ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Химия Биология Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

17. Анализ источников: Человек и общество

1. Задание #173759
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Что должно быть приоритетом для нас? Считаю главным, ключевым фактором развития благополучие людей, достаток в российских семьях.
В 2000 году за чертой бедности находились 42 миллиона человек, это почти 30% населения страны. В 2012 году нам удалось снизить этот уровень до 10%. Из-за последствий экономического кризиса бедность вновь подросла. Сегодня с ней сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много. Даже некоторые работающие люди живут очень скромно. Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму, что позитивно скажется на доходах около четырёх миллионов человек.
Нам необходимо: серьёзно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична; дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя; создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности…
В предыдущие годы за счёт активной поддержки семьи, материнства, детства мы смогли переломить негативные демографические тенденции: добились роста рождаемости и снижения смертности, сумели сгладить последствия двух тяжелейших, наложившихся друг на друга демографических провалов периода Великой Отечественной войны и конца прошлого века… Но сегодня демографические потери 90-х неминуемо дают о себе знать. Это прежде всего снижение рождаемости, так как семьи начинает создавать малочисленное поколение 90-х годов…
У демографической проблемы есть и экономическое измерение. В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьёзным ограничением для экономического роста…
Наша демографическая политика доказала свою результативность.
И мы продолжили, расширили её. Продлили программу материнского капитала, предусмотрели адресные выплаты при рождении первенца, второго и третьего ребёнка. За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки. Также запускается программа обновления детских поликлиник и детских поликлинических отделений в больницах…
Россия должна не только прочно закрепиться в пятёрке крупнейших экономик мира, но и к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить…
(В. В. Путин)

Какой фактор развития автор считает ключевым? Как он формулирует цели (задачи) развития страны? (Назовите любые три цели (задачи) из текста.) Какие меры демографической политики обозначены в тексте? (Укажите любые две меры.)

Автор считает ключевым фактором развития благополучие людей и достаток в российских семьях.
Цели (задачи) развития страны:
1) серьёзно обновить структуру занятости;
2) создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места, которые мотивируют и позволяют людям реализовать себя;
3) обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан и за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности.
Меры демографической политики:
1) продление программы материнского капитала;
2) введение адресных выплат при рождении первенца, второго и третьего ребёнка.

Показать ответ
2. Задание #173764
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…
Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.
Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.
Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
(К. Х. Брайер)

Как в тексте обозначено влияние спада на циклическую безработицу? Какие отрасли экономики, по мнению автора, затрагивает сезонная безработица? (Укажите все отрасли, упомянутые в тексте.) Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

В тексте указано, что спад (циклическое снижение деловой активности) приводит к тому, что люди теряют рабочие места. Это происходит до тех пор, пока спрос на рабочую силу снова не возрастёт и не начнётся оживление деловой активности. Таким образом, спад напрямую влияет на рост циклической безработицы.
Сезонная безработица, по мнению автора, затрагивает следующие отрасли:
1) рыболовство;
2) строительство;
3) сельское хозяйство.
Автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы тем, что она является следствием здоровой экономики. Даже при полной занятости люди могут менять работу, переходя с одного места на другое, что приводит к временной незанятости. Это считается нормальным явлением, связанным с естественным процессом поиска более подходящей работы.

Показать ответ
3. Задание #173766
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде.
Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум.
Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.
(В. А. Куренной)

Какие задачи науки упомянуты в тексте? (Назовите любые две задачи.) Что, по мнению автора, представляет собой научная картина мира? На какую особенность специфического языка науки указал автор?

Задачи науки, упомянутые в тексте:
1) выработка и выявление универсальных закономерностей;
2) разработка идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности.
По мнению автора, научная картина мира представляет собой сложно устроенную схему действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности и оставлять место для других типов её постижения. Она включает в себя как эмпирические, так и теоретические аспекты и активно влияет на повседневную реальность.
Автор указывает, что язык науки сложен и понятен только специалистам. Это создаёт необходимость в популяризаторах и интерпретаторах, которые адаптируют научные теории для публичного пространства и системы образования.

Показать ответ
4. Задание #173773
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Термин «структура» в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношений между ними. Структура не позволяет обществу превратиться в хаотическую смесь различных составных частей. Под социальной структурой обычно понимается устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. При этом основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие определённые социальные функции (роли), а также различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
Социальная структура выражает объективное деление общества на классы, группы, слои и т. д., указывая на положение людей относительно друг друга. Каждый из элементов социальной структуры в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
В социологии различают два основных уровня структурной организации: макро- и микроструктуру. Микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа при этом являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы. Макроструктура – это характерный для данного общества состав классов, слоёв, этнических групп, социальных категорий, совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.
Элементы социально-демографической структуры – это социальные категории людей, различающихся демографическими признаками (пол, возраст, брачно-семейный статус). Эти признаки имеют социальное значение, поскольку существуют объективные различия в социальном положении мужчин и женщин, молодёжи и лиц старшего поколения и т. д.
Можно также выделить территориальную структуру общества, включающую в себя основные типы поселений (город, село, агломерацию и т. д.) и социально-этническую структуру. Последняя включает такие исторически сложившиеся общности людей, как род, племя, народность, нация. Вопрос о структуре общества – это, по существу, вопрос о том, каково само это общество.
Социальные группы занимают различные места в системе социального неравенства данного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа).
(По Г. Н. Нурышеву, Д. С. Бразевичу)

Какое определение социальной структуры общества приведено в тексте? Какие четыре социально-этнические общности названы авторами? Что, по мнению авторов, отражает микроструктура?

В тексте социальная структура определена как устойчивая совокупность элементов социальной системы, взаимосвязанных между собой определённым образом. Основными элементами являются индивиды, занимающие определённые позиции (статусы) и выполняющие социальные функции (роли), а также их объединения (группы, общности, социальные организации).
Авторы называют следующие социально-этнические общности:
1) род;
2) племя;
3) народность;
4) нация.
По мнению авторов, микроструктура отражает устойчивые связи в малых группах. Элементами структурного анализа на этом уровне являются отдельные индивиды, социальные роли, статусы, групповые ценности и нормы.

Показать ответ
5. Задание #173776
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

К числу исторических тенденций, особенно характерных для современной эпохи, относится тенденция к глобализации. Общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, и масштаб этих взаимозависимостей становится действительно глобальным. Ни одна страна не является самодостаточным островом. Человечество… приобретает социологическую сущность, превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей, живущих на Земле. Сегодня можно говорить о глобальной структуре политических, экономических и культурных отношений, простирающихся за любые традиционные границы и связывающих отдельные общества в единую систему. О таком понимании человечества не могло быть и речи даже в сравнительно недавнем прошлом. <…>
В прошлом общество представляло собой чрезвычайно пёструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племён, царств, империй и кончая ещё относительно недавно наиболее широко распространённой формой – национальным государством. Каждое из этих множественных или единичных политических образований имело независимую, самоподдерживающуюся и самодостаточную экономику, собственную культуру, сохранявшую свою уникальную идентичность.
Современное общество являет собой совершенно иную картину. В политической сфере имеют место наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки.
В экономической сфере увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, причём некоторые из них обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.
Наконец, в культуре также доминирует тенденция к единообразию. Средства массовой информации, в частности ТВ, превращают нашу планету в «большую деревню». Миллионы людей становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту, что способствует унификации их вкусов, восприятий, предпочтений. Местные культурные традиции размываются, и, похоже, массовая потребительская культура западного типа становится «универсальной», распространяясь по всем странам и континентам.
(П. Штомпка)

Какая историческая тенденция, свойственная современной эпохе, описана в тексте? Что, по мнению автора, составляет её сущность? Какие два типа наднациональных единиц различного масштаба называет автор?

В тексте описана тенденция к глобализации.
По мнению автора, сущность глобализации заключается в том, что общества становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, экономическом, культурном, а масштаб этих взаимозависимостей становится глобальным. Человечество превращается в социальную целостность, охватывающую всех людей на Земле.
Автор называет следующие типы наднациональных единиц:
1) политические и военные блоки (в политической сфере);
2) многонациональные и транснациональные корпорации (в экономической сфере).

