ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

18. Анализ источников: ключевые понятия: Человек и общество

1. Задание #173996
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Что должно быть приоритетом для нас? Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях.

В 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек.

Нам необходимо: серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична; дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности…

В предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века… Но сегодня демографические потери 90-х неминуемо дают о себе знать. Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов…

У демографической проблемы есть и экономическое измерение. В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьёзным ограничением для экономического роста…

Наша демографическая политика доказала свою результативность.

И мы продолжили, расширили её. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребёнка. За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Также запускается программа обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах…

Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить…

(В. В. Путин)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков социальной политики государства. Объясните связь рассмотренной автором задачи снижения уровня бедности с долгосрочным экономическим развитием страны. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки социальной политики государства:
1) поддержка уровня жизни населения — социальная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни граждан, включая борьбу с бедностью, повышение доходов и улучшение условий труда;
2) демографическая политика — государство реализует меры для улучшения демографической ситуации, такие как поддержка семей с детьми, стимулирование рождаемости и снижение смертности;
3) создание рабочих мест — социальная политика включает создание современных, хорошо оплачиваемых рабочих мест, что способствует занятости и повышению благосостояния граждан.
Автор подчёркивает, что снижение уровня бедности является ключевой задачей для обеспечения устойчивого экономического роста. Бедность ограничивает потребительский спрос, снижает уровень жизни и препятствует развитию человеческого капитала. Уменьшение числа бедных граждан способствует росту реальных доходов, что, в свою очередь, стимулирует внутренний спрос и экономическую активность. Кроме того, борьба с бедностью через создание качественных рабочих мест и поддержку семей с детьми помогает преодолеть демографические вызовы, такие как сокращение трудоспособного населения, что важно для долгосрочного экономического развития.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #174002
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой.

Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(К. Х. Брайер)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков безработицы как социально-экономического явления. Объясните связь рассмотренной автором проблемы структурной безработицы с её устойчивостью даже в периоды высокой занятости. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки безработицы как социально-экономического явления:
1) отсутствие занятости — безработица характеризуется наличием трудоспособного населения, которое не может найти работу, несмотря на активные поиски;
2) экономические и социальные последствия — безработица приводит к снижению уровня жизни, потере доходов, а также к социальной напряжённости и психологическим проблемам;
3) наличие разных видов безработицы — безработица может быть циклической, сезонной, фрикционной и структурной, что отражает разные причины её возникновения.
Автор указывает, что структурная безработица связана с несоответствием квалификации работников требованиям рынка труда, а также с дискриминацией по признакам пола, возраста, этнической принадлежности или инвалидности. Даже в периоды высокой занятости такие граждане сталкиваются с трудностями при поиске работы, так как их навыки устаревают или не востребованы, а дискриминация ограничивает их доступ к рабочим местам. Это делает структурную безработицу устойчивой, так как её причины носят долгосрочный характер и требуют специальных мер, таких как переобучение, повышение квалификации и борьба с дискриминацией.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #174008
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.

На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.

Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.

Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

(В. А. Куренной)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека. Объясните обозначенную автором связь между наукой и мировоззрением человека. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки понятия «мировоззрение» как системы взглядов, оценок, норм и установок человека:
1) целостность — мировоззрение представляет собой систему взаимосвязанных взглядов, которые формируют общее представление человека о мире, его месте в нём и смысле жизни;
2) нормативно-ценностный характер — мировоззрение включает в себя нормы, ценности и установки, которые определяют поведение человека, его отношение к окружающей действительности и к другим людям;
3) историческая и социальная обусловленность — мировоззрение формируется под влиянием культурных, социальных и исторических условий, в которых живёт человек, и может изменяться с течением времени.
Автор подчёркивает, что наука играет ключевую роль в формировании мировоззрения современного человека, так как она определяет общую картину мира и задаёт понимание действительности, которое влияет на социальные, политические и экономические стратегии. Научная картина мира, основанная на универсальных закономерностях и идеальных моделях, становится основой для восприятия реальности. Однако автор также отмечает, что наука нуждается в критической инстанции, которая предотвращает её застывание и сохраняет место для других способов познания. Таким образом, наука не только формирует мировоззрение, но и требует постоянного переосмысления и адаптации к изменяющимся условиям, что делает её динамичным элементом культуры.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #174017
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.

Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.

Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.

Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.

Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).

(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков социальной структуры как элемента общественной организации. Объясните связь рассмотренной авторами роли социальной структуры с обеспечением стабильности общества. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки социальной структуры как элемента общественной организации:
1) устойчивость элементов и связей — социальная структура представляет собой устойчивую совокупность элементов (индивидов, групп, общностей) и взаимоотношений между ними;
2) объективное деление общества — социальная структура отражает объективное деление общества на классы, группы, слои и другие категории, указывая на положение людей относительно друг друга;
3) многоуровневость — социальная структура включает макро- и микроуровни, где макроструктура охватывает крупные социальные группы (классы, этнические группы), а микроструктура – малые группы и взаимодействия между индивидами.
Авторы подчёркивают, что социальная структура играет ключевую роль в обеспечении стабильности общества, так как она организует и упорядочивает взаимодействие между различными социальными группами и индивидами. Благодаря устойчивым связям и чёткому распределению ролей и статусов, социальная структура предотвращает хаос и конфликты, создавая основу для гармоничного функционирования общества. Кроме того, социальная структура включает демографические признаки (пол, возраст, брачно-семейный статус), которые имеют социальное значение, так как влияют на положение людей в обществе. Это позволяет учитывать интересы различных групп и обеспечивать баланс в общественных отношениях, что способствует стабильности и устойчивому развитию.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #174019
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>

В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.

Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.

В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.

Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.

(П. Штомпка)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков глобализации как современного социального процесса. Объясните связь рассмотренной автором тенденции к унификации культуры с её влиянием на мировое сообщество. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки глобализации как современного социального процесса:
1) взаимозависимость обществ — глобализация проявляется в усилении взаимосвязей между странами в политической, экономической и культурной сферах, что делает их взаимозависимыми;
2) формирование глобальной системы — современное общество представляет собой единую систему, где политические, экономические и культурные отношения выходят за традиционные границы и охватывают весь мир;
3) унификация культуры — глобализация способствует распространению массовой культуры, что приводит к размыванию местных традиций и формированию универсальных культурных стандартов.
Автор подчёркивает, что глобализация приводит к унификации культуры, что особенно заметно в распространении массовой потребительской культуры западного типа. Средства массовой информации, такие как телевидение, интернет способствуют тому, что миллионы людей по всему миру приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что влияет на их вкусы, восприятия и предпочтения. Это создаёт предпосылки для формирования глобальной культурной идентичности, но одновременно приводит к утрате уникальности местных культурных традиций. Таким образом, унификация культуры способствует интеграции мирового сообщества, но также ставит вопрос о сохранении культурного разнообразия.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #174022
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это свободное хозяйствование в различных областях деятельности (кроме запрещённых законодательными актами) для удовлетворения потребностей в продукции, работах, услугах и получении прибыли (дохода).

Однако самоцель цивилизованного предпринимательства – не только получение прибыли, но также насыщение рынка товарами высокого качества. Предпринимательство основывается на принципах самофинансирования и превышения результатов над затратами (иначе предприниматель разорится), самоуправления, ответственности и высокой мотивации работников, на принципах инициативности и разумного риска.

При создании собственного дела или расширении существующего важнейшим условием становится технико-экономическое обоснование планируемого объёма прибыли. Определяющий мотив при создании собственного дела – конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, объективное желание жить лучше.

Свобода выбора видов предпринимательской деятельности, получение и распределение доходов, экономическая независимость являются стимулами развития предпринимательства. Чтобы стать экономически свободным, необходимо владеть собственным имуществом (недвижимым и движимым), ценными бумагами, зная, что государство защищает права и интересы собственника имущества. Чтобы стать предпринимателем, надо иметь какой-то первоначальный капитал, а став собственником своего дела, предприниматель его приумножает, капитализируя получаемую прибыль, расширяя границы своей экономической независимости.

Условие для функционирования предпринимательства в различных организационно-правовых формах – формирование свободного рынка, создание равных экономических, политических, административно-правовых предпосылок, обеспечивающих каждому дееспособному гражданину право заниматься любым видом предпринимательской деятельности.

Большое значение имеет поддержка предпринимательства со стороны государства – путём соответствующей налоговой и финансово-кредитной политики.

