14. Поиск исторической информации: xx век
Укажите не менее трех причин, которые автор считает причинами поражения российской эскадры в описываемом сражении? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Тактические просчёты командования
Адмирал Рожественский нарушил базовые принципы морской тактики, ведя эскадру плотным строем без чёткого плана сражения. Это позволило японцам концентрировать огонь и методично уничтожать русские корабли.
2) Недостаточная боевая подготовка
Русские комендоры демонстрировали низкую точность стрельбы – при трёхкратном превосходстве в количестве выстрелов достигали втрое меньше попаданий. Японцы же последовательно применяли фугасные и бронебойные снаряды для максимального урона.
3) Устаревшие стандарты маскировки
Контрастная чёрно-жёлтая окраска русских кораблей делала их идеальными мишенями, в отличие от серых японских судов, сливавшихся с морской дымкой. Это обеспечило противнику преимущество в визуальном обнаружении и прицеливании.
Как автор характеризует отношение к СССР предшествующей администрации США? Укажите любые две причины подобного отношения, названные автором. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Отношение предыдущих администраций США к СССР
Автор характеризует позицию трёх предыдущих республиканских правительств как непримиримую, выражавшуюся в отказе от дипломатического признания Советского Союза. Это отношение сохранялось до прихода к власти администрации Рузвельта.
2) Причины непризнания
- Поддержка СССР революционных движений за рубежом через коммунистические партии, включая деятельность на территории самих США.
- Отказ советского правительства признавать финансовые обязательства царского и Временного правительств, а также компенсировать убытки американским компаниям от национализации их собственности.
Укажите позицию автора выступления по вопросу сохранения обновлённого Союза. Какие доводы приводит автор выступления в обоснование своей позиции? Укажите любые два довода. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Позиция автора:
Автор выступает за сохранение СССР как обновлённой федерации, где суверенные республики добровольно делегируют часть полномочий центру. Он подчёркивает необходимость сочетания единства страны с гарантиями прав народов («сохранение Союза как общего достояния… их надёжной опоры» и одновременно «суверенитет республик»).
2) Обоснование позиции:
- Внутриполитический аспект: проект нового Союзного договора обеспечивает баланс между самостоятельностью республик («право на самоопределение») и общими интересами («жизнеспособная федерация»).
- Международный статус: сохранение СССР как «супердержавы» предотвращает утрату влияния в мире («Его политика оказывает влияние на все процессы»), что соответствует интересам большинства стран.
Укажите не менее трёх основных положений концепции, представленной в тексте. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Признание взаимозависимости современного мира
Автор концепции подчёркивает необходимость перехода от конфронтационной логики «холодной войны» (ссылки на доктрину Трумэна и фултонскую речь) к осознанию целостности и взаимосвязи всех стран, что требует принципиально новых подходов в международной политике.
2) Приоритет политических решений и разоружения
В качестве ключевого условия безопасности предлагается:
- Снижение уровня стратегического баланса.
- Полный отказ от ядерного и других видов ОМУ.
- Переход к строго оборонительным военным доктринам.
3) Принцип невмешательства и право на суверенный выбор
Основа безопасности видится в:
- Признании права каждого народа выбирать социальный строй (без подстраивания под США или СССР).
- Отказе от идеологической нетерпимости.
- Недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.
Какие задачи были выдвинуты в постановлении? Назовите не менее двух методов, которые использовала Советская власть для их решения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Основные задачи постановления:
- Ускорение темпов коллективизации сельского хозяйства.
- Замена кулацких хозяйств колхозным производством.
- Создание материальной базы для социалистического земледелия.
2) Методы решения:
- Массовая коллективизация — охват целых районов и областей, перевод бедняцких и середняцких хозяйств на коллективные формы собственности.
- Изменение политики в отношении кулачества — переход от ограничения эксплуататорских тенденций к ликвидации кулачества как класса.
Какие факторы, согласно тексту, способствовали изменению хода Русско-японской войны и склонению сторон к мирным переговорам? Укажите любые три фактора. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Военное истощение Японии
После Мукденского сражения японская армия исчерпала свои человеческие и материальные ресурсы, боевой дух солдат значительно снизился, что сделало продолжение активных боевых действий невозможным.
2) Стратегическое преимущество России
Русская армия, восстановив силы после Мукдена, продолжала наращивать военную мощь, тогда как Япония не имела возможности пополнять свои войска и ресурсы.
3) Политическая и экономическая ситуация в России
Император Николай II согласился на мирные переговоры под давлением международных обстоятельств (угроза потери финансовой поддержки Франции) и из-за обострения революционной ситуации внутри страны.
Почему, с точки зрения автора воспоминаний, в описанный им период возникла угроза политической системе, существовавшей в СССР? Укажите две причины. Когда, по мнению автора, в истории нашей страны была похожая ситуация? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Позиция автора об угрозах системе:
Автор выделяет две ключевые причины возникновения угрозы советской политической системе после ВОВ:
- Массовое знакомство советских военнослужащих с более высоким уровнем жизни в Европе («население жило лучше, чем советский человек»).
- Приобретение военнослужащими опыта самостоятельности и свободы («избавление от страха», «принятие самостоятельных решений»).
2) Историческая параллель:
Автор проводит аналогию с ситуацией после Отечественной войны 1812 года, когда русские войска познакомились с европейскими ценностями («дух свободы, равенства, братства»).
В чем автор видит негативные стороны соглашения, о подписании которого говорится в отрывке? Назовите любые три положения. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Конституционно-правовые нарушения
Автор подчеркивает, что соглашение грубо нарушает существующий конституционный порядок. Особо отмечается, что судьба многонационального государства не может определяться волей лишь трех республик («не может быть определена волей руководителей трех республик»), а требует участия всех субъектов Союза и учета воли их народов.
2) Угрозы правовой стабильности
Резкое прекращение действия общесоюзных правовых норм оценивается как крайне опасная мера, которая способна привести к правовому вакууму и социальной нестабильности («может лишь усилить хаос и анархию в обществе»).
3) Процедурные недостатки
Автор критикует поспешность принятия документа («скоропалительность появления»), который не прошел должного обсуждения ни среди населения, ни в Верховных Советах республик, и был подписан параллельно с рассмотрением альтернативного проекта Союзного договора.
Используя текст, укажите три причины, по которым автор записки считает возможным и необходимым пойти на сокращение вооружений. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Военно-стратегическое превосходство
Автор отмечает, что СССР достиг значительного преимущества в ракетных технологиях («имеем ассортимент ракет для решения любой военной проблемы»), что делает чрезмерно большие обычные вооруженные силы избыточными.
2) Экономическая целесообразность
Подчеркивается, что содержание большой армии негативно влияет на экономику страны («понижать наш экономический потенциал», «сосать бюджеты, истощать экономику»).
3) Политическая выгода
Сокращение вооружений без взаимных условий со стороны других государств может значительно повысить международный престиж СССР («наш престиж невероятно вырос бы в глазах всех народов»).
Какой принцип назван в законодательном акте основной внешней политики СССР в этот период? Какие мероприятия советского правительства, доказывающие приверженность данному принципу, названы в законодательном акте? (В ответе укажите принцип и не менее двух мероприятий.) При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Основной принцип внешней политики СССР:
В законодательном акте указано, что внешняя политика Советского Союза основывается на «ленинском принципе мирного сосуществования государств с различными общественными системами». Этот принцип провозглашался руководством СССР как фундаментальная основа международных отношений.
2) Конкретные мероприятия по реализации принципа:
- В области разоружения
Советское правительство предприняло активные шаги по сокращению вооружений, включая внесение в ООН программы всеобщего разоружения, что получило широкую международную поддержку. Также были значительно сокращены численность Вооружённых Сил и военные расходы страны. - В сфере контроля над вооружениями
СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия, поставив условием продолжения этого моратория аналогичные действия западных держав. Кроме того, были ликвидированы советские военные базы на территории других государств.
Какие цели преследовали, согласно данному обращению, выступления антиправительственных сил? Укажите две цели. На что, согласно обращению, надеялись кадеты, в сложившейся на момент обращения ситуации в стране? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Цели антиправительственных выступлений:
Автор обращения выделяет две главные цели контрреволюционных сил:
- Свержение Советской власти («вырвать власть из рук Советов»).
- Возврат к дореволюционным порядкам («вернуть себе власть», «землю из рук крестьян»).
2) Расчёты кадетов
Кадеты надеялись использовать Учредительное собрание как легальное прикрытие для поддержки вооружённого мятежа («изнутри Учредительного собрания прийти на помощь своим генералам»), чтобы восстановить прежнюю систему власти.
О каком изменение характера власти по сравнению с предыдущим правлением пишется автор? Приведите два подтверждение этих изменений с опрой на текст. Чем автор объясняет данное изменение? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Подтверждения изменений
- В сфере принятия решений: нынешний царь правит «по своей воле», тогда как Михаил Фёдорович «без боярского совету не мог делать ничего».
- В вопросах внешней политики: царь самостоятельно решает вопросы войны и мира («с кем похочет учинить войну и покой»), включая территориальные уступки («что кому по дружбе отдать»).
2) Изменение характера власти
Автор отмечает усиление самодержавного характера власти нового царя по сравнению с правлением его отца Михаила Фёдоровича, когда решения принимались коллегиально с боярами.
Какой курс экономического развития страны был сформулирован и провозглашен на съезде? Используя текст источника, определите, как руководство страны характеризует уровень развития сельского хозяйства и пути его дальнейшего развития. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Политико-экономические проблемы сельского хозяйства
Съезд констатирует сохранение традиционной отсталости сельского хозяйства, проявляющейся в низком уровне техники, распылённости производства и сохранении кулацкой эксплуатации. Особо подчёркивается отсутствие планового начала и преимуществ крупного производства, характерных для национализированной промышленности.
2) Экономические перспективы развития
Документ обещает качественное преобразование аграрного сектора через:
- механизацию («применение сельскохозяйственных машин и тракторов»)
- научную организацию труда («научных приёмов интенсификации земледелия»)
- финансовую поддержку («сельскохозяйственный кредит»)
3) Организационные гарантии
Программа предусматривает создание системы коллективных хозяйств как основы новой аграрной политики, с гарантией:
- добровольности объединения («в порядке показа и убеждения»)
- правовой защиты («на основе советской законности»)
- поэтапного внедрения («постепенно, но неуклонно»)
Что партийная организация строительства считала основной политической задачей? Как автор воспоминаний засвидетельствовал масштабность первой пятилетки? Какую роль, по мнению автора, играла молодежь в годы первой пятилетки? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Основная политическая задача
Партийная организация строительства рассматривала борьбу за высокие темпы работ («Догнать и перегнать американские темпы в строительстве») как ключевую политическую задачу, для решения которой было развернуто массовое социалистическое соревнование.
2) Масштабность первой пятилетки
Автор свидетельствует, что вся страна превратилась в «громаднейшую строительную площадку», где каждый коллектив и организация стремились внести вклад в ударные стройки, несмотря на примитивные условия работы (использование ручного труда, лошадей и простейших механизмов).
3) Роль молодежи
Комсомольцы и молодые рабочие стали основными организаторами ударных бригад и инициаторами внедрения новых методов труда (непрерывная рабочая неделя).
Какое мнение по вопросу о верховной власти в стране было выражено в телеграмме генерала Алексеева, направленной автору воспоминаний? Какие слухи, касающиеся императрицы распространились в газетах? Какую форму правления считали наилучшей для России социалисты, с которыми встречался автор воспоминаний? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Позиция генерала Алексеева
В тексте выражено единодушное мнение командующих армиями о необходимости отречения императора («Государь должен отречься от престола»), что автор поддержал в своей телеграмме государю, умоляя его об отречении «для пользы» страны.
2) Компрометирующие слухи
В газетах распространялись сведения о якобы обнаруженном у императрицы Александры Фёдоровны проекте сепаратного мира с Германией, что подрывало престиж царской семьи.
3) Предпочтительная форма правления
Социалисты-крайнелевые, вопреки своим революционным взглядам, считали конституционную монархию оптимальной для России («всю жизнь мечтали о социальном перевороте, но их мечта была конституционная монархия»), отвергая как анархию, так и преждевременную республику.
Какие явления свидетельствовали, по мнению автора, о кризисном состоянии страны? Укажите три явления. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Политико-идеологический кризис системы
Автор отмечает глубокий кризис политической системы, выразившийся в формальном характере конституционных реформ («6 статью», превращающую попытки демократизации в демагогию) и утрате идеологического авторитета КПСС («идейный авторитет наш практически упал до нуля»). Особо подчеркивается деградация руководства, где реальная власть перешла к неформальной «тройке» членов Политбюро.
2) Экономические и внешнеполитические проблемы
СССР сохраняет статус сверхдержавы лишь благодаря военной мощи и финансовой поддержке союзников («Привязывать к себе мы могли, лишь являя собой «мировую силу», и деньгами»), утратив роль идеологического лидера. В экономике отмечается растущая зависимость от ресурсного экспорта как инструмента влияния.
3) Управленческий и международный кризис
В тексте описана физическая и умственная деградация руководства («нарастающей его болезни»), потеря контроля над международным коммунистическим движением (««братские партии»… отказывали КПСС в праве навязывать им политику»), крах идеологического влияния («уже не «вождь» и не пример для подражания»).
Какие политические партии, участвовавшие в работе представительного органа, о котором идёт речь в отрывке, названы в тексте? Укажите три партии. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Основные участники политического процесса
1) Партия социалистов-революционеров (эсеры)
Получила абсолютное большинство голосов (21 миллион, 58%), представляя интересы крестьянства и являясь главной политической силой собрания.
2) Большевики
Контролировавшие вооруженные силы, но получившие лишь около 9 миллионов голосов (25%), что не соответствовало их претензиям на власть.
3) Левые эсеры
Выступавшие в роли союзников большевиков, но сохранявшие определенную самостоятельность в принятии решений.
В чем автор видит главную особенность «странной войны»? В чем, по мнению автора, состояла цель Англии и Франции в этой войне? Для чего, по мнению автора, Советскому Союзу была необходима «как можно более длительная мирная передышка»? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Политическая характеристика «странной войны»
Автор подчеркивает парадоксальный характер военных действий («стояли… с ружьем к ноге, при запрете стрелять»), когда формально объявившие войну державы (Великобритания и Франция) не предпринимали активных боевых действий против Германии, несмотря на имеющееся военное превосходство.
2) Стратегические цели западных держав
Основной целью политики Англии и Франции, по мнению автора, было перенаправление германской агрессии на Восток («побудить Гитлера… двинулась дальше, на Советский Союз»), что выражалось в готовности пожертвовать Польшей после уже совершенной «продажи» Чехословакии в Мюнхене.
3) Советские стратегические интересы
Необходимость «мирной передышки» для СССР объясняется:
- Требованием времени для всесторонней подготовки к неизбежной войне.
- Стремлением максимально отсрочить начало военных действий.
- Потребностью в укреплении обороноспособности страны.
Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме? Приведите три положения из текста. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Развитие тяжелой промышленности как основа индустриализации
Автор подчеркивает, что главная цель индустриализации — развитие производства средств производства, а не просто рост промышленности в целом. Особое внимание уделяется машиностроению как «основному нерву индустрии».
2) Обеспечение экономической независимости СССР
Ключевая задача — создать хозяйственную самостоятельность страны, чтобы избежать зависимости от капиталистических государств и не превратиться в «придаток мирового капитализма».
3) Структурная перестройка народного хозяйства
Необходимо увеличить долю промышленности в экономике, при этом сохраняя приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленностью, хотя развитие последней также признается важным.
Какие социально-экономические проблемы Петрограда описаны в тексте? Укажите три проблемы. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
1) Разрушение торговой инфраструктуры
Магазины находятся в плачевном состоянии («краска облупилась, витрины треснули»), многие закрыты навсегда, а рынки также прекращают работу из-за борьбы со спекуляцией.
2) Транспортный кризис
Трамваи остаются единственным доступным транспортом для населения, они переполнены, а введение бесплатного проезда лишь подчеркивает тяжелое экономическое положение.
3) Демографический коллапс
Население Петрограда сократилось почти вдвое (с 1,2 млн до 700 тыс.), смертность резко возросла (с 22 до 81 на тысячу), а рождаемость упала в два раза из-за голода и лишений.