18. Анализ источников: ключевые понятия: Социальные отношения
Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б. А. Исаев)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков социализации как процесса интеграции личности в общество. Объясните связь рассмотренной автором разницы между формированием личности и социализацией с их ролью в развитии человека. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки социализации как процесса интеграции личности в общество:
1) усвоение норм и ценностей — социализация предполагает овладение человеком ценностями, нормами и правилами поведения, принятыми в обществе;
2) приобретение навыков — в процессе социализации индивид получает навыки общения, профессиональные умения и другие необходимые для жизни в обществе компетенции;
3) взаимодействие с социальными институтами — социализация происходит через взаимодействие с другими людьми, группами, организациями и социальными институтами (семья, школа, армия и др.).
Автор подчёркивает, что формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации, которые определяют мотивацию социального поведения, в то время как социализация направлена на изменение внешнего поведения и приобретение конкретных навыков. Формирование личности происходит преимущественно в детстве и юности, закладывая основы мировоззрения, а социализация продолжается на протяжении всей жизни, адаптируя человека к изменяющимся социальным условиям. Таким образом, формирование личности создаёт внутреннюю основу для развития, а социализация обеспечивает практическую готовность человека к жизни в обществе, включая профессиональную деятельность и социальное взаимодействие.
Социальные нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.
Социальные нормы в силу этого становятся применительно к индивиду мерой его поведения, а применительно к обществу масштабом оценки этого поведения. Такова специфическая функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид – оценка принадлежит обществу. Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя своё действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени общественной значимости.
Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Соблюдения социальных норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но поощрения.
(Г. О. Перов, С. И. Самыгин)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков социальных норм как регулятора общественных отношений. Объясните связь рассмотренной авторами роли социальных норм с их функцией упорядочения поведения в обществе. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки социальных норм как регулятора общественных отношений:
1) общеобязательность — социальные нормы представляют собой требования, предписания и ожидания, которые регулируют поведение всех членов общества, обеспечивая порядок и предсказуемость;
2) абстрактная модель поведения — социальные нормы воплощают общие правила, которые позволяют индивидам предвидеть действия других участников общественных отношений и соответствующим образом строить своё поведение;
3) иерархия и многообразие — социальные нормы образуют систему, распределяясь по степени значимости и регулируя различные виды общественных отношений, от повседневных взаимодействий до политических процессов.
Авторы подчёркивают, что социальные нормы возникают из объективной потребности в упорядочении общественных отношений, особенно в сфере материального производства, где повторяемость взаимодействий требует наличия общих правил. Социальные нормы служат мерой поведения для индивидов и масштабом оценки для общества, что позволяет предвидеть действия других и строить собственное поведение в соответствии с ожиданиями. Таким образом, социальные нормы выполняют функцию стабилизации общества, обеспечивая согласованность действий и предотвращая хаос. Они также формируют систему социального воздействия, включая мотивы, цели и санкции, что способствует поддержанию порядка и гармонии в общественных отношениях.
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <…> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования – общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира.
Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <…>
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <…> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично…
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <…>
(Э. Асп)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков науки как способа познания мира. Объясните связь указанной автором задачи социологии с решением политических задач в рамках избирательной кампании. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки науки как способа познания мира:
1) системность – наука опирается на систематизированные знания, которые организованы в теории, законы и принципы;
2) объективность – научные исследования стремятся к объективности, то есть к минимизации влияния личных предпочтений и ценностей на результаты;
3) эмпиричность – наука базируется на фактах, данных и наблюдениях, которые могут быть проверены и подтверждены независимыми исследованиями.
Автор указывает, что задача социологии – выявлять модели и закономерности социальных связей, что позволяет предсказывать и объяснять социальные явления. В рамках избирательной кампании социологические исследования помогают политикам и партиям понять предпочтения, ценности и ожидания избирателей. Это позволяет разрабатывать эффективные стратегии, адаптировать программы и лозунги под запросы электората, а также прогнозировать результаты выборов. Таким образом, социология становится важным инструментом для принятия политических решений и повышения эффективности избирательных кампаний.
В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».
Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.
В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т. д.
Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т. д.).
(По Л. С. Башировой)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков социальной группы как совокупности людей. Объясните связь раскрытой автором сути социальных ценностей с механизмом социального контроля. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные признаки социальной группы как совокупности людей:
1) общие цели и интересы – члены социальной группы объединены общими целями, интересами или задачами, которые они стремятся достичь совместно;
2) взаимодействие и общение – в социальной группе существует регулярное взаимодействие и общение между её членами, что способствует формированию групповой идентичности;
3) нормы и правила поведения – группа имеет свои нормы, правила и ожидания, которые регулируют поведение её членов и способствуют поддержанию порядка внутри группы.
Автор указывает, что социальные ценности являются фундаментальными ориентирами общественной жизни и осуществляют стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Они задают общие принципы и нормы, которые определяют, что считается допустимым или недопустимым в обществе. Социальные ценности лежат в основе механизма социального контроля, так как они формируют ожидания общества и влияют на поведение индивидов через одобрение или осуждение. Таким образом, социальные ценности служат основой для оценки действий людей и поддержания порядка в обществе.
В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Её обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определённые формы социальной жизни, но и вносят изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, своё отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об её исторических типах (например, рабовладельческой культуре, культуре эпохи Возрождения) и о групповых субкультурах (например, субкультуре врачей, инженеров, ветеранов, молодёжи, военнослужащих).
Все структурные компоненты культуры состоят из определённых элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определённые правила, положения, выполняющие руководящую функцию по отношению к определённым социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальные и групповые взаимодействия в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определённого типа. Так как социальные нормы относятся к составным элементам культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б. А. Исаеву)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных характеристик социальной группы как совокупности людей, обладающих общим социально значимым признаком. Объясните связь любого из указанного в тексте видов ценностей с экономическим развитием общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Основные характеристики социальной группы как совокупности людей, обладающих общим социально значимым признаком:
1) общие цели и интересы – члены социальной группы объединены общими целями, интересами или задачами, которые они стремятся достичь совместно;
2) взаимодействие и общение – в социальной группе существует регулярное взаимодействие и общение между её членами, что способствует формированию групповой идентичности;
3) нормы и правила поведения – группа имеет свои нормы, правила и ожидания, которые регулируют поведение её членов и способствуют поддержанию порядка внутри группы.
Автор упоминает материальные ценности, которые включают в себя предметы быта, здания, дороги и другие объекты, имеющие функциональное значение в обществе. Эти ценности напрямую связаны с экономическим развитием, так как их создание и использование требуют производства, инвестиций и технологий. Например, развитие инфраструктуры (дорог, линий связи) способствует улучшению транспортной и коммуникационной систем, что стимулирует торговлю, промышленность и другие секторы экономики. Таким образом, материальные ценности играют ключевую роль в экономическом росте и повышении уровня жизни общества.
В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе исторического развития как автономная, непосредственно не зависящая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и в определённой мере с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, без которого оно не существует. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера распространения частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, политическими партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи между свободными и равноправными партнёрами. <…>
Основу гражданского общества в духовной сфере составляют отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель функционирования современного гражданского общества заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих ему достойную жизнь и свободное развитие. А государство в этом случае неизбежно приобретает социальный характер, что в значительной мере трансформирует его властные функции; <…> оно берёт на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.
(По Н. А. Баранову)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков гражданского общества. Объясните связь любой из указанных автором функций гражданского общества с укреплением демократических принципов. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Три основных признака гражданского общества:
1) автономность от государства – гражданское общество существует независимо от государственных структур и формируется снизу, через инициативу граждан;
2) многообразие отношений – оно включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и политические отношения, не опосредованные государством;
3) горизонтальные связи – в гражданском обществе преобладают горизонтальные связи между свободными и равноправными партнёрами, а не вертикальные, как в государственных структурах.
Автор указывает, что гражданское общество способствует удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и создаёт условия для его свободного развития. Эта функция укрепляет демократические принципы, так как активное участие граждан в общественной жизни, их свобода выбора и самореализация являются основой демократии. Гражданское общество, обеспечивая защиту прав и свобод, способствует формированию ответственных граждан, которые участвуют в управлении государством и контролируют его деятельность, что является важным элементом демократического процесса.
В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы. Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества.
Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения. Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус. По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…»
Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме. В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.
(Б. А. Исаев)
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трех основных признаков понятия «социальная мобильность». Объясните указанную автором связь между социальными катаклизмами и «излишним уровнем социальной мобильности». (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях).
Основные признаки понятия «социальная мобильность»:
1) изменение социального статуса — социальная мобильность предполагает переход индивида или группы с одного социального уровня на другой, что может быть связано с изменением профессии, дохода, образования или престижа;
2) направленность мобильности — она может быть вертикальной (движение вверх или вниз по социальной лестнице) и горизонтальной (перемещение без изменения социального статуса, например, смена места жительства или работы на аналогичной должности);
3) интенсивность и скорость — социальная мобильность характеризуется тем, насколько часто и быстро происходят изменения в социальной структуре общества. Это зависит от уровня развития общества, экономических условий и политической системы.
Автор указывает, что излишняя социальная мобильность, например, массовое перемещение людей из низших слоёв в управленческие структуры, может свидетельствовать о социальных катаклизмах. Это связано с тем, что в стабильном обществе социальные лифты работают постепенно и упорядоченно, а резкие изменения в социальной структуре часто происходят в периоды кризисов, революций или других потрясений. В такие периоды традиционные механизмы социального контроля и конкуренции ослабевают, что приводит к быстрому и массовому изменению статусов. Это может дестабилизировать общество, так как нарушает сложившиеся социальные нормы и иерархии.