(По Ю. Г. Ткаченко)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков предпринимательства как вида экономической деятельности. Объясните связь рассмотренной автором роли предпринимательства с его влиянием на удовлетворение потребностей общества. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки предпринимательства как вида экономической деятельности:
1) свобода хозяйствования — предпринимательство предполагает свободное осуществление деятельности в различных сферах (кроме запрещённых законом) для удовлетворения потребностей общества и получения прибыли;
2) самостоятельность и ответственность — предпринимательство основывается на принципах самоуправления, самофинансирования, инициативности и разумного риска, что требует от предпринимателя высокой степени ответственности;
3) нацеленность на результат — предпринимательство ориентировано на превышение результатов над затратами, что обеспечивает не только получение прибыли, но и насыщение рынка качественными товарами и услугами.
Автор подчёркивает, что предпринимательство направлено не только на получение прибыли, но и на удовлетворение потребностей общества в качественных товарах и услугах. Это достигается за счёт инициативности, разумного риска и высокой мотивации предпринимателей, которые стремятся улучшить своё материальное и социальное положение. Предпринимательство способствует развитию экономики, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения. Таким образом, предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении экономического роста и удовлетворении потребностей общества, что делает его важным элементом рыночной системы.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #174023
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в рыночной экономике исходит из того, что государство должно делать то, что не может делать рынок.

Общественными благами называют товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой мере гражданин оплатил пользование этими товарами и услугами. Особенность общественных благ заключается в неизбирательности и неисключаемости их в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что потребление данного товара одним человеком не уменьшает его доступности для других. Свойство неисключаемости в потреблении состоит в том, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению товара, даже тогда, когда он отказывается за него платить. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, государственное управление, фундаментальные научные исследования.

<…> Невозможно измерить полезность, получаемую каждым конкретным членом общества при потреблении общественных товаров и в соответствии с ней установить величину индивидуальной оплаты за эти товары.

Рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что их производство связано с большими затратами, длительными сроками окупаемости.

Если рыночный механизм поддерживает эффективность производства в рамках отдельных предприятий и фирм, то государству отводится решение этой задачи на макроэкономическом уровне…

Вмешательство государства в рыночную экономику допустимо до тех пор, пока сохраняются рыночные связи, существуют конкурентная среда и свобода выбора. Это максимальные границы участия государства в рыночной экономике. Когда же государство, руководствуясь даже благими намерениями, пытается делать больше, чем ему позволительно в рыночной экономике, с неизбежностью наступает губительная деформация механизма рынка.

(По А. А. Анисимову, Н. В. Артемьевой, О. Б. Тихоновой.)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков общественных благ как экономической категории. Объясните связь рассмотренной авторами роли государства с производством общественных благ. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки общественных благ как экономической категории:
1) неизбирательность в потреблении — потребление общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других, то есть благо может использоваться всеми членами общества;
2) неисключаемость в потреблении — ни один человек не может быть исключён из потребления общественного блага, даже если он отказывается за него платить;
3) коллективное предоставление — общественные блага производятся и предоставляются государством, так как рынок не способен эффективно их производить из-за высоких затрат и длительных сроков окупаемости.
Авторы подчёркивают, что государство играет ключевую роль в производстве общественных благ, так как рынок не в состоянии справиться с этой задачей из-за особенностей таких благ (неизбирательность и неисключаемость). Государство берёт на себя ответственность за обеспечение национальной обороны, поддержание правопорядка, государственное управление и фундаментальные научные исследования, так как эти блага необходимы для функционирования общества, но их производство невыгодно частным компаниям. Таким образом, государство компенсирует недостатки рыночного механизма, обеспечивая предоставление общественных благ, которые способствуют стабильности и развитию общества.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #174027
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающего работать, не может трудоустроиться при соответствующей ставке заработной платы. Согласно нашему законодательству к безработным могут быть отнесены только те люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, желают работать и активно ищут место работы, но не имеют в настоящее время работы и заработка.

Безработные и занятые образуют в совокупности экономически активное население (или рабочую силу). К экономически неактивному населению относятся учащиеся, пенсионеры, инвалиды, а также трудоспособное население, не желающее работать. Между нетрудоспособным населением, не занятым в общественном производстве, и занятыми происходит постоянное перемещение людей: часть работающих пенсионеров и подростков покидает рабочие места и пополняет численность нетрудоспособного незанятого населения.

Показателем безработицы является уровень безработицы, который представляет собой долю безработных в общей численности экономически активного населения. Показатель уровня безработицы не может расцениваться как безупречный в силу определённых факторов, искажающих его фактическое значение. С одной стороны, скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы; с другой стороны, теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, обуславливает превышение регистрируемой безработицы над фактической. Кроме того, часть фактически безработных людей отказывается регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу; одновременно часть официально безработных граждан в действительности не предпринимает никаких действий для поиска подходящей работы.

Наиболее негативным с экономической точки зрения последствием безработицы является недопроизводство части ВВП… Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует естественную безработицу. Норма естественной безработицы не является величиной постоянной, так как множество факторов влияет на неё (изменения в демографической структуре населения, в трудовых законодательствах и др.).

Вместе с тем существует ряд позитивных моментов, сопровождающих явление безработицы (в приемлемых масштабах): создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, усиление конкуренции между работниками.

(По Т. А. Яковлевой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков безработицы как социально-экономического явления. Объясните связь рассмотренной автором роли естественной безработицы с её влиянием на экономику и общество. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки безработицы как социально-экономического явления:
1) наличие экономически активного населения, желающего работать, но не имеющего работы;
2) неспособность трудоустроиться при соответствующей ставке заработной платы;
3) активный поиск работы безработными.
Автор подчёркивает, что естественная безработица, состоящая из фрикционной и структурной безработицы, является неизбежным явлением в рыночной экономике. Она не является постоянной величиной, так как зависит от множества факторов, таких как демографические изменения, трудовое законодательство и экономические условия. Естественная безработица выполняет важную функцию, создавая резерв рабочей силы для структурной перестройки экономики и усиливая конкуренцию между работниками. Однако чрезмерная безработица приводит к негативным последствиям. Таким образом, естественная безработица в умеренных масштабах способствует гибкости экономики, но требует контроля для предотвращения социальных и экономических проблем.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #174032
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».

Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.

Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.

Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.

(В. Ж. Келле)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков понятия «массовая культура». Объясните значение сочетания «субъект культуры» в контексте человеческой деятельности. (Объяснение с опорой на текст может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки понятия «массовая культура»:
1) доступность и распространённость — массовая культура ориентирована на широкую аудиторию и легко распространяется через средства массовой информации, что делает её доступной для большинства людей;
2) коммерциализация — массовая культура часто создаётся с целью получения прибыли, что влияет на её содержание и форму, делая её ориентированной на массовые вкусы и предпочтения;
3) упрощённость и стандартизация — массовая культура характеризуется простотой форм, понятностью содержания и стандартизированными сюжетами, что позволяет ей быстро усваиваться и восприниматься широкой аудиторией.
Автор подчёркивает, что субъект культуры – это человек, который способен воспринимать, творить и жить в создаваемой культурой среде. Это означает, что человек не только является потребителем культурных ценностей, но и активно участвует в их создании, преобразовании и передаче. Субъект культуры выступает как носитель и создатель культурных норм, традиций и инноваций, что делает его ключевым элементом в процессе развития и сохранения культуры. Таким образом, сочетание «субъект культуры» подчёркивает активную роль человека в формировании и поддержании культурной среды, в которой он существует.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #174034
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни. А чтобы наращивать наши конкурентные (кадровые, интеллектуальные, технологические) преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение.

Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни…

Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект.

Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики, в том числе безопасные линии связи и центры обработки данных.

Кстати, обращаю внимание, это должна быть инфраструктура, основанная на самых передовых технологиях и разработках.

Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики.

По сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях…

Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми. Следовательно, она задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда…

(По В. В. Путину)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков цифровой экономики как основы современного развития. Объясните связь рассмотренной автором роли цифровой экономики с её влиянием на трансформацию общества и государства. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки цифровой экономики как основы современного развития:
1) межотраслевой эффект — цифровая экономика охватывает все сферы жизни, создавая качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, образования, здравоохранения и государственного управления;
2) инновационная инфраструктура — цифровая экономика требует создания современной инфраструктуры, основанной на передовых технологиях;
3) кадровый потенциал — развитие цифровой экономики предполагает увеличение выпуска специалистов в этой сфере и достижение всеобщей цифровой грамотности, что требует серьёзного усовершенствования системы образования.
Автор подчёркивает, что цифровая экономика является не просто отдельной отраслью, а основой для создания новых моделей развития во всех сферах жизни. Она меняет формат взаимодействия между людьми, бизнесом и государством, задавая новую парадигму развития. Для успешного внедрения цифровых технологий необходимо формирование гибкой нормативной базы, поддержка компаний-разработчиков и создание современной инфраструктуры. Цифровая экономика становится ключевым фактором трансформации общества и государства, способствуя повышению конкурентоспособности, развитию инноваций и улучшению качества жизни.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #174051
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Существуют различные социально-психологические и экономические причины возникновения такого феномена, как конкуренция. Трактуется это понятие как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке…

Современный рынок отдаёт предпочтение неценовой конкуренции, которая делает акцент не на цену продукции (услуги), а на её качество (производительность, надёжность, срок службы). Неценовая конкуренция предполагает использование различных действий, не прибегая к варьированию цен (например, улучшение качества и ассортимента услуг, предоставление льгот и бонусов). Она предполагает: выделение продукции (услуг) по каким-либо уникальным для покупателя свойствам из ряда предлагаемых товаров и услуг; повышение уровня технического обслуживания товара; развитие продвинутых форм сбыта; совершенствование структуры компании, её функциональных сторон деятельности; учёт специфики спроса путём выпуска новых товаров и услуг, повышения их качества; использование рекламы; расширение ассортимента дополнительных услуг; улучшение послепродажного обслуживания.

Основными источниками появления данного способа ведения конкурентной борьбы являются: усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей, расширение объёмов рынков, ускорение научно-технического прогресса.

Неценовую конкуренцию также называют эффективной конкуренцией ввиду того, что она обеспечивает некую относительную финансовую стабильность компании, даёт возможность конкурентам делать ответные шаги в более размеренном ритме (не в молниеносном, как при ценовой конкуренции). Она действительно требует огромных усилий и больших финансовых затрат, которые в случае успеха окупаются…

Среди способов неценовой конкуренции выделяют «слияние и поглощение». Подразумевается приобретение конкурирующей компании, превращение её в дочернюю компанию… Другим способом неценовой конкуренции является «неценовое позиционирование». В данном случае локальный акцент делается на определённую группу потребителей… Эффективным способом неценовой конкуренции является «обслуживание потребителей», включающее повышение качества обслуживания, развитость дистрибьюторской сети…

(Е. В. Саклакова)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков неценовой конкуренции как стратегии ведения бизнеса. Объясните связь рассмотренной автором роли неценовой конкуренции с её влиянием на устойчивость и развитие компании. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки неценовой конкуренции как стратегии ведения бизнеса:
1) акцент на качество и уникальность — неценовая конкуренция делает упор на улучшение качества продукции, её уникальные свойства, надёжность и срок службы, что выделяет товар среди конкурентов;
2) развитие сервиса и обслуживания — включает повышение уровня технического обслуживания, улучшение послепродажного сервиса и расширение ассортимента дополнительных услуг, что повышает привлекательность товара для потребителей;
3) использование маркетинговых инструментов — неценовая конкуренция предполагает активное использование рекламы, продвинутых форм сбыта и учёт специфики спроса, что способствует укреплению позиций компании на рынке.
Автор подчёркивает, что неценовая конкуренция обеспечивает относительную финансовую стабильность компании, так как она не требует резкого снижения цен и позволяет конкурентам реагировать на изменения в более размеренном ритме. Это делает её более устойчивой стратегией по сравнению с ценовой конкуренцией. Кроме того, неценовая конкуренция способствует долгосрочному развитию компании, так как она ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей через улучшение качества, сервиса и уникальных свойств товаров. Это укрепляет лояльность клиентов и повышает конкурентоспособность компании на рынке.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #174053
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы.

Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень заработной платы либо сам характер труда. Безработица может быть и вынужденной.

Фрикционная безработица связана с различными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т. д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. <…>

В результате безработицы общество несёт колоссальные социально-экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния населения.

Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.

(По Н. И. Саталкиной, Г. И. Тереховой, Ю. О. Тереховой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков безработицы как социально-экономического явления. Объясните связь рассмотренной авторами роли безработицы с её влиянием на экономику и общество. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки безработицы как социально-экономического явления:
1) Безработица характеризуется тем, что часть трудоспособного населения, желающая работать, не может найти работу при соответствующей заработной плате.
2) Безработица может быть добровольной (когда работник не устраивается на работу из-за неудовлетворённости условиями труда) и вынужденной (когда рабочие места отсутствуют). Она также делится на фрикционную, структурную и циклическую.
3) Безработица приводит к снижению производства, ухудшению благосостояния населения, утрате профессиональных навыков и социальной изоляции.
Авторы подчёркивают, что безработица оказывает значительное негативное влияние как на экономику, так и на общество. С экономической точки зрения, безработица приводит к недопроизводству, так как часть трудовых ресурсов остаётся неиспользованной, что снижает общий уровень благосостояния. Социальные последствия безработицы включают утрату профессионального общения, снижение самооценки и рост социальной напряжённости. В условиях социально ориентированной рыночной экономики государство стремится минимизировать эти последствия, поддерживая конкуренцию, реализуя программы социальной защиты и предотвращая социально-политические конфликты. Таким образом, безработица является не только экономической, но и социальной проблемой, требующей комплексного подхода к её решению.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #174055
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.

Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.

Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным, а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…

Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.

(Е. И. Беглова)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков молодёжной безработицы как социально-экономического явления. Объясните связь рассмотренной автором роли молодёжной безработицы с её влиянием на общество и экономику. (Объяснение с опорой на положения текста может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Основные признаки молодёжной безработицы как социально-экономического явления:
1) Уровень безработицы среди молодёжи значительно выше, чем среди старших возрастных групп, что связано с отсутствием опыта и высокими требованиями к оплате труда.
2) Молодёжная безработица обычно короче по продолжительности, но чаще повторяется, особенно в форме фрикционной безработицы, связанной с поиском работы.
3) Безработица среди молодёжи чаще затрагивает определённые группы, такие как жители экономически слабых регионов, лица с низким уровнем образования и без профессиональной подготовки.
Автор подчёркивает, что высокий уровень безработицы среди молодёжи может привести к формированию «потерянного поколения» – людей без опыта работы, навыков и мотивации к труду. Это создаёт угрозу для общества, так как усиливает социальную изоляцию, преступность, наркоманию и насилие. С экономической точки зрения, молодёжная безработица замедляет воспроизводство рабочей силы и может стать препятствием для экономического роста в будущем. В условиях кризиса молодёжь, не имеющая опыта, становится наиболее уязвимой, что может привести к хронической безработице и потере квалификации. Молодёжная безработица является серьёзной проблемой, требующей активного вмешательства государства для предотвращения её негативных последствий.

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #174066
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.

Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.

Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.

Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.

(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, укажите не менее трёх основных признаков образования. Объясните, почему распространение электронных устройств и развитие СМИ вынуждает менять технологии школьного обучения. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Три основных признака образования:
1) систематичность – образование предполагает последовательное и структурированное усвоение знаний, умений и навыков, что позволяет формировать целостное понимание мира;
2) целенаправленность – образование направлено на достижение определённых целей, таких как развитие личности, подготовка к профессиональной деятельности и социализация;
3) преемственность – образование строится на основе преемственности знаний, где каждый этап обучения опирается на предыдущий, обеспечивая постепенное усложнение материала.
Распространение электронных устройств и развитие СМИ приводят к тому, что дети с раннего возраста получают огромное количество информации из различных источников (интернет, телевидение, социальные сети). Однако эта информация часто носит бессистемный, фрагментарный и недостоверный характер, что затрудняет её усвоение и критическое осмысление. В таких условиях традиционные методы обучения, основанные на передаче знаний через книги и лекции, становятся менее эффективными. Учителя вынуждены адаптироваться, используя современные технологии (компьютеры, мультимедиа, интерактивные методы), чтобы привлечь внимание учащихся, научить их критически оценивать информацию и работать с её большими объёмами. Это позволяет сделать обучение более увлекательным и соответствующим реалиям современного информационного общества.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение