653
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.

Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.

Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).

(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

Назовите любые три из приведённых в тексте критериев определения места социальной группы в системе социального неравенства. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, иллюстрирующие социальную дифференциацию на основе каждого из них. (В каждом случае сначала назовите критерий, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на влияние критерия на место группы в системе социального неравенства.)

1) Собственность.
Собственность является одним из ключевых критериев социального неравенства. Обладание материальными ресурсами, такими как недвижимость, земля или капитал, определяет положение группы в обществе. Например, в современной России владельцы крупных предприятий или бизнесмены занимают высшие позиции в социальной иерархии благодаря своему богатству. Их доступ к ресурсам позволяет им влиять на экономику и политику, что подчёркивает их привилегированное положение по сравнению с группами, не обладающими значительной собственностью, например, с работниками наёмного труда.
2) Власть.
Власть как критерий социального неравенства отражает способность группы влиять на принятие решений в обществе. Например, политическая элита, включая высших чиновников и депутатов Государственной Думы РФ, обладает значительной властью, что позволяет ей определять направления развития страны и распределять ресурсы. Влияние этой группы на общество значительно выше, чем у рядовых граждан, которые не имеют прямого доступа к механизмам власти. Это создаёт неравенство в возможностях влиять на общественные процессы.
3) Доход.
Доход является важным критерием, определяющим место группы в социальной иерархии. Например, в России врачи и учителя, несмотря на важность их профессий, часто получают относительно низкие зарплаты, что ограничивает их доступ к качественному жилью, образованию и медицинским услугам. В то же время представители IT-сектора, такие как программисты или руководители технологических компаний, имеют высокие доходы, что позволяет им жить в комфортных условиях и обеспечивать своим детям лучшее образование. Это подчёркивает разницу в социальном положении между группами с разным уровнем дохода.

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #174654
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.

Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.
В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.

(П. Штомпка)

Автор выделяет общие тенденции развития современного общества в различных сферах. Назовите и проиллюстрируйте собственными примерами любые три тенденции, упомянутые в тексте. (В каждом случае сначала укажите сферу, тенденцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1) Политическая сфера: тенденция к созданию наднациональных объединений.
В политической сфере наблюдается тенденция к формированию наднациональных структур, которые выходят за рамки традиционных национальных государств. Примером может служить Европейский Союз, который объединяет 27 стран Европы. В рамках ЕС созданы общие институты власти, такие как Европейский парламент и Европейская комиссия, которые принимают решения, влияющие на все страны-участницы. Это позволяет решать глобальные проблемы, такие как миграция, изменение климата и экономическая интеграция на уровне, выходящем за пределы отдельных государств.
2) Экономическая сфера: рост влияния транснациональных корпораций.
В экономической сфере усиливается роль транснациональных корпораций, которые действуют в масштабах всей планеты. Например, компания Apple имеет свои производственные мощности в Китае, исследовательские центры в США и Европе, а её продукция продаётся по всему миру. Доходы Apple превышают бюджеты многих стран, что делает её влиятельным игроком на глобальной арене. Такие корпорации формируют мировую экономику, влияя на рынки труда, технологии и потребительские предпочтения.
3) Культурная сфера: унификация культуры под влиянием масс-медиа.
В культурной сфере наблюдается тенденция к унификации, вызванная глобализацией средств массовой информации. Например, социальные сети создают общемировые тренды, которые быстро распространяются среди молодёжи разных стран. Музыка, мода, фильмы и даже образ жизни становятся всё более похожими в разных уголках мира. Это приводит к размыванию границ и формированию глобальной массовой культуры, основанной на западных образцах.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение