ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

17. Анализ источников: Социальные отношения

1. Задание #173768
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек ещё не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.
Одновременно с процессом формирования личности идёт процесс её социализации. Социализация – это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Если процесс формирования идёт особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации становится тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – всё это и есть внешние проявления процесса социализации.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем: социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации; социализация даёт возможность получить определённые навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения…
Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода: первичная социализация – период от рождения до формирования зрелой личности; вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.
Процесс социализации индивида протекает на основе социальных контактов, взаимодействий индивида с другими личностями, группами, организациями, институтами.
(Б. А. Исаев)

Какое определение понятия «социализация» приведено в тексте? Какие внешние проявления процесса социализации перечислены в тексте? (Назовите любые два из них.) Как автор характеризует сущность периода ресоциализации?

В тексте социализация определена как процесс внедрения человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Внешние проявления процесса социализации:
1) детские игры;
2) воспитание и обучение в школе и вузе.
Автор характеризует ресоциализацию как перестройку уже социально зрелой личности, которая, как правило, связана с овладением профессией. Это вторичный этап социализации, следующий за первичной социализацией, которая охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.

Показать ответ
2. Задание #173781
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Социальные нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
В основе возникновения социальных норм лежат, прежде всего, потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих общественных отношений. Социальные нормы в силу этого воплощают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.
Социальные нормы в силу этого становятся применительно к индивиду мерой его поведения, а применительно к обществу масштабом оценки этого поведения. Такова специфическая функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид – оценка принадлежит обществу. Содержание социальных норм выводится, прежде всего, из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя своё действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей. Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определённую иерархию норм, распределяясь по степени общественной значимости.
Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Соблюдения социальных норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но поощрения.
(Г. О. Перов, С. И. Самыгин)

Как авторы определяют понятие «социальные нормы»? Как они характеризуют специфическую функцию социальных норм? Какие элементы, по их мнению, включает в себя система социального воздействия? (Укажите все элементы из текста.)

Авторы определяют социальные нормы как требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Они возникают из объективной потребности в упорядочении общественных отношений и воплощают абстрактную модель социальных взаимодействий.
Специфическая функция социальных норм заключается в том, что они становятся мерой поведения для индивида и масштабом оценки этого поведения для общества. Индивид руководствуется нормами в своём поведении, а общество оценивает его действия на основе этих норм.
Система социального воздействия, по мнению авторов, включает следующие элементы:
1) мотивы;
2) цели;
3) направленность субъектов действия;
4) само действие;
5) ожидание;
6) оценка;
7) средства.

Показать ответ
3. Задание #173786
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой – изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определённые явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий – вербально и посредством цифр. <…> Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений, отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлены взаимосвязи между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства. Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования – общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира.
Социальные факты являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлечёнными в их среду. <…>
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле её можно считать «консервативной» наукой. <…> Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему критично…
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или, по крайней мере, изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. <…>
(Э. Асп)

Какие средства описания социальных действий и событий названы в тексте? (Назовите два таких средства.) Что автор относит к первостепенным объектам социологического исследования? Почему автор считает социологию «консервативной» наукой?

Средства описания социальных действий и событий:
1) вербальное описание (словесное);
2) описание посредством цифр (количественные данные).
Автор относит к первостепенным объектам социологического исследования общности людей, социальные структуры и процессы, а также развитие и изменение этих структур и процессов.
Автор считает социологию «консервативной» наукой, потому что она базируется на фактах и оперирует теориями, то есть сочетает эмпирический и теоретический подходы. Это делает её устойчивой к изменениям и требующей тщательной проверки знаний через жизненную практику.

Показать ответ
4. Задание #173789
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп…
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных документах (законах, уставах, религиозных текстах) или существовать во мнениях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основных способа регулирования: дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны; предписание – указание на требуемые действия; запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В отличие от недавнего прошлого, когда действовал принцип «запрещено всё, что не приказано (дозволено)», в современных условиях утверждается новый принцип общественной жизни: «разрешено всё, что не запрещено законом».
Для правовых норм характерны письменное закрепление, издание и отмена их в официальном порядке, чёткое и однозначное описание вариантов либо границ поведения, наличие ясно обозначенной санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право – объективная, внешняя по отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением.
В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо), во-вторых, в связи с этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как совесть, долг, честь и т. д.
Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство аморально, а хищение имущества наказывается в уголовном порядке. Однако в некоторых случаях моральная и правовая оценка того или иного поступка могут не совпадать. Так, человек может поступить вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот. Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в некоторых случаях, с нравственными ориентирами субкультур, не совпадающими с общепринятыми правовыми и моральными нормами.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением достаточно подвижны, так как существует множественность критериев оценки того или иного поведенческого акта. В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека и т. д.).
(По Л. С. Башировой)

Какие три способа регулирования свойственны всем социальным нормам? Какой новый принцип общественной жизни утверждается в современных условиях? Что следует выделить в качестве базового критерия оценки того или иного поведенческого акта? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

Три способа регулирования, свойственные всем социальным нормам:
1) дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны;
2) предписание – указание на требуемые действия;
3) запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В современных условиях утверждается принцип: «разрешено всё, что не запрещено законом».
В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности, такие как свобода, справедливость, права человека и т. д.

Показать ответ
5. Задание #173806
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В современном обществе под культурой понимаются все духовные и материальные ценности, созданные человеческим сообществом. Её обычно подразделяют на материальную (здания, дороги, линии связи, предметы быта и т. д.) и духовную культуру (язык, религия, научные представления, теории, убеждения людей и т. д.). В социологии под культурой подразумевается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой.
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определённые формы социальной жизни, но и вносят изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, своё отношение к обществу и другим поколениям и группам. Поэтому можно говорить не только о культуре цивилизации, но и об её исторических типах (например, рабовладельческой культуре, культуре эпохи Возрождения) и о групповых субкультурах (например, субкультуре врачей, инженеров, ветеранов, молодёжи, военнослужащих).
Все структурные компоненты культуры состоят из определённых элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представлениями людей, социальных групп, общества, так и материальными предметами, имеющими функциональное значение в обществе. Другим элементом культуры являются социальные нормы, под которыми мы понимаем определённые правила, положения, выполняющие руководящую функцию по отношению к определённым социальным группам.
Социальные нормы регулируют индивидуальные и групповые взаимодействия в данной социальной группе или обществе, они требуют от индивидов в каждой ситуации действий определённого типа. Так как социальные нормы относятся к составным элементам культуры, их часто называют социокультурными нормами. С развитием культуры видоизменяются и социокультурные нормы.
(По Б. А. Исаеву)

Какой смысл, по мнению автора, вкладывает социология в понятие «культура»? Как в тексте характеризуется вклад каждого поколения в развитие культуры? Что автор понимает под социальными нормами?

По мнению автора, в социологии культура понимается как искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Это то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека (инстинктами).
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определённые формы социальной жизни, но и вносят изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, своё отношение к обществу и другим поколениям и группам. Это позволяет говорить о культуре как о динамичном явлении, которое развивается и изменяется.
Автор понимает под социальными нормами определённые правила и положения, которые выполняют руководящую функцию по отношению к определённым социальным группам. Эти нормы регулируют индивидуальные и групповые взаимодействия в обществе, требуя от индивидов действий определённого типа в каждой ситуации.

Показать ответ
6. Задание #173850
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества. Оно возникает и изменяется в ходе исторического развития как автономная, непосредственно не зависящая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и в определённой мере с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, без которого оно не существует. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера распространения частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, политическими партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи между свободными и равноправными партнёрами. <…>
Основу гражданского общества в духовной сфере составляют отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель функционирования современного гражданского общества заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих ему достойную жизнь и свободное развитие. А государство в этом случае неизбежно приобретает социальный характер, что в значительной мере трансформирует его властные функции; <…> оно берёт на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества.
(По Н. А. Баранову)

Как автор описывает процесс формирования гражданского общества силами самих граждан? Что, по его мнению, составляет основу гражданского общества в духовной сфере? Как в тексте сформулирована главная цель функционирования современного гражданского общества?

Автор описывает процесс формирования гражданского общества как спонтанный и идущий снизу, возникающий в результате раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
По мнению автора, основу гражданского общества в духовной сфере составляют:
1) отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения;
2) свобода совести;
3) цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, а также в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.

Показать ответ
7. Задание #174076
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы. Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества.
Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения. Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус. По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…»
Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме. В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность… Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.
(Б. А. Исаев)

Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Автор указывает на интенсивную вертикальную мобильность в постиндустриальном обществе, что приводит к частым изменениям социального положения индивидов, открытости социальных лифтов и возможностям повышения статуса.
Автор приводит ситуацию, когда большое число людей из низших слоёв оказывается в управленческих структурах, что он рассматривает как признак социальной нестабильности или катаклизма.
В демократическом обществе положение человека не зависит от:
1) национальности;
2) вероисповедания.

Показать ответ
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение