ЕГЭ
Назад
Библиотека флеш-карточек Создать флеш-карточки
Библиотека тестов Создать тест
Математика Английский язык Тренажёры для мозга ЕГЭ Русский язык Чтение Биология Всеобщая история Окружающий мир
Классы
Темы
Математика Алгебра Геометрия ОГЭ Физика География Биология Химия Всеобщая история История России Обществознание Русский язык Литература ЕГЭ Английский язык
Подобрать занятие
Классы
Темы

13. Определение характеристик исторического источника: xviii - начало xx века

1. Задание #181814
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника

«После тяжкой войны, в которой все состояния, участвуя, оказали равное усердие и верность престолу и отечеству; когда всякий ожидал в мире вожделенного спокойствия, внезапно войти в селения военною рукой, взять дома мирных земледельцев, всё, дедами и самими ими нажитое, да и их самих в общий состав нового воинства — едва ли история представляет что-либо тому подобное. К сему присовокупить должно вынужденную уступку и покупку соседственных земель и поместий: ибо одна несправедливость естественно рождает другую. Возникли, с одной стороны, отчаянное сопротивление, особенно на юге, с другой — строгие меры укрощения. Всей России сделались известны сцены, которых никто не мог полагать возможными в царствование государя, толико кроткого, человеколюбивого! Общее недоумение разрешалось одним лицом графа Аракчеева. Оно во всех подобных действиях служило экраном для особы монарха.

Цель поселений объявлена после — освобождение России от тяжкой рекрутской повинности. Осмеливаюсь, государь, представить, что уменьшение срока службы по примеру Пруссии до 8 или до 12 лет удовлетворило бы сей цели справедливее, прочнее и безопаснее: ибо тогда чрез 25 лет во всей России разлился бы дух военный, и крестьяне столь же бы легко стали расставаться с детьми, как дворяне, кои прежде также отпускали, как на смерть, а теперь охотно сами везут. Возвратившиеся в семейство могли бы жениться, заниматься крестьянским бытом и, наживая детей, воспитывали бы их заранее быть солдатами, сами были бы готовые ландверы.

Мысль о поселении войск не новая. Бурхард Миних представлял императрице Анне Иоанновне проект о заселении границ турецких, польских и шведских войсками, с тем, чтобы они приучались к тому роду войны, который с сими неприятелями приличен. Поселение на границе может быть действительно оплотом, но внутри государства другие следствия возможны. При разных мнениях о сём иностранцев известен краткий отзыв Веллингтона. Я слышал его из уст графа Ростопчина: видно, что русское правительство не боится штыков!»

Назовите войну, о которой говорится в первом абзаце. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите год, когда вступила на престол упоминаемая в тексте императрица.

1) Война: описанные события относятся к Отечественной войне 1812 года.
В тексте говорится о «тяжкой войне», в которой все сословия проявили «усердие и верность престолу и отечеству». Это соответствует Отечественной войне 1812 года, когда русское общество объединилось против наполеоновского нашествия.
2) Император: Александр I (правил в 1801–1825 гг.).
В тексте упоминается «кроткий и человеколюбивый» государь, при котором происходили жёсткие меры (военные поселения). Это характерно для второй половины правления Александра I, особенно после 1815 года.
3) Год вступления на престол императрицы Анны Иоанновны: 1730 год.
В тексте говорится о проекте Бурхарда Миниха, представленном Анне Иоанновне. Она стала императрицей в 1730 году после смерти Петра II.

Показать
Очки опыта 20
2. Задание #181815
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«Божиею милостью, мы, <…>, царь и самодержец всероссийский и проч., и проч., и проч. Объявляем духовного, военного и гражданского и всех прочих чинов людям всероссийского народа, нашим  верноподданным. Мы уповаем, что большой части из верных подданных… ведомо, с каким прилежанием и попечением мы сына своего перворожденного воспитать тщились. Он всегда вне прямого нам послушания был и ни о чём, что довлеет доброму наследнику, не внимал, не обучался, и учителей своих, от нас приставленных, не слушал… И видя мы его упорность в тех его непотребных поступках,  объявили ему …что ежели он впредь следовать нашей воле и обучаться тому, что бы наследнику государства пристойно, не будет, то его лишим наследства…

Но он, забыв страх и заповеди Божии, которые повелевают послушну быть и простым родителям, а не то что властелинам, …уехал и отдался под протекцию цесарскую, объявляя многая на нас яко родителя своего и государя неправдивые клеветы, будто мы его гоним и без причины наследства лишить хотим, и якобы он от нас в животе своём небезопасном, и просил оного, дабы его не токмо от нас скрыл, но и оборону свою против нас и вооружённою рукою дал… И хотя он, сын наш, за такие свои противные от давних лет против нас яко отца и государя своего поступки, особливо ж за сие на весь свет приключённое нам бесчестие через побег свой и клеветы, на нас рассеянные… достоин был лишения живота; однако ж мы, отеческим сердцем о нём соболезнуя, в том преступлении его прощаем и от всякого наказания его освобождаем. Однако ж… не можем по совести своей его наследником по нас престола российского оставить, ведая, что он, по своим непорядочным поступкам, всю полученную по Божией милости нашими неусыпными трудами славу народа и пользу государственную утратит… И тако мы, сожалея о государстве своём, …для пользы государственной, лишаем его, сына своего <…> за те вины и преступления, наследства по нас престола нашего  всероссийского, хотя б ни единой персоны нашей фамилии по нас не осталось…»

Назовите монарха, издавшего этот манифест. Укажите с точностью до десятилетия период, когда этот манифест был издан. Назовите наследника, которого этот манифест лишал престола.

1) Монарх, издавший манифест: Пётр I Алексеевич (Пётр Великий).
В тексте упоминается лишение наследства «перворожденного сына» за неповиновение и бегство за границу. Это соответствует конфликту Петра I с его старшим сыном Алексеем Петровичем, который бежал в Австрию («отдался под протекцию цесарскую») и был лишён прав на престол.
2) Период издания манифеста (с точностью до десятилетия): 1710-е годы.
Манифест о лишении Алексея Петровича прав на престол был издан 3 февраля 1718 года (после возвращения царевича в Россию и начала следствия по его делу).
3) Наследник, лишённый престола: Алексей Петрович Романов (сын Петра I от первого брака с Евдокией Лопухиной).
В тексте описаны обстоятельства его побега за границу, обвинения в адрес отца и последующее лишение наследства. Алексей умер в 1718 году в Петропавловской крепости после суда и пыток.

Показать
Очки опыта 20
3. Задание #181820
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«По непреложным судьбам Вышнего, благословляющего оружие Наше, присоединив навсегда Финляндию к России, с удовольствием Мы зрели торжественные обеты, обывателями всего края принесённые на верное и вечное их Скипетру Российскому подданство. Вместе с сим восприяли Мы на себя священную обязанность хранить сие достояние, промыслом Нами вручённое, во всей его незыблемости и в непременном и вечном с Россией единстве. Обыватели Финляндии! Под сению престола Нашего покоятся многочисленные народы, судьбы их равно сердцу Нашему драгоценны; вступив в состав Империи Нашей, вы приобрели тем самым равные права с ними. Сверх древних установлений, страны вашей свойственных и свято Нами хранимых, новое поле вашей деятельности и трудолюбию открывается. Под сильным щитом России земледелие ваше, торговля, промыслы, все источники народного богатства и благосостояния воспримут новую жизнь и расширение.

Мы познаем вскоре все ваши нужды и не умедлим простереть вам руку помощи и облегчения. Оружие Наше оградит пределы ваши от всякого к вам прикосновения и отразит все покушения врагов, если бы когда-либо возмутить спокойствие ваше они дерзнули. Обыватели Финляндии! Судьба страны вашей решена невозвратно. Всякое разглашение о восстановлении шведского над вами владычества было бы тщетное заблуждение, единственно во вред вам устремляемое. Нам известно, что некоторые соотечественники ваши теперь ещё служат в войсках шведских, против вас самих вооружаются. Мы ещё готовы принять их как верных подданных Наших, если в течение шестинедельного срока, считая со дня обнародования сего манифеста Нашего, поспешат они возвратиться. Да возвратятся в недра своего отечества, немедленно в назначаемый срок. По прошествии оного и раскаяния их не будет уже места».

Назовите императора, от имени которого составлен манифест. Назовите государство, с которым Россия вела войну за обладание территориями, указанными в документе. Укажите годы этой войны.

1) Император, издавший манифест: Александр I.
В тексте говорится о присоединении Финляндии к России, что произошло в 1809 году по итогам войны со Швецией, которая велась в период правления Александра I (1801–1825 гг.).
2) Государство, с которым Россия вела войну: Швеция.
В манифесте упоминаются шведские войска и «восстановление шведского владычества» как недопустимая угроза, что указывает на недавний конфликт между Россией и Швецией за контроль над Финляндией.
3) Годы войны: 1808–1809 гг.
Русско-шведская война длилась с февраля 1808 по сентябрь 1809 года и завершилась подписанием Фридрихсгамского мирного договора, по которому Финляндия перешла к России.

Показать
Очки опыта 20
4. Задание #181821
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма И. И. Шувалову

«Милостивый государь Иван Иванович! Полученным от вашего превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе отечества. При сём случае довольно я ведаю, сколь много природное ваше несравненное дарование служить может и многих книг чтение способствовать. Однако и тех совет вашему превосходительству небесполезен будет, которые сверх того университеты не токмо видали, но и в них несколько лет обучались, так что их учреждения, узаконения, обряды и обыкновения в уме их ясно и живо, как на картине, представляются. Того ради, ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намереваетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочинённый. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить моё мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

…Главное моё основание, сообщённое вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие годы. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей учёных, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберётся. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиотеки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости учёных, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы.

…Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трёх факультетах: в юридическом три, в медицинском три, в философском шесть.

…При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет как пашня без семян. О её учреждении хотел бы я кратко здесь вообще предложить, но времени краткость возбраняет. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целый полный план предложить могу…»

Укажите год, когда был основан университет, о котором идёт речь в письме. Назовите автора письма. Назовите российского императора (императрицу), в правление которого (которой) был основан университет.

1) Год основания университета: 1755 год.
В письме обсуждается проект создания Московского университета, который был официально учреждён 25 января 1755 года по инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова.
2) Автор письма: Михаил Васильевич Ломоносов.
Стиль письма, упоминание «приращения наук» и детальные предложения по структуре университета характерны для Ломоносова, который активно участвовал в разработке проекта. Также адресат — И. И. Шувалов, фаворит императрицы и покровитель Ломоносова.
3) Императрица, в правление которой был основан университет: Елизавета Петровна (правила в 1741–1761 гг.).
Университет был основан в её царствование, а указ о его создании подписан в день памяти св. Татианы (25 января), который позже стал Днём студенчества.

Показать
Очки опыта 20
5. Задание #181823
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из писем современницы

«Я уже начала писать это письмо и тут прочитала сегодняшний бюллетень, содержащий, увы, дурные вести из Севастополя. Неприятель занял несколько траншей, и мы потеряли 2500 человек. Я ничего не понимаю в стратегии, поэтому не могу сказать, насколько серьёзны наши потери.
Но, боюсь, дела плохи. Вы, наверное, получили эти известия по телеграфу из Вены. Их обсуждали здесь уже несколько дней назад, но в душе надеялись, что это неправда, поскольку исходили они от англичан, а те не слишком стесняются давать ложные сведения. Господи, чем же всё кончится? Сколько переживаний и страданий для Государя и Государыни! Дай Бог им душевных сил и мужества и пошли им людей, способных стать опорой в их великом и нелёгком деле. Ведь нельзя не признать, что за последние два года наделано столько ошибок и в ведении войны, и в политике! Впрочем, Россия бывала и не в таких переплётах и всегда умела достойно выйти из них. Девизом её истории можно поставить слова: «Отступить, чтобы дальше прыгнуть!» <…>

Тем временем гадкие англичане снова приблизились к Кронштадту, да так близко, что можно различить людей на кораблях. Господа англичане появляются здесь исключительно для того, чтобы легкомысленной петербургской публике было куда поехать прогуляться. Вчера, наконец, решив, что на них вдосталь насмотрелись, и не желая окончательно пересытить публику, они исчезли так же внезапно, как и появились, давно бы пора! Неслыханная низость — вооружить гигантский, не имеющий себе равных флот для того, чтобы обстреливать жалкие торговые суда и предавать огню несчастные мирные деревни, не осмеливаясь вступить в открытый бой с неприятелем… Вчера государь получил известие о гибели храброго адмирала Нахимова. Страшно видеть, как гибнут лучшие и самые отважные воины. Остались в живых лишь Васильчиков и Тотлебен. Если и эти погибнут,  то можно сказать, что душа Севастополя покинет город. Сколько убитых, сколько пролито крови и чем только всё это кончится?»

Укажите название войны, о которой идёт речь в данном отрывке. Укажите год её окончания. Назовите русского императора, при котором окончилась эта война.

1) Война: Крымская война 1853–1856 годов.
В тексте упоминаются ключевые события войны: оборона Севастополя (1854–1855), гибель адмирала Нахимова (июнь 1855 года), действия англо-французского флота у Кронштадта (блокада Балтики).
2) Год окончания войны: 1856 год.
Война завершилась подписанием Парижского мирного договора 30 марта 1856 года.
3) Российский император: Александр II (правил в 1855–1881 гг.).
Хотя война началась при Николае I, её окончание пришлось на первые месяцы правления его сына, Александра II, вступившего на престол в феврале 1855 года.

Показать
Очки опыта 20
6. Задание #181828
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из речи российского императора

«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более губительным. Покойный император [имя], в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении… Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бы­ вали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынеш­нее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, ко­торые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних выс­шее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики — хотя благодаря Богу самое меньшее их число — забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти.

Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозмож­ны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собствен­ности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязан­ностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».

Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Укажите годы его правления. Назовите упоминаемого в тексте предыду­щего императора.

1) Император, которому принадлежит речь: Николай I
В тексте выражена характерная для Николая I позиция осторожного отношения к крепостному праву, признающего его как зло, но отвергающего немедленную отмену из-за опасений социальных потрясений. Упоминание о развитии закона о свободных хлебопашцах также соответствует его политике.
2) Годы правления: 1825-1855 гг.
3) Упоминаемый предыдущий император: Александр (1801-1825 гг.)
В тексте говорится о «покойном императоре», который в начале царствования рассматривал вопрос освобождения крестьян, но затем отказался от этой идеи — это полностью соответствует политике Александра I, издавшего указ о вольных хлебопашцах в 1803 году, но не решившегося на радикальные реформы.

Показать
Очки опыта 20
7. Задание #181829
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из письма российской императрицы

«… Тогда мы войну ожидали чрез год, полки были по все Империи по квартирам, глубокая осень на дворе, приготовления никакие не начаты, доходы гораздо менее теперяшнего, татары на носу и кочевья степных до Тору и Бахмута; в январе оне въехали в Елисаветp[г]радский округ. План войны был составлен так, что оборона обращена была в наступление. Две Армии были посланы. Одна служила к обороне Империи, пока другая шла к Хотину…

Теперь граница наша по Бугу и по Кубани. Херсон построен. Крым – область Империи и знатный флот в Севастополе. Корпуса войск в Тавриде, Армии знатные уже на самой границе, и оне посильнее, нежели были в Армии оборонительная и наступательная <…> года. Дай Боже, чтоб за деньгами не стало, в чем всячески теперь стараться буду и надеюсь иметь успех. Я ведаю, что весьма желательно было, чтоб мира еще года два протянуть можно было, дабы крепости Херсонская и Севастопольская поспеть могли, такожды и Армия и флот приходить могли в то состояние, в котором желалось их видеть.

Но что же делать, есть ли пузырь лопнул прежде времени. Я помню, что при самом заключении мира Кайнарджийского мудрецы сумневались о ратификации визирской и султанской, а потом лжепредсказания от них были, что не протянется далее двух лет, а вместо того четырнадцатое лето началося было. Есть ли войну турки объявили, то, чаю, флот в Очакове оставили, чтоб построенных кораблей в Херсоне не пропускать в Севастополь. Буде же сие не сделали, то, чаю, на будущий год в Днепровское устье на якоря стать им не так легко будет, как нынешний.

Надеюсь на твое горячее попечение, что Севастопольскую гавань и флот сохранишь невредимо, чрез зиму флот в гавани всегда в опасности…

Настоящая причина войны есть и пребудет та, что туркам хочется переделать трактаты: первый – Кайнарджийский, второй – конвенцию о Крыме, третий – коммерческий».

Укажите век, к которому относятся описываемые события. Назовите императрицу, написавшую данное письмо. Укажите название политики «общего блага», которую стремилась проводить данная императрица.

1) Век, к которому относятся описываемые события: XVIII век
В тексте упоминаются: Кючук-Кайнарджийский мир (1774 г.), присоединение Крыма (1783 г.), строительство Херсона (1778 г.) и Севастополя (1783 г.), подготовка к новой русско-турецкой войне (1787-1791 гг.)
2) Императрица, написавшая письмо: Екатерина II (годы правления 1762-1796)
Текст написан от лица императрицы, руководившей перечисленными событиями. Упоминание «Кайнарджийского мира» и «конвенции о Крыме» — ключевые достижения её внешней политики.
3) Название политики «общего блага»: просвещённый абсолютизм
Это была официальная идеология екатерининского правления, которая сочетала абсолютную власть монарха с идеями Просвещения и включала комплексные реформы управления, развитие образования и экономики.

Показать
Очки опыта 20
8. Задание #181833
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«31 марта для России начался пролог той великой исторической драмы, которая называется судом народа над правительством. Обвинительный акт-это вся русская история, на страницах своих не представляющая ничего, кроме батожья, палок, плетей и шпицрутенов, с одной стороны, и систематического разорения народа «ради его государевых доходов» — с другой. После событий 31 марта несколько совестно говорить о том, что правительство русское держится апатией и индифферентизмом русского общества: в этот день разрыв русского общества с правительством выразился de facto в здании окружного суда оправдательным приговором присяжных и поведением публики, аплодировавшей приговору. Присяжные отказались обвинять ту, которая решилась противопоставить насилию насилие, они отказались подписаться под политикою душения всякого самостоятельного проявления общественной мысли и жизни, они открыто признали невиновность врагов существующего порядка.

Этим ознаменовалось пробуждение нашей общественной жизни, а полиция и жандармерия и не думали изменять своего обращения с публикою. На оправданную общественною совестью Засулич кинулись жандармы с целью расправиться с нею административным порядком. Людей, радовавшихся её оправданию, били и мяли лошадьми, не пощадили даже беременных женщин… Самое следствие об этих «уличных беспорядках» передано в руки III отделения, которому приходится, таким образом, произнести приговор над своим собственным поступком. В довершение всего секретным отделением отдан приказ участковым приставам «разыскать и арестовать оправданную судом присяжных Засулич». Русское общество долго молчало. Оно молчало, когда в течение столетий его лучшие, свободомыслящие люди погибали в рудниках Сибири, когда русская наука несла такие потери, как потеря великого экономиста Н. Г. Чернышевского. Оно молчало, молчало и молчало. Мы не знали, заговорит ли оно когда-нибудь.

Но 31 марта и в следующие дни петербургское общество заговорило наконец человеческим языком. Правительство игнорирует подобные симптомы общественного пробуждения. Как бы в насмешку над приговором Петербургского окружного суда полиции отдаётся вышеупомянутый приказ о заарестовании Засулич. Полиция вызывает столкновение на улице, и в первый раз после 14 декабря 1825 г. петербургские улицы орошаются кровью борцов за свободу!»

Укажите год, когда состоялся суд, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название революционного движения, к которому принадлежала во время этого суда В. И. Засулич. Назовите российского императора в этот период.

1) Год суда: 1878 год
Суд над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова, состоялся 31 марта 1878 года. Оправдательный приговор вызвал общественный резонанс, описанный в тексте.
2) Революционное движение: народничество
В. И. Засулич на момент покушения (24 января 1878 г.) принадлежала к народническому движению «Земля и воля». Её акция была местью за телесное наказание политического заключённого Боголюбова (Емельянова), заказанное Треповым.
3) Российский император: Александр II (годы правления 1855-1881)
События происходили в период правления Александра II, известного как «царь-освободитель» (отменил крепостное право в 1861 г.), но столкнувшегося с ростом революционного движения в 1870-х годах.

Показать
Очки опыта 20
9. Задание #181838
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«В январе… на кремлёвской площади великий князь Сергей Александрович пал жертвой террористического акта. Убийца, Каляев, был схвачен. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна нашла в себе мужество навестить злодея в тюрьме и поговорить с ним как истая христианка… Покушение на великого князя послужило как бы сигналом к дальнейшим революционным действиям, которые вспыхивали в разных местах, в том числе и на Черноморском флоте, на оружейных и прочих заводах, в полках.

…Революционные волны то усиливались, то утихали, чтобы с новой энергией вспыхнуть в другом месте. Судя по всему, всё было отлично организовано. После удачного проведения разрозненных забастовок в начале октября началась всеобщая забастовка фабрик и железных дорог. Бастовали решительно все: извозчики, булочники, центральные электрические станции, водопроводные хозяйства и т. д. Замолкли шумы и звуки, движение остановилось в ожидании какого-то ужасающего разряда.

Князь П. Н. Трубецкой, губернский предводитель дворянства, вызвал всех уездных предводителей на депутатское собрание в Москву. В круглом зале депутатского собрания состоялся ряд тревожных заседаний. О чём говорили, уже не помню. У меня осталось лишь впечатление невероятной растерянности и беспомощности…

[Вскоре] распространился слух о манифесте… Мне принесли уже несколько истрёпанный номер «Русского слова» с полным текстом манифеста. У всех чувствовался порыв отслужить в соборе благодарственный Господу Богу молебен. Кто-то сбегал за отцом благочинным, и через какие-нибудь полчаса народ валом повалил на церковную площадь. Загудели все городские колокола, и началась служба. Собор не мог вместить и четверти всех желающих. Стоя на коленях, на всей площади молился народ, а священник торжественно провозгласил слова царского манифеста, читая его по газете, мною ему переданной. Сразу наступило какое-то облегчение».

Укажите год, когда произошли описанные в отрывке события. Назовите российского императора в этот период. Назовите событие (процесс), к которому относятся все факты, приведённые в данном отрывке.

1) Год событий: 1905 год
В тексте описываются ключевые события Первой русской революции: убийство великого князя Сергея Александровича (4 февраля 1905 г.), всеобщая октябрьская забастовка (октябрь 1905 г.), издание Октябрьского манифеста (17 октября 1905 г.).
2) Российский император: Николай II (годы правления 1894-1917)
Все указанные события произошли в период правления Николая II, который подписал Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».
3) Событие (процесс): Первая русская революция 1905-1907 годов
Текст отражает основные этапы революционного процесса: волна террора (убийство князя), массовые забастовки и стачки, издание манифеста как уступка революционному движению, общественный подъём после объявления гражданских свобод.

Показать
Очки опыта 20
10. Задание #181839
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«Доклад тайной следственной комиссии был единственным обвинительным актов, по которому судились все, замешанные в деле Тайных обществ. В этом докладе действия многих членов представлены намеренно превратно, часто насмешливым тоном, как ребяческие шалости. Главное обвинения против большого числа членов Союза состояло в приписывании им цареубийственных замыслов против особы императора Александра I, несмотря на то, что он несколько лет позже спокойно умер от болезни в Таганроге.

Выражению минутной досады или негодования, вызванному каким-нибудь непохвальным действием верховной власти, приписывали значение обдуманного намерения и считали наравне с преступлением, как бы уже сделанным. За несколько лет назад вырвавшееся в горячем разговоре нескромное слово, мысль, завтра отвергнут. (и позабытую сказавшим ее), называли цареубийственным замыслом. (Тогда как и по нашим законам, всякое преступное намерение, если замышлявший его одумался и добровольно отказался привести его в исполнение, не подвергается осуждению…).

В донесении следственной комиссии не выставлено ни одно обстоятельство, ни одно действие подсудимых, которые бы могли возбудить симпатичное участие к ним соотечественников. Сколько бы показаний многих из них, в которых представлено в истинном виде тогдашнее состояние России, страдавшей под вековым гнетом самовластия! Сколько верных изображений хаотического беспорядка и в законодательстве, и в администрации! Сколько уроков самому правительству для уврачеваний тяжких язв, съедающих Россию! Уничтожение крепостного рабства целой трети ее народонаселения, винных откупов, посредством которых главный государственный доход основан на развращении и разорении народа по несчастной страсти его к крепким напиткам, — все эти горькие истины и многие другие откровенно и добросовестно высказаны подсудимыми и, однако, обо всем этом умолчено в донесении следственной комиссии государю.

Во всем этом политическом процессе правительство действовало с неслыханным пристрастием и как истец или тяжущаяся сторона, и, вместе с тем, как раздраженный неумолимый судья. Какого же правосудия можно было ожидать, когда умышленно нарушались и те немногие судебные обряды и формы, которые служат для подсудимых ограждением от произвола и пристрастия предубежденных судей…».

Укажите общее название, под которым вошли в историю России члены упоминаемых в тексте тайных обществ. Укажите название первого из этих тайных обществ. Назовите императора, в годы правления которого состоялись суд и следствие над участниками этих обществ.

1) Общее название членов тайных обществ: декабристы
Участники тайных обществ, организовавших восстание 14 декабря 1825 года, вошли в историю под этим названием по месяцу их выступления. Текст критикует следствие по их делу, что указывает на декабристов.
2) Первое тайное общество: Союз спасения (1816-1818 гг.)
Именно это общество, основанное А. Н. Муравьёвым, стало первым в череде организаций декабристов.
3) Император: Николай I (годы правления 1825-1855)
Суд и следствие над декабристами происходили в 1826 году, уже в правление Николая I, хотя само восстание случилось в день междуцарствия после смерти Александра I.

Показать
Очки опыта 20
11. Задание #183502
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«По словам министра народного просвещения [фамилия], образование — это «огонь», который не только светит, но и жгёт». Реформа образования проводилась Комитетом по устройству учебных заведений с 1826 по 1835 гг. Он подготовил «Устав гимназий и училищ уездных и приходских». Общий устав императорских российских университетов» и т. д. Средняя школа была представлена в виде классических гимназий, готовящих в университеты, и особых училищ, дававших прикладные знания, но без права дальнейшего поступления в университет. Действия правительства привели к увеличению числа учебных заведений в стране. Гимназий стало больше почти в два раза, а учащихся в них — в 2,5 раза.

Университетский устав 1835 г. в вопросах автономии ограничивал права университетов по сравнению с Уставом 1804 г., но, вопреки устоявшемуся мнению, был гораздо либеральнее, чем такие же уставы в Германии или Франции. Русские студенты того времени или сами платили за обучение, и тогда были вольны выбирать работу после курса обучения, или учились за счёт государства, но после обучения должны были 6 лет отработать там, куда будут направлены.

В 1828 г. в Петербурге был открыт Технологический институт, в 1834 г. в Киеве был образован университет Святого Владимира. Тогда же профессорами университетов стали широко практиковаться публичные лекции. В 1840 г. в некоторых университетах были открыты курсы по подготовке квалифицированных управленцев для промышленности. Но всё же были и негативные явления — после польского восстания местные учебные заведения, причастные к восстанию, были закрыты.

Цензурный устав был принят 10 июня 1826 г. и лёг в основу цензурной реформы. Основные положения устава, получившего в обществе название «чугунный», сводились к следующему: дать полезное (или безвредное) для блага отечества направление печати, живописи и т. п.; 1) права и внутреннюю безопасность, 2) направления общественного мнения, 3) науку воспитание юношества. Но устав действовал только два года и из-за своего неудобства использовании в 1828 г. был заменён на новый».

Назовите императора, в чьё царствование происходили описанные изменения. Назовите его предшественника на престоле. Укажите годы польского восстания, о котором упоминается в документе.

1) Император: Николай I (правил в 1825–1855 гг.).
Описанные реформы (уставы 1826–1835 гг., открытие институтов, цензура) проводились в его правление.
2) Предшественник на престоле: Александр I (правил в 1801–1825 гг.).
Николай I вступил на престол после смерти брата, в период кризиса междуцарствия и восстания декабристов (1825 г.).
3) Польское восстание: 1830–1831 гг.
Описанное в тексте восстание началось в Варшаве в ноябре 1830 года и было подавлено русскими войсками к осени 1831 года. Его следствием стали репрессии против польских учебных заведений, упомянутые в документе.

Показать
Очки опыта 20
12. Задание #183504
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современника событий

«Правда, первые распоряжения правительства, внушенные ему своекорыстными людьми, произвели на общество благоприятное впечатление: по указу императора было возвращено из ссылки много лиц – Бирон, Миних, Лесток и др.

Затем император обнародовал документ, в котором говорилось, что при Петре Великом нужно было принуждать дворян, чтобы они служили и учились, отчего произошло много пользы, умножилось число сведущих людей, но теперь уже нет нужды в принуждении. Новый документ говорит, что дворяне могут служить, но могут и выходить в отставку, когда того захотят, кроме военного времени и за три месяца до начала войны. Неслуживые дворяне могут ехать за границу и поступать на службу к дружественным государям, но по первому требованию правительства должны вернуться на родину. Император выражал уверенность, что дворяне не будут злоупотреблять данной им свободой, будут сами служить, а детей своих будут учить наукам, и грозил ослушникам «презрением и уничтожением».

Освобождение от обязательной службы было общим желанием дворян, и некоторые шаги к нему были сделаны еще в предшествующие правления. Мысль об окончательном освобождении дворян от обязательной службы была подсказана императору, вероятнее всего, Р. Воронцовым, который имел свои виды упрочить это царствование, так как намеревался выдать за императора свою дочь Елизавету.

Этими людьми была проведена и другая мера – уничтожение Тайной канцелярии и запрещение выкрикивать ненавистное всем «слово и дело». Затем был издан указ, позволявший беглым раскольникам возвращаться в Россию и селиться в Сибири и содержать свой закон по обычаю и старым книгам. Это разрешение указ мотивировал тем, что в России живут и нехристиане – магометяне и язычники, а раскольники все же христиане, «точию в суеверии и упрямстве пребывающие». Кроме того, была понижена цена на соль, составлявшую казенную монополию.
Но все эти меры не достигали своей цели, ибо дурные поступки императора возбуждали против него решительно всех».

Укажите век, в котором происходили события, упоминаемые в тексте. Назовите императора, в период правления которого происходили описываемые события. Укажите название изданного императором документа, о котором идет речь во втором абзаце отрывка.

1) Век: XVIII век
Описанные события относятся к середине XVIII века, периоду после дворцовых переворотов.
2) Император: Пётр III (правил в 1761–1762 гг.)
Упомянутые реформы (освобождение дворян от службы, ликвидация Тайной канцелярии, амнистия раскольников) были проведены именно в его короткое правление.
3) Название документа: «Манифест о вольности дворянства» (18 февраля 1762 года)
Во втором абзаце отрывка речь идёт именно об этом манифесте, который: отменил обязательную службу дворян (введённую Петром I в 1714 году), разрешил дворянам свободный выезд за границу, сохранил лишь ограничения на отставку в военное время.

Показать
Очки опыта 20
13. Задание #183511
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из мемуаров современника

Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: «Видно, это не бегущих турок и поляков поражать, а здесь ваше мужество притупляется», «Государь, — сказал Кутузов, — извольте сами располагать атакою, а что я не тру вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь».

20 ноября была несчастная и постыдная … баталия, где наши войска претерпели сильно поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать. 23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ: «Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Францией конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришел на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию».

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии, но тот отвечал: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни».

Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

1) Название баталии: Аустерлицкое сражение (или битва при Аустерлице)
В тексте описываются события этого ключевого сражения Наполеоновских войн, где союзные русско-австрийские войска потерпели сокрушительное поражение из-за ошибок в командовании и тактике.
2) Год сражения: 1805
Битва произошла 20 ноября (2 декабря) 1805 года близ города Аустерлиц (ныне Славков-у-Брна, Чехия).
3) Российский император: Александр I (правил в 1801–1825 гг.)
Именно он, вопреки советам Кутузова, настоял на генеральном сражении, что привело к разгрому. В тексте указано его вмешательство в командование («Вы сами распоряжались войсками»).

Показать
Очки опыта 20
14. Задание #183513
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записок современника событий

«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т.е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины не было еще приведено в исполнение.

С [воцарением нового императора] все переменилось, и быстрота выполнения особых велений, по первому на предмет взгляду, без объема, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всем такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и все не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навел на все царство одурение! Вспоминая [о том времени], содрогаешься, ужасное было время!

Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ.

Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облеченный полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: «Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе».

Назовите «нового императора», о котором идет речь в отрывке. Укажите год начала его правления. Назовите государственного деятеля, который первым занимал должность, упомянутую в последнем абзаце данного отрывка.

1) «Новый император»: Павел I
В тексте описывается начало его правления (1796 г.), характеризовавшееся резкой сменой политики, хаотичными решениями и коррупцией.
2) Год начала правления: 1796
Павел I вступил на престол после смерти Екатерины II 6 (17) ноября 1796 года.
3) Первый генерал-прокурор (должность, которую занимал А. Куракин): Павел Ягужинский
Эта должность была учреждена Петром I в 1722 году, и Ягужинский стал её первым обладателем.

Показать
Очки опыта 20
15. Задание #183519
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из записок современника

«Мысль невольно переносится к несчастному учреждению суда присяжных в тех странах, где нет тех исторических и культурный условий, при коих он образовался в Англии. Очевидно, многие, вводя это учреждение, только «слышали звон, да не знали, где он». Неразумно и легкомысленно было вверять приговор о вине подсудимого народному правосудию, не обдумав мер и способов, как его поставить в надлежащую дисциплину, и не озаботившись исследовать предварительно чужеземное учреждение в истории его родины, и со сложною его обстановкой.

И вот, по прошествии долголетнего опыта, всюду, где введен с примера Англии суда присяжных, возникают уже вопросы о том, как заменить его для устранения той случайности приговоров, которая из года в год усиливается. Это вопросы возникают и обостряются и в тех государствах, где есть крепкое судебное сословие, веками воспитанное, прошедшее строгую школу науки и практической дисциплины.

Можно себе представить, во что обращается это народное правосудие там, где в юном государстве нет и этой крепкой руководящей силы, но взамен того есть быстро образовавшаяся толпа адвокатов, которым интерес самолюбия и корысти сам собою помогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики и логомахии, для того, чтобы действовать на массу; где действует пестрое, смешанное стадо присяжных, собираемое или случайно, или искусственным подбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ни способность осилить массу фактов, требующих анализа и логической разборки: наконец – смешанная толпа публики, приходящей на суд как на зрелище, посреди праздной и бедной содержанием жизни; и эта публика, в сознании идеалистов, должна означать народ. Мудрено ли, что в такой обстановке оказывается тот же печальный результат, на который указывают вышеприведенные слова Чарльза Мэна: «присяжные слепо тянут со своим вердиктом на сторону того или другого адвоката, кто сумеет на них подействовать».

Назовите реформу, результаты проведения которой анализирует автор. Укажите десятилетие, в котором она была проведена. Назовите правившего в то время в России императора.

1) Реформа: Судебная реформа 1864 года
Автор анализирует последствия введения суда присяжных, который был учреждён в рамках либеральных судебных преобразований Александра II. Критика касается именно этого института, заимствованного из английской правовой системы.
2) Десятилетие проведения реформы: 1860-е годы
Судебная реформа была проведена в 1864 году (20 ноября утверждены Судебные уставы) и начала реализовываться с 1866 года. Это была часть «Великих реформ» Александра II.
3) Император: Александр II Николаевич
Правил с 1855 по 1881 год. Именно в его правление были проведены либеральные реформы, включая судебную, которая ввела принципы гласности, состязательности и институт присяжных заседателей.

Показать
Очки опыта 20
16. Задание #183537
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года

«Жалуем сим именным указом… всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей… повелеваем сим… указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых против ников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…»

В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот период? За какого императора выдавал себя Пугачев?

1) Хронологический период восстания Пугачёва: 1773–1775 годы
Основные события:

  • 1773 г.: начало восстания – захват Пугачёвым Яицкого городка.
  • 1774 г.: пик движения – взятие Казани, манифест от 28 июля.
  • 1775 г.: поражение – казнь Пугачёва в Москве.

2) Правитель России в этот период: Екатерина II (правила в 1762–1796 гг.)
В тексте манифеста она названа «разорительницей крестьян», против которой боролись повстанцы.
3) Император, чьё имя использовал Пугачёв: Пётр III
Пугачёв выдавал себя за «чудом спасшегося» Петра III, что придавало легитимность его требованиям.

Показать
Очки опыта 20
17. Задание #183573
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

Из воспоминаний современницы

«По прошествии трёх недель по кончине Государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова, плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность» и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чём же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья… кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Пётр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе. Отчего вздумали, что в неволе. Воронцов и генерал-прокурор думали великое дело делать, доложа Государю, дабы дать волю дворянству, а в самом деле выпросили не что иное, кроме того, чтоб всяк был волен служить и не служить.

Пришел с панихиды к себе, я увидела, [что] у заднего крыльца стоит карета парадная с короною, и Император в ней поехал в Сенат. Но сей кортеж в народе произвёл негодование, говорили: как ему ехать под короною? он не коронован и не помазан. Рановременно вздумал употребить корону. У всех дворян велика была радость о данном дозволении служить или не служить, и на тот час совершенно позабыли, что предки их службою приобрели почести и имение, которым пользуются… В 25-й день января… повезли тело Государыни, во гробе лежащей, со всевозможным великолепием и подобающими почестями изо дворца чрез реку в Петропавловский собор в крепость… Император в сей день был чрезмерно весел и посреди церемонии сей траурной сделал себе забаву: нарочно отстанет от везущего тела одра, пустив оного вперёд сажен тридцать, потом изо всей силы добежит… О непристойном поведении сём произошли многие разговоры не в пользу особе Императора, и толки пошли о безрассудных его во многих случаях поступках».

Назовите императрицу, о кончине которой упоминается в отрывке. Укажите десятилетие, когда она умерла. Назовите императора, о котором идёт речь.

1) Императрица, о кончине которой упоминается: Елизавета Петровна
Упоминание Петропавловского собора как места погребения и контекст событий (освобождение дворян от обязательной службы) указывают на смерть императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году.
2) Десятилетие смерти: 1760-е годы
Елизавета Петровна скончалась 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года по новому стилю), что относится к началу 1760-х годов. Описанные в тексте события (Манифест о вольности дворянства) произошли в 1762 году.
3) Император, о котором идёт речь: Пётр III
Именно он издал Манифест о вольности дворянства (18 февраля 1762 года), освободивший дворян от обязательной службы. Упоминание его «непристойного поведения» во время траурной церемонии соответствует историческим свидетельствам о его неуважительном отношении к памяти Елизаветы Петровны.

Показать
Очки опыта 20
18. Задание #183602
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

«В тяжёлую и скорбную годину император… вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби,  — говорилось в высочайшем манифесте,  — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.

Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря.
Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём,  — великая Сибирская железная дорога  — соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана».

Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон?

1) Император: Александр III Александрович
Упоминание манифеста от 29 апреля (1881 года) о сохранении самодержавия, политики «Россия для русских», постройки Закаспийской и начатой Транссибирской железной дороги указывают на этого правителя.
2) Годы правления: 1881-1894
Александр III вступил на престол 1 марта 1881 года после убийства Александра II и скончался 20 октября 1894 года.
3) Обстоятельства вступления на престол:

  • Вступил на трон после убийства отца, императора Александра II (1 марта 1881 года).
  • После колебаний между продолжением реформ и ужесточением курса издал манифест 29 апреля 1881 года об укреплении самодержавия.
  • Начал правление с контрреформ, свернув либеральные преобразования предшественника.
Показать
Очки опыта 20
19. Задание #183610
Задание было решено верно
Задание было решено неверно

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу в 1900−1902 гг.

«…Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною… она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами… Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны… При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие… чего промышленные страны уже не знают… Уровень потребностей… общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада.

Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую… душу достигает 5 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого…»

Какую должность занимал С. Ю. Витте в системе управления государством во время написания статьи? В правление какого императора началась его карьера как государственного деятеля? Какая главная проблема является предметом осмысления автора конспекта?

1) Должность С. Ю. Витте в 1900-1902 гг.: министр финансов
В этот период Витте возглавлял Министерство финансов, проводя активную экономическую политику (денежная реформа, развитие промышленности, строительство Транссиба).
2) Император, при котором началась карьера Витте: Александр III
Его государственная карьера резко пошла вверх именно в царствование Александра III (1881-1894):

  • 1889 г. — директор Департамента железнодорожных дел
  • 1892 г. — министр путей сообщения
  • с августа 1892 г. — министр финансов

3) Главная проблема: экономическая отсталость России

  • Недостаток капиталов и слабое промышленное развитие.
  • Отсталость сельского хозяйства («хищническая экстенсивная система»).
  • Низкий уровень жизни крестьянства (пример с воронежскими хозяйствами).
  • Зависимость от неурожаев.
  • Низкий уровень потребления как следствие недавней отмены крепостного права.
Показать
Очки опыта 20
Получить ещё подсказку

Трудности? Воспользуйтесь подсказкой

Верно! Посмотрите пошаговое решение