17. Анализ источников: Социальные отношения
Какое определение понятия «социализация» приведено в тексте? Какие внешние проявления процесса социализации перечислены в тексте? (Назовите любые два из них.) Как автор характеризует сущность периода ресоциализации?
В тексте социализация определена как процесс внедрения человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.
Внешние проявления процесса социализации:
1) детские игры;
2) воспитание и обучение в школе и вузе.
Автор характеризует ресоциализацию как перестройку уже социально зрелой личности, которая, как правило, связана с овладением профессией. Это вторичный этап социализации, следующий за первичной социализацией, которая охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.
Как авторы определяют понятие «социальные нормы»? Как они характеризуют специфическую функцию социальных норм? Какие элементы, по их мнению, включает в себя система социального воздействия? (Укажите все элементы из текста.)
Авторы определяют социальные нормы как требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Они возникают из объективной потребности в упорядочении общественных отношений и воплощают абстрактную модель социальных взаимодействий.
Специфическая функция социальных норм заключается в том, что они становятся мерой поведения для индивида и масштабом оценки этого поведения для общества. Индивид руководствуется нормами в своём поведении, а общество оценивает его действия на основе этих норм.
Система социального воздействия, по мнению авторов, включает следующие элементы:
1) мотивы;
2) цели;
3) направленность субъектов действия;
4) само действие;
5) ожидание;
6) оценка;
7) средства.
Какие средства описания социальных действий и событий названы в тексте? (Назовите два таких средства.) Что автор относит к первостепенным объектам социологического исследования? Почему автор считает социологию «консервативной» наукой?
Средства описания социальных действий и событий:
1) вербальное описание (словесное);
2) описание посредством цифр (количественные данные).
Автор относит к первостепенным объектам социологического исследования общности людей, социальные структуры и процессы, а также развитие и изменение этих структур и процессов.
Автор считает социологию «консервативной» наукой, потому что она базируется на фактах и оперирует теориями, то есть сочетает эмпирический и теоретический подходы. Это делает её устойчивой к изменениям и требующей тщательной проверки знаний через жизненную практику.
Какие три способа регулирования свойственны всем социальным нормам? Какой новый принцип общественной жизни утверждается в современных условиях? Что следует выделить в качестве базового критерия оценки того или иного поведенческого акта? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)
Три способа регулирования, свойственные всем социальным нормам:
1) дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны;
2) предписание – указание на требуемые действия;
3) запрет – указание на действия, которые не следует совершать.
В современных условиях утверждается принцип: «разрешено всё, что не запрещено законом».
В качестве базового критерия следует выделить общечеловеческие ценности, такие как свобода, справедливость, права человека и т. д.
Какой смысл, по мнению автора, вкладывает социология в понятие «культура»? Как в тексте характеризуется вклад каждого поколения в развитие культуры? Что автор понимает под социальными нормами?
По мнению автора, в социологии культура понимается как искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое, поддерживаемое каждым поколением и группой. Это то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека (инстинктами).
Каждое поколение и каждая группа не только воссоздают и поддерживают определённые формы социальной жизни, но и вносят изменения, преломляют культуру через свой социальный опыт, своё отношение к обществу и другим поколениям и группам. Это позволяет говорить о культуре как о динамичном явлении, которое развивается и изменяется.
Автор понимает под социальными нормами определённые правила и положения, которые выполняют руководящую функцию по отношению к определённым социальным группам. Эти нормы регулируют индивидуальные и групповые взаимодействия в обществе, требуя от индивидов действий определённого типа в каждой ситуации.
Как автор описывает процесс формирования гражданского общества силами самих граждан? Что, по его мнению, составляет основу гражданского общества в духовной сфере? Как в тексте сформулирована главная цель функционирования современного гражданского общества?
Автор описывает процесс формирования гражданского общества как спонтанный и идущий снизу, возникающий в результате раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
По мнению автора, основу гражданского общества в духовной сфере составляют:
1) отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения;
2) свобода совести;
3) цивилизованность, высокая духовность и нравственность.
Главная цель заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей человека, а также в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)
Автор указывает на интенсивную вертикальную мобильность в постиндустриальном обществе, что приводит к частым изменениям социального положения индивидов, открытости социальных лифтов и возможностям повышения статуса.
Автор приводит ситуацию, когда большое число людей из низших слоёв оказывается в управленческих структурах, что он рассматривает как признак социальной нестабильности или катаклизма.
В демократическом обществе положение человека не зависит от:
1) национальности;
2) вероисповедания.