Показать ответ
6. Задание #173778
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это свободное хозяйствование в различных областях деятельности (кроме запрещённых законодательными актами) для удовлетворения потребностей в продукции, работах, услугах и получении прибыли (дохода).
Однако самоцель цивилизованного предпринимательства – не только получение прибыли, но также насыщение рынка товарами высокого качества. Предпринимательство основывается на принципах самофинансирования и превышения результатов над затратами (иначе предприниматель разорится), самоуправления, ответственности и высокой мотивации работников, на принципах инициативности и разумного риска.
При создании собственного дела или расширении существующего важнейшим условием становится технико-экономическое обоснование планируемого объёма прибыли. Определяющий мотив при создании собственного дела – конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, объективное желание жить лучше.
Свобода выбора видов предпринимательской деятельности, получение и распределение доходов, экономическая независимость являются стимулами развития предпринимательства. Чтобы стать экономически свободным, необходимо владеть собственным имуществом (недвижимым и движимым), ценными бумагами, зная, что государство защищает права и интересы собственника имущества. Чтобы стать предпринимателем, надо иметь какой-то первоначальный капитал, а став собственником своего дела, предприниматель его приумножает, капитализируя получаемую прибыль, расширяя границы своей экономической независимости.
Условие для функционирования предпринимательства в различных организационно-правовых формах – формирование свободного рынка, создание равных экономических, политических, административно-правовых предпосылок, обеспечивающих каждому дееспособному гражданину право заниматься любым видом предпринимательской деятельности.
Большое значение имеет поддержка предпринимательства со стороны государства – путём соответствующей налоговой и финансово-кредитной политики.
(По Ю. Г. Ткаченко)

Какие принципы предпринимательства перечисляет автор? (Назовите любые три принципа.) Что, по его мнению, является определяющим мотивом при создании собственного дела? Какие три стимула развития предпринимательства перечислены в тексте?

Автор перечисляет следующие принципы предпринимательства:
1) самофинансирование и превышение результатов над затратами;
2) самоуправление и ответственность;
3) высокая мотивация работников.
По мнению автора, определяющим мотивом является конструктивная неудовлетворённость человека своим материальным и социальным положением, а также объективное желание жить лучше.
В тексте перечислены следующие стимулы развития предпринимательства:
1) свобода выбора видов предпринимательской деятельности;
2) получение и распределение доходов;
3) экономическая независимость.

Показать ответ
7. Задание #173783
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающего работать, не может трудоустроиться при соответствующей ставке заработной платы. Согласно нашему законодательству к безработным могут быть отнесены только те люди, которые находятся в трудоспособном возрасте, желают работать и активно ищут место работы, но не имеют в настоящее время работы и заработка.
Безработные и занятые образуют в совокупности экономически активное население (или рабочую силу). К экономически неактивному населению относятся учащиеся, пенсионеры, инвалиды, а также трудоспособное население, не желающее работать. Между нетрудоспособным населением, не занятым в общественном производстве, и занятыми происходит постоянное перемещение людей: часть работающих пенсионеров и подростков покидает рабочие места и пополняет численность нетрудоспособного незанятого населения.
Показателем безработицы является уровень безработицы, который представляет собой долю безработных в общей численности экономически активного населения. Показатель уровня безработицы не может расцениваться как безупречный в силу определённых факторов, искажающих его фактическое значение. С одной стороны, скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы; с другой стороны, теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, обуславливает превышение регистрируемой безработицы над фактической. Кроме того, часть фактически безработных людей отказывается регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу; одновременно часть официально безработных граждан в действительности не предпринимает никаких действий для поиска подходящей работы.
Наиболее негативным с экономической точки зрения последствием безработицы является недопроизводство части ВВП… Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует естественную безработицу. Норма естественной безработицы не является величиной постоянной, так как множество факторов влияет на неё (изменения в демографической структуре населения, в трудовых законодательствах и др.).
Вместе с тем существует ряд позитивных моментов, сопровождающих явление безработицы (в приемлемых масштабах): создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, усиление конкуренции между работниками.
(По Т. А. Яковлевой)

Кого согласно нашему законодательству могут отнести к безработным? Что включает в себя естественная безработица? Какие факторы могут искажать реальный уровень безработицы? (Укажите любые три подобных фактора.) (Ответы на все три вопроса даются только с опорой на текст.)

Согласно законодательству, к безработным могут быть отнесены люди трудоспособного возраста, которые желают работать, активно ищут работу, но в настоящее время не имеют работы и заработка.
Естественная безработица включает фрикционную безработицу (связанную с временным поиском работы) и структурную безработицу (обусловленную изменениями в структуре экономики).
Факторы, искажающие реальный уровень безработицы:
1) скрытая безработица, характеризующаяся неэффективным использованием рабочей силы, искусственно уменьшает фактический показатель безработицы;
2) теневая занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, приводит к превышению регистрируемой безработицы над фактической;
3) отказ части безработных регистрироваться в органах службы занятости в надежде самостоятельно найти работу.

Показать ответ
8. Задание #173787
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

В самом общем виде культуру можно рассматривать как «возделанную природу», включая и природу самого человека – субъекта культуры, способного её воспринимать, творить и жить в создаваемой ею среде. Культура является целостной, но внутренне весьма многообразной и сложной системой. На признании этого положения исходным принципом её анализа настаивал и академик Д. С. Лихачёв: «Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной её части».
Будучи целостностью, культура внутренне многообразна как по содержанию, так и структурно. В отличие от различных попыток найти некий однородный культурный «субстрат» – предметный или деятельностный, или человеческий, или духовный, или ценностный, или языковой и т. д. и т. п., системный взгляд на культуру представляет её именно как многомерную, многоаспектную целостность, суть которой и определяется этой структурной сложностью, а структура – основными функциями. Последние же формируются как её внутренними потребностями, так и её взаимодействием с обществом, с различными социальными структурами.
Следующий шаг – выявление специфики её различных составляющих. Грани межу ними, конечно, всегда относительны, подвижны, но их не следует игнорировать, чтобы не смешивать разнородные явления культуры. Без адекватной интерпретации таких феноменов культуры, как религия и наука, мораль и политическая культура, идеология и обыденное сознание, традиции, обычаи и т. д., невозможно объективно оценить их роль в общественной жизни, понять конкретную эпоху.
Причины образования или создания в культуре структурных различий могут находиться вне самой культуры, в социальной реальности, в политических или этносоциальных процессах. Однако эти различия могут порождаться и её собственной динамикой, например, деление на материальную и духовную, народную, элитарную и массовую культуру.
(В. Ж. Келле)

Какие феномены культуры называет автор? (Назовите любые три из них). Привлекая обществоведческие знания и факты социальной жизни, дайте характеристику любого из этих феноменов. Какие три внешние причины существования структурных различий в культуре называет автор?

Феномены культуры, названные автором:
1) религия;
2) наука;
3) мораль.
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на получение, систематизацию и применение знаний о природе, обществе и мышлении. Она играет ключевую роль в развитии технологий, медицины, образования и других областей. Наука основывается на эмпирических данных, логике и критическом мышлении. Примером влияния науки на общество является развитие информационных технологий, которые изменили способы коммуникации, работы и обучения.
Внешние причины существования структурных различий в культуре:
1) социальная реальность (влияние общественных отношений и структур);
2) политические процессы (воздействие государственной политики и идеологии);
3) этносоциальные процессы (влияние этнических и культурных особенностей).

Показать ответ
9. Задание #173788
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни. А чтобы наращивать наши конкурентные (кадровые, интеллектуальные, технологические) преимущества в сфере цифровой экономики, мы намерены действовать по направлениям, имеющим системное значение.
Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни…
Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект.
Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики, в том числе безопасные линии связи и центры обработки данных.
Кстати, обращаю внимание, это должна быть инфраструктура, основанная на самых передовых технологиях и разработках.
Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики.
По сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях…
Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми. Следовательно, она задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду и гибкий рынок труда…
(По В. В. Путину)

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «конкурентное преимущество». Какие три вида конкурентных преимуществ упомянуты в тексте? Что, по мнению автора, формирует глобальную конкурентоспособность России в цифровой экономике?

Конкурентное преимущество – это уникальные характеристики, ресурсы или возможности, которые позволяют компании, отрасли или стране превосходить конкурентов на рынке. Оно может выражаться в более высоком качестве продукции, инновационных технологиях, эффективных бизнес-процессах или квалифицированных кадрах.
Три вида конкурентных преимуществ, упомянутых в тексте:
1) кадровые преимущества (высококвалифицированные специалисты);
2) интеллектуальные преимущества (уникальные знания и разработки);
3) технологические преимущества (передовые технологии и решения).
По мнению автора, глобальную конкурентоспособность России в цифровой экономике формируют:
1) уникальные программные решения, создаваемые отечественными специалистами;
2) создание новой сферы знаний и среды для развития экономики;
3) системные меры, такие как формирование гибкой нормативной базы, поддержка компаний с межотраслевыми разработками, создание передовой инфраструктуры и увеличение выпуска специалистов в сфере цифровой экономики.

Показать ответ
10. Задание #173808
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Существуют различные социально-психологические и экономические причины возникновения такого феномена, как конкуренция. Трактуется это понятие как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке…
Современный рынок отдаёт предпочтение неценовой конкуренции, которая делает акцент не на цену продукции (услуги), а на её качество (производительность, надёжность, срок службы). Неценовая конкуренция предполагает использование различных действий, не прибегая к варьированию цен (например, улучшение качества и ассортимента услуг, предоставление льгот и бонусов). Она предполагает: выделение продукции (услуг) по каким-либо уникальным для покупателя свойствам из ряда предлагаемых товаров и услуг; повышение уровня технического обслуживания товара; развитие продвинутых форм сбыта; совершенствование структуры компании, её функциональных сторон деятельности; учёт специфики спроса путём выпуска новых товаров и услуг, повышения их качества; использование рекламы; расширение ассортимента дополнительных услуг; улучшение послепродажного обслуживания.
Основными источниками появления данного способа ведения конкурентной борьбы являются: усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей, расширение объёмов рынков, ускорение научно-технического прогресса.
Неценовую конкуренцию также называют эффективной конкуренцией ввиду того, что она обеспечивает некую относительную финансовую стабильность компании, даёт возможность конкурентам делать ответные шаги в более размеренном ритме (не в молниеносном, как при ценовой конкуренции). Она действительно требует огромных усилий и больших финансовых затрат, которые в случае успеха окупаются…
Среди способов неценовой конкуренции выделяют «слияние и поглощение». Подразумевается приобретение конкурирующей компании, превращение её в дочернюю компанию… Другим способом неценовой конкуренции является «неценовое позиционирование». В данном случае локальный акцент делается на определённую группу потребителей… Эффективным способом неценовой конкуренции является «обслуживание потребителей», включающее повышение качества обслуживания, развитость дистрибьюторской сети…
(Е. В. Саклакова)

Что, по мнению автора, составляет сущность конкуренции как соперничества хозяйствующих субъектов? Каковы источники появления неценовой конкуренции? (Назовите любые два источника по тексту.) Почему, по мнению автора, неценовую конкуренцию называют эффективной?

По мнению автора, сущность конкуренции заключается в том, что это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия каждого из них исключают или ограничивают возможность одностороннего воздействия на общие условия обращения товаров на рынке.
Источники появления неценовой конкуренции:
1) усложнение потребительских запросов в связи с увеличением доходов потребителей;
2) ускорение научно-технического прогресса.
Автор считает неценовую конкуренцию эффективной, потому что она:
1) обеспечивает относительную финансовую стабильность компании;
2) даёт конкурентам возможность делать ответные шаги в более размеренном ритме (в отличие от ценовой конкуренции, где реакция должна быть мгновенной);
3) требует больших усилий и затрат, но в случае успеха окупается.

Показать ответ
11. Задание #173809
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы.
Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень заработной платы либо сам характер труда. Безработица может быть и вынужденной.
Фрикционная безработица связана с различными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т. д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. <…>
В результате безработицы общество несёт колоссальные социально-экономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния населения.
Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов.
(По Н. И. Саталкиной, Г. И. Тереховой, Ю. О. Тереховой)

Какая характеристика полной занятости приведена в тексте? Какие конкретные жизненные обстоятельства, по мнению авторов, могут привести к фрикционной безработице? (Укажите любые три таких обстоятельства из текста.) С чем авторы связывают проявление социальных издержек безработицы?

Полная занятость означает обеспечение всех трудоспособных граждан рабочими местами.
Жизненные обстоятельства, приводящие к фрикционной безработице:
1) переезд на новое место жительства;
2) получение новой квалификации;
3) уход за детьми.
Авторы связывают социальные издержки безработицы с утратой профессионального и человеческого общения, а также причастности к общему делу. Безработица приводит к социальной изоляции и потере чувства значимости для общества.

Показать ответ
12. Задание #173810
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Основное противоречие, характерное для современного молодёжного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодёжь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), её высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Поэтому уровень безработицы среди молодёжи намного выше, чем в старших возрастах.
Высокий уровень безработицы среди молодёжи приводит к её изоляции и отчуждению от общества, а в некоторых случаях – к усилению преступности, наркомании, насилия. Для страны это реальная угроза появления «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.
Безработица среди молодёжи имеет свои специфические черты: по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая поисковая (или фрикционная) безработица. Если фрикционная безработица среди молодёжи выступает естественным,
а зачастую и полезным для её самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым также относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта…
Если кризисные явления затягиваются, молодёжная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период… Безработица не затрагивает в одинаковой степени всех молодых людей, но концентрируется внутри отдельных групп. Последние включают молодых людей из экономически слабых регионов, молодых людей со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения.
(Е. И. Беглова)

С чем автор связывает более высокий уровень безработицы среди молодёжи по сравнению с другими категориями населения (назовите две причины)? Чем данная ситуация, по его мнению, опасна для страны? Какие две упомянутые в тексте группы молодёжи, по мнению автора, в наибольшей степени подвержены безработице?

Две причины более высокого уровня безработицы среди молодёжи, по мнению автора:
1) отсутствие или недостаток практического опыта трудовой деятельности;
2) высокие требования к оплате труда.
Автор считает, что высокий уровень безработицы среди молодёжи может привести к появлению «потерянного поколения» – людей без практических навыков, опыта работы и даже желания трудиться. Это создаёт угрозу для воспроизводства рабочей силы, замедляет экономический рост в будущем и может усилить социальные проблемы, такие как преступность, наркомания и насилие.
Две группы молодёжи, наиболее подверженные безработице, по мнению автора:
1) молодые люди из экономически слабых регионов – они сталкиваются с ограниченными возможностями трудоустройства из-за недостатка рабочих мест и низкого уровня экономического развития в их регионах;
2) молодые люди со слабой школьной подготовкой и без профессионального обучения – они не обладают необходимыми знаниями и навыками, что делает их менее конкурентоспособными на рынке труда.

Показать ответ
13. Задание #173979
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей.
(По С. А. Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю. Савиновой)

Как в тексте охарактеризована роль учителя в недалеком прошлом? Как, по мнению авторов, изменения информационной внутрисемейной среды и общества в целом, влияют на детей? Какие факторы, связанные с процессом передачи и содержанием информации, по мнению авторов, влияют на формирование искаженной картины мира в детском сознании? (Укажите два фактора).

В недалёком прошлом учитель был основным и подчас единственным источником информации для детей. Он играл ключевую роль в передаче знаний и формировании мировоззрения учащихся, так как альтернативные источники информации (например, телевидение, интернет) были менее доступны или отсутствовали.
Авторы указывают, что изменения информационной среды приводят к тому, что дети быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний. Однако этот процесс носит стихийный и бессистемный характер, так как дети получают информацию из множества источников (телевидение, интернет, фильмы), которые не всегда соответствуют их возрасту и уровню развития.
Два фактора, связанных с процессом передачи и содержанием информации, которые, по мнению авторов, влияют на формирование искажённой картины мира в детском сознании:
1) бессистемный и фрагментарный характер информации – информация, которую получают дети, часто поступает в разрозненном виде, без логической связи и систематизации, что затрудняет её понимание и усвоение;
2) противоречивость и недостоверность информации – дети сталкиваются с противоречивыми и недостоверными данными, которые могут искажать их представления о мире, так как они ещё не способны критически оценивать поступающую информацию.

Показать ответ
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение