ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

17. Анализ источников: Политика

1. Задание #173743
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти – людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.
Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся… по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений…
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Это заблуждение называют «электорализмом» – верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества… Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики…
Любой демократический режим предполагает некоторую непредсказуемость: неизвестно, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться… Эта характерная для всех демократических систем неопределённость существует лишь в ограниченных пределах. Включиться в политическое соревнование может не каждый: есть правила, которые необходимо соблюдать. Не всякая политика может проводиться – должны соблюдаться необходимые условия.
(Т. Карл, Ф. Шмиттер)

Что, по мнению авторов, характеризует современную политическую демократию как систему управления? Какой ключевой элемент демократии назван в тексте? Как авторы объясняют некоторую непредсказуемость демократического режима?

По мнению авторов, современная политическая демократия — это система, при которой власти несут ответственность перед гражданами за свои действия в общественной сфере. Граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей. Демократия отличается от недемократических систем наличием норм, определяющих легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения.
Ключевым элементом демократии, названным в тексте, является полноправие граждан. Исторически многие группы людей были ограничены в правах по различным признакам (возраст, пол, общественный статус и т. д.), но продолжительная борьба привела к расширению избирательных прав и возможностей участия в общественной жизни.
Некоторая непредсказуемость демократического режима объясняется тем, что невозможно заранее определить, кто победит на следующих выборах и чья политика будет реализовываться. Однако эта неопределённость ограничена установленными правилами, которые определяют, кто может участвовать в политическом соревновании и какие условия должны соблюдаться при проведении политики.

Показать ответ
2. Задание #173750
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Политическая реклама – форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в политических процессах. Субъектом её является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться.
Так называемая институциональная реклама – составная часть политической рекламы. Такая реклама призвана не только донести до избирателей суть политической платформы, но и создать желаемую психологическую установку, предопределяющую дальнейшее поведение электората. Методы институциональной рекламы включают в себя эмоциональные способы воздействия, среди которых особое место занимает манипулирование сознанием избирателей. Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Существуют различные виды воздействия на избирателей. Личностное воздействие подразумевает создание образа кандидата и его выдвижение. Программное воздействие – разработку программы кандидата, средств и методов её реализации. Информационное воздействие включает в себя продвижение образа кандидата по различным информационным каналам.
Различают несколько подходов к изучению мотивов поведения избирателей. Так, согласно «социологической» гипотезе, голосуя, люди проявляют солидарность со своей социальной группой (классовой, этнической, религиозной и др.). Согласно «социопсихологической» гипотезе люди голосуют, руководствуясь укоренившимися (например, в семье) политическими симпатиями к определённому лидеру, партии и т. д. «Политико-коммуникационная» гипотеза предполагает, что люди голосуют под влиянием избирательной кампании, в частности под воздействием формируемого СМИ имиджа политика или партии. Гипотеза «рационального выбора» предполагает, что люди голосуют не как члены группы, а как индивиды, которые руководствуются при этом собственной выгодой, интересом или расчётом. Противоречий между этими гипотезами нет, поскольку они объясняют мотивы поведения различных групп избирателей. Наиболее внушаемая группа – избиратели, определяющиеся накануне голосования. По данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % кардинально меняют своё решение в момент заполнения бюллетеня для голосования.
(М. Лысенкова)

Как в тексте определена цель политической рекламы? Какие три вида воздействия на избирателей описаны автором? Кто, по мнению автора, является наиболее внушаемой группой избирателей?

В тексте цель политической рекламы определена как побуждение людей к участию в выборах и других формах политической активности. Она направлена на то, чтобы влиять на выбор и политическую ориентацию участников электорального процесса.
Автор описывает следующие виды воздействия:
1) личностное воздействие – создание образа кандидата и его выдвижение;
2) программное воздействие – разработка программы кандидата, а также средств и методов её реализации;
3) информационное воздействие – продвижение образа кандидата через различные информационные каналы.
По мнению автора, наиболее внушаемой группой избирателей являются те, кто определяются с выбором накануне голосования. Согласно данным социологических исследований, до 25 % избирателей принимают решение в последний день, а 10 % могут кардинально изменить своё решение в момент заполнения бюллетеня.

Показать ответ
3. Задание #173761
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.
Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.
Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов…
Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.
Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.
Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.
Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.
(По Н. И. Голубковой)

Как автор характеризует процесс выборов? В чём, по его мнению, заключается опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса? Какие признаки политического конфликта перечислены в тексте? (Назовите любые три признака.)

Автор характеризует процесс выборов как средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, где коллективным арбитром выступает избирательный корпус. Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, который противопоставляет политических субъектов, их программы и взгляды.
Опасность заключается в том, что при наличии негативных факторов, такие конфликты могут перерасти в противостояния, способные привести к непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества. Это связано с тем, что участники избирательного процесса приобретают сторонников, что усиливает напряжённость и осознание избирателями своих политических интересов.
Признаки политического конфликта, перечисленные в тексте:
1) наличие противоречия между политическими субъектами;
2) осознание этого противоречия;
3) эмоционально-психологическая готовность отстаивать свою позицию.

Показать ответ
4. Задание #173763
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Роль гражданского общества определяется его пониманием в качестве альтернативной государству структуры, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов. Система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов, и политические партии занимают в этой системе важное место.
Сферу действия субъектов гражданского общества условно можно разделить на две части: экономическую и политическую. Институты, которые действуют преимущественно в экономической сфере общества, будут осуществлять свою деятельность на основе частного права. Напротив, те институты, чья деятельность связана с политической сферой, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования.
Смысл и содержание деятельности политических партий состоят в том, чтобы аккумулировать однонаправленные интересы большой группы субъектов, сходных по своим политическим взглядам, и трансформировать эти интересы в систему публичной власти. Этот институт по своей природе призван представлять и отстаивать в политической жизни страны интересы различных социальных слоёв, а также обеспечивать контроль социума за деятельностью государства.
Партии можно охарактеризовать как базовый элемент механизма воспроизводства политической власти. Именно возможность получать, удерживать и реализовывать власть кардинально отличает политическую партию от всех остальных общественных объединений, от иных институтов гражданского общества. <…>
Политическая партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством использования различных институтов непосредственной демократии. Партия стремится получить власть, но должна делать это строго в легальных формах. Партия, использующая в своей деятельности нелегальные формы, должна быть запрещена.
Политическая партия, получившая власть, превращается в один из институтов публичной власти, в звено государственного механизма. В итоге на всё время нахождения у власти такая партия перестаёт быть институтом гражданского общества, так как меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер деятельности.
(По А. Д. Калмыковой)

На какие две части можно разделить сферу действия субъектов гражданского общества? В каком случае партия перестаёт быть институтом гражданского общества? (Ответы на оба вопроса даются только с опорой на текст.) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «демократия».

Сферу действия субъектов гражданского общества можно разделить на две части:
1) экономическую (институты, действующие в этой сфере, осуществляют свою деятельность на основе частного права);
2) политическую (институты, действующие в этой сфере, осуществляют свою деятельность в рамках публично-правового регулирования).
Партия перестаёт быть институтом гражданского общества, когда получает власть и становится частью государственного механизма. В этом случае меняется её положение в политической и государственной системе, а также характер её деятельности.
Демократия — это форма правления, при которой власть принадлежит народу и осуществляется через выборные представительные органы. Основными принципами демократии являются:
1) политическое равенство (все граждане имеют равные права на участие в управлении государством);
2) свободные и честные выборы (граждане выбирают своих представителей на основе всеобщего избирательного права);
3) верховенство закона (все, включая государство, подчиняются закону);
4) защита прав и свобод человека (гарантия основных прав и свобод, таких как свобода слова, собраний, вероисповедания и т. д.).

Показать ответ
5. Задание #173770
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.
Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий – несовершеннолетние и т. д.). Если речь идёт о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную силу. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии. Важным условием развития демократии является наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.
Важнейшим показателем демократии является эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению.
Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
Тоталитаризм – такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.
(Д. А. Лубнин)

Какие два основных способа обеспечения гарантированности прав и свобод отмечены в тексте? Что, по мнению автора, предполагает признак равноправия применительно к политическому режиму? Как автор характеризует суть тоталитарного режима?

Два основных способа обеспечения гарантированности прав и свобод:
1) эффективное участие гражданина в осуществлении публичной власти;
2) общественный контроль над принимаемыми решениями.
По мнению автора, признак равноправия предполагает, что все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий, таких как несовершеннолетние) имеют право участвовать в политических отношениях. В частности, при голосовании все участники должны иметь равные и реальные возможности, а все голоса должны иметь равную силу.
Автор характеризует тоталитаризм как политический режим, при котором публичная власть полностью узурпирована правящей элитой. Это приводит к лишению человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

Показать ответ
6. Задание #173784
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Понятие политической системы наряду с понятием политической власти является сегодня одним из центральных в политологии. Единого определения, как и другие понятия, оно не имеет. И это объяснимо: многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. Термин «политическая система» состоит из двух слов, и его содержание определяется применением понятия системы к сфере политического. Где начинается и где заканчивается политическое? Где та граница, которая разделяет политические и неполитические явления: деятельность, власть, процессы, системы?
Не вызывает сомнения, что всё политическое так или иначе связано с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.
Но столь же очевидно, что не всё государственное является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений, имеют явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т. е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоёв или больших социальных групп. Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы не относим к политике. Это государственное управление в интересах всего общества. Не принято относить к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования, дорожного движения и многое другое. Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. В государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое) управление.
(О. Ф. Шабров)

Как в тексте объясняется отсутствие единого определения политической системы? В какой ситуации лидер, по мнению автора, становится политическим? Как автор отвечает на вопрос о том, где начинается политика?

В тексте объясняется, что отсутствие единого определения политической системы связано с многообразием представлений о политике. Поскольку политика сама по себе трактуется по-разному, это порождает различные интерпретации всего, что с ней связано, включая понятие политической системы.
По мнению автора, лидер становится политическим, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или добивается чего-то от государства. То есть политическая деятельность лидера связана с государственной властью.
Автор утверждает, что политика начинается там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или реализуются интересы одних групп в ущерб другим. Политическая деятельность связана с публичной деятельностью государства, затрагивающей интересы широких слоёв населения или больших социальных групп.

Показать ответ
7. Задание #173785
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Политическая культура – один из основных элементов духовного потенциала общества. Она определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели, оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина и во многом определяет уровень общей культуры как отдельной личности, так и общества в целом. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается в ходе приобщения к политической культуре общества и проверяется ими на протяжении всей жизни. <…>
Познавательные элементы отражают знания о политике. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции её изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.
Эмоционально-оценочные элементы – чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике; социальная позиция личности. Отношение к власти, государству, политическим институтам может быть как позитивным, так и негативным. Обобщённым критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.
Поведенческие элементы представляют собой различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение – это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и её индивидуальное поведение. <…> Воздействовать на политику рядовые граждане современного общества могут лишь как члены организованной группы. Выделяются две формы такого «права на участие во власти»: референдум (единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан) и голосование (периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, одновременно являющийся актом формирования органов власти и выражения со стороны граждан своих политических предпочтений).
Кроме того, существуют другие формы политического участия (как коллективные, так и индивидуальные), выражающие протест против каких-либо политических действий властей либо (реже) их поддержку в противовес иным политическим силам.
(По В. В. Тихоновой)

Какие функции политической культуры отмечены в тексте? (Назовите любые две функции.) Какой показатель уровня политических знаний выделяет автор? Какие две ключевые формы «права на участие во власти» она отмечает?

Функции политической культуры:
1) определение «правил игры» в политике, базовых политических ценностей и общественных целей;
2) влияние на утверждение социального статуса гражданина и уровень общей культуры личности и общества.
Автор выделяет политическую образованность как показатель уровня политических знаний. Она предполагает концептуальность, целостность, объективность знания и способность к политическому мышлению.
Две ключевые формы «права на участие во власти»:
1) референдум – единовременное непосредственное политическое волеизъявление граждан;
2) голосование – периодически повторяющийся акт политического волеизъявления, который также является актом формирования органов власти и выражения политических предпочтений граждан.

Показать ответ
8. Задание #173792
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Важнейшим свойством и признаком всякого федеративного государства является разделение власти между федерацией и её субъектами, существование наряду с государственной властью федерального уровня также уровня государственной власти субъектов федерации. Единая государственная власть, носителем которой является весь народ, в федеративном государстве делится по вертикали между двумя разноуровневыми системами органов государственной власти. <…>
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами предполагает наличие на каждом уровне власти (федеральном и субъектов) своих институтов, правового обеспечения их деятельности, а также определённых финансовых средств, необходимых для осуществления стоящих перед ними задач.
При этом важнейшей проблемой разделения государственной власти между федерацией и её субъектами является нахождение оптимальной модели взаимодействия разных уровней государственной власти, некоего их баланса, обеспечивающего должное качество управления общественными процессами.
Наличие дисбаланса между уровнями государственной власти всегда опасно для государства. Так, чрезмерное усиление функций федеральной власти ведёт к излишней централизации, игнорированию интересов субъектов федерации. Ответной реакцией на унитаризацию федерации всегда является рост протестных настроений, сепаратистских стремлений не только региональных политических элит, но и значительной части населения регионов. Дисбаланс же в пользу субъектов федерации ведёт к неизбежному ослаблению единства государства, игнорированию общенациональных интересов региональными элитами, стремлению регионов к обретению суверенитета.
Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве реализуется лишь в том случае, если оно соответствующим образом обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, наличием реального разграничения их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями. <…>
Политические реалии свидетельствуют о наличии таких сфер, где требуются сотрудничество и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определённых социально значимых функций. Для этих целей используются различные модели «кооперативного» федерализма.
(По К. Б. Толкачёву)

В каком случае реализуется разделение государственной власти между федерацией и её субъектами в федеративном государстве? К каким негативным последствиям может привести значительное усиление функций федеральной власти? (Ответы на оба вопроса даются только с опорой на текст.) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

Разделение государственной власти между федерацией и её субъектами реализуется в том случае, если оно обеспечивается конституционными нормами федерации и её субъектов, реальным разграничением их властных полномочий и деятельностью институтов государственной власти, наделённых властными полномочиями.
Чрезмерное усиление функций федеральной власти может привести к:
1) излишней централизации и игнорированию интересов субъектов федерации;
2) росту протестных настроений и сепаратистских стремлений как среди региональных политических элит, так и среди значительной части населения регионов.
Государство – это политическая организация общества, обладающая суверенитетом, то есть верховной властью на определённой территории. Оно выполняет функции управления, поддержания порядка, защиты своих граждан и обеспечения их прав. Государство имеет аппарат принуждения (полиция, армия, суды) и устанавливает законы, обязательные для всех граждан. Оно также может быть формой объединения различных территориальных единиц (например, федеративное государство).

Показать ответ
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение