17. Анализ источников: Человек и общество
Какой фактор развития автор считает ключевым? Как он формулирует цели (задачи) развития страны? (Назовите любые три цели (задачи) из текста.) Какие меры демографической политики обозначены в тексте? (Укажите любые две меры.)
Автор считает ключевым фактором развития благополучие людей и достаток в российских семьях.
Цели (задачи) развития страны:
1) серьёзно обновить структуру занятости;
2) создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места, которые мотивируют и позволяют людям реализовать себя;
3) обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан и за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.
Меры демографической политики:
1) продление программы материнского капитала;
2) введение адресных выплат при рождении первенца, второго и третьего ребёнка.
Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?
В тексте указано, что спад (циклическое снижение деловой активности) приводит к тому, что люди теряют рабочие места. Это происходит до тех пор, пока спрос на рабочую силу снова не возрастёт и не начнётся оживление деловой активности. Таким образом, спад напрямую влияет на рост циклической безработицы.
Сезонная безработица, по мнению автора, затрагивает следующие отрасли:
1) рыболовство;
2) строительство;
3) сельское хозяйство.
Автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы тем, что она является следствием здоровой экономики. Даже при полной занятости люди могут менять работу, переходя с одного места на другое, что приводит к временной незанятости. Это считается нормальным явлением, связанным с естественным процессом поиска более подходящей работы.
Какие задачи науки упомянуты в тексте? (Назовите любые две задачи.) Что, по мнению автора, представляет собой научная картина мира? На какую особенность специфического языка науки указал автор?
Задачи науки, упомянутые в тексте:
1) выработка и выявление универсальных закономерностей;
2) разработка идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
По мнению автора, научная картина мира представляет собой сложно устроенную схему действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности и оставлять место для других типов её постижения. Она включает в себя как эмпирические, так и теоретические аспекты и активно влияет на повседневную реальность.
Автор указывает, что язык науки сложен и понятен только специалистам. Это создаёт необходимость в популяризаторах и интерпретаторах, которые адаптируют научные теории для публичного пространства и системы образования.
Какое определение социальной структуры общества приведено в тексте? Какие четыре социально-этнические общности названы авторами? Что, по мнению авторов, отражает микроструктура?
В тексте социальная структура определена как устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. Основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие социальные функции (роли), а также их объединения (группы, общности, социальные организации).
Авторы называют следующие социально-этнические общности:
1) род;
2) племя;
3) народность;
4) нация.
По мнению авторов, микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа на этом уровне являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы.
Какая историческая тенденция, свойственная современной эпохе, описана в тексте? Что, по мнению автора, составляет её сущность? Какие два типа наднациональных единиц различного масштаба называет автор?
В тексте описана тенденция к глобализации.
По мнению автора, сущность глобализации заключается в том, что общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, а масштаб этих взаимозависимостей становится глобальным. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей на Земле.
Автор называет следующие типы наднациональных единиц:
1) политические и военные блоки (в политической сфере);
2) многонациональные и транснациональные корпорации (в экономической сфере).
Какие принципы предпринимательства перечисляет автор? (Назовите любые три принципа.) Что, по его мнению, является определяющим мотивом при создании собственного дела? Какие три стимула развития предпринимательства перечислены в тексте?
Автор перечисляет следующие принципы предпринимательства:
1) самофинансирование и превышение результатов над затратами;
2) самоуправление и ответственность;
3) высокая мотивация работников.
По мнению автора, определяющим мотивом является конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, а также объективное желание жить лучше.
В тексте перечислены следующие стимулы развития предпринимательства:
1) свобода выбора видов предпринимательской деятельности;
2) получение и распределение доходов;
3) экономическая независимость.
Кого согласно нашему законодательству могут отнести к безработным? Что включает в себя естественная безработица? Какие факторы могут искажать реальный уровень безработицы? (Укажите любые три подобных фактора.) (Ответы на все три вопроса даются только с опорой на текст.)
Согласно законодательству, к безработным могут быть отнесены люди трудоспособного возраста, которые желают работать, активно ищут работу, но в настоящее время не имеют работы и заработка.
Естественная безработица включает фрикционную безработицу (связанную с временным поиском работы) и структурную безработицу (обусловленную изменениями в структуре экономики).
Факторы, искажающие реальный уровень безработицы:
1) скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы;
2) теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, приводит к превышению регистрируемой безработицы над фактической;
3) отказ части безработных регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу.
Какие феномены культуры называет автор? (Назовите любые три из них). Привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, дайте характеристику любого из этих феноменов. Какие три внешние причины существования структурных различий в культуре называет автор?
Феномены культуры, названные автором:
1) религия;
2) наука;
3) мораль.
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на получение, систематизацию и применение знаний о природе, обществе и мышлении. Она играет ключевую роль в развитии технологий, медицины, образования и других областей. Наука основывается на эмпирических данных, логике и критическом мышлении. Примером влияния науки на общество является развитие информационных технологий, которые изменили способы коммуникации, работы и обучения.
Внешние причины существования структурных различий в культуре:
1) социальная реальность (влияние общественных отношений и структур);
2) политические процессы (воздействие государственной политики и идеологии);
3) этносоциальные процессы (влияние этнических и культурных особенностей).
Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «конкурентное преимущество». Какие три вида конкурентных преимуществ упомянуты в тексте? Что, по мнению автора, формирует глобальную конкурентоспособность России в цифровой экономике?
Конкурентное преимущество – это уникальные характеристики, ресурсы или возможности, которые позволяют компании, отрасли или стране превосходить конкурентов на рынке. Оно может выражаться в более высоком качестве продукции, инновационных технологиях, эффективных бизнес-процессах или квалифицированных кадрах.
Три вида конкурентных преимуществ, упомянутых в тексте:
1) кадровые преимущества (высококвалифицированные специалисты);
2) интеллектуальные преимущества (уникальные знания и разработки);
3) технологические преимущества (передовые технологии и решения).
По мнению автора, глобальную конкурентоспособность России в цифровой экономике формируют:
1) уникальные программные решения, создаваемые отечественными специалистами;
2) создание новой сферы знаний и среды для развития экономики;
3) системные меры, такие как формирование гибкой нормативной базы, поддержка компаний с межотраслевыми разработками, создание передовой инфраструктуры и увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики.
Что, по мнению автора, составляет сущность конкуренции как соперничества хозяйствующих субъектов? Каковы источники появления неценовой конкуренции? (Назовите любые два источника по тексту.) Почему, по мнению автора, неценовую конкуренцию называют эффективной?
По мнению автора, сущность конкуренции заключается в том, что это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность одностороннего воздействия на общие условия обращения товаров на рынке.
Источники появления неценовой конкуренции:
1) усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей;
2) ускорение научно-технического прогресса.
Автор считает неценовую конкуренцию эффективной, потому что она:
1) обеспечивает относительную финансовую стабильность компании;
2) даёт конкурентам возможность делать ответные шаги в более размеренном ритме (в отличие от ценовой конкуренции, где реакция должна быть мгновенной);
3) требует больших усилий и затрат, но в случае успеха окупается.
Какая характеристика полной занятости приведена в тексте? Какие конкретные жизненные обстоятельства, по мнению авторов, могут привести к фрикционной безработице? (Укажите любые три таких обстоятельства из текста.) С чем авторы связывают проявление социальных издержек безработицы?
Полная занятость означает обеспечение всех трудоспособных граждан рабочими местами.
Жизненные обстоятельства, приводящие к фрикционной безработице:
1) переезд на новое место жительства;
2) получение новой квалификации;
3) уход за детьми.
Авторы связывают социальные издержки безработицы с утратой профессионального и человеческого общения, а также причастности к общему делу. Безработица приводит к социальной изоляции и потере чувства значимости для общества.
С чем автор связывает более высокий уровень безработицы среди молодёжи по сравнению с другими категориями населения (назовите две причины)? Чем данная ситуация, по его мнению, опасна для страны? Какие две упомянутые в тексте группы молодёжи, по мнению автора, в наибольшей степени подвержены безработице?
Две причины более высокого уровня безработицы среди молодёжи, по мнению автора:
1) отсутствие или недостаток практического опыта трудовой деятельности;
2) высокие требования к оплате труда.
Автор считает, что высокий уровень безработицы среди молодёжи может привести к появлению «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться. Это создаёт угрозу для воспроизводства рабочей силы, замедляет экономический рост в будущем и может усилить социальные проблемы, такие как преступность, наркомания и насилие.
Две группы молодёжи, наиболее подверженные безработице, по мнению автора:
1) молодые люди из экономически слабых регионов – они сталкиваются с ограниченными возможностями трудоустройства из-за недостатка рабочих мест и низкого уровня экономического развития в их регионах;
2) молодые люди со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения – они не обладают необходимыми знаниями и навыками, что делает их менее конкурентоспособными на рынке труда.
Как в тексте охарактеризована роль учителя в недалеком прошлом? Как, по мнению авторов, изменения информационной внутрисемейной среды и общества в целом, влияют на детей? Какие факторы, связанные с процессом передачи и содержанием информации, по мнению авторов, влияют на формирование искаженной картины мира в детском сознании? (Укажите два фактора).
В недалёком прошлом учитель был основным и подчас единственным источником информации для детей. Он играл ключевую роль в передаче знаний и формировании мировоззрения учащихся, так как альтернативные источники информации (например, телевидение, интернет) были менее доступны или отсутствовали.
Авторы указывают, что изменения информационной среды приводят к тому, что дети быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний. Однако этот процесс носит стихийный и бессистемный характер, так как дети получают информацию из множества источников (телевидение, интернет, фильмы), которые не всегда соответствуют их возрасту и уровню развития.
Два фактора, связанных с процессом передачи и содержанием информации, которые, по мнению авторов, влияют на формирование искажённой картины мира в детском сознании:
1) бессистемный и фрагментарный характер информации – информация, которую получают дети, часто поступает в разрозненном виде, без логической связи и систематизации, что затрудняет её понимание и усвоение;
2) противоречивость и недостоверность информации – дети сталкиваются с противоречивыми и недостоверными данными, которые могут искажать их представления о мире, так как они ещё не способны критически оценивать поступающую информацию.