ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

18. Анализ источников: ключевые понятия: Политика

1. Задание #173980
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…

Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…

Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.

(Т. Карл, Ф. Шмиттер)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков политической демократии как системы управления. Объясните связь между активным политическим участием граждан и устойчивостью демократического режима. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки политической демократии как системы управления:
1) подотчётность власти гражданам — в демократической системе власти обязаны отвечать за свои действия перед гражданами, что обеспечивает прозрачность и ответственность в управлении;
2) полноправие граждан — демократия предполагает равные политические права для всех граждан, включая право избирать и быть избранным, а также участвовать в политической жизни через различные институты;
3) конкуренция и взаимодействие выборных представителей — демократия основана на мирном соревновании политических сил, где граждане реализуют свои интересы через выборных представителей, а также через общественные организации и движения.
Активное политическое участие граждан между выборами способствует устойчивости демократии, так как оно обеспечивает постоянный контроль за действиями власти, предотвращает злоупотребления и способствует учёту интересов различных социальных групп. Граждане, участвуя в общественных движениях, профсоюзах или местных инициативах, формируют гражданское общество, которое выступает важным противовесом власти и поддерживает баланс в политической системе. Это делает демократический режим более гибким, отзывчивым и устойчивым к кризисам.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #173988
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Политическая реклама – форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в политических процессах. Субъектом её является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться.

Так называемая институциональная реклама – составная часть политической рекламы. Такая реклама призвана не только донести до избирателей суть политической платформы, но и создать желаемую психологическую установку, предопределяющую дальнейшее поведение электората. Методы институциональной рекламы включают в себя эмоциональные способы воздействия, среди которых особое место занимает манипулирование сознанием избирателей. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Существуют различные виды воздействия на избирателей. Личностное воздействие подразумевает создание образа кандидата и его выдвижение. Программное воздействие – разработку программы кандидата, средств и методов её реализации. Информационное воздействие включает в себя продвижение образа кандидата по различным информационным каналам.

Различают несколько подходов к изучению мотивов поведения избирателей. Так, согласно «социологической» гипотезе, голосуя, люди проявляют солидарность со своей социальной группой (классовой, этнической, религиозной и др.). Согласно «социопсихологической» гипотезе люди голосуют, руководствуясь укоренившимися (например, в семье) политическими симпатиями к определённому лидеру, партии и т. д. «Политико-коммуникационная» гипотеза предполагает, что люди голосуют под влиянием избирательной кампании, в частности под воздействием формируемого СМИ имиджа политика или партии. Гипотеза «рационального выбора» предполагает, что люди голосуют не как члены группы, а как индивиды, которые руководствуются при этом собственной выгодой, интересом или расчётом. Противоречий между этими гипотезами нет, поскольку они объясняют мотивы поведения различных групп избирателей. Наиболее внушаемая группа – избиратели, определяющиеся накануне голосования. По данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % кардинально меняют своё решение в момент заполнения бюллетеня для голосования.

(М. Лысенкова)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков политической партии как общественного объединения. Объясните связь раскрытой автором сущности институциональной рекламы с уровнем политической культуры общества. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки политической партии как общественного объединения:
1) наличие идеологии и программы – политическая партия имеет определённую идеологическую платформу и программу, которая отражает её цели, задачи и методы достижения власти;
2) организационная структура – партия обладает чёткой организационной структурой, включающей руководящие органы, местные отделения и членство;
3) борьба за власть – основная цель политической партии – завоевание и удержание власти или влияние на власть через участие в выборах, представительство в органах государственной власти и участие в принятии политических решений.
Институциональная реклама, как указано в тексте, направлена не только на информирование избирателей о политической платформе, но и на формирование определённых психологических установок, которые влияют на поведение электората. Уровень политической культуры общества определяет, насколько избиратели способны критически воспринимать информацию, анализировать её и принимать осознанные решения. В обществе с низким уровнем политической культуры избиратели более подвержены манипуляциям и эмоциональному воздействию, что делает институциональную рекламу особенно эффективной. В то же время в обществе с высокой политической культурой граждане более склонны к рациональному анализу и меньше поддаются манипулятивным техникам, что требует от политических субъектов более аргументированного и содержательного подхода к рекламе. Таким образом, институциональная реклама отражает и одновременно влияет на уровень политической культуры общества.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #173997
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.

Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.

Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов…

Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.

Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.

Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.

Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.

(По Н. И. Голубковой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков избирательного процесса как института политической системы. Объясните связь рассмотренной автором роли избирательных споров с их использованием в качестве политической технологии. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки избирательного процесса как института политической системы:
1) коллективное участие граждан — избирательный процесс предполагает участие избирательного корпуса, то есть граждан, обладающих активным правом выбора, которые выступают в роли арбитров в спорах между политическими субъектами;
2) институционализированный конфликт — выборы представляют собой форму политического конфликта, который регулируется правовыми нормами и процедурами, что позволяет разрешать споры мирным путём;
3) конкуренция программ и взглядов — в ходе избирательного процесса политические субъекты предлагают свои программы и взгляды, что способствует осознанию избирателями своих интересов и целей.
Автор указывает, что избирательные споры могут использоваться как политическая технология для получения преимуществ в предвыборной гонке. Это включает инициирование формально-правовых споров, направленных на подавление конкурента, создание положительного образа себя как борца за справедливость, а также формирование негативного образа оппонента. Кроме того, используются неформализованные споры, такие как взаимные обвинения и компроматы, которые усиливают конфликтность и эмоциональную напряжённость. Таким образом, избирательные споры, будучи инструментом политической борьбы, могут как способствовать демократическому процессу, так и использоваться для манипуляции общественным мнением и дискредитации оппонентов.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #173999
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.

Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.

Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.

Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>

Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.

Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.

(По А. Д. Калмыковой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков гражданского общества как социального института. Объясните связь рассмотренной автором роли политических партий с их функцией в механизме воспроизводства политической власти. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки гражданского общества как социального института:
1) альтернатива государству — гражданское общество выступает как независимая от государства структура, которая балансирует публичные и частные интересы, выполняя роль арбитра;
2) многообразие институтов — гражданское общество включает различные организации и объединения, действующие в экономической, политической и социальной сферах, такие как политические партии, общественные движения, профсоюзы и др.
3) регулирование деятельности — институты гражданского общества действуют на основе частного или публичного права в зависимости от сферы их деятельности (экономической или политической).
Автор подчёркивает, что политические партии играют ключевую роль в механизме воспроизводства политической власти, так как они аккумулируют интересы различных социальных групп и трансформируют их в систему публичной власти. Партии стремятся получить, удержать и реализовать власть через легальные формы, такие как участие в выборах и представительство в органах государственной власти. Это отличает их от других институтов гражданского общества, которые не имеют прямого доступа к власти. Таким образом, политические партии выступают связующим звеном между обществом и государством, обеспечивая контроль социума за деятельностью власти и представляя интересы граждан на политической арене.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #174014
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т. д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.

Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.

Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

(Д. А. Лубнин)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков демократии как политического режима. Объясните связь рассмотренной автором роли плюрализма с развитием демократических принципов в обществе. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки демократии как политического режима:
1) политические права и свободы — демократия предполагает наличие и гарантированность политических прав граждан, таких как право на свободные выборы, участие в референдумах и создание политических ассоциаций;
2) равноправие — все граждане имеют равные возможности для участия в политической жизни, включая равный вес голосов на выборах и равный доступ к политическим процессам;
3) плюрализм — демократия характеризуется многообразием политических, культурных и идеологических взглядов, а также свободой создания различных ассоциаций и организаций.
Автор подчёркивает, что плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, а также в многообразии политических, культурных и идеологических взглядов. Это способствует развитию демократии, так как плюрализм обеспечивает конкуренцию идей и мнений, что является основой для принятия взвешенных и легитимных решений. Плюрализм также способствует вовлечению граждан в политическую жизнь, что укрепляет демократические институты и повышает уровень политической культуры общества. Таким образом, плюрализм играет ключевую роль в поддержании демократических принципов и обеспечении устойчивости демократического режима.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #174028
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Понятие политической системы наряду с понятием политической власти является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это объяснимо: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов, и его содержание определяется применением понятия системы к сфере политического. Где начинается и где заканчивается политическое? Где та граница, которая разделяет политические и неполитические явления: деятельность, власть, процессы, системы?

Не вызывает сомнения, что всё политическое так или иначе связано с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.

Но столь же очевидно, что не всё государственное является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений, имеют явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т. е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоёв или больших социальных групп. Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы не относим к политике. Это государственное управление в интересах всего общества. Не принято относить к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования, дорожного движения и многое другое. Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. В государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое) управление.

(О. Ф. Шабров)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков государства как политического института. Объясните связь указанной автором цели политической партии с развитием политической культуры общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки государства как политического института:
1) суверенитет – государство обладает верховной властью на своей территории и независимостью в международных отношениях. Оно самостоятельно принимает решения и осуществляет управление внутри страны;
2) публичная власть – государство имеет специальные органы власти (законодательные, исполнительные, судебные), которые управляют обществом, обеспечивают порядок и реализуют государственную политику;
3) территориальная организация – государство действует в пределах определённой территории, на которую распространяется его юрисдикция. Оно также определяет границы и обеспечивает их защиту.
Автор указывает, что политические партии создаются для борьбы за места в парламенте, то есть для участия в управлении государством. Это способствует развитию политической культуры общества, так как партии вовлекают граждан в политический процесс, формируют у них понимание политических ценностей, норм и механизмов управления. Участие партий в выборах и их деятельность в парламенте способствуют повышению уровня политической грамотности и активности граждан, что является важным элементом демократической политической культуры.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #174029
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Политическая культура – один из основных элементов духовного потенциала общества. Она определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. <…>

Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции её изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщённым критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.

Поведенческие элементы представляют собой различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и её индивидуальное поведение. <…> Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).

Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей либо (реже) их поддержку в противовес иным политическим силам.

(По В. В. Тихоновой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков политической культуры как элемента духовного потенциала общества. Объясните связь рассмотренной автором роли политической культуры с её влиянием на политическое поведение граждан. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки политической культуры как элемента духовного потенциала общества:
1) политическая культура устанавливает базовые политические ценности, нормы и цели, которые регулируют политическое поведение и взаимодействие в обществе;
2) политическая культура включает знания о политической действительности, её тенденциях и основных чертах, что формирует политическую образованность и способность к политическому мышлению;
3) политическая культура выражается в чувствах, взглядах, оценках и социальной позиции личности по отношению к политической системе, что отражает уровень гражданственности.
Автор подчёркивает, что политическая культура формирует «правила игры» в политике, определяя базовые ценности и цели общества. Она влияет на политическое поведение граждан через познавательные, эмоционально-оценочные и поведенческие элементы. Политическая культура способствует развитию гражданственности, которая выражается в активном участии граждан в политической жизни, таких как голосование, референдумы и другие формы политического волеизъявления. Таким образом, политическая культура не только формирует индивидуальное поведение, но и способствует укреплению демократических принципов, обеспечивая вовлечённость граждан в управление обществом и их ответственность за политические решения.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #174039
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.

При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.

Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>

Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.

(По К. Б. Толкачёву)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков федеративного государства как формы государственного устройства. Объясните связь рассмотренной автором проблемы баланса власти между федерацией и её субъектами с обеспечением стабильности государства. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки федеративного государства как формы государственного устройства:
1) разделение власти по вертикали — в федеративном государстве власть разделена между федеральным уровнем и субъектами федерации, что предполагает наличие двух уровней государственной власти;
2) наличие собственных институтов и правового обеспечения — каждый уровень власти (федеральный и региональный) имеет свои институты, правовую базу и финансовые ресурсы для реализации своих функций;
3) конституционное закрепление полномочий — разделение власти между федерацией и её субъектами обеспечивается конституционными нормами, которые разграничивают их полномочия и гарантируют деятельность соответствующих институтов.
Автор подчёркивает, что важнейшей проблемой федеративного государства является нахождение оптимального баланса между уровнями власти. Чрезмерное усиление федеральной власти может привести к централизации и игнорированию интересов регионов, что вызывает рост протестных настроений и сепаратистских стремлений. С другой стороны, дисбаланс в пользу субъектов федерации ослабляет единство государства и приводит к игнорированию общенациональных интересов. Для предотвращения таких сценариев используются модели «кооперативного» федерализма, которые предполагают сотрудничество и солидарную ответственность центра и регионов в решении социально значимых задач. Таким образом, баланс власти между федерацией и её субъектами является ключевым условием для обеспечения стабильности и единства федеративного государства.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение