ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

14. Поиск исторической информации: xx век

1. Задание #183675
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из исторического источника

«Эскадра Рожественского погибла не вследствие численного превосходства вражеского флота, равно как не благодаря лучшему техническому оборудованию последнего. Всё это в страшной Цусимской драме могло играть лишь подчинённую роль. Эскадра Рожественского состояла из 8 броненосцев, 3 бронепалубных крейсеров, 6 броненосных крейсеров, 3 береговых броненосцев и 11 контрминоносцев и была по числу тяжёлых орудий сильнее врага.

Главная причина гибели русской эскадры, потонувшей, не успев нанести никакого вреда врагу, заключалась в пренебрежении главнокомандующего самыми основными правилами морского боя, плохой стрельбе и неумении русских моряков маневрировать. В то время как суда противника делали только один выстрел, наши делали три, но зато противник попадал всегда с изумительной точностью в жизненные части наших судов, в то время как наши моряки или верхушки мачт. В русском совершенно промахивались, или попадали только в правительственном отчёте о Цусимской битве мы читаем: «Стрельба противника была очень меткая, они буквально засыпали наши суда снарядами, стреляли фугасными снарядами, сносили трубы, рангоут и все надстройки, производили пожары и уже после этого начинали палить бронебойными снарядами».

Совершенно иначе отзывается противник о стрельбе русских, констатируя, что последние стреляли слишком часто, но редко попадали в цель, что признают, впрочем, и сами русские офицеры. Вначале на каждый меткий наш выстрел приходилось три вражеских попадания, а позже отношение это стало разительнее. В этом-то превосходстве вражеской стрельбы над нашей и лежит причина так дёшево доставшейся им победы. Если у нас и были очень существенные дефекты судостроения и вообще материальной части флота, всё-таки основная причина полного разгрома нашего флота лежит не в них. У противника было 16 крупных двенадцатидюймовых орудий против наших 26, но так как они стреляли в три раза лучше, то это отношение было уже как 48 к 26 и даже 64 к 26. 

«Сероватая окраска вражеских судов слилась с мглой, делала их малозаметными», — писали с изумлением спасшиеся русские офицеры, представляя отчёт по начальству. Наши моряки, как оказывается, не знали, какой цвет краски уменьшает видимость судов и мешает прицеливаться».

Укажите не менее трех причин, которые автор считает причинами поражения российской эскадры в описываемом сражении? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Тактические просчёты командования
Адмирал Рожественский нарушил базовые принципы морской тактики, ведя эскадру плотным строем без чёткого плана сражения. Это позволило японцам концентрировать огонь и методично уничтожать русские корабли.
2) Недостаточная боевая подготовка
Русские комендоры демонстрировали низкую точность стрельбы – при трёхкратном превосходстве в количестве выстрелов достигали втрое меньше попаданий. Японцы же последовательно применяли фугасные и бронебойные снаряды для максимального урона.
3) Устаревшие стандарты маскировки
Контрастная чёрно-жёлтая окраска русских кораблей делала их идеальными мишенями, в отличие от серых японских судов, сливавшихся с морской дымкой. Это обеспечило противнику преимущество в визуальном обнаружении и прицеливании.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #183692
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из мемуаров зарубежного политического деятеля

«Три предыдущие республиканские администрации США воздерживались от признания советского правительства прежде всего по двум важным причинам. Во-первых, советское правительство, если не по государственным, то по партийным каналам, поддерживало революционную деятельность в разных странах, в том числе в США; во-вторых, оно не хотело ни уважать финансовых обязательств предыдущих русских правительств, ни возмещать убытки американским фирмам и гражданам за потерю собственности, национализированной в ходе революции. Незадолго до визита Литвинова в Вашингтон глава американской дипломатической миссии Роберт Скиннер попросил нас, сотрудников русского отдела в Риге, сформулировать свои мнения относительно признания Советской России. Я заявил, что, по моему убеждению, русские не пойдут на уступки ни в одном из указанных принципиальных вопросов, ни для того, чтобы заслужить признание, ни в виде ответной реакции на него. Думаю, что так же ответило большинство моих коллег. 

Хотя наши мнения должны были изучить в Вашингтоне, у меня нет оснований для уверенности, что с ними ознакомился Рузвельт или что он обратил бы на них внимание, если бы ознакомился. Они не решали стоявшей перед ним политической проблемы. Оба этих вопроса вызывали его интерес не сами по себе (и я думаю, он был прав в отношении долгов и претензий), а постольку, поскольку они интересовали американское общественное мнение и влиятельные группы населения. Для него было главное создать впечатление заботы об этих вопросах, а не на самом деле заботиться об их решении. Он дорожил восстановлением взаимоотношений с Советским Союзом ради отрезвления немецких нацистов и японских милитаристов.

Я не знаю, насколько верны были расчёты президента. Что касается меня, то я был настроен скептически. Никогда, ни в то время, ни позднее, я не считал Советский Союз подходящим реальным или потенциальным союзником для нашей страны. Особенно опасной казалась мне идея опереться на советскую мощь, вместо того чтобы развивать или мобилизовать наши собственные ресурсы».

Как автор характеризует отношение к СССР предшествующей администрации США? Укажите любые две причины подобного отношения, названные автором. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Отношение предыдущих администраций США к СССР
Автор характеризует позицию трёх предыдущих республиканских правительств как непримиримую, выражавшуюся в отказе от дипломатического признания Советского Союза. Это отношение сохранялось до прихода к власти администрации Рузвельта.
2) Причины непризнания

  • Поддержка СССР революционных движений за рубежом через коммунистические партии, включая деятельность на территории самих США.
  • Отказ советского правительства признавать финансовые обязательства царского и Временного правительств, а также компенсировать убытки американским компаниям от национализации их собственности.
Показать
Очки опыта 20
3. Задание #183722
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из выступления политического деятеля

«Сегодня я хотел обратиться к вам по жизненно важному для всей страны вопросу. Это — предстоящий референдум о будущем нашего Союза. Он проводится в соответствии с решением [высшего органа государственной власти СССР]. …17 марта советские люди должны дать ответ на один вопрос. Вот как он поставлен Верховным Советом: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Ответ должен быть однозначным: да или нет. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны сделать выбор…

Хотя дискуссии по этому вопросу продолжаются, уже сейчас со всей определённостью можно сказать: советские люди за сохранение Союза как общего достояния всех наших народов, их надёжной опоры.

Столь же решительно они выступают за его обновление, с тем чтобы все живущие в нём народы могли свободно развиваться, чувствовали себя хозяевами собственной судьбы.

Общее представление о том, каким должно быть обновлённое союзное государство, даёт проект нового Союзного договора. Он опубликован в печати. Что главное в концепции обновления Союза? Это прежде всего суверенитет республик — субъектов федерации, обеспечивающий право каждого народа на самоопределение и самоуправление. Это совместное участие республик в реализации союзных полномочий, то есть всего того, что они поручают центральным органам власти и управления. Суверенным республикам нужна жизнеспособная федерация, которая действительно могла бы отстаивать общие интересы…

По своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой. Его политика оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире. Огромные усилия понадобились, чтобы приобрести такое влияние. А растранжирить его, пустить по ветру можно очень быстро. Добавлю: за исключением отъявленных реакционеров и милитаристов, никто в мире не хочет ослабления роли Советского Союза в международных делах.

Вот на всех этих доводах, дорогие товарищи, и основано моё твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления».

Укажите позицию автора выступления по вопросу сохранения обновлённого Союза. Какие доводы приводит автор выступления в обоснование своей позиции? Укажите любые два довода. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Позиция автора:
Автор выступает за сохранение СССР как обновлённой федерации, где суверенные республики добровольно делегируют часть полномочий центру. Он подчёркивает необходимость сочетания единства страны с гарантиями прав народов («сохранение Союза как общего достояния… их надёжной опоры» и одновременно «суверенитет республик»).
2) Обоснование позиции:

  • Внутриполитический аспект: проект нового Союзного договора обеспечивает баланс между самостоятельностью республик («право на самоопределение») и общими интересами («жизнеспособная федерация»).
  • Международный статус: сохранение СССР как «супердержавы» предотвращает утрату влияния в мире («Его политика оказывает влияние на все процессы»), что соответствует интересам большинства стран.
Показать
Очки опыта 20
4. Задание #183752
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из книги руководителя СССР

«Придя на XXVII съезде к концепции противоречивого, но взаимосвязанного, взаимозависимого, по сути дела, целостного мира, мы стали на этой основе выстраивать и свою внешнюю политику.
Я понимаю, что в один день всё не переменится, понимаю, что у нас и у Запада будут сохраняться различные подходы к конкретным ситуациям. В нынешнем мире нельзя строить политику на основе подходов 1947 года, доктрины Трумэна и фултонской речи Черчилля. Надо мыслить и действовать по-новому. Причём история торопит, не даёт времени на раскачку. Завтра может быть поздно. А послезавтрашний день может и не наступить вовсе.

Единственный путь к безопасности —  это путь политических решений… Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения. Новое политическое мышление столь же категорично диктует характер военных доктрин. Они должны быть строго оборонительными…

Принципиальная основа всеобщей безопасности в наше время —  это признание за каждым народом права выбора собственного пути социального развития, это отказ от вмешательства во внутренние дела других государств, это уважение к другим в сочетании с объективным, самокритичным взглядом на собственное общество. Народ может выбрать и капитализм, и социализм. Это его суверенное право. Народы не могут и не должны подстраиваться ни под США, ни под СССР. Значит, нужно освобождать политические позиции от идеологической нетерпимости.

Наряду с ядерной угрозой новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии как органическое условие обеспечения прочного и справедливого мира. Мыслить по-новому — значит, в частности, видеть прямую связь между разоружением и развитием».

Укажите не менее трёх основных положений концепции, представленной в тексте. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Признание взаимозависимости современного мира
Автор концепции подчёркивает необходимость перехода от конфронтационной логики «холодной войны» (ссылки на доктрину Трумэна и фултонскую речь) к осознанию целостности и взаимосвязи всех стран, что требует принципиально новых подходов в международной политике.
2) Приоритет политических решений и разоружения
В качестве ключевого условия безопасности предлагается:

  • Снижение уровня стратегического баланса.
  • Полный отказ от ядерного и других видов ОМУ.
  • Переход к строго оборонительным военным доктринам.

3) Принцип невмешательства и право на суверенный выбор
Основа безопасности видится в:

  • Признании права каждого народа выбирать социальный строй (без подстраивания под США или СССР).
  • Отказе от идеологической нетерпимости.
  • Недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.
Показать
Очки опыта 20
5. Задание #183771
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из постановления ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

«В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств. Таким образом, мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого хозяйства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предложения. Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества как класса…»

Какие задачи были выдвинуты в постановлении? Назовите не менее двух методов, которые использовала Советская власть для их решения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Основные задачи постановления:

  • Ускорение темпов коллективизации сельского хозяйства.
  • Замена кулацких хозяйств колхозным производством.
  • Создание материальной базы для социалистического земледелия.

2) Методы решения:

  • Массовая коллективизация — охват целых районов и областей, перевод бедняцких и середняцких хозяйств на коллективные формы собственности.
  • Изменение политики в отношении кулачества — переход от ограничения эксплуататорских тенденций к ликвидации кулачества как класса.
Показать
Очки опыта 20
6. Задание #183830
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из статьи историка А. Н. Сахарова.

«После Мукденского сражения Куропаткин был снят с поста главнокомандующего, и его заменил один из командующих армией генерал Н. П. Линевич, который, однако, не внес ничего нового в стратегию русских войск в Манчжурии. Эти войска, приводя себя в порядок и набираясь сил, готовились к новым боям, на которые японцы уже были не способны. Мукден как раз и был такой последней битвой, последним поражением, вернее — отступлением, русской армии, после которого Япония воевать более практически уже не могла. В исследовательской и мемуарной литературе приводится немало свидетельств о падении боевого духа японской армии, истощении ее сил. Вот это и был поворот в ходе войны.

После этого на долгие месяцы бои прекратились. Россия сосредотачивала все новые и новые силы. Япония, по существу, исчерпала все свои военные, экономические, людские возможности и жаждала прекращения войны. Боевой дух японских солдат падал, некоторые части отказывались идти в атаку. Именно после Мукденского сражения Япония вторично, и вновь через посредников, обратилась к России с предложением о мирных переговорах. Оно вновь было отвергнуто. На сухопутном театре военных действий с марта… наступила стратегическая пауза, которая, как оказалось, реально завершила бои в Маньчжурии.

Она длилась и после Цусимского сражения. В этом плане Цусима ничего не изменила в стратегии войны и не имела решающего значения для ее исхода. Цусимское поражение русского флота дало японцам определенный психологический перевес и еще раз подчеркнуло их преимущество на море. Тем не менее через два дня после Цусимы Япония, как уже отмечалось выше, через президента США в третий раз запросила мира. На этот раз [всероссийский император], испытывая серьезное давление Теодора Рузвельта, предвидя отказ в дальнейшей финансовой помощи со стороны Франции в случае продолжения войны, а также учитывая развитие революционных событий в стране, согласился на мирные переговоры».

Какие факторы, согласно тексту, способствовали изменению хода Русско-японской войны и склонению сторон к мирным переговорам? Укажите любые три фактора. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Военное истощение Японии
После Мукденского сражения японская армия исчерпала свои человеческие и материальные ресурсы, боевой дух солдат значительно снизился, что сделало продолжение активных боевых действий невозможным.
2) Стратегическое преимущество России
Русская армия, восстановив силы после Мукдена, продолжала наращивать военную мощь, тогда как Япония не имела возможности пополнять свои войска и ресурсы.
3) Политическая и экономическая ситуация в России
Император Николай II согласился на мирные переговоры под давлением международных обстоятельств (угроза потери финансовой поддержки Франции) и из-за обострения революционной ситуации внутри страны.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #183966
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний советского журналиста

«В Отечественной войне 1812 года сотни тысяч русских офицеров и солдат дошли до Парижа. По пути они познакомились с жизнью различных народов Западной Европы, с условиями, резко отличавшимися от крепостнического строя России. Даже в после наполеоновской Франции веял дух свободы, равенства, братства, который жадно впитывали русские люди и который они принесли с собой с Петербург, где спустя несколько лет произошло восстание…

Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалось совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всем этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. И «вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернется домой и начнет сравнивать?

На войне многие освободились от комплекса неполноценности, от привитого им аппаратом рефлекса ждать указаний сверху. Даже простой солдат из чувства самосохранения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин всегда стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держались в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо ее спасать».

Почему, с точки зрения автора воспоминаний, в описанный им период возникла угроза политической системе, существовавшей в СССР? Укажите две причины. Когда, по мнению автора, в истории нашей страны была похожая ситуация? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Позиция автора об угрозах системе:
Автор выделяет две ключевые причины возникновения угрозы советской политической системе после ВОВ:

  • Массовое знакомство советских военнослужащих с более высоким уровнем жизни в Европе («население жило лучше, чем советский человек»).
  • Приобретение военнослужащими опыта самостоятельности и свободы («избавление от страха», «принятие самостоятельных решений»).

2) Историческая параллель:
Автор проводит аналогию с ситуацией после Отечественной войны 1812 года, когда русские войска познакомились с европейскими ценностями («дух свободы, равенства, братства»).

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #183976
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«Каково было мое отношение к Минскому соглашению? Какую позицию я занял?
Свое официальное отношение я выразил в Заявлении Президента СССР. Оно было опубликовано 10 декабря: «<…> в Минске руководители Беларуси, РСФСР и Украины заключили соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Для меня, как Президента страны, главным критерием оценки этого документа является то, насколько он отвечает интересам безопасности граждан, задачам преодоления нынешнего кризиса, сохранения государственности и продолжения демократических преобразований.

Это соглашение имеет позитивные моменты.

Участие в нем приняло украинское руководство, которое в последнее время не проявляло активности в договорном процессе. В документе подчеркивается необходимость создания единого экономического пространства, функционирующего на согласованных принципах, при единой валюте и финансово-банковской системе. Выражается готовность к сотрудничеству в области науки, образования в военно-стратегической области.

Однако это документ такого значения, он настолько глубоко затрагивает интересы народов нашей страны, всего мирового сообщества, что требует всесторонней политической и правовой оценки. В любом случае для меня очевидно следующее. Соглашение прямо объявляет о прекращении существования Союза ССР. Безусловно, каждая республика имеет право выхода из Союза, но судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех суверенных государств и учетом воли их народов.

Неправомерно и опасно также заявление о прекращении действия общесоюзных правовых норм, что может лишь усилить хаос и анархию в обществе.

Вызывает недоумение скоропалительность появления документа. Он не был обсужден ни населением, ни Верховными Советами республик, от имени которых подписан. Тем более это произошло в тот момент, когда в парламентах республик обсуждается проект Договора о Союзе Суверенных Государств, разработанный Государственным советом СССР».

В чем автор видит негативные стороны соглашения, о подписании которого говорится в отрывке? Назовите любые три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Конституционно-правовые нарушения
Автор подчеркивает, что соглашение грубо нарушает существующий конституционный порядок. Особо отмечается, что судьба многонационального государства не может определяться волей лишь трех республик («не может быть определена волей руководителей трех республик»), а требует участия всех субъектов Союза и учета воли их народов.
2) Угрозы правовой стабильности
Резкое прекращение действия общесоюзных правовых норм оценивается как крайне опасная мера, которая способна привести к правовому вакууму и социальной нестабильности («может лишь усилить хаос и анархию в обществе»).
3) Процедурные недостатки
Автор критикует поспешность принятия документа («скоропалительность появления»), который не прошел должного обсуждения ни среди населения, ни в Верховных Советах республик, и был подписан параллельно с рассмотрением альтернативного проекта Союзного договора.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #183981
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записки руководителя СССР

«Поездка с Соединенные Штаты Америки, наше предложение в Организации Объединенных Наций по всеобщему разоружению встречено во всем мире хорошо и даже реакционными кругами стран не может быть просто отвергнуто и оставлено без внимания <…>

Мне думается, что следовало бы сейчас пойти на дальнейшее сокращение вооружений в нашей стране, даже без условий о взаимности со стороны других государств, и на значительное сокращение личного состава вооруженных сил. Я считаю, что можно было бы сократить, может быть, на миллион, на полтора миллиона человек <…> Думаю, что такое значительное сокращение не подорвало бы нашей обороноспособности. Но выйти с таким решением и проведение его – это имело бы очень большое положительное влияние на международную обстановку, и наш престиж невероятно вырос бы в глазах всех народов.

Почему я считаю сейчас это возможным и не опасным? Мое такое мнение основывается на том, что, во-первых, мы сейчас достигли хорошего положения в развитии экономики Советского Союза; во-вторых, мы имеем прекрасное положение с ракетостроением; мы, собственно говоря, сейчас имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы как дальнего, так и ближнего боя <…>

Мы сейчас имеем широкий ассортимент ракет и в таком количестве, которое может буквально потрясти весь мир. Спрашивается, что же мы будем иметь такое страшное вооружение – атомное. ракетное оружие, и будем иметь такую большую армию, которую мы имеем? Это неразумно. <…> Как же может какая-нибудь страна или группа стран в Европе напасть на нас, если эти страны мы можем буквально стереть с лица земли нашим атомным и водородным оружием и доставкой наших ракет в любую точку земного шара? <…>

Держать такую большую армию – значит понижать наш экономический потенциал. <…> Страны, которые теперь будут содержать большие армии <…> будут как бы сосать бюджеты, истощать экономику стран».

Используя текст, укажите три причины, по которым автор записки считает возможным и необходимым пойти на сокращение вооружений. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Военно-стратегическое превосходство
Автор отмечает, что СССР достиг значительного преимущества в ракетных технологиях («имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы»), что делает чрезмерно большие обычные вооруженные силы избыточными.
2) Экономическая целесообразность
Подчеркивается, что содержание большой армии негативно влияет на экономику страны («понижать наш экономический потенциал», «сосать бюджеты, истощать экономику»).
3) Политическая выгода
Сокращение вооружений без взаимных условий со стороны других государств может значительно повысить международный престиж СССР («наш престиж невероятно вырос бы в глазах всех народов»).

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #183984
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из законодательного акта

«Миролюбивая политика Советского Союза и других стран лагеря социализма, встречающая понимание и поддержку всех миролюбивых сил земного шара, обеспечила известное улучшение международной обстановки. Напряженность в отношениях между государствами, принадлежащими к различных общественным системам, впервые за многие годы начала ослабевать. Важнейшую роль для ослабления этой напряженности сыграли прошлогодний визит Председателя Совета Министров СССР <…> в Соединенные Штаты Америки и его переговоры с президентом США Эйзенхауэром.

В основе внешней политики Советского Союза лежит ленинский принцип мирного сосуществования государств с различными общественными системами. Руководствуясь этим принципом, Советское государство с первых дней своего существования последовательно и настойчиво добивается сохранения и упрочения мира на земле. Наиболее надежным и верным средством обеспечить прочный мир и дружбу между народами и навсегда избавить человечество от бедствий кровопролитных войн является всеобщее и полное разоружение.

Стремясь к достижению этой благородной цели, Советское правительство внесло на рассмотрение Организации Объединенных Наций программу всеобщего и полного разоружения. Это предложение Советского правительства встретило широкую поддержку всех народов мира. Идея всеобщего и полного разоружения получила единодушное одобрение государств – членов Организации Объединенных Наций.

Советский Союз, неустанное добиваясь смягчения международной напряженности, неоднократно проявлял инициативу, направленную на то, чтобы положить конец гонке вооружений и как можно скорее приступить к осуществлению разоружения. Более того, Советское государство подкрепляло эту инициативу принятием практических мер, осуществляя эти меры в одностороннем порядке. Советский Союз ликвидировал свои военные базы на территории других государств, значительно сократил численность своих Вооруженных Сил и свои военные расходы, вновь прекратил испытания атомного и водородного оружия и принял решение не возобновлять их, если западные державы не возобновят испытаний ядерного оружия».

Какой принцип назван в законодательном акте основной внешней политики СССР в этот период? Какие мероприятия советского правительства, доказывающие приверженность данному принципу, названы в законодательном акте? (В ответе укажите принцип и не менее двух мероприятий.) При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Основной принцип внешней политики СССР:
В законодательном акте указано, что внешняя политика Советского Союза основывается на «ленинском принципе мирного сосуществования государств с различными общественными системами». Этот принцип провозглашался руководством СССР как фундаментальная основа международных отношений.
2) Конкретные мероприятия по реализации принципа:

  • В области разоружения
    Советское правительство предприняло активные шаги по сокращению вооружений, включая внесение в ООН программы всеобщего разоружения, что получило широкую международную поддержку. Также были значительно сокращены численность Вооружённых Сил и военные расходы страны.
  • В сфере контроля над вооружениями
    СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия, поставив условием продолжения этого моратория аналогичные действия западных держав. Кроме того, были ликвидированы советские военные базы на территории других государств.
Показать
Очки опыта 20
11. Задание #183985
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из обращения правительства

«В то время, как представители рабочих, солдатских и крестьянских Советов открыли переговоры, с целью обеспечить достойный мир измученной стране, враги народа – империалисты, помещики, банкиры, их союзники, казачьи генералы предприняли последнюю попытку сорвать дело мира, вырвать власть из рук Советов, землю из рук крестьян и заставить солдат, матросов и казаков истекать кровью за барыши русских и союзных империалистов. Каледин на Дону, Дутов на Урале подняли знамя восстания. Кадетская буржуазия дает им необходимые средства для борьбы против народа.

Родзянко, Милюковы, Гучковы, Коноваловы хотят вернуть себе власть и при помощи Калединых, Корниловых и Дутовых превращают трудовое казачество в орудие для своих преступных целей. Каледин ввел на Дону военное положение, препятствуя доставке хлеба на фронт, и собирает силы, угрожая Екатеринославу, Харькову и Москве. К нему на помощь прибыл бежавший из заключения Корнилов, тот самый, который в июле этого года ввел смертную казнь и шел походом на революционный Петроград. В Оренбурге Дутов арестовал Исполнительный и Военно-революционный комитет, разоружил солдат и пытается овладеть Челябинском, чтобы отрезать сибирский хлеб, направляемый на фронт и в города.

Политическим штабом этого восстания является центральный комитет кадетской партии. Буржуазия предоставляет десятки миллионов контрреволюционным генералам на дело мятежа против народа и его власти. Кадеты, злейшие враги народа, подготовлявшие вместе с капиталистами всех стран нынешнюю мировую бойню, надеются изнутри Учредительного собрания прийти на помощь своим генералам Калединым, Корниловым, Дутовым, чтобы вместе с ними задушить народ.

Рабочие, солдаты, крестьяне, революция в опасности! Нужно народное дело довести до конца. Нужно смести прочь преступных врагов народа. Нужно, чтобы контрреволюционные заговорщики – казачьи генералы, их кадетские вдохновители почувствовали железную руку революционного народа. Совет народных комиссаров распорядился двинуть необходимые войска против врагов народа. Контрреволюционное восстание будет подавлено, и виновники понесут кару, отвечающую тяжести их преступления».

Какие цели преследовали, согласно данному обращению, выступления антиправительственных сил? Укажите две цели. На что, согласно обращению, надеялись кадеты, в сложившейся на момент обращения ситуации в стране? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Цели антиправительственных выступлений:
Автор обращения выделяет две главные цели контрреволюционных сил:

  • Свержение Советской власти («вырвать власть из рук Советов»).
  • Возврат к дореволюционным порядкам («вернуть себе власть», «землю из рук крестьян»).

2) Расчёты кадетов
Кадеты надеялись использовать Учредительное собрание как легальное прикрытие для поддержки вооружённого мятежа («изнутри Учредительного собрания прийти на помощь своим генералам»), чтобы восстановить прежнюю систему власти.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #183992
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из выступления государственного деятеля

«Нужно почувствовать себя хозяином всей нашей государственной семьи, нужно, чтобы все, что будет сделано и записано на съезде, действительно являлось обязательным… И нужно с оружием в руках карать как врага Советской власти человека, не желающего выполнять те обязанности, которые написаны на знамени нашей революции. Мы теперь всегда и всюду стараемся дать населению совершенно неприкрашенную, яркую характеристику всего того, что происходит в нашей Республике. Мы говорим, что власть всегда нужна такая, которая справится с самым опасным фронтом в Республике – фронтом нужды: нам нужна власть рабочих и крестьян. Несмотря на всю нашу отсталость, некультурность, неумение работать, слабую практику в области государственного управления, несмотря на это, мы, несомненно, если захотим, сумеем расшевелить многомиллионные массы рабочих и крестьян, сумеем заинтересовать каждого в судьбе своего государства. И мы, несомненно, выйдем из этого трудного положения.

Всякий из вас на примере своего хозяйства знает, что тут не хватает этого, там недочет в том, кто-то собирал, кто-то ремонтировал, но каждый чувствует, что всему этому скоро будет конец, что нужны новые источники, нужны новые ресурсы, которые бы дали широкий государственный размах работе, чтобы все машины завертелись, чтобы все то, что сейчас мертво, заснуло – фабрики и заводы, — чтобы они зашевелились. И чтобы этого достигнуть, центральная Советская власть в данный переходный момент, когда от войны мы переходим к другой работе, к осуществлению других зада, вовсе не желает изображать из себя сатрапа, который сидит наверху и ничего знать не хочет; она, наоборот, протягивает руки к населению и старается вызвать в нем желание работать и инициативу.

Мы, учтя момент и взвесив прошлое, решили установить отныне такие приемы управления, чтобы дать возможность более широким пластам народа подняться к участию в государственной работе. И здесь, когда вам будут докладывать о нашей продовольственной работе и земельном вопросе, вам скажут, что разверстка, замененная налогом, означает не только новую форму продовольственной политики, но открывает совершенно новую хозяйственную полосу вообще».

О каком изменение характера власти по сравнению с предыдущим правлением пишется автор? Приведите два подтверждение этих изменений с опрой на текст. Чем автор объясняет данное изменение?​ При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Подтверждения изменений

  • В сфере принятия решений: нынешний царь правит «по своей воле», тогда как Михаил Фёдорович «без боярского совету не мог делать ничего».
  • В вопросах внешней политики: царь самостоятельно решает вопросы войны и мира («с кем похочет учинить войну и покой»), включая территориальные уступки («что кому по дружбе отдать»).

2) Изменение характера власти
Автор отмечает усиление самодержавного характера власти нового царя по сравнению с правлением его отца Михаила Фёдоровича, когда решения принимались коллегиально с боярами.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #184001
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из материалов съезда ВКП(б):

«Чем объяснить такой сравнительно медленный темп развития сельского хозяйства в сравнении с темпом развития нашей национализированной промышленности?

Объясняется это как чрезмерной отсталостью нашей сельскохозяйственной техники и слишком низким уровнем культурного состояния деревни, так и, особенно тем, что наше распылённое сельскохозяйственное производство не имеет тех преимуществ, которыми обладает наша крупная объединённая национализированная промышленность. Сельскохозяйственное производство прежде всего не национализировано и не объединено, а распылено и разбросано по кусочкам. Оно не ведётся в плановом порядке и подчинено пока что в огромной своей части стихии мелкого производства. Оно не объединено и не укрупнено по линии коллективизации, ввиду чего представляет еще удобное поле для эксплуатации со стороны кулацких элементов.

Эти обстоятельства лишают распылённое сельское хозяйство тех колоссальных преимуществ крупного, объединённого и в плановом порядке ведомого производства, какими обладает наша национализированная промышленность. Где выход для сельского хозяйства? Может быть, в замедлении темпа развития нашей промышленности вообще, нашей национализированной промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей, антипролетарской утопией. Национализированная промышленность должна и будет развиваться ускоренным темпом.

В этом гарантия нашего продвижения к социализму. В этом гарантия того, что будет, наконец, индустриализировано само сельское хозяйство. Где же выход? Выход в переходе мелких и распылённых крестьянских хозяйств в крупные и объединённые хозяйства на основе общественной обработки земли, в переходе на коллективную обработку земли на базе новой, высшей техники. Выход в том, чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия. Других выходов нет.<…> Мы имеем, далее, известный рост кулачества в деревне.

Это  — минус в балансе нашего хозяйства. Всё ли делается для того, чтобы ограничить и изолировать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, которые думают, что можно и нужно покончить с кулаком в порядке административных мер, через ГПУ: сказал, приложил печать и точка. Это средство  — лёгкое, но далеко не действительное. Кулака надо взять мерами экономического порядка и на основе советской законности. А советская законность не есть пустая фраза. Это не исключает, конечно, применения некоторых необходимых административных мер против кулака. Но административные меры не должны заменять мероприятий экономического порядка. Нужно обратить серьёзное внимание на извращения партийной линии в области борьбы с кулачеством в практике наших кооперативных органов, особенно по линии сельскохозяйственного кредита…»

Какой курс экономического развития страны был сформулирован и провозглашен на съезде? Используя текст источника, определите, как руководство страны характеризует уровень развития сельского хозяйства и пути его дальнейшего развития. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Политико-экономические проблемы сельского хозяйства
Съезд констатирует сохранение традиционной отсталости сельского хозяйства, проявляющейся в низком уровне техники, распылённости производства и сохранении кулацкой эксплуатации. Особо подчёркивается отсутствие планового начала и преимуществ крупного производства, характерных для национализированной промышленности.
2) Экономические перспективы развития
Документ обещает качественное преобразование аграрного сектора через:

  • механизацию («применение сельскохозяйственных машин и тракторов»)
  • научную организацию труда («научных приёмов интенсификации земледелия»)
  • финансовую поддержку («сельскохозяйственный кредит»)

3) Организационные гарантии
Программа предусматривает создание системы коллективных хозяйств как основы новой аграрной политики, с гарантией:

  • добровольности объединения («в порядке показа и убеждения»)
  • правовой защиты («на основе советской законности»)
  • поэтапного внедрения («постепенно, но неуклонно»)
Показать
Очки опыта 20
14. Задание #184007
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. …Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. …И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты…

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. …Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки  — не могли смириться с нарушением «завета отцов».

Что партийная организация строительства считала основной политической задачей? Как автор воспоминаний засвидетельствовал масштабность первой пятилетки? Какую роль, по мнению автора, играла молодежь в годы первой пятилетки? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Основная политическая задача
Партийная организация строительства рассматривала борьбу за высокие темпы работ («Догнать и перегнать американские темпы в строительстве») как ключевую политическую задачу, для решения которой было развернуто массовое социалистическое соревнование.
2) Масштабность первой пятилетки
Автор свидетельствует, что вся страна превратилась в «громаднейшую строительную площадку», где каждый коллектив и организация стремились внести вклад в ударные стройки, несмотря на примитивные условия работы (использование ручного труда, лошадей и простейших механизмов).
3) Роль молодежи
Комсомольцы и молодые рабочие стали основными организаторами ударных бригад и инициаторами внедрения новых методов труда (непрерывная рабочая неделя).

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #184014
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«О событиях, случившихся в Петрограде, я узнал 1 марта в Батуми. Туда [я] ездил переговорить с адмиралом Колчаком… Получив первые сведения, я выехал в Тифлис, где получил телеграмму от Алексеева, что, по мнению всех командующих армий, Государь должен отречься от престола, и просил меня лично телеграфировать об этом Государю, что мне и пришлось сделать. Я написал приблизительно так: «Впервые дерзаю, как верноподданный, коленопреклоненно умолять Ваше Императорское Величество для пользы и т. д. отречься от престола». Ответа, конечно, не получил, получил лишь текст манифеста.

Еще 6 ноября [прошлого года], когда я был в Ставке, я имел длинный разговор с [ним] и в очень резкой форме. Я хотел вызвать его на дерзость. Но он все молчал и пожимал плечами. Я ему прямо сказал: «…Неужели ты не видишь, что ты теряешь корону. Опомнись, пока не поздно. Дай ответственное министерство. Еще в июне я тебе говорил об этом. Ты все медлишь. Смотри, чтобы не поздно было потом. Пока еще время есть, потом уже поздно будет…»

В таком духе я говорил – он все молчал… После этого я понял, что все кончено, и потерял надежду на его спасение. Ясно было, что мы катимся быстро по наклонной плоскости, и рано или поздно он корону потеряет. Ведь странно, что все, даже специалисты, его лично любят. Они мне сами говорили, что у него чудное сердце, прекрасная душа, он умный, симпатичный. Но ее терпеть больше не могли. Она его погубила окончательно. Боюсь, чтоб с ней плохо не обошлись. В газетах уже распространили слухи, что будто бы у Аликс нашли проект сепаратного мира…

Перед моим отъездом из Тифлиса у меня были два социалиста из самых крайних, левых… Они оба откровенно говорили, что всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия, но не теперешняя анархия. Этого они не хотели и не хотят, и не допустят до республиканского строя правления. Мы не доросли до этого, говорили они, рано для России».

Какое мнение по вопросу о верховной власти в стране было выражено в телеграмме генерала Алексеева, направленной автору воспоминаний? Какие слухи, касающиеся императрицы распространились в газетах? Какую форму правления считали наилучшей для России социалисты, с которыми встречался автор воспоминаний? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Позиция генерала Алексеева
В тексте выражено единодушное мнение командующих армиями о необходимости отречения императора («Государь должен отречься от престола»), что автор поддержал в своей телеграмме государю, умоляя его об отречении «для пользы» страны.
2) Компрометирующие слухи
В газетах распространялись сведения о якобы обнаруженном у императрицы Александры Фёдоровны проекте сепаратного мира с Германией, что подрывало престиж царской семьи.
3) Предпочтительная форма правления
Социалисты-крайнелевые, вопреки своим революционным взглядам, считали конституционную монархию оптимальной для России («всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия»), отвергая как анархию, так и преждевременную республику.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #184026
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний государственного деятеля

«Размышляя [об уходящем] годе, выделяешь два пункта в его официальной истории – Конституцию и 60-летие Революции.

С первой связана еще одна большая ложь. Суета вокруг сочинения проекта Конституции и попытки «интеллигентных аппаратчиков» вместе с отобранными учеными демократическими облагородить советский Основной закон как-то затемнили ключевой момент в нем – «6 статью», превращающую означенные попытки в нормальную для нашего образа жизни демагогию…

Годовщина Октября – знаковое международное событие: стало совсем очевидно, что СССР – все еще сила, но уже не «вождь» и не пример для подражания. Это молчаливо признавало («в душе») само советское руководство, демонстрируя пренебрежение к усилиям собственного аппарата спасти «единство» Международного Коммунистического Движения, как и к идейно-политической сути «еврокоммунизма». «Лишь бы «друзья» открыто не ругали КПСС и СССР – на остальное, что у них там – наплевать!» — так можно обобщить настроения в самых верхах советской сверхдержавы.

«Братские партии» во все большем числе и все более открыто отказывали КПСС в праве навязывать им политику, идеологию, вообще «учить», как и что им надо делать. Идейный, «теоретический» авторитет наш практически упал до нуля. Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и деньгами, «довольствием на продолжение существования». В [записках о событиях этого года] новые свидетельства искреннего миролюбия [генерального секретаря] и нарастающей его болезни – физической, умственной и как государственного деятеля. Публичная демонстрация этой болезни свидетельствовала не только о ничтожестве, трусости и глупости пропагандистских и политических «служб», но и о том, что движение странные по наклонной становится все более гибельным.

Свидетельством тому было также то, что властные функции нашло подбирала под себя «тройка» членов Политбюро – Устинов, Громыко, Андропов. Пока еще «парил» над ними Суслов, тоже начинавший «слабеть», но рычаги «реальной политики» были в их руках».

Какие явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии страны? Укажите три явления. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Политико-идеологический кризис системы
Автор отмечает глубокий кризис политической системы, выразившийся в формальном характере конституционных реформ («6 статью», превращающую попытки демократизации в демагогию) и утрате идеологического авторитета КПСС («идейный авторитет наш практически упал до нуля»). Особо подчеркивается деградация руководства, где реальная власть перешла к неформальной «тройке» членов Политбюро.
2) Экономические и внешнеполитические проблемы
СССР сохраняет статус сверхдержавы лишь благодаря военной мощи и финансовой поддержке союзников («Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и деньгами»), утратив роль идеологического лидера. В экономике отмечается растущая зависимость от ресурсного экспорта как инструмента влияния.
3) Управленческий и международный кризис
В тексте описана физическая и умственная деградация руководства («нарастающей его болезни»), потеря контроля над международным коммунистическим движением (««братские партии»… отказывали КПСС в праве навязывать им политику»), крах идеологического влияния («уже не «вождь» и не пример для подражания»).

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #184053
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний участника событий

«…С нами толща страны. За большевиков высказалось не более четверти избирателей – свыше 9-ти миллионов голосов из общего числа поданных 36 с четвертью миллионов голосов, тогда как за нас, партию социалистов-революционеров, 21 миллион, т. е. 58%.

И вот 5-го января, собравшись неподалеку от Таврического дворца, мы идем туда, к назначенному полуденному часу, основною массою приблизительно человек в двести. Литейный проспект пустынен. Но дворы по обоим сторонам живут своей настороженной боевой жизнью. Время от времени оттуда, как из-под земли, вырастают вооруженные патрули: раздаются вызывающие возгласы: кто идет? «Учредителей», все же, мрачно пропускают. Подходим к Таврическому дворцу. Площадка перед самым дворцом загромождена легкими орудиями, пулеметами и «боеприпасами» — для наступательных действий или для выдерживания осады? Свободен один узкий боковой вход: туда впускают по одному, после проверки билетов и некоторым задается вопрос, нет ли с собой оружия?…

Зато внутри в вестибюле и коридорах всюду вооруженная стража. Картина настоящего военного лагеря. Но это не военный лагерь дисциплинированной армии, готовящейся к бою. Это – оккупанты, грубые и развязные. У нас заранее твердое решение: ни в какие пререкания со стражей не вступать.

Входим в большую залу заседаний. Она пустынна. Нет ни единого большевика и ни единого из них левоэсеровских союзников. Те и другие уединились в своих фракционных комнатах. В полдень должно было состояться открытие ________: но большевики и их союзники все еще продолжают совещаться. Начать без них? Рискуем не набрать кворума. От дальнейшего хода торгов и переторжек мы не ждем ничего.

Единственно, чего еще раньше «левым эсерам» удалось достичь, это разрешения ________ открыться. Но Совет Народных Комиссаров своих правомочий в его руки не передает. Разыграется поединок двух независимых держав. Одной, опирающейся на штыки, пулеметы и орудия, другой – опирающейся на право говорить от имени многомиллионного русского народа. Если невооруженная держава не капитулирует сама перед вооруженной, спор будет решен силой».

Какие политические партии, участвовавшие в работе представительного органа, о котором идёт речь в отрывке, названы в тексте? Укажите три партии. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Основные участники политического процесса
1) Партия социалистов-революционеров (эсеры)
Получила абсолютное большинство голосов (21 миллион, 58%), представляя интересы крестьянства и являясь главной политической силой собрания.
2) Большевики
Контролировавшие вооруженные силы, но получившие лишь около 9 миллионов голосов (25%), что не соответствовало их претензиям на власть.
3) Левые эсеры
Выступавшие в роли союзников большевиков, но сохранявшие определенную самостоятельность в принятии решений.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #184057
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний советского разведчика

«Находясь в Москве, мне было трудно понять, почему на Западном фронте Германии возникло состояние ни войны, ни мира, которое вошло в историю Второй мировой войны под названием «странная война».

В этой продолжавшейся несколько месяцев «странной войне» тогдашние мировые державы Великобритания и Франция, которые в экономическом отношении были сильнее, да и в военной отношении никак не слабее гитлеровской Германии, стояли, так сказать, с ружьем к ноге, при запрете стрелять, перед противников, которому им пришлось объявить войну. При этом, что касается численности войск и вооружения, французские и английские соединения имели огромный перевес, по крайней мере пока шла война против Польши, над противостоявшими им дивизиями Германии. Главные ударные силы военной машины фашистской Германии были брошены против Польши. Там находились почти все ее военно-воздушные силы и почти все танковые соединения.

Кончено, такая «странная война» вполне устраивала гитлеровскую Германию. Ее целью со стороны Англии и Франции было побудить Гитлера к тому, чтобы его агрессивная военная машина не останавливалась в Польше, а сразу же двинулась дальше, на Советский Союз. Как я понимал, этой «странной войной» Гитлеру хотели дать понять, что империалистические западные державы готовы простить ему прежние «грехи», если он хотя бы теперь начнет войну против Советского Союза. Во всяком случае, было ясно, что после того, как английские и французские организаторы Мюнхена продали германскому фашистскому империализму своего союзника — _______, они готовы пожертвовать также и Польшей.

Это становившееся все более очевидным намерение, естественно, приходилось учитывать и Советскому Союзу в своей политике, направленной на обеспечение себе как можно более длительной мирной передышки. Ему было необходимо по возможности быстрее и всесторонне подготовиться к тому, чтобы успешно выдержать приближавшееся тяжелое испытание».

В чем автор видит главную особенность «странной войны»? В чем, по мнению автора, состояла цель Англии и Франции в этой войне? Для чего, по мнению автора, Советскому Союзу была необходима «как можно более длительная мирная передышка»? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Политическая характеристика «странной войны»
Автор подчеркивает парадоксальный характер военных действий («стояли… с ружьем к ноге, при запрете стрелять»), когда формально объявившие войну державы (Великобритания и Франция) не предпринимали активных боевых действий против Германии, несмотря на имеющееся военное превосходство.
2) Стратегические цели западных держав
Основной целью политики Англии и Франции, по мнению автора, было перенаправление германской агрессии на Восток («побудить Гитлера… двинулась дальше, на Советский Союз»), что выражалось в готовности пожертвовать Польшей после уже совершенной «продажи» Чехословакии в Мюнхене.
3) Советские стратегические интересы
Необходимость «мирной передышки» для СССР объясняется:

  • Требованием времени для всесторонней подготовки к неизбежной войне.
  • Стремлением максимально отсрочить начало военных действий.
  • Потребностью в укреплении обороноспособности страны.
Показать
Очки опыта 20
19. Задание #184059
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь. Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма.

Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме? Приведите три положения из текста. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Развитие тяжелой промышленности как основа индустриализации
Автор подчеркивает, что главная цель индустриализации — развитие производства средств производства, а не просто рост промышленности в целом. Особое внимание уделяется машиностроению как «основному нерву индустрии».
2) Обеспечение экономической независимости СССР
Ключевая задача — создать хозяйственную самостоятельность страны, чтобы избежать зависимости от капиталистических государств и не превратиться в «придаток мирового капитализма».
3) Структурная перестройка народного хозяйства
Необходимо увеличить долю промышленности в экономике, при этом сохраняя приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленностью, хотя развитие последней также признается важным.

Показать
Очки опыта 20
20. Задание #184066
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»

«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули… некоторые заклеены декретами… Это мёртвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты… Трамваи… всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца… Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.

Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города… в Петрограде насчитывалось 1 200 000 жителей, сейчас их немногим больше 700 000, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

Какие социально-экономические проблемы Петрограда описаны в тексте? Укажите три проблемы. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1) Разрушение торговой инфраструктуры
Магазины находятся в плачевном состоянии («краска облупилась, витрины треснули»), многие закрыты навсегда, а рынки также прекращают работу из-за борьбы со спекуляцией.
2) Транспортный кризис
Трамваи остаются единственным доступным транспортом для населения, они переполнены, а введение бесплатного проезда лишь подчеркивает тяжелое экономическое положение.
3) Демографический коллапс
Население Петрограда сократилось почти вдвое (с 1,2 млн до 700 тыс.), смертность резко возросла (с 22 до 81 на тысячу), а рождаемость упала в два раза из-за голода и лишений.

Